Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии, и области коррекционной педагогики. В данной методике предлагается соотнести известные возрастные нормативы показателей психомоторного и речевого развития первых 6-7 лет жизни и сопоставить с пространственной организацией функциональных навыков в дальнейшей жизни. Разными специалистами основные возрастные периоды человека определяются по-разному. Обычно их разделяют на несколько стадий, уровней, зон развития:
- Системогенез - функциогенез (Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 1968. 547 с.);
- Сенсомоторный интеллект по стадиям: Ж. Пиаже (стадии) от 0 до 18 месяцев (Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избр. психол. труды. / [пер. с фр.]. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.);
- Нейромоторное развитие по уровням организации: Н.А. Бернштейн (уровни) от в/у до 12 месяцев. (Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: избр. психол. тр. / под ред. В.П. Зинченко; сост. А.И. Назаров; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: Изд-во «Ин-т практ. Психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.).
В настоящей методике используется синтез указанных теорий, и уровни пространства выстраиваются в своей последовательности от 0-вегетативного, к 5-социальному. Итого - 6 уровней пространства. Последний характеризует социализацию исследуемого, способность взаимодействия с другими людьми. Первые же 5 уровней непосредственно связаны с телесными функциями, обеспечивающими связь ВНД и ВПФ. Все они соответствуют сложности организации высших психических функций и той сложности организации высшей нервной деятельности, которые позволяют соотнести их с определенной возрастной группой. Каждый из уровней имеет морфологическую основу, которая соответствует функциональной организации центральной нервной системы, и функциональную основу, которая соответствует развитию новых нейро-моторных и сенсорных связей ЦНС. Построение пространств связано с индивидуальным опытом, освоенным в процессе развития и представлениями об этом опыте и о своем собственном теле, а также должно соответствовать индивидуальной схеме тела.
0 уровень - вегетативный. Вегетативные симптомы, проявляются в приспособительных реакциях между внешними и внутренними процессами. С рождения эти реакции учитываются как реакции ритма сердца (ЧСС изменяется с возрастом и является характеристикой оформленности внутренних систем организма) и частоты дыхания.
Формирование устойчивых эмоциональных реакций и волевых качеств тоже во многом связано с вегетативной нервной системой. (см. Приложение 1)
1 уровень - рефлекторный. Он начинает проявляться уже внутриутробно, что обеспечивает реакции движения плода. С момента рождения его главной функцией является жизнеобеспечение на основе реакций: защитных, поисковых, ориентировочных, витальных, выделительных. Они все сопровождают человека в течение всей жизни и согласуются с вегетативными реакциями. Непосредственные рефлексы кожи, мышц, сухожилий, нервов являются индивидуальной характеристикой центральной нервной системы. На карте-схеме пространственной организации рефлекторный уровень соответствует плечевым суставам. (см. Приложение 1)
2 уровень - сенсомоторный. Он начинает функционировать как моторный и сенсорный с внутриутробного периода. С момента рождения преобладает двигательная активность ребенка при минимальных сенсорных процессах. По мере роста и развития рефлекторные реакции упорядочиваются во времени и пространстве. Появляются ощущения собственного положения и движения, которые впоследствии оформляются в целенаправленные действия - произвольные акты. На 1-ом году жизни ребенка движения имеют стереотипный характер для формирования чувства положения и чувства движения, связанного с осваиваемым пространством. На карте-схеме пространственной организации сенсомоторный уровень соответствует локтевым суставам. (см. Приложение 1)
3 уровень - эмоционально-волевой. Он начинает формироваться с периода новорожденности и подчиняется тем рефлекторным, вегетативным, сенсомоторным и эмоциональным воздействиям, которые идут от матери. Поэтому с раннего возраста его проявления выглядят как «реакция оживления». Впоследствии, на основе сенсомоторного уровня, выделяются те двигательные реакции, которые в устойчивом состоянии обозначаются и поддерживаются взрослым как мимические, жестовые и позные. Время их удержания увеличивается по мере развития ребенка и становится принадлежностью психической сферы. На карте-схеме пространственной организации эмоционально-волевой уровень соответствует лучезапястным суставам. (см. Приложение 1)
