СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗ АЛЮМИНИЯ, ТИТАНА И ИХ СПЛАВОВ Российский патент 2012 года по МПК C25D11/08 C25D11/26 F02F3/12 

Описание патента на изобретение RU2439211C1

Изобретение относится к области обработки поверхности поршней двигателей внутреннего сгорания из алюминия, титана и их сплавов и может быть использовано в двигателестроении.

Известен способ оксидирования изделий из алюминия и его сплавов в растворах кислот и щелочей [1].

Наиболее близким по технической сущности является способ обработки поршней двигателей внутреннего сгорания, включающий оксидирование в растворе электролита [2].

Задачей изобретения является создание на донной части поршня двигателей внутреннего сгорания теплового барьерного слоя, защита поверхности поршня от разрушения при циклических термонагрузках, снижение удельного расхода топлива, увеличение эффективной мощности и эффективного коэффициента полезного действия двигателя, повышение среднего эффективного давления рабочего цикла и уменьшение токсичности отработанных газов.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе, включающем оксидирование в растворе электролита, согласно предложенному изобретению донную часть поршня помещают в раствор электролита на основе ортофосфорной кислоты и проводят оксидирование, одновременно перемещая поршень относительно свободной поверхности электролита по мере формирования покрытия на донной части поршня, при этом ее противоположную сторону охлаждают сжатым воздухом.

Способ осуществляется следующим образом: донную часть поршня из алюминия, титана и их сплавов помещают в электролитическую ванну с водным раствором электролита. Ток подводят на электроды, один из которых (анод) закреплен на обрабатываемом поршне, другой (катод) на внутренней поверхности ванны. При взаимодействии электрического тока, электролита и материала донной части поршня происходит формирование покрытия на ее поверхности. По мере формирования покрытия на донной части поршня его одновременно перемещают относительно свободной поверхности электролита, при этом противоположную сторону донной части поршня охлаждают сжатым воздухом. Перемещение донной части поршня относительно свободной поверхности электролита и охлаждение ее противоположной стороны обеспечивает равномерную скорость охлаждения-поршня и, как следствие, одинаковые условия формирования покрытия на всем этапе оксидирования.

Введение нового признака обеспечивает получение оксидного теплового барьерного слоя, обеспечивающего защиту донной части поверхности поршня от воздействия высокотемпературных тепловых потоков, выходящих из камер внутреннего сгорания, что позволяет снизить удельный расход топлива, увеличить эффективную мощность и эффективный коэффициент полезного действия двигателя, повысить среднее эффективное давление рабочего цикла и уменьшить токсичность отработанных газов.

Пример. Донную часть поршня двигателя внутреннего сгорания из технически чистого алюминия А7М и его сплава АК12, технически чистого титана ВТ1-00 и его сплава ВТ3-1 подвергали оксидированию продолжительностью 30 минут при плотности тока 4 А/дм2, напряжении 250 В в водном растворе электролита на основе ортофосфорной кислоты (H3PO4) - 180 г/л, по мере формирования оксидного покрытия на донной части поверхности поршня ее перемещают относительно свободной поверхности электролита, одновременно охлаждая противоположную сторону донной части поршня сжатым воздухом при давлении 0,1 МПа. После завершения процесса формирования покрытия ток отключали. Донную часть поршня промывали и просушивали. Далее проводили испытания.

Для проведения испытаний использовали стенд КИ 5543 ГОСНИТИ с двигателем внутреннего сгорания УМ3-4178. Испытания проводили на пяти группах поршней (по 20 штук в каждой группе) из алюминия технически чистого А7М, алюминиевого сплава АК12, титана технически чистого ВТ1-00 и титанового сплава ВТ3-l. Оксидированию подвергали донную часть поршня до толщины оксидного слоя 150 мкм.

Затем проводили обкатку двигателя по стандартной методике в течение 3 часов на следующих режимах:

1) холодная обкатка при частоте вращения коленчатого вала 1200-1500 мин-1 в течение 15 мин;

2) горячая обкатка на холостом ходу при частоте вращения коленчатого вала: 1000 мин-1 в течение 1 часа; 1500 мин-1 в течение 1 часа; 2000 мин-1 в течение 30 минут; при 2500 мин-1 в течение 15 минут.

