Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к области медицины, а именно к области диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) без применения психологических тестов или устройств и может найти применения в областях, где требуется провести раннюю (скрининговую) диагностику РАС, включая медицину, раннее школьное или дошкольное образование, коррекционную педагогику, но не ограничиваясь ими.
Уровень техники
Расстройства аутистического спектра - сложная, многообразная группа патологий развития, чрезвычайно распространенная в мире. Международная классификация болезней МКБ-10 рассматривает их как «группу расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий» (код F84) и выделяет различные варианты внутри этого кода: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера и др. Более современный и более практически ориентированный справочник Американской психиатрической ассоциации DSM-5 уже не выделяет отдельные заболевания, а трактует их все как варианты единого расстройства аутистического спектра (код 299.00), которое определяется как специфическое нарушение социальной коммуникации, не связанное с умственной отсталостью [1].
Нарушения интеллектуального или речевого развития и иные отклонения трактуются как сопутствующие состояния и не являются диагностическими критериями. Такое изменение определения обусловлено весьма нечеткими критериями различных атипичных видов аутизма в предыдущих редакциях Руководства. Кроме того, типичный аутизм составляет лишь около трети случаев, что является основанием пересмотреть критерии типичности.
Таким образом, РАС является в высшей степени полиморфным заболеванием. Соответственно, этиология и патогенез различных проявлений РАС также многообразны. Склонность к развитию аутизма является наследуемым признаком с выраженной семейностью. В то же время, выявить один ген (или любое конечное число генов), отвечающий за развитие аутизма, не представляется возможным, за исключением некоторых форм аутизма, ассоциированных с генетическими заболеваниями (например, болезнь Ретта) [2]. Помимо генетических факторов, поддающихся изучению и выявлению, установлены так же пренатальные, перинатальные и неонатальные факторы, ассоциированные с последующим развитием аутизма [3-5]. Такое количество вероятных причин затрудняет постановку диагноза в раннем возрасте, когда нарушения социальной коммуникации еще не могут быть явственно выражены. Кроме того, социальный дефицит может быть вызван не только РАС, но и задержкой умственного развития или педагогической запущенностью.
В то же время, аутизм, особенно, не сопряженный с задержкой умственного развития, может быть скомпенсирован с сохранением трудоспособности. Наилучшие результаты дает наиболее раннее вмешательство [6]. Таким образом, возникает необходимость в создании метода, позволяющего выявлять РАС в максимально возможно раннем возрасте и дифференцировать его. При этом к скрининговому методу предъявляются особые требования: он должен быть максимально быстрым и простым в применении и обладать высокой чувствительностью. К таким методам относят опросные батареи для родителей M-CHAT [7], ASQ [8], CSBS [9], протокол наблюдения STAT [10].
Существующие методы диагностики представляют собой различного рода батареи опросных методик или протоколы наблюдения. Опросники заполняются со слов родителей, опекунов или учителей ребенка, которые могут намеренно или невольно исказить информацию, что приведет к получению недостоверных результатов. Структурированные протоколы наблюдения как правило требуют высокой квалификации специалиста или даже его дополнительного обучения для получения достоверного результата, что приводит к острому дефициту специалистов. Кроме того, существующие методы требуют наличия дополнительных диагностических средств, таких как опросные листы в случае опросных методов и специализированный инвентарь при структурированном наблюдении, что осложняет внедрение этих методов в широкую практику [6].
В то же время ряд особенностей сенсорного восприятия людей с РАС (периферизация восприятия, сниженное восприятие ориентирующих стимулов) качественно отличает их как от людей без особенностей развития, так и от людей с другими нарушениями развития [11, 12]. Предлагаемый диагностический метод основан на выявлении данных особенностей без применения дополнительных диагностических средств. Метод может применяться людьми без специализированного образования, прост в обучении и осуществлении. Данный метод диагностики был определен автором на основе многолетнего опыта коррекции детей с аутизмом и проверен на более чем 1000 детей с результативностью близкой к 95%.
Технический результат
Техническим результатом данного диагностического метода является выявление специфических для РАС нарушений сенсорного восприятия в зрительной модальности. Их выявление позволяет предположить наличие РАС.