4 уровень - психический (коммуникативный). Он развивается с периода новорожденности, и связан со всеми вышеперечисленными уровнями. Все, что приобретается в процессе развития как биологическое индивидуальное (внутреннее), так и личностное (внешнее), включает телесные, эмоциональные, когнитивные функции. Основной акцент психического уровня связан с речевой функцией, которая является средством передачи информации в социум. На карте-схеме пространственной организации психический (коммуникативный) уровень соответствует пальцам рук. (см. Приложение 1)
5 уровень - социальный. Он развивается с периода новорожденности, и связан со всеми вышеперечисленными уровнями. Все, что приобретается в процессе развития как биологическое индивидуальное (внутреннее), так и личностное (внешнее), включает телесные, эмоциональные, когнитивные, социальные и духовные функции. На карте-схеме пространственной организации социальный уровень начинается за границами телесных уровней. (см. Приложение 1)
Построение уровней - процесс закономерный, обусловленный созреванием нервной системы и характеризующийся непрерывностью и последовательностью в пространственно-временной организации. Пространство строится триплетно и только в нем возможно проследить гетерохронность, смысл которой связан с продвижением (развитием) через возвратную отображаемую в себе и ранее освоенную, но еще не присвоенную функцию. Каждый уровень развития состоит последовательно из: потребностного (тот уровень, в котором человек направляет свою активность в окружающую его среду), актуального (занимает тот уровень, в котором ребенок разделяет свои взаимодействия с окружающей средой; на этом уровне совершается переход от генерализованных и хаотичных реакций к локализованным и специализированным действиям) и опорно-компенсаторного (уровень, за счет которого ребенок возмещает затраты на активность, направленную во внешнее пространство) уровней освоения. При встраивании старых форм в новую схему действия хаотичность реакций становится целенаправленной и упорядочивается, сохраняя при этом все разнообразие первоначальных связей.
Исследование пространственных функций может проводиться в любом возрасте. Для определения целостности психофизиологического состояния функций организма последовательно проводится ряд сенсибилизированных проб, которые посредством заданных условий и согласования тонических и кинетических позных установок позволяют оценить их зрелость и пространственную организацию. При этом проверяют: освоенное пространство, удержание оси тела, телесный контакт и речевое согласование действий, отношение пассивного двигательного акта к активному, время удержания позы. В отличие от классического неврологического обследования, направленного на поиск и обнаружение симптомов, свидетельствующих о принадлежности их к патологии или об органическом происхождении, настоящий способ позволяет вычленить из множества и разнообразия симптомов те, которые могут свидетельствовать (или те, которые можно интерпретировать) как позитивные для развития. Учет количественного и качественного взаимодействия симптомов в процессе обследования дает важную информацию об отношении ЦНС к внешним воздействиям и может являться основанием для формирования впечатления о прогнозе развития и возможных позитивных прогностических приемов, используемых в различных развивающих техниках.
Стандартное неврологическое обследование, как правило, в амбулаторных условиях выполняется в положении сидя на стуле, лежа на кушетке, стоя и в отдельных случаях при ходьбе. Такое исследование фиксирует исходный статус ЦНС и позволяет только ориентировочно оценить эмоциональный фон и психическую сферу ребенка.
Для определения целостности психофизиологического состояния функций необходимо последовательно провести ряд сенсибилизированных проб, которые посредством заданных условий и согласования тонических и кинетических позных установок позволяют оценить их зрелость и пространственную организацию.