Далее двигатели разбирали и исследовали поршни. В результате было установлено, что поршни из всех партий имеют только следы приработки.

Результаты испытаний представлены в таблице, которые определяли и исследовали по стандартным методикам. В таблице указаны средние значения исследуемых характеристик для каждой партии поршней и для каждого рода материалов поршней как с покрытием на донной части поршней (строки №1, 2, 3, 4 таблицы), так и без покрытия (строки №5, 6, 7, 8 таблицы).

Как показали исследования (см. таблицу), поршни с покрытием обеспечивают лучшие характеристики работы двигателя внутреннего сгорания по сравнению с поршнями без покрытий. Важно отметить, что поршни из технически чистого титана (№3, №7) и его сплава (№4, №8) обеспечивают лучшие характеристики работы двигателей внутреннего сгорания, чем поршни из технически чистого алюминия (№1, №5) и его сплава (№2, №6), что связано с первоначально высокими свойствами поршней из титана и его сплава (№7, №8) по сравнению с алюминием и его сплавом (№5, №6).

Результаты испытаний, представленные в таблице, свидетельствуют об эффективной защите поршней от воздействия высокотемпературных потоков, выходящих из камер внутреннего сгорания - термостойкость увеличивается в 6…8 раз. Снижение градиента температур между юбкой и донной частью поршня позволяет повысить среднеэффективное давление рабочего цикла на 7…9% и, как следствие, снизить удельный расход топлив на 7…8%, увеличить эффективную мощность на 7…10% и коэффициент полезного действия на 6-11% двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, повышается температура сгорания топлива, что, в свою очередь, позволяет снизить токсичность отработанных газов на 25…43%.

Создание на донной части поршня двигателя внутреннего сгорания теплового барьерного слоя, способного препятствовать его разрушению при циклических термонагрузках, приводит к возрастанию срока службы поршня.

Источники информации

1. Анодно-окисные покрытия на легких сплавах. Францевич И.И., Лавренко В.А., Пиленкевич А.Н. и др. - Киев: Наук. Думка, 1977, с.190.

2. Патент на изобретение №2137580 «Способ восстановления пар трения» от 20.09.1999 г. Бюл. №26.

