Изобретение относится к машиностроению, в частности к регулируемым передачам с гибкой связью, и может найти применение в приводах различных машин в качестве регулируемого шкива вариатора скорости. .
Известен шкив клиноременного вариатора, содержащий подвижный и неподвижный конические диски, установленные на валу, винтовую пару с приводным устройст- вом и механизмом управления.
Недостатком этого шкива является то, что его механизм управления не обеспечивает высокой точности и плавности регулирования передаточного отношения.
Известен шкив клиноременного вариатора, содержащий вал, установленные на нем подвижный и неподвижный в осевом направлении конические диски, электродвигатель и механизм управления, выпол- ненный в виде связанной с подвижным диском винтовой пары и двух зубчатых пар, из которых одна постоянно находится в зацеплении, а другая включается на ходу при регулировании
Недостатком этого шкива являются воз- . никающие при включении зубчатой пары на ходу удары, которые снижают точность и плавность регулирования, а также уменьшают быстродействие системы из-за времени, необходимого на введение или выведение зубчатого колеса в зацепление.
Известен также шкив клиноременного вариатора, выбранный за прототип, содержащий установленные на валу неподвиж- ный и подвижный в осевом направлении конические полушкивы, .управляющий двигатель и управляющий механизм, выполненный в виде связанной с подвижным полушкивом передачи винт-гайка и связан- ной с последней двухступенчатой планетар- ной передачи, водило которой соединено с управляющим двигателем.
Недостатком известного шкива является относительная сложность конструкции.
Целью изобретения является упрощение конструкции,
Поставленная цель достигается тем, что на валу шкива установлены неподвижный и подвижный в осевом направлении кониче- ские полушкивы и жестко закреплено водило с размещенными на нем сателлитами с коническими зубьями. Взаимодействующие с сателлитами два центральных колеса с коническими зубьями установлены на валу с возможностью относительного вращения. Один из элементов винтовой передачи связан с подвижным полушкивом, а другой - с первым центральным колесом. Второе центральное колесо и подвижный конически
полушкив установлены с возможностью относительного возвратно-поступательного движения. Устройство управления выполнено в виде двух фрикционных муфт, связанных с соответствующими центральными колесами, и пружины, связанной со вторым центральным колесом и подвижным полушкивом..
Кроме того, винт винтовой передачи может быть расположен на ступице первого центрального колеса, ступица подвижного диска выполнена в виде соединенного с последним торцем стакана, на дне которого расположена гайка винтовой передачи и на внутренней поверхности выполнены шлицы, на ступице второго центрального колёса выполнены шлицы для взаимодействия со шлицами стакана, а пружина может быть пружиной сжатия-кручения.
Фрикционные муфты могут быть установлены с возможностью взаимодействия соответственно с наружной поверхностью стакана и торцем винта.
Также на ступицах центральных.колес могут быть выполнены конические поверх-. ности, а фрикционные муфты - в виде зафиксированных от поворота и установленных с возможностью осевого перемещения конусов для периодического взаимодействия с. коническими поверхностями.V.
На чертеже приведена кинематическая схема предлагаемого шкива клиноременного вариатора.
Шки.в клиноременного вариатора содержит размещенный в корпусе 1 вал 2, установленные на нем неподвижный и подвижный в осевом направлении конические полушкивы 3 и 4, жестко закрепленное на валу 2 водило 5 с размещенными на нем сателлитами 6 с коническими зубьями, установленное на валу 2 с возможностью относительного вращения первое 7 и второе 8 центральные колеса с коническими зубьями, образующие с сателлитами 6 дифференциальный механизм, винтовую передачу, винт 9 которой расположен на ступице первого центрального колеса 7, а гайка 10 - на ступице подвижного полушкива 4. Последний и второе центральное колесо 8 установлены с возможностью относительного возвратно-поступательного движения, например при помощи шпонки 11 или шлице- вого соединения. Устройство управления включает пружину 12, взаимодействующую с вторым центральным колесом 8 и подвижным полушкивом 4, и две фрикционные муфты 13 и 14, связанные с соответствующими центральными колесами, например, через торец винта 9 и подвижный полушкив 4.
Пружина 12 может быть как пружиной сжатия или растяжения, так и комбинированной, например сжатия-кручения.
