Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии.
Дисфункция сенсорной интеграции также называется нарушением сенсорной обработки, характеризуется измененной сенситивностью к сенсорным афферентным сигналам, проблемами моторного контроля, обычно высоким или низким уровнем активности и эмоциональной нестабильностью (The American Heritage® Medical Dictionary Copyright © 2007, Published by Houghton Mifflin Company). Встречаемость в общей популяции 5-30% (Ahn et al., 2004; Ben-Sasson et al, 2009). Дисфункция сенсорной интеграции включает 2 подтипа: нарушение сенсорной модуляции и моторные сенсорносвязанные расстройства (Sensory Integration: Theory and Practice // Bundy, A., Lane, S.J., & Murray, E.A. - 2nd Edit. Philadelphia: F.A. Davis, 2002).
Ранняя диагностика дисфункции сенсорной интеграции, особенно в дошкольном периоде, крайне актуальна, поскольку именно в этом периоде происходит интенсивное формирование и психики, и моторики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве, и развитие психомоторной организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему - школьному - периоду развития. Своевременное назначение адекватной терапии улучшает прогноз нейроразвития и социальной адаптации.
Известен следующий способ диагностики сенсорной дисфункции у детей дошкольного возраста. Сенсорный профиль укороченная версия (SSP - Short Sensory Profile) (Dunn W. (1999) Sensory profile user's manual San Antonio, TX: The Psychological) - родительский стандартизированный тест для измерения ответов ребенка на сенсорные события в повседневной жизни по 5-ступенчатой шкале Likert. Он предназначен для детей 3-10 лет, его заполнение занимает 15 минут, тест содержит 38 пунктов/вопросов. Результаты имеют количественное выражение, что соотносят с таблицей - типичное выполнение, возможные различия, отчетливые различия. Известный способ удобен для скрининга сенсорной защиты и сенсорного поиска, но не оценивает другие типы сенсорной модуляции, моторные сенсорно-связанные дефицита, а также связанные поведенческие и эмоциональные паттерны, поэтому не позволяет диагносцировать дисфункцию сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста.
В качестве прототипа нами выбран следующий способ (Dunn W. (1999) Sensory profile user's manual San Antonio, TX: The Psychological). Он основан на оценке сенсорного профиля (SP - Sensory Profile) путем использования развернутого родительского опросника с измерением ответов ребенка на сенсорные события в повседневной жизни по 5-ступенчатой шкале Likert для детей 3-10 лет. Предлагаемые вопросы сенсорного профиля содержат секции, адресованные к каждой сенсорной системе. Указанный опросник содержит 125 пунктов/вопросов. Родители оценивают частоту ответов на сенсорные события по 5-ступенчатой шкале Likert. Пункты Сенсорного профиля представлены 9 факторами, которые группируются по четырем квадрантам - регистрация, поиск, сенситивность, избегание. По итогам вычисляется коэффициент выполнения, который также квалифицируется как типичное выполнение, возможные различия, отчетливые различия. Время заполнения составляет 30 минут, интерпретация и подсчет баллов занимает еще 40 минут. Сенсорный профиль применяется как часть всестороннего обследования для установления влияния сенсорной обработки на выполнение повседневных активностей. Сенсорный профиль является высокоспецифичным и валидным инструментом для обнаружения сенсорных дисфункций, но этот тест довольно объемный и требует больших временных затрат при консультировании, что ограничивает его применение в практическом здравоохранении.
Нами поставлена задача разработать простой, информативный способ диагностики дисфункции сенсорной интеграции, удобный в широкой врачебной практике.
Технический результат заключается в упрощении способа диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста, сокращении времени проведения исследования за счет ограничения набора необходимых и достаточных для диагностики данной патологии симптомов при сохранении точности диагностики.
Сущность изобретения состоит в следующем.