Похожие патенты RU2439211C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕНТАЛЬНЫХ ИМПЛАНТАТОВ 2007
  • Митрошин Александр Николаевич
  • Розен Андрей Евгеньевич
  • Иванов Петр Владимирович
  • Казанцев Игорь Алексеевич
  • Кривенков Алексей Олегович
  • Чугунов Сергей Николаевич
  • Розен Марина Андреевна
  • Розен Владимир Владимирович
RU2346089C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИХ ЗУБНЫХ ПРОТЕЗОВ 2014
  • Казанцев Игорь Алексеевич
  • Иванов Петр Владимирович
  • Митрошин Александр Николаевич
  • Кривенков Алексей Олегович
  • Чугунов Сергей Николаевич
  • Гинзбург Владимир Эдуардович
  • Смольянинов Сергей Иванович
  • Розен Марина Андреевна
RU2551628C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКРЫТИЙ 2004
  • Казанцев И.А.
  • Скачков В.С.
RU2250937C1
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2010
  • Хохлов Алексей Леонидович
  • Салахутдинов Ильмас Рифкатович
  • Зыкин Евгений Сергеевич
  • Сафаров Камиль Усманович
RU2440503C2
Способ тепловой защиты поршня двигателя внутреннего сгорания из алюминиевых сплавов 2016
  • Дударева Наталья Юрьевна
  • Бутусов Илья Андреевич
  • Кальщиков Роман Владимирович
RU2616146C1
Модифицированный наноуглеродом электролит анодирования детали из алюминия или его сплава 2014
  • Литовка Юрий Владимирович
  • Дьяков Игорь Алексеевич
  • Гравин Артём Андреевич
  • Симагин Дмитрий Николаевич
  • Ткачев Алексей Григорьевич
RU2607075C2
КАЛЬЦИЙ-ФОСФАТНОЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОЕ ПОКРЫТИЕ НА ИМПЛАНТАТЕ И СПОСОБ ЕГО НАНЕСЕНИЯ 2009
  • Твердохлебов Сергей Иванович
  • Игнатов Виктор Павлович
  • Степанов Игорь Борисович
  • Сивин Денис Олегович
  • Шахов Владимир Павлович
RU2423150C1
КАТАЛИТИЧЕСКИ АКТИВНЫЙ ТЕРМОБАРЬЕРНЫЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ МОДИФИКАЦИОННЫЙ СЛОЙ НА ПОВЕРХНОСТИ ДНА ПОРШНЯ, И/ИЛИ СФЕРЫ, И/ИЛИ ВЫПУСКНЫХ КАНАЛОВ ГОЛОВКИ ДВС И СПОСОБ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 2021
  • Лебедев Роман Дмитриевич
RU2763137C1
КАЛЬЦИЙ-ФОСФАТНОЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОЕ ПОКРЫТИЕ НА ИМПЛАНТАТЕ 2012
  • Игнатов Виктор Павлович
  • Твердохлебов Сергей Иванович
  • Степанов Игорь Борисович
  • Сивин Денис Олегович
RU2507316C1
СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНОВЫХ ИМПЛАНТАТОВ 2016
  • Гуров Александр Алексеевич
  • Порозова Светлана Евгеньевна
  • Рогожников Алексей Геннадьевич
  • Шулятникова Оксана Александровна
RU2630578C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОРШНЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗ АЛЮМИНИЯ, ТИТАНА И ИХ СПЛАВОВ

Изобретение относится к области гальванотехники и может быть использовано в двигателестроении. Способ включает оксидирование донной части поршня в растворе электролита на основе ортофосфорной кислоты путем одновременного перемещения поршня относительно свободной поверхности электролита по мере формирования покрытия на донной части поршня, при этом ее противоположную сторону охлаждают сжатым воздухом. Технический результат: способ позволяет снизить удельный расход топлива, увеличить эффективную мощность и эффективный коэффициент полезного действия двигателя, повысить среднее эффективное давление рабочего цикла и уменьшить токсичность отработанных газов. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 439 211 C1

Способ обработки поршней двигателей внутреннего сгорания из алюминия, титана и их сплавов, включающий оксидирование в растворе электролита, отличающийся тем, что донную часть поршня помещают в раствор электролита на основе ортофосфорной кислоты и проводят оксидирование, при этом одновременно перемещают поршень относительно свободной поверхности электролита по мере формирования покрытия на донной части поршня и сжатым воздухом охлаждают ее противоположную сторону.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2439211C1

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАР ТРЕНИЯ 1998
  • Атрощенко Э.С.
  • Казанцев И.А.
  • Розен А.Е.
  • Чуфистов О.Е.
  • Викторов Р.И.
  • Потемкин Е.А.
  • Гончаров А.С.
  • Синицын Е.В.
RU2137580C1
ДЕТАЛЬ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЕЕ ПОВЕРХНОСТИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА И УСТАНОВКА ДЛЯ ОБРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРА 1998
  • Косматов Е.С.(Ru)
  • Муравлев Ф.Д.(Ru)
  • Калашников Юрий Дмитриевич
  • Муравлев Г.Д.(Ru)
RU2135803C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С УМЕНЬШЕННЫМ ТЕПЛООТВОДОМ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1996
  • Бакиров Ю.А.
RU2168039C2
CN 201116313, 17.09.2008.

RU 2 439 211 C1

Авторы

Казанцев Игорь Алексеевич

Кривенков Алексей Олегович

Чугунов Сергей Николаевич

Хохлов Алексей Леонидович

Степанов Виктор Александрович

Сафаров Камиль Усманович

Даты

2012-01-10Публикация

2010-10-04Подача