Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в центробежных регуляторах, в частности в клиноременных передачах транспортных средств, например в снегоходах, вездеходах и т.д.
Известно центробежное нажимное устройство, содержащее два соосных элемента, имеющих конусные рабочие поверхности с вершинами, обращенными в противоположные стороны, и с радиальными пазами с параллельными стенками, ролики, установленные каждый в соответствующем радиальном пазу с возможностью перемещения вдоль него, дополнительные ролики, контактирующие по образующей с основными, и обоймы, в каждую из которых помещена пара из основного и дополнительного роликов (см. МПК F16H 55/02, описание изобретения к авторскому свидетельству №119335, опубл. 23.11.1985 г.).
Недостатком известного центробежного нажимного устройства являются его невысокие эксплуатационные характеристики, обусловленные:
- ограниченными возможностями регулировки массы роликов, выполняющих роль грузов;
- невозможностью получения нелинейной зависимости осевой силы, а только линейной, в зависимости от перемещения подвижного соосного элемента.
Известен центробежный регулятор, содержащий приводной вал, на котором установлены неподвижный и подвижный в осевом направлении полушкивы, возвратную пружину, неподвижный корпусной элемент с расположенными в нем центробежными грузами, взаимодействующими с кулачками подвижного полушкива, при этом неподвижный корпусной элемент выполнен в виде полусферы, полость которой обращена к подвижному полушкиву, при этом центробежные грузы образуют блок, дополнительно снабженный набором пластин, регулирующих массу грузов, и взаимодействующий с внутренней поверхностью полусферы неподвижного корпусного элемента (см. МПК F16H 55/5, описание изобретения к патенту США №3659470, заявлено 02.05.1972 г.) - ближайший аналог.
Недостатками известного центробежного регулятора являются:
- невысокая надежность, обусловленная тем, что полное прилегании поверхности блока и криволинейной поверхности неподвижного корпусного элемента возможно только в одном положении блока;
- невозможность получения нелинейной зависимости осевой силы, а только линейной, в зависимости от перемещения подвижного соосного элемента.
Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение надежности работы центробежного регулятора при одновременном расширении его эксплуатационных возможностей.
Сущность технического решения заключается в том, что в центробежном регуляторе клиноременной передачи, содержащем приводной вал, на котором установлены неподвижный и подвижный в осевом направлении полушкивы, возвратная пружина, неподвижный корпусный элемент с расположенными в нем центробежными грузами, неподвижный корпусный элемент выполнен в виде полусферы, полость которой обращена к подвижному полушкиву, а центробежные грузы снабжены роликами, установленными в блоке и взаимодействующими с кулачками подвижного полушкива, при этом на внутренней сферической поверхности неподвижного корпусного элемента выполнены радиальные Т-образные пазы, а грузы снабжены ребордами, входящими в зацепление с этими пазами.
Выполнение неподвижного корпусного элемента в виде полусферы позволяет обеспечить относительно большую площадь контакта с центробежными грузами и, как следствие, способствует уменьшению контактных давлений. Кроме того, тангенциальное колебание центробежных грузов, которое вызывается как неравномерностью вращения вала, так и изменением зазора в радиальных направляющих, не приводит к перекосу блока благодаря его сферической форме, что повышает надежность работы регулятора.
Выполнение радиальных Т-образных пазов обеспечивает возможность передачи крутящего момента с подвижного полушкива на вал регулятора через блоки и корпусный элемент, что уменьшает проскальзывание ремня относительно подвижного полушкива, увеличивает его ресурс.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид центробежного регулятора клиноременной передачи; на фиг.2 - блок, образованный центробежными грузами, роликами и набором пластин, взятый по линии А-А фиг.1.
Центробежный регулятор клиноременной передачи (см. фиг.1) содержит приводной вал 1, на котором установлены неподвижный полушкив 2, подвижный полушкив 3, имеющий возможность перемещения в осевом направлении относительно вала и имеющий радиальные пазы 4, возвратная пружина 5, неподвижный корпусный элемент 6, выполненный в виде полусферы, полостью обращенной к подвижному полушкиву 3. Центробежные грузы 7, расположенные во внутренней сферической полости 8 корпусного элемента 6, с установленными на них с помощью винта 9 набором пластин 10 и на оси 11 роликами 12 образуют блок 13 (см. фиг.2), который взаимодействует с кулачками 14 подвижного полушкива 3 через накладку 15. На центробежных грузах 7 выполнены реборды 16, входящие в зацепление с радиальными Т-образными пазами 17 на внутренней сферической полости 8 корпусного элемента 6.
С помощью набора пластин 10 можно менять массу грузов в зависимости от мощности двигателя, либо на одном двигателе изменять частоту срабатывания регулятора, что расширяет его эксплуатационные возможности.
Центробежный регулятор клиноременной передачи работает следующим образом. При вращении приводного вала 1 возникающие центробежные силы воздействуют на грузы 7, которые, перемещаясь в радиальных пазах 4 подвижного полушкива 3, приводят во вращение ролики 12, вступающие во взаимодействие с кулачками 14 подвижного полушкива 3 через накладку 15. Перемещение центробежных грузов 7 вызывает движение подвижного полушкива 3 к неподвижному полушкиву 2 и сжатие ремня 18 между полушкивами 2 и 3. При этом движение подвижного полушкива 3 происходит только тогда, когда частота вращения вала 1 превышает частоту вращения двигателя на холостом ходу. В противном случае перемещению полушкива 3 будет противодействовать пружина 5.
В зависимости от мощности двигателя изменяется масса центробежных грузов 7 путем добавления пластин 10.
Такое же добавление пластин 10 можно использовать, если необходимо изменять частоту срабатывания регулятора на одном и том же двигателе.
Таким образом, предлагаемый центробежный регулятор по сравнению с аналогичными устройствами позволяет увеличить его ресурс за счет уменьшения контактных давлений в сопрягаемых соединениях и расширить область его применения на различных типах двигателей внутреннего сгорания путем изменения массы грузов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2000 |
|
RU2186271C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНОЕ НАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО | 2003 |
|
RU2258851C2 |
Блок шкивов двухконтурного клиноременного вариатора | 1981 |
|
SU1015165A1 |
Клиноременный вариатор | 1990 |
|
SU1772478A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 1996 |
|
RU2122670C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕНАЛАЖИВАЕМЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2011 |
|
RU2489622C1 |
Шкив клиноременного вариатора | 1991 |
|
SU1786325A1 |
ВЕДУЩИЙ ШКИВ ВАРИАТОРА | 2015 |
|
RU2610323C2 |
Автоматический клиноременный вариатор скорости | 1989 |
|
SU1758316A1 |
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С РАЗДВИЖНЫМ ШКИВОМ | 2008 |
|
RU2382250C2 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к центробежным регуляторам. Центробежный регулятор клиноременной передачи содержит приводной вал, на котором установлены неподвижный и подвижный в осевом направлении полушкивы, возвратную пружину, неподвижный корпусный элемент с расположенными в нем центробежными грузами. Неподвижный корпусный элемент выполнен в виде полусферы, полость которой обращена к подвижному полушкиву. Центробежные грузы снабжены роликами, установленными в блоке и взаимодействующими с кулачками подвижного полушкива. При этом на внутренней сферической поверхности неподвижного корпусного элемента выполнены радиальные Т-образные пазы, а грузы снабжены ребордами, входящими в зацепление с указанными пазами. Решение направлено на повышение надежности работы центробежного регулятора при одновременном расширении его эксплуатационных возможностей. 2 ил.
Центробежный регулятор клиноременной передачи, содержащий приводной вал, на котором установлены неподвижный и подвижный в осевом направлении полушкивы, возвратная пружина, неподвижный корпусный элемент с расположенными в нем центробежными грузами, отличающийся тем, что неподвижный корпусный элемент выполнен в виде полусферы, полость которой обращена к подвижному полушкиву, а центробежные грузы снабжены роликами, установленными в блоке и взаимодействующими с кулачками подвижного полушкива, при этом на внутренней сферической поверхности неподвижного корпусного элемента выполнены радиальные Т-образные пазы, а грузы снабжены ребордами, входящими в зацепление с этими пазами.
US 3659470 А, 02.05.1972 | |||
US 3685366 А, 22.08.1972 | |||
US 5052981 А, 01.10.1991 | |||
US 3648532 А, 14.03.1972 | |||
US 4102214 А, 25.07.1978 | |||
Шкив автоматического клиноременного вариатора | 1988 |
|
SU1744353A1 |
Авторы
Даты
2012-02-20—Публикация
2010-09-07—Подача