Для диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста исследуют сенсорное развитие ребенка. При этом проверяют следующие симптомы: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационная небезопасность, отвращающий ответ на движение, диспраксия, невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками. При наличии диспраксии, хотя бы одного из четырех симптомов: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационная небезопасность, отвращающий ответ на движение и одного из следующих симптомов: невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками диагностируют дисфункцию сенсорной интеграции.
Способ осуществляется следующим образом.
Для выявления дисфункции сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста проверяют следующие симптомы: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационная небезопасность, отвращающий ответ на движение, диспраксия, невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками, а также наличие диспраксии развития.
Сенсорная защита - неадекватное восприятие безобидного стимула, может быть определена, например, по набору симптомов, позволяющих установить хотя бы один из типов сенсорной защиты, предложенный Э.Джин Айрес. Выделены диагностические критерии сенсорной защиты (T.May-Benson, 2006):
1. жесткие негативные ответы на сенсорный стимул, который обычно не отвергается другими людьми
2. ответы могут быть эмоциональными или поведенческими
3. может выявляться гиперсенситивность к любым ощущениям, но чаще к тактильным и слуховым стимулам
4. проблемы усиливаются от действия стресса, могут флюктуировать во времени и быть ситуационно-зависимыми.
В таблице 1 перечислены симптомы основных типов сенсорной защиты (Э.Джин Айрес (2009). Ребенок и сенсорная интеграция, понимание скрытых проблем развития // Теревинф; Bundy, AC, Murray, EA, Lane, SJ (2002) Sensory Integration Theory and Practice FA // Davis Company; Kranowitz. C. (2003) The Out-of-Sync Child: Recognizing and coping with sensory integration dysfunction. New York, NY: Perigree Press.).
Диагностика сенсорной сенситивности может проводиться по протоколу сенсорных провокаций (L.Miller et al, 2001) - 10 тестов для каждой из 5 сенсорных систем: обонятельная проба (ароматическое масло в 2 пузырьках, качающиеся на расстоянии 2,5 см ниже носа); слуховая (пожарная сирена, громкостью 90 децибел); зрительная (20-ваттная стробоскопическая лампа с частотой включения flash 10 в секунду); тактильная (кусочек меха деликатно касается правого слухового канала, вдоль подбородка до основания и в конце поднимается к левому уху); вестибулярная (кресло пациента медленно и мягко наклоняется назад до угла 45°).
Сенсорный поиск - поведенческий паттерн, являющийся следствием недостаточного восприятия афферентных стимулов, проявляющийся чрезмерным стремлением к более интенсивному и продолжительному сенсорному опыту. Для детей с сенсорным поиском характерно (Miller et al, 2007):
- Постоянное стремление получать много сенсорных стимулов от окружающей среды и испытывать удовольствие от этого
- Отчетливые предпочтения (например, движений, пищи, звуков, зрительных впечатлений и др.)
- Социально несоответствующие манеры и иногда недостаточное чувство безопасности в окружающей среде
- Трудности завершения ожидаемых заданий, особенно, если они не являются их собственным желанием
- Импульсивность и дезорганизованность поведения
- Постоянное нахождение в движении, занятость чем-либо,
неугомонность и легко возбуждаются
Гравитационная неуверенность - выраженная тревога или беспокойство, которые вызваны неадекватной модуляцией или подавлением ощущений, возникающих при стимуляции гравитационных рецепторов вследствие перемещения снизу вверх в пространстве, вперед спиной или изменением положения головы (Case-Smith, Jane. (2005) Occupational Therapy for Children. 5th Edn. Elsevier Mosby: St. Louis, МО). Диагностируется, если возникает реакция страха, выходящая за рамки актуальной опасности, при изменении положения тела с отрывом ног от поверхности, например, с ориентацией вниз головой.
Непереносимость движения - нарушение, связанное с повышенной активностью вестибулярной системы, т.е. дисфункцией модуляции сигналов, поступающих от рецепторов полукружных каналов, что ведет к сильному дискомфорту при быстром перемещении и вращении. Диагностируется при возникновении симптомов морской болезни во время движения в автомобиле, самолете, пароходе и т.д. (дискомфорт, тошнота, рвота, головокружение).