Раскрытие изобретения
За основу берется представление о приоритете периферического зрения над фронтальным у ребенка с РАС, данный тест позволяет проверить наличие такого приоритета. Прототипом теста является способ коррекции развития сенсорных систем у детей с нарушениями развития аутистического спектра (пат. 2412727 опубл. 2011.02.27) [13]. В отличие от прототипа, особенности реакции детей на предъявление зрительного стимула используется в качестве диагностического критерия.
Осуществление изобретения
Тест на приоритет периферического зрения. Проба выполняется при отсутствии выраженного снижения остроты зрения. В нижнюю латеральную область периферического зрительного поля подносится стимул. В качестве стимула применяется любой объект, в частности - указательный палец тестирующего. Место предъявления стимула - 1-2 см в направлении примерно 45 градусов вниз и кнаружи от латерального края глаза, что соответствует точке В на векторе Б (Фиг. 1). Точное направление и расстояние стимуляции зависит от индивидуальных особенностей зрительной системы ребенка. В качестве диагностического критерия выступает реакция ребенка на предъявляемый стимул.
Нейротипичная (отрицательная) реакция (обычный ребенок). Ребенок сразу же поворачивает голову и чуть отстраняется, создавая условия для успешной конвергенции, чтобы сфокусировать фронтальный взгляд на этом объекте, таким образом, чтобы стимул оказался на оси центрального зрения А (Фиг 1).
Аутичная (положительная) реакция (ребенок, имеющий расстройство аутистического спектра).
Ребенок фиксирует периферический взгляд на этом стимуле и, пытаясь рассмотреть не поворачиваясь фронтально, наклоняет голову, приближая глаз к пальцу вплоть до прикосновения к нему. По сути, он пытается разглядеть объект (так же, как и обычный ребенок), но пользуется при этом периферическим зрением. Так делают примерно 95% детей с РАС. Пример положительной реакции показан на Фиг. 2.
Пример 1. Пациент А., 4 года. При осмотре отмечается отсутствие глазного контакта, полевое поведение. Родители сообщают о стереотипном поведении, аутостимуляциях, сниженной обучаемости, сниженном эмоционально-волевом контроле. Речь слоговая. Проведен тест на приоритет периферического зрения, пациент наклонил голову в сторону предъявленного стимула, приближая к нему глаз. Высказано предположение о высоком риске развития расстройства аутистического спектра. Впоследствии психиатром установлен диагноз «Ранний детский аутизм».
Пример 2. Пациент И., 3 года. При осмотре отмечается полевое поведение, глазной контакт неустойчивый, непродолжительный. Речь отсутствует. Родители сообщают о сниженной обучаемости, сниженном эмоционально-волевом контроле. Проведен тест на приоритет периферического зрения, пациент повернул голову в сторону предъявленного стимула и отодвинулся от него. Высказано предположение об отсутствии расстройств аутистического спектра. Впоследствии на медико-педагогической комиссии поставлен диагноз «задержка психического и речевого развития».
Список использованной литературы:
1. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders // Arlington. 2013. 991 c.
2. Betancur C. Etiological heterogeneity in autism spectrum disorders: More than 100 genetic and genomic disorders and still counting // Brain Res. 2011. T. 1380. c. 42-77.
3. Larsson H.J. et al. Risk factors for autism: Perinatal factors, parental psychiatric history, and socioeconomic status // Am. J. Epidemiol. 2005. T. 161. №10. c. 916-925
4. Bilder D. et al. Prenatal, Perinatal, and Neonatal Factors Associated With Autism Spectrum Disorders // Pediatrics. 2009. T. 123, №5. c. 1293-1300.
5. Engman M.L. et al. Prenatal acquired cytomegalovirus infection should be considered in children with autism // Acta Paediatr. Int. J. Paediatr. 2015. T. 104. №8. C. 792-795.
6. Campell, J. M and Barger D. Comprehensive Guide to Autism // 2014. c. 671-692.
7. Robins D.L. et al. Validation of the modified checklist for Autism in toddlers, revised with follow-up (M-CHAT-R/F). // Pediatrics. 2014. T. 133, №1. c. 37-45.