Шкив клиноременного вариатора работает следующим образом,
В режиме работы с постоянным передаточным отношением вращение от вала 2 (или наоборот на вал 2) передается через конические поверхности полушкивов 3 и 4 и ремень (на чертеже не показан).
При необходимости изменить рабочий диаметр шкива (передаточное отношение) включают одну из фрикционных муфт 13 и 14 и осуществляют подтормаживание одного из центральных колес 7 и 8 относительно вала 2. При этом, поскольку водило 5 вращается со скоростью вала 2, другое центральное колесо также начнет поворачиваться относительно последнего. В результате винт 9 и гайка 10 винтовой передачи оудут вращаться с разной скоростью, что приведет к перемещению подвижного полушкива 4. Пружина 12 за счет трения в винтовой передаче обеспечивает работу шкива в режиме постоянного передаточного отноше- ния..
Формула изобретения 1. Шкив клиноременного вариатора, содержащий вал, установленные на нем не- подвижный и подвижный в осевом направлении конические полушкивы, первое и второе центральные колеса,установленные на валу с возможностью относительного вращения, водило с разме- щенными на нем по крайней мере двумя сателлитами, винтовую передачу, один из элементов которой связан с подвижным полушкивом, а другой - с первым центральным колесом, и устройство управления, о т- л и.чающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, водило жестко закреплено на валу, центральные колеса и сателлиты, выполнены коническими, второе центральное колесо и подвижный конический полушкив установлены с возможностью относительного возвратно-поступательного движения, а устройство управления выполнено в виде двух фрикционных муфт, связанных с соответствующими центральными колесами, и пружины, связанной с вторым центральным колесом и подвижным полушкивом.: У ;;,-
2. Шкив по п.1, отл ича ю щий сятем, что винт винтовой передачи расположен на ступице первого центрального колеса, ступица подвижного конического полушкива выполнена в виде соединенного торцем с последним стакана, на дне которого расположена гайка винтовой передачи и на внутренней поверхности выполнены шлицы, а на ступице второго центрального колеса выполнены шлицы с возможностью взаимодействия со шлицами стакана. . ; .. .
3. Шкив по пп.1 и 2, о т л ича ю щ и Й- .с я тем, что фрикционные муфты установлены с возможностью взаимодействия соответственно с наружной поверхностью стакана и торцем винта.. ..
4. Шкив по п п. 1 и 2, о т ли ч а ю щи й- с я тем, что на ступицах центральных колес выполнены конические фрикционные поверхности, а фрикционные муфты выполнены в виде зафиксированных от поворота и установленных с возможностью осевого пе ремещения конусов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Клиноременный вариатор | 1990 |
|
SU1772478A1 |
ВАРИАТОРНАЯ ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2157933C2 |
КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2013 |
|
RU2547948C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2000 |
|
RU2186271C1 |
Блок шкивов двухконтурного клиноременного вариатора | 1981 |
|
SU1015165A1 |
Клиноременный вариатор | 1989 |
|
SU1739143A1 |
КЛИНОРЕМЕННОГО BAPHATOPJA ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВАплтп1тнс-у:}:::-л KAf^•tCOlOrHAHЕ:'БЛИО~ГКА | 1971 |
|
SU304158A1 |
Автоматический вариатор | 1989 |
|
SU1732085A1 |
Коробка передач | 1990 |
|
SU1749066A1 |
Клиноременный вариатор | 1990 |
|
SU1805252A1 |
Использование: машиностроение, в частности, регулируемые передачи с гибкой связью, может найти применение в приводах различных машин в качестве регулируемого шкива вариатора скорости, Сущность изобретения: при необходимости изменить рабочий диаметр шкива включают одну из фрикционных муфт 13 и 14 и осуществляют подтормаживание одного из центральных колес 7 и 8 относительно вала 2. При этом другое центральное колесо также начинает . поворачиваться относительно последнего. В результате винт 9 и гайка .10 винтовой передачи будут вращаться с разной скоростью, что приведет к перемещению подвижного полушкива 4, З.з.п. ф-лы, 1 ил.
Механизм управления вариаторами с клиновыми ремнями | 1977 |
|
SU672407A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Патент США № 3516296, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Клиноременной вариатор | 1989 |
|
SU1703891A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1991-04-08—Подача