Диспраксия развития - недостаточная способность к выполнению целенаправленных движений, связанная с нарушением организации и/или планирования движений, затрагивающая организацию тактильных, иногда вестибулярных и проприоцептивных ощущений. Слово «развитие» означает, что проблема возникает в ранний период жизни ребенка и по мере взросления влияет на его развитие. Для диагностики диспраксии используют набор проб и тестов нейропсихологического скринирующего обследования дошкольников 5 и 6 лет, состоящий из 26 заданий (адаптированная методика скринирующего нейропсихологического обследования по А.Р.Лурия):
Диагностика кинестетической диспраксии включает:
1. праксис поз вытянутых П-Ш пальцев кисти по зрительному образцу для правой и левой руки
2. праксис поз вытянутых П-V пальцев кисти по зрительному образцу для правой и левой руки
3. праксис поз вытянутых П-Ш пальцев кисти по тактильному образцу для правой и левой руки
4. перенос поз вытянутых П-Ш пальцев кисти по тактильному образцу слева направо и справа налево
5. праксис поз вытянутых П- V пальцев кисти по тактильному образцу
6. перенос поз вытянутых П- V пальцев кисти по тактильному образцу слева направо и справа налево
Диагностика пространственной диспраксии
Воспроизведение позы рук по отношению к различным частям тела одноименной стороны по зрительному образцу:
1. «Голосование» - рука, согнутая в локте и поднятая вверх
2. рука горизонтально перед грудью ладонью вниз
3. большой палец под подбородком, ладонь сагитально пальцами вперед
4. ладонь горизонтально к подбородку, пальцами к себе
5. ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя
Пробы Хеда:
1. Левая рука касается правого уха
2. Правая рука касается левого глаза
Диагностика динамической диспраксии
1. смена 3-х положений кисти: «кулак- ладонь- ребро»
2. реципрокная координация
3. графические пробы
Наряду с сенсорным тестированием по выявлению симптомов нарушения сенсорной модуляции (сенсорный профиль, укороченная версия (Dunn, 1999) или опросные листы для родителей Джин Айрес) проводят сбор анамнеза жизни и анамнеза болезни/сенсорной истории, клиническое неврологическое обследование.
Таким образом, для диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста исследуют сенсорное развитие ребенка. При этом проверяют следующие симптомы: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационная небезопасность, отвращающий ответ на движение, диспраксия, невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками. При наличии диспраксии, хотя бы одного из четырех симптомов: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационная небезопасность, отвращающий ответ на движение и одного из следующих симптомов: невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками диагностируют дисфункцию сенсорной интеграции.
Используемые в предлагаемом методе диагностики дисфункции сенсорной интеграции специфические сенсорные симптомы выбраны вследствие того, что они доступны клиническому выявлению на амбулаторном врачебном приеме с младшего возраста, их валидность доказана многими исследователями (Айрес, 2009; May-Benson Т., Teasdale A., Koomar J., 2006).
Для доказательства возможности реализации заявленного назначения и достижения технического результата приводим следующие данные.
Наш способ апробирован на 2 клинических базах г.Москвы (ФГУ «Поликлиника консультативно-диагностическая» УДП РФ, РБОО «Центр лечебной педагогики»). У 25 пациентов (69% мальчиков и 31% девочек) на основании предложенного нами способа установлен диагноз дисфункции сенсорной интеграции, что верифицировано проведением сенсорного профиля Dunn W. (1999) и у всех 25 пациентов диагноз полностью подтвердился.
Для практического врача - детского невролога, психиатра, педиатра - представляет особый интерес описание результатов обследования больных с диагностически трудной клинической картиной - при бедности неврологической и психиатрической симптоматики в дошкольном возрасте, а также малоинформативной нейрофизиологической, нейрорадиологической картины предлагаемый диагностический способ помогает правильной диагностике и планированию ранних лечебных интервенций.
Пример 1. Больной М., 6 лет 6 мес. Жалобы на трудности обучения, много стереотипных движений головой, руками, отказывается рисовать; не играет со сверстниками; не выполняет просьбы, часто игнорирует обращения к нему; обнимает/целует незнакомых людей; снижен аппетит, частые рвоты; утратил контроль над процессами элиминации («не просится на горшок»). Anamnesis vitae, morbi: Перинатальный анамнез значительно отягощен (недоношенность, третий из тройни, вес 1240 г, с 1-х суток на аппарате искусственной вентиляции легких в течение 20 суток; пневмония, внутрижелудочковое кровоизлияние с прогрессирующей гидроцефалией). На МРТ - сообщающаяся постгеморрагическая гидроцефалия, в дальнейшем нарастала внутричерепная гипертензия. Перенес 32 нейрохирургических вмешательства. Сенсорная история: Многократные госпитализации и нейрохирургические вмешательства - с первых суток жизни. На 1 г.ж. был довольно спокойным, грудного вскармливания не имел. Развивался с задержкой психоречевого и моторного развития: сел - 2 г 6 мес, первые слова - около 3 лет, ходит - 5 лет.
Неврологический статус: Черепная иннервация: горизонтальный и вертикальный блок при зрительном прослеживании, больше при взгляде вверх, глазничный рефлекс Бехтерева +, вестибулоокулярный рефлекс сохранен, конвергенция снижена, отчетливого косоглазия не определяется (проведено хирургическое вмешательство в 5 лет), кохлеарный рефлекс +, глабеллярный рефлекс Вартенберга +. Лицо гипомимично, в глаза смотрит непродолжительно, тенденция к ускользанию. Глотание, фонация не нарушены. Речь нечеткая, фразовая, стереотипна, присутствуют эхолалии. Дизритмия дыхания. Мышечный тонус с анизотонией, S D, сухожильные рефлексы повышены, также с легкой анизорефлексией S D, непостоянные патологические стопные знаки, синкинезии. Стереотипии немножественные, нарастают при утомлении, активизации. Гравитационная небезопасность. Моторная неуклюжесть - не прыгает, не приседает, тандемная походка затруднена, дефицитарность бимануальной координации, трудности удержания позы и глазодвигательной координации. Уровень мотивации к целенаправленной деятельности снижен. Походка атактическая, снижены реакции равновесия, постурального приспособления, увеличен контур опоры, периодическая ходьба на передних отделах стоп, фазы опорного периода дифференцирует неотчетливо. Графическая деятельность не сформирована по возрасту. Слабая опорность рук, не может подняться по шведской стенке - не хватается руками. Ручная деятельность бедная. Ведущая рука не выделена; в семье наследственность по левшеству отягощена: мама - амбидекстр, сестра - левша. Контакту доступен, симптомы сенсорного поиска - подходит близко, обнимается с малознакомыми людьми при общении (с доктором). Внимание неустойчивое, способность выполнять инструкции флюктуирует. Трудности регуляции поведения, эмоций. Коммуникация дефицитарна, главным образом, со сверстниками, социальная адаптация снижена. Понимание речи неплохое. Игровая компетентность - ниже возрастной нормы, игра носит стереотипный характер. Исследовательское поведение бедное. Навыки самообслуживания - сформированы минимально (выполняет элементы раздевания, не одевается; ест ложкой кашу недолго; не пьет из чашки; не умывается; не просится на горшок). Домашних обязанностей-активностей не имеет. Сон дневной отсутствует. Аппетит снижен, выражена избирательность в еде, частые рвоты.
Консультирован специалистами: психиатром - данных за аутизм, умственную отсталость и эпилепсию не выявлено. В клинической картине отмечаются аутистикоподобное поведение, трудности обучения, синдром дефицита внимания, синдром задержки психоречевого и моторного развития; педиатром - задержка физического развития, вес=14 кг; микрокальциноз почек; генетиком - данных за синдром Вильямса не получено; логопедом - общее недоразвитие речи 2. Опросник родительский сенсомоторного развития - заполнен мамой и няней, выявлены атипичные сенсорные ответы.
Выявлена диспраксия развития и три симптома нарушения сенсорной модуляции - сенсорная защита (вкусовая, двигательная, слуховая, зрительная), сенсорный поиск, гравитационная небезопасность и два следующих симптома - невнимательность, коммуникативный дефицит со сверстниками, что позволяет диагностировать у ребенка дисфункцию сенсорной интеграции.
Результат подтвержден исследованием сенсорного профиля (Dunn, 1999), заполнен мамой и няней. Интерпретация результатов - по большинству сенсорных категорий выявлены «отчетливые различия выполнения», которые могут оказывать влияние на качество жизни и выполнение повседневных активностей.
Заключение: в настоящее время актуальными проблемами являются комплекс нарушений поведения, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики, коммуникации, который, главным образом, корригировался симптоматически на фоне шунтозависимой гидроцефалии у недоношенного ребенка. Суммировав полученные данные, выявлены специфические сенсорные симптомы - сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационная неустойчивость, диспраксия развития в сочетании с невнимательностью, коммуникативным дефицитом со сверстниками, мы смогли установить диагноз дисфункции сенсорной интеграции, опираясь на предлагаемый нами способ диагностики; вместе с тем, других причин, объясняющих многоплановый клинический симптомокомплекс, не выявлено. Клинический диагноз: Дисфункция сенсорной интеграции, задержка психомоторного, речевого, сенсорного и физического развития у ребенка с шунтозависимой гидроцефалией.
В данном случае результаты предложенного нами способа диагностики полностью совпали с результатами сенсорного тестирования, диагноз установлен впервые в жизни, что позволит планировать адресные интервенции и надеяться на значительные продвижения в нейроразвитии, уровне адаптивности и сенсорной интеграции, что позволит ребенку обучаться в школе.
Пример 2. Больной В., 4 г. 10 мес. Жалобы на неусидчивость, ходьбу на «цыпочках», потряхивающие движения кистями, прикрывание руками ушей при бытовых шумах (пылесос, дрель и др.).
Из анамнеза - кесарево сечение, роды в срок, в остальном без особенностей. Психомоторные навыки формировались на 1 году в возрастном диапозоне. Наследственность: отец - имел трудности взаимодействия с ровесниками в детстве; недолгое время ходил на «цыпочках», отвращающий ответ на движение.
Консультация нейропсихолога - на фоне снижения нейродинамических параметров деятельности выявляется большая неравномерность в становлении отдельных функций (праксиса, зрительно-пространственных). Консультация психиатра - данных за психическое заболевание и аутизм не выявлено. МРТ головного мозга - без патологии. ЭЭГ - эпилептической активности не выявлено.
В неврологическом статусе - выявлены трудности плавного зрительного прослеживания, ослаблена конвергенция. Зрение, слух не нарушены. Мышечный тонус дистоничен, гиперрефлексия D=S, положительные тесты на диспраксию, трудности удержания позы, походка прыгающая, на передних отделах стоп, множественные стереотипии, гипердинамичность, невнимательность, плаксивость, аффективная лабильность. Речь нечеткая, развернутая. Контакту доступен, требует регуляции и организации извне, повышена утомляемость, лицо гипомимично. Адаптивный ответ низкий, трудности адаптации к новым условиям, среде (поступление в частный детский сад). Выявлены симптомы нарушения сенсорной модуляции - сенсорный поиск, сенсорная защита тактильная, слуховая, обонятельная, вкусовая, гравитационная небезопасность. Опросник родительский сенсомоторного развития - заполнен мамой, выявлены атипичные сенсорные ответы.
У пациента выявлено: диспраксия развития и три симптома нарушения сенсорной модуляции - сенсорная защита (вкусовая, обонятельная, слуховая, тактильная), сенсорный поиск, гравитационная небезопасность и два следующих симптома - невнимательность, коммуникативный дефицит со сверстниками, что позволяет диагностировать у ребенка дисфункцию сенсорной интеграции.
Результат подтвержден исследованием сенсорного профиля (Dunn, 1999), заполнен мамой. Интерпретация результатов - по большинству сенсорных категорий выявлены «возможные различия выполнения», которые могут оказывать влияние на качество жизни, уровень адаптивности и выполнение повседневных активностей.
Заключение: Полученные результаты позволили, используя формулу изобретения, выставить клинический диагноз - дисфункция сенсорной интеграции, который объясняет сложный симптомокомплекс расстройств с явлениями социальной дезадаптации у ребенка с наследственной отягощенностью по атипии сенсорного восприятия.
По нашему мнению, мама при заполнении опросника и сенсорного профиля завышала его достижения, информирована о них недостаточно, ребенок большую часть времени находится с няней. Родители проблемы ребенка не хотели замечать, консультированы неврологом с подозрением на аутизм по направлению специалистов детского сада, где обратили внимание на неучастие ребенка в общих играх, отказ от приема пищи, частые аффективные вспышки при привлечении к общим занятиям и т.д.
Клинический диагноз: Дисфункция сенсорной интеграции с явлениями социальной дезадаптации.
Данный пример показывает, что предложенный нами способ диагностики позволил исключить гиподиагностику дисфункции сенсорной интеграции за счет исключения субъективного фактора со стороны родителей при заполнении опросника, особенно при диагностически трудных клинических проявлениях данной патологии. Наш способ позволяет учесть комплекс проблем сенсорного реагирования, их влияние на социальное функционирование, установить диагноз дисфункции сенсорной интеграции, подтвержденный дальнейшим течением заболевания, и назначить своевременное адекватное лечение.
Пример 3. Больной А., 5 лет. Жалобы на чрезмерную подвижность, невнимательность, неуклюжесть, плохую речь.
Акушерский анамнез не отягощен. Психомоторные навыки формировались на 1 году в возрастном диапозоне, не ползал. Фразовая речь появилась поздно - с 3 лет. Посещает детский сад с 3 лет, где длительно адаптировался. Наследственность: отец - имел трудности взаимодействия с ровесниками в детстве, ходил на «цыпочках», был разборчив к текстуре одежды. Сенсорная история: выраженное беспокойство первые 2 года, стойкая инсомния; плохо сосал, много плакал. Проводилось лечение по поводу атопического дерматита.
Консультация нейропсихолога - ребенок подвижный, отвлекаемый. Быстро истощается. Эмоциональный фон ровный. Контактный, добрый. Обследование высших психических функций затруднено из-за трудностей произвольной концентрации внимания. Мальчик постоянно отвлекается, передвигается по кабинету. Однако сразу обращает на себя внимание моторная неловкость, причем отставание моторного развития отмечается как в мелкой, так и в крупной моторике (в т.ч. в оральной сфере). Не исключено, что это связано с кинестетическими трудностями. Память, воспритяие по возрасту. Интеллект посмотреть не удалось, но грубых отклонений нет. Речь смазанная, однако фраза правильная по построению и полная по количеству слов. Заключение: слабость (дисфункция) стволовых структур с акцентом в заднее-лобно-нижнетеменных отделах слева.
В неврологическом статусе - легкий блок зрительного прослеживания, снижена конвергенция. Мышечный тонус умеренно снижен, сухожильные рефлексы живые. Выражены явления диспраксии, позотоническая дефицитарность. Периодическая ходьба на передних отделах стоп, избирательность в еде. Двигательно расторможен, внимание фокусирует очень кратковременно, деятельность малопродуктивная. Повышен уровень тревоги, элементы симбиоза с мамой. Выявлены симптомы нарушения сенсорной модуляции - сенсорный поиск, сенсорная защита тактильная, вкусовая. Опросник родительский сенсомоторного развития - заполнен мамой, выявлены атипичные сенсорные ответы.
Выявлена диспраксия развития и два симптома нарушения сенсорной модуляции - сенсорная защита (вкусовая, тактильная), сенсорный поиск и два следующих симптома - невнимательность, повышенный уровень общей и двигательной активности, что позволяет диагностировать у ребенка дисфункцию сенсорной интеграции.
Результат подтвержден исследованием сенсорного профиля (Dunn, 1999), заполнен мамой. Интерпретация результатов по большинству сенсорных категорий: выявлены «отчетливые различия выполнения», которые могут оказывать влияние на качество жизни, уровень адаптивности и выработку школьных навыков.
Заключение: Полученные результаты позволили, используя формулу изобретения, выставить клинический диагноз - дисфункция сенсорной интеграции, который объясняет явления отвлекаемости, гипердинамичности, моторной неловкости, расстройств экспрессивной речи у ребенка с наследственной отягощенностью по атипии сенсорного восприятия. Сенсорный профиль подтверждает диагноз.
Клинический диагноз: Дисфункция сенсорной интеграции с явлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности вторичного характера.
Данный пример показывает, что предложенный нами способ позволяет установить диагноз и оценить подлежащие механизмы клинических нейропедиатрических проблем и назначить адресное лечение, при этом предложенный способ не требует больших временных затрат, как проведение сенсорного профиля.
В клиническом аспекте нарушение сенсорной обработки до сравнительно недавнего времени не изучалось. В настоящее время уже возможно не только рассмотреть вопрос о влиянии сенсорных систем на другие в свете современных физиологических представлений, но и поставить в центр внимания именно медицинский, клинический аспект этой проблемы.
Таким образом, данный подход обладает достаточной чувствительностью, специфичностью и позволяет с 3-летнего возраста установить диагноз и назначить направленное лечение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ коррекции психического развития и мозговой деятельности детей с нейросиндромом - дисфункция промежуточного и среднего мозга - через коррекцию "Образа Я" | 2020 |
|
RU2761717C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2007 |
|
RU2412727C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДИСПРАКСИИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2010 |
|
RU2440034C1 |
Способ определения приоритета периферического зрения, характерного для людей с расстройством аутистического спектра | 2019 |
|
RU2724018C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2020 |
|
RU2746661C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
Способ диагностики пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза методом исследования оптомоторных реакций. | 2017 |
|
RU2687173C1 |
Способ коррекции социально-эмоциональных и коммуникативных расстройств у детей с аутизмом | 2023 |
|
RU2820379C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2015 |
|
RU2594559C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ | 2014 |
|
RU2570052C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии. Для диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста исследуют сенсорное развитие ребенка. При этом проверяют следующие симптомы: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационная небезопасность, отвращающий ответ на движение, диспраксия, невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками. При наличии диспраксии, хотя бы одного из четырех симптомов: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационная небезопасность, отвращающий ответ на движение и одного из следующих симптомов: невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками диагностируют дисфункцию сенсорной интеграции. Способ позволяет упростить диагностику дисфункции сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста, сократить время проведения исследования за счет ограничения набора необходимых и достаточных для диагностики данной патологии симптомов при сохранении точности диагностики. 1 табл.
Способ диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста, включающий исследование сенсорного развития ребенка, отличающийся тем, что при исследовании сенсорного развития проверяют следующие симптомы: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационную небезопасность, отвращающий ответ на движение, диспраксию, невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками, и при наличии диспраксии, хотя бы одного из четырех симптомов: сенсорная защита, сенсорный поиск, гравитационную небезопасность, отвращающий ответ на движение и одного из следующих симптомов: невнимательность, атипичный уровень общей двигательной активности, коммуникативный дефицит со сверстниками диагностируют дисфункцию сенсорной интеграции.
DUNN W | |||
Supporting Children to Participate Successfully in Everyday Life by Using Sensory Processing Knowledge | |||
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ | 2003 |
|
RU2246256C2 |
СИРОТКИНА С.Ф | |||
и др | |||
Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве, изд | |||
Ergo, Ижевск, 2004, С.67-73, 265-271 | |||
САДОВСКАЯ Ю | |||
Е | |||
и др. |
Авторы
Даты
2012-01-20—Публикация
2010-06-25—Подача