8. Squires J., Bricker D.D., Twombly E. Ages & stages questionnaires. Paul H. Brookes Baltimore, MD, 2009.
9. Wetherby A.M., Prizant B.M. CSBS manual: communication and symbolic behavior scales. Brookes Pub, 2003.
10. Stone W., Ousley O.Y. Screening tool for autism in toddlers and young children (STAT) Vanderbilt University, 2008.
11. Tomchek S.D., Dunn W. Sensory Processing in Children With and Without Autism: A Comparative Study Using the Short Sensory Profile // Am. J. Occup. Ther. 2007. T. 61, №2. c. 190-200.
12. M. et al. Heterogeneity of sensory features in autism spectrum disorder: Challenges and perspectives for future research // Autism Res. 2017. T. 10, №5. c. 703-710.
13. Способ коррекции развития сенсорных систем у детей с нарушениями развития аутистического спектра: пат. 2412727 Рос. Федерация МПК А61М 21/00 / Шпицберг И.Л.; заявитель и патентообладатель Шпицберг И.Л. - №2007125481/14; заявл. 2007.07.05; опубл. 2011.02.27, Бюл. №1. - 13.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2007 |
|
RU2412727C2 |
Способ коррекции социально-эмоциональных и коммуникативных расстройств у детей с аутизмом | 2023 |
|
RU2820379C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ | 2022 |
|
RU2787463C1 |
Способ дифференциальной диагностики у детей диагнозов детского аутизма легкой степени тяжести течения, атипичного аутизма и шизофрении | 2022 |
|
RU2808675C1 |
Метод коррекции уровня окситоцина у детей с расстройствами аутистического спектра | 2022 |
|
RU2784777C1 |
Способ дифференциальной диагностики детской шизофрении и детского аутизма по количеству копий генов, кодирующих рибосомную РНК, в геноме ребенка с психическими нарушениями | 2023 |
|
RU2816043C1 |
Способ определения необходимости использования психофармакотерапии у пациентов с расстройствами аутистического спектра на момент их обследования | 2017 |
|
RU2643760C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2015 |
|
RU2608444C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2010 |
|
RU2440028C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2017 |
|
RU2666598C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к области диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) без применения психологических тестов или устройств. Для скрининга расстройств аутистического спектра стимул, например палец испытующего, предъявляется в периферическом зрительном поле испытуемого, 1-2 сантиметра книзу кнаружи под углом 40-50 см от глаза, без предупреждения. Проба считается отрицательной, если испытуемый поворачивает голову в сторону стимула, и положительной, если испытуемый рассматривает стимул периферическим зрением. Наклон головы в сторону стимула без поворота также считается положительной пробой. Положительная проба характерна для людей с расстройством аутистического спектра. Способ позволяет провести раннюю диагностику РАС, без применения психологических тестов или устройств. 2 н.п. ф-лы, 2 пр., 2 ил.
1. Способ проведения поведенческой пальцевой пробы для определения приоритетного использования периферического зрения над центральным при зрительной идентификации объекта и ориентации в пространстве в виде селективной стимуляции периферического поля зрения, при которой указательный либо иной палец предъявляют неожиданно для испытуемого под углом 40-50 градусов на расстоянии 1-2 сантиметра книзу кнаружи от глаза.
2. Способ определения расстройств аутистического спектра способом по п. 1, при котором реакцию в виде крена головы в сторону предъявляемого стимула с приближением конъюнктивы глаза к стимулу без конвергенции зрительных осей на стимул и отведением взгляда в область, противоположную стимулу, с удержанием стимула в области периферического зрения определяют как характерную для людей с расстройствами аутистического спектра.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2007 |
|
RU2412727C2 |
Способ дифференциальной диагностики патологии макулярной и периферической областей сетчатки при катаракте | 1987 |
|
SU1554890A1 |
СПОСОБ ТОПИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕФЕКТОВ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ | 1999 |
|
RU2168964C1 |
Клин для пазов электрических машин | 1931 |
|
SU28573A1 |
0 |
|
SU156335A1 | |
Шпицберг И.Л | |||
Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра, Аутизм и нарушения развития | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
Т | |||
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Способ сопряжения брусьев в срубах | 1921 |
|
SU33A1 |
Кунникова К.И | |||
и др | |||
Особенности зрительного |
Авторы
Даты
2020-06-18—Публикация
2019-07-24—Подача