В заданной позе специалист оценивает:
- Отношение произвольных и непроизвольных реакций
- Позные реакции - время и пространство, в котором позы удерживаются
- Глазодвигательные реакции (объем экскурсии глаз, слежение, наличие саккад, нистагма)
- Вегетативные реакции (покраснение-побледнение кожи, потоотделение, реакции зрачков, изменение ритма дыхания и ЧСС)
- Наличие синкинезий и синестезий
Способы сенсибилизации, применяемые во время исследования:
- Язык максимально высунут
- Использование сопротивления - давление на различные участки конечностей (исследуемый сопротивляется оказываемому воздействию):
сопротивление сведению коленей - специалист коленями сжимает колени исследуемого, пытаясь их соединить.
сопротивление разведению коленей - специалист коленями расжимает колени исследуемого, пытаясь их развести.
сопротивление опусканию рук - специалист нажимает сверху на кисти, предплечья, плечи исследуемого, пытаясь их опустить.
сопротивление подниманию рук - специалист нажимает снизу на кисти, предплечья, плечи исследуемого, пытаясь их поднять.
Важно в процессе исследования после каждой позной установки проверять состояние рефлекторной сферы, которая меняется в зависимости от заданных условий и привлеченной психической сферы. Обязательно постоянно исследовать состояние мышечного тонуса в аксиальной сфере, в дистальных, проксимальных и средних отделах конечностей и состояние чувствительной сферы в ее рефлекторном (непроизвольном двигательном) ответе, или латентном двигательном и произвольным соответствующим месту и силе внешнего воздействия.
Не менее важно отмечать явления утомления как общего, так и парциального характера и в этих случаях давать ребенку отдохнуть (пауза ожидания) и опознать это «ощущение», и чем оно окажется ярче и локальнее, тем более контролируемым и произвольно удерживаемым в последующих заданиях.
Важно также наблюдать в процессе исследования насыщение или проявления вегетативных (симпатических и парасимпатических) феноменов как в реакциях непроизвольного типа, так и в действиях произвольных, требующих от исследуемого определенного собственного усилия.
Особенности обследования детей.
1. Учет освоенного пространства.
Обследование детей разного возраста, в отличие от стандартного проводимого со взрослыми пациентами, всегда индивидуально и вариабельно, строится с учетом освоенного пространства, в котором позные тонические и кинетические реакции и установочные локомоторные функции имеют свои особенности в трех пространственных координатах: право-левых, верхне-нижних и передне-задних по отношению к заданной осевой функции удержания тела (позы). Важно учитывать пространство обследования, в котором функциональные особенности ребенка могут проявиться с наибольшей для него возможностью опознания (прочувствования) и для негативной и для позитивной симптоматики. Тяжесть или легкость симптомов диагностируемая в этих случаях довольно относительная, т.к. на первое место в их оценке отводится форме и пространству их связанности, взаимоотношению с внешними факторами, требующими приспособительных реакций.
2. Удержание оси тела.
То, на что следует обращать внимание это удержание оси тела. В младенческом возрасте это все позные установки связанные с последовательностью в приобретении навыков вертикального или горизонтального и фронтального положения и движения. Это касается положения и удержания головы, плечевого и тазового пояса, верхних и нижних конечностей, лицевой мускулатуры, языка, пальцев рук.
3. Телесный контакт и речевое согласование действий.
Важными элементами включаемыми в обследование должно быть речевое согласование и обьяснение действий исследующего и постоянный телесный контакт с ребенком. Паузы в процессе осмотра, а тем более при предъявлении сенсибилизированных проб обязательны не только для того, чтобы дать ребенку передохнуть, но и оценить время его восстановления для продолжения исследования. Наблюдая формы утомления, способы переключения для восстановления и, одновременно комментируя эти процессы, необходимо помнить, что самое важное, - как в этих «навязанных» извне условиях приспосабливается ребенок, т.е. как его нервная система отвечает вегетативными и рефлекторными реакциями.
4. Отношение пассивного двигательного акта к активному.
Отношение пассивного двигательного акта к активному наиболее всего заметно в пространственных координатах телесного согласования заданных зон внимания. Например движения глаз при удержании головы, рук или ног, но при этом траектория движений глаз за наблюдаемым предметом постоянно меняется, а позы рук или ног в пространстве тела и его оси должны быть устойчивы. Также можно наблюдать за изменяющейся траекторией пальцев рук в мануальных координаторных пробах, но с удержанием заданных поз удержания оси тела, головы и ног.
5. Время удержания позы.
Время удержания тонического, кинетического и тонико-кинетического праксиса в их согласованиях по заранее заданной и непредсказуемой для ребенка форме движения и пространству наиболее диагностично для каждого возрастного диапазона, поскольку может свидетельствовать и о утомлении, и о несформированности или незрелости отдельных функций, и о той или иной форме патологического процесса, и о прогредиентности не связывающихся между собой функциональных отношений в формировании ВПФ.
Описание преимуществ полезной модели перед аналогами с приведением примеров.
1. Многоуровневость пространственной организации.
Следует отметить, что пространство человека многоуровневое и его освоение занимает не один десяток лет. В данной методике предлагается соотнести известные возрастные нормативы показателей психомоторного и речевого развития детей первых 6-7 лет жизни и сопоставить с пространственной организацией их функциональных психомоторных, сенсорных, эмоциональных, речевых и других коммуникативных и социальных навыков. Таким образом уровни пространства выстраиваются в своей последовательности от О-вегетативного, к 1-рефлекторному, 2-сенсомоторному, 3-эмоционально-волевому, 4-/психическому/ или /речевому/ или коммуникативному, 5-социальному. Итого - 6 уровней пространства, первые 5 которых непосредственно связаны с телесными функциями ВНД и ВПФ. Для оценки освоенности и сформированности уровня с помощью глазодвигательной реакции используется схема зрительного пространства (см приложение 2).
Неосвоенное и несформированное зрительное пространство может давать картину различных неврологических синдромов. (см. Приложение 3)
2. Трех-осевая организация и способ освоения пространств.
Пространство строится в трех направлениях и только в нем возможно проследить гетерохронность, смысл которой связан с продвижением (развитием) через возвратную отображаемую в себе и ранее освоенную, но еще не присвоенную функцию. Объемность восприятия также задает определенный ритм развития, где фазовые значения продвижения согласуются в отношениях Т (тонического) и К (кинетического) способа освоения пространства или пространства собственной активности, которое становится своим, освоенным и ТК (тонико-кинетическим). Пространство первого уровня соответствует времени освоения телесных отношений аксиальных и дистальных. Естественное их базовое онтогенетическое отношение выражено рефлекторной активностью оральных рефлексов (поисковый, ориентировочный, хватательный, сосательный) и дистальных, конечностных (цеплятельный, хватательный), поддерживаемых при раздражении совместным сгибательным тонусом. (Т-фаза внешняя преобладает над К - фазой внутренней, связанной с актом пищеварения). Защитные (ТК) рефлексы преобладают, в т.ч. реакция оживления и улыбки.
В то время, когда внутренний акт станет ТК (первые 2 недели - эмансипация внутреннего вегетативного) появляется возможность свободы внешнего пространства (активность рефлекса свободы на всю оставшуюся жизнь /см Сеченова/) на установление зрительного контакта выраженного кратковременной фиксацией взора (Т) и прослеживанием глазами (К) в пределах 15 гр. в каждую сторону с последующей связанностью цепными латеральными симметричными рефлексами движениями головы, а затем и тела вокруг своей оси. Такая симптоматика наблюдается в течение первых 3 х месяцев вплоть до полного удержания (Т) головы, в т.ч. в положении на животе до 45 гр. и свободы слежения (ТК) глазами также в пределах 45-60 гр Время удержания колеблется от 7 до 20 и более секунд в зависимости от внешней (родительской) поддержки. В это же время совершаются перевороты вокруг своей оси с полным его завершением, но начальной опорной точкой при этом является аксиальная фиксация (Т) и последовательная (К) развертка согласованных цепных или от головы (т е. глаз или рта) или от ног (т е. копчиковой зоны или промежности).
Пример 1. Ребенок М.Н. 6 лет 2 месяца осмотрен впервые после посещения педиатра перед поступлением в школу. Основное внимание было обращено на неусидчивость, гиперподвижность, ребенок не удерживал внимания на предметах, беря их со стола, тут же бросал и брал другой. С трудом вступал в контакт не только с врачом, но и с родителями, которые объясняли подобное поведение только в новой для ребёнка обстановке. Реагировал также на громкий звук и сильный стимул, но оставался в подвижном состоянии. Со слов родителей знает буквы, цифры, но не читает и оперировать цифрами не может, также трудно сосредоточиться на чтении книг, рисовании, конструировании. Сон беспокойный, прерывистый. Речь ребенка артикуляционно построена, но на просьбу или не отвечает, или ответ отсрочен и не соответствует просьбе. Детский сад не посещал из-за трудностей в коммуникации и слабой обучаемости. Заподозрен диагноз – СДВГ.
В анамнезе: ребенок от третьей беременности протекавшей с токсикозом в 1 и 2 половине родился на 37 – 38 неделе после раннего излития вод и слабости родовой деятельности Кесаревым сечением. Вес 2780 грамм l– 49см, оценка по Ангар 7/8. Имелись признаки морфофункциональной перезрелости, на 2 сутки перевели в реанимационное отделение с признаками гипоксически-ишемического поражения головного мозга. Выписан на десятые сутки в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового педиатра. Вскармливание искусственное. Раннее развитие моторное с опережением рано стал переворачиваться, сел и встал одновременно к 6 месяцам, прыгал, не ползал, пошел (побежал) к 8,5 месяцам, первые слова к 2 годам. Ребенок часто болеющий ОРВИ, 2 раза на 1 год перенес бронхопневмонию, многократные госпитализации с ложным крупом, и в гастроэнтерологическое отделение с явлениями калового завала.
При обследовании: ребенок правильного телосложения, в контакт вступает на короткое время, удержание поз слабое, в неврологическом статусе выявлена мышечная дистония, рефлекторная дистония – рефлексы D≠S, гипо- или гиперрефлексия в зависимости от положения головы, тела. При исследовании чувствительности отчетливая сенсорная (кожная) латентность на все виды предлагаемых тестов, с ответной двигательной или речевой реакцией. От 10 до 15 секунд в дистальных и пароксизмальных отделах верхних и нижних конечностях, и более быстрая на спине (до 6 секунд), на лице и кончиках пальцев стоп и кистей рук в пределах 2 секунд. Кожная реакция (дермографизм) в покое отсутствовала, а в движении проявлялась фрагментами (лоскутностью) и быстро исчезала как на теле, так и на конечностях. На лице по зонам троичного нерва отмечалась высокая лабильность от бледности переходящей в стойкую гиперергию. В состоянии движении ребенка, латентность и внимание к месту раздражения кожи сокращалось почти вдвое. Черепные нервы: зрение и слух, глотание, фонация (не нарушены). Зрительная фиксация только на расстоянии вытянутой руки, слежения за предметом нет, однако если предмет в руке, то слежение по горизонтали и вниз не превышает 30 градусов. В положении ребенка на спине зрительное слежение увеличивается до 45 градусов в S сторону и над головой до 15 градусов. Конвергенция во всех пробах отсутствовала, зрачковые рефлексы – прямая и содружественная реакция на свет – вялая, с латентностью в 5 секунд. Дополнительные обследования: ЭЭГ, МРТ, ЭХО-ЭГ, УЗДГ сосудов головного мозга – патологии не выявили. Консультирован психиатром – данных за аутизм, умственную отсталость не выявлено, клиническая картина соответствует синдрому дефицита внимания с аутистическими чертами поведения, трудностями обучения. Консультация нейропсихолога: несформированность нейродинамических процессов, праксиса, зрительно-пространственного гнозиса ведущая к социальной дезадаптации.
На основании полученных результатов у пациента выявлена атипия развития, имеющая в своей основе моторно-сенсорную дезинтеграцию, проявляющуюся несформированностью т-к связей в структурах экстрапирамидной системы.
С учетом рассогласования вегетативных, рефлекторных и систем кожной (поверхностной и глубокой гравитационной) чувствительности, кинестетической, зрительно-моторной и вестибуломоторной родителям предложено самостоятельно в положении лежа, в движении, сидя и в игровой форме использовать прием холдинга в одновременном сенсорном насыщении кожи, в создании сопротивления любому акту движения до появления вегетативных кожных реакций.
Через 1 неделю ежедневных занятий ребенок стал доступен для более детального обследования, так как мог удерживать заданные ему позы и выполнять в заданном пространстве тесты на координацию. В то же время, родители сообщили, что этот период, ребенок стал интересоваться и погружаться в лего, рисовать, быстрее реагировать на просьбы и отвечать, прощупывать свои части тела иногда «застывая» в движениях. Нормализовался сон.
Второе обследование (в положении сидя на стуле) руки расставлены в стороны, пальцы разведены, ноги с упором в пол при легком давлении (подкреплении) на теменную область головы с расстояния вытянутых рук кисти удалось вначале зафиксировать взор OD и OS на предмете и в медленном темпе отследить его движение в горизонтальном и вертикальном направлении до 45-60 градусов в каждую сторону. Через паузы и при повторах удается удерживать фиксацию и слежение глаз на уровне локтевых суставов, а затем и в плечевой зоне отслеживая зрачковые реакции как эффект включения аккомодации на конвергенцию, что приводило к яркой конъюнктивальной гиперемии, слезотечению, зевоте и что самое важное – ощущению усталости в руках.
Пример 2. Ребенок Мария Я., 12.10.2010 г. рождения.
Родители, в возрасте девочки 5 лет 2 мес., обратились с жалобами на ее скудость речи, отсутствие речевого и эмоционального обращения, плохое понимание обращенной речи, плохое и долгое засыпание, при котором вертится и разговаривает сама с собой.
Семейный анамнез не отягощен, первый ребенок 8-ми лет здоров, учится во втором классе общеобразовательной школы. Оба родителя имеют высшее образование. Бытовые условия хорошие.
Anamnesis vitae:
Ребенок от второй беременности, протекавшей на фоне смога в городе Москве при отсутствии жалоб со стороны матери. Роды срочные на 40-ой неделе самостоятельные. Вес при рождении 3960 г, длина 52 см, оценка по шкале Апгар 8\9 баллов, к груди приложена в первые сутки, сосала активно, на грудном вскармливании находилась до 8-ми мес. Раннее развитие ребенка со слов матери соответствовала возрастным показателям. Однако, девочка не ползала, встала и пошла одновременно в 10 мес. Гуление, лепет, слова и короткие фразы - в соответствии с возрастом. В амбулаторной карте заключения педиатра, ЛОР, офтальмолога, ортопеда и невролога не указывали на отклонения в физическом и психическом развитии.
Со слов родителей, девочка с 1,5 лет отказалась от дневного сна, что не беспокоило их из-за избыточной активности ребенка.
Anamnesis morbi:
Начало регресса родители связывают с совпадением вакцинации АКДС и посещением детского сада в двухлетнем возрасте. С явлениями тикоидного гиперкинеза и нарастающими невротическими реакциями родители обратились к невропатологу и психиатру, когда впервые был установлен диагноз: расстройство аутистического спектра. Клиническая картина на тот момент характеризовалась постепенной потерей или замедлением ранее приобретенных навыков с характерным снижением коммуникативных и поведенческих функций. Чрезмерная активность сопровождалась беспокойством, тревожностью, раздражительностью, снижением потребности в речевой коммуникации и игре, появлением стереотипных повторяющихся движений в руках и лицевой мускулатуре со снижением общего мышечного тонуса и умеренной туловищной дискоординацией.
В течение 1,5 лет ребенок получал назначенную терапию: респолепт, тералиджен, фенибут, комплекс поливитаминов. Однако, родители позитивной симптоматики от проводимого лечения не отмечали, так как усилилась неуправляемость и гиперподвижность, появились «страхи» в виде резкого пробуждения ночью с пронзительными криками, девочка перестала разговаривать, контролировать мочеиспускание и дефекацию.
Родители самостоятельно забрали ребенка из детского сада, но при этом стали посещать детские центры развития и занятия с логопедом, что привело к снижению гиперподвижности, но явных улучшений в развитии не наступало.
В возрасте 4 лет 9 мес. родители самостоятельно отменили все лекарственные препараты, после чего в течение 1-2 недель нормализовался ночной сон. Развивающие занятия и коррекционная работа логопеда продолжались, но с незначительным успехом.
Данные осмотра: Неврологический статус на момент обращения фенотипически отмечался наличием малых аномалий развития с отчетливой вегетативной, рефлекторной и мышечной дистонией, нестабильная рефлекторная симптоматика при исследовании сухожильных и периостальных рефлексов варьировала от гипо- до гиперрефлексии без оживления патологических кистевых и стопных рефлексов, но с эпизодами оживления дистантных оральных и кистевых хватательных рефлексов. Ответная реакция на сенсорные кожные, включая болевые раздражения, обнаружила задержку от 6 до 20 сек с отчетливой высокой латентной фрагментацией (по типу шкуры леопарда) красного дермографизма. Ребенок вступает в контакт только на близком от него расстоянии - не более 20 см - монокулярно удерживая взгляд. Пространственные функции выполняет только в медленном темпе и с речевым подкреплением, а также при внешнем телесном сенсорно-моторном контроле. Время понимания ребенком обращенной к нему в просьбе речи с латентностью 20-30 сек и с явлениями сенсомоторной кинестетической самостимуляции в виде ротации головой, кистями и стопами. Наблюдались отчетливые синкинезии взоро-осевые головой, фациальные, мандибулярные, лингвальные с тенденцией к генерализации. Темповые задания не выполнялись, так как девочка отрежисирована на медленные, в связи с функциональной латентностью, зеркаление и подражание.
Выше изложенная симптоматика не в полной мере может быть оценена как синдром РАС и в большей степени соответствует диагностическим критериям несформированности зрительно- моторной, слухоречевой, кожно-кинестетической в системе ВПФ. При этом отягощающими обстоятельствами являются несформированность вегетативная и рефлекторная в системе ВНД.
С учетом осложненного анамнеза (антенатального, постнатального, а также семейного, медицинского и социального) была составлена программа по сопровождению ребенка в семье и посещения им коррекционно-развивающих занятий, направленных на стимуляцию вестибуло-моторных, зрительно-моторных, кожно-кинестетических и коммуникативных функций в системе сенсорной интеграции. Одновременно проводился массаж, ЛФК, остеопатическое воздействие. Программа состояла из двух этапов с промежутком между ними
Первый этап занятий продолжительностью 3 мес. Характеризовался:
1. изменениями в неврологическом статусе: отсутствием тикоидных проявлений, сокращением сенсорной кожной и кинестетической латентности до 0,5-2 сек, пространственные опто-моторные и вестибуло-моторные функции девочка выполняла в полном объеме;
2. расширением и разнообразием в понятийной, эмоциональной и речевой (словесно-фразовой) включенностью в различные формы коммуникативной деятельности.
По окончании второго этапа занятий продолжительностью 1,5 мес. девочка стала:
1. активно использовать рисование, счет,
2. взаимодействовать в играх со сверстниками посредством речевого обогащения, улучшилась коммуникация,
3. пространственные функции стала выполнять в полном объеме и в среднем, и в быстром темпе.
Изменения, наблюдаемые по окончании 2 курса занятий, были достигнуты при отсутствии медикаментозной терапии посредством коррекционно-развивающих занятий, направленных не на лечение синдрома РАС, а на формирование согласованных социокультурных, психомоторных, эмоциональных и речевых функций, недостаточное развитие которых было определено с помощью «Способа диагностики пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза методом исследования опто-моторных реакций».
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии, области коррекционной педагогики, и может быть использовано при исследовании пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза и многоуровневости этапного пространства. Для этого выстраивают уровни в последовательности, согласно этапам развития нервной системы от 0 - вегетативного, к 1 - рефлекторному, 2 - сенсомоторному, 3 - эмоционально-волевому, 4 - психореческому или коммуникативному, 5 – социальному. Итого - 6 уровней пространства, которые непосредственно связаны с соматической и вегетативной нервной системой. Выстраивание уровней в последовательности осуществляют путем исследования оптомоторных реакций, заключающегося в одновременной оценке вегетативных, рефлекторных, сенсомоторных, двигательных, эмоциональных, речевых и поведенческих реакций, в том числе рефлексов, в последовательно проведенных сенсибилизированных пробах, с помощью глазодвигательных и зрительно-мануальных проб, которые проводятся в течение обследования в покое и при различных позных установках. Способ обеспечивает упрощенную диагностику пространственных функций у детей и взрослых за счет ограничения набора необходимых и достаточных для диагностики данной патологии симптомов при сохранении точности диагностики, что позволяет определить функциональную недостаточность или незрелость различных структур нервной системы, включая те участки и зоны симпатической и парасимпатической нервной системы, которые вносят существенный вклад в развитие высших психических функций. 3 прил.
Способ исследования пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза и многоуровневости этапного пространства, отличающийся тем, что уровни выстраиваются в своей последовательности согласно этапам развития нервной системы от 0 - вегетативного, к 1 - рефлекторному, 2 - сенсомоторному, 3 - эмоционально-волевому, 4 - психореческому или коммуникативному, 5 - социальному, итого - 6 уровней пространства, которые непосредственно связаны с соматической и вегетативной нервной системой, методом исследования оптомоторных реакций, заключающимся в одновременной оценке вегетативных, рефлекторных, сенсомоторных, двигательных, эмоциональных, речевых и поведенческих реакций, в том числе рефлексов, в последовательно проведенных сенсибилизированных пробах, с помощью глазодвигательных и зрительно-мануальных проб, которые проводятся в течение обследования в покое и при различных позных установках.
Архипов Б.А | |||
и др | |||
Педагогические технологии обучения детей с нарушением интеллектуального развития, учебно-метод | |||
пособ., М., 2012, с.7-15 | |||
СПОСОБ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2012 |
|
RU2497453C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА | 2014 |
|
RU2573340C2 |
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2246257C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1999 |
|
RU2146494C1 |
US 2004015098 A1, 22.01.2004 | |||
Архипов Б.А | |||
и др | |||
Соотношение психических и физических факторов в патогенезе некоторых патологических состояний у детей в повседневной медицинской и педагогической практике// Современная медицина: актуальные вопросы и перспективы развития, вып | |||
II, сб | |||
науч | |||
тр., Уфа, 2015, с.120-122 | |||
Fischer B | |||
et al | |||
On the development of low-level auditory discrimination and deficits in dyslexia// Dyslexia | |||
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
PubMed. |
Авторы
Даты
2019-05-07—Публикация
2017-12-19—Подача