УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ БАКОВ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ТОПЛИВОМ МЕТОДОМ ВЫТЕСНЕНИЯ Российский патент 2012 года по МПК B64G5/00 

Описание патента на изобретение RU2447001C1

Изобретение относится к наземному оборудованию для космических аппаратов, в частности к устройствам для заправки баков космических аппаратов (далее КА) топливом, например гидразином методом вытеснения. Дальнейшее описание изобретения ведется применительно к частному случаю заправки топливом, а именно заправки гидразином.

Из общего уровня техники известны заправочные устройства, представляющие собой герметичный корпус цилиндрической, сферической или иной формы, разделенный на две полости - газовую и жидкостную гибким разделителем, например мембраной. В жидкостной полости находится гидразин, в газовой - газ, например азот. При повышении давления азота при подаче дополнительных его порций от источника гибкий разделитель стремится выгнуться в сторону жидкостной полости, давление гидразина в ней повышается и гидразин по трубопроводу, связывающему заправочное устройство с заправляемым баком КА, перетекает в бак КА.

Недостатком этого устройства является малая долговечность мембраны, т.е. ее ограниченная способность перемещения из одного крайнего положения в другое. Вызвано это следующими обстоятельствами. Гидразин является агрессивным веществом и в нем могут работать только ограниченное число материалов. В основном это металлы: алюминиевые сплавы и нержавеющие стали. Тем более это критично для такого напряженного элемента конструкции, как мембрана, рабочий ход которой в сотни раз превышает ее толщину, которая, в свою очередь, не может быть более нескольких десятых долей миллиметра. В противном случае мембрана теряет свою гибкость и способность перемещаться на требуемую величину. Обычно мембраны рассчитываются на один цикл перемещения, т.е. на выдавливание за один раз всего количества гидразина в заправляемый бак КА. При перерывах в заправке или при необходимости повторной заправки резко возрастает риск разгерметизации мембраны или даже ее разрушения в результате периодического изменения температуры окружающей среды, а следовательно, и температуры топлива, что вызывает уменьшение или увеличение его объема. А это влечет за собой периодические перемещения мембраны, хотя и на небольшую величину, но весьма существенно влияющую на ее прочность в сторону ослабления.

Кроме того, недостатком мембраны является сама ее тонкостенность, поскольку в материале мембраны могут быть дефекты, образующиеся или при прокате металлического листа, из которого изготавливается мембрана, или при изготовлении самой мембраны. Эти дефекты могли быть не обнаружены в процессе изготовления и испытаний мембраны и могли вскрыться лишь в процессе эксплуатации. Например, при тряске во время транспортирования.

Частично задачу предохранения мембраны от периодических перемещений в результате изменения температуры решает устройство по патенту RU 2265131, в котором в качестве амортизирующего элемента введен компенсатор объема. Он также представляет собой герметичный корпус, разделенный на газовую и жидкостную полости гибким разделителем, газовая полость которого соединена с газовой полостью устройства для заправки, а жидкостная полость - с жидкостной полостью этого устройства. В нем в качестве гибкого разделителя применен металлический сильфон, работоспособность которого в сотни раз выше, чем у мембраны (до 1000 циклов растяжения - сжатия практически на всю его длину). Жесткость сильфона в несколько раз меньше жесткости мембраны, поэтому он вбирает в себя избыточный объем топлива из заправочного устройства при повышении температуры или выдает недостающий объем топлива в заправочное устройство при понижении температуры. При этом мембрана практически не перемещается при изменении температуры и ее прочность не уменьшается.

Однако сильфон в компенсаторе не свободен от многих недостатков, присущих мембране. Например, он изготавливается из металлических листов такой же толщины и из таких же материалов, что и мембрана, и работает в такой же агрессивной среде. Преимущество его применения заключается в менее нагруженных условиях работы благодаря его большей гибкости. Вследствие этого надежность заправочного устройства повышается весьма существенно. Тем не менее, при применении устройства по патенту RU 2265131 в качестве наземного оборудования (что не запрещено патентом) не решен вопрос о безопасном для обслуживающего персонала и окружающей среды удалении из трубопроводов остающегося в них после заправки топлива.

Кардинально решает вопрос по мембранам и сильфонам устройство для заправки топливом космического аппарата по патенту RU 2155705, которое принято за прототип. В нем и мембрана и сильфон отсутствуют. Устройство - объединенный заправочный модуль - состоит из бака переноса топлива, бака с компрессионным веществом, вакуумного бака, арматуры и соединяющих их трубопроводов.

В баке с компрессионным веществом находится сжатый газ (азот или гелий), в баке переноса топлива - топливо, предназначенное для заправки бака КА, в вакуумном баке - инертный газ (азот, гелий) абсолютным давлением не более 0,5 мм ртутного столба.

Работает устройство следующим образом: из бака с компрессионным веществом сжатый азот (или гелий) поступает под давлением, под которым он находится в баке с компрессионным веществом, в бак переноса топлива и вытесняет топливо в бак КА. По окончании заполнения бака КА топливом и после отсечения от бака КА питающих его магистралей включается в работу вакуумный бак, в который всасываются оставшиеся в трубопроводах топливо и его пары. После этого топливо и его пары направляются на нейтрализацию.

Устройство по патенту RU 2155705 решает также вопрос безопасного для обслуживающего персонала и окружающей среды удаления из трубопроводов остающегося в них после заправки топлива.

Однако в этом устройстве есть ряд недостатков, исключение которых повысит его надежность и безопасность применения.

Недостатками указанного выше объединенного заправочного модуля являются следующие:

- непосредственный контакт компрессионного вещества с заправляемым в бак гидразином, который с ростом требуемого давления перед запуском КА приводит к значительному увеличению компрессионного вещества, растворенного в гидразине. А это ведет к снижению энергетического потенциала гидразина, поскольку часть активных молекул собственно гидразина замещается энергетически инертными молекулами (или атомами) компрессионного вещества;

- поскольку бак переноса топлива в составе объединенного заправочного модуля представляет собой емкость высокого давления с рабочим давлением 7 кгс/см2 и содержит сварные швы, то существует вероятность разгерметизации бака по сварным швам. А, следовательно, гидразин попадет в воздух рабочей зоны и должны быть приняты меры по защите обслуживающего персонала от его вредного воздействия.

Целью настоящего изобретения являются упрощение конструкции, повышение безопасности в части создания дополнительного барьера проникновению гидразина из бака для хранения и заправки (далее - БХЗ) в окружающую среду, устранение контакта компрессионного вещества с гидразином, повышение автономности и мобильности БХЗ.

Эта цель достигается тем, что в изобретении из состава исключен бак с компрессионным веществом и введено герметичное разделение БХЗ на газовую и жидкостную полости. Это разделение осуществляется введением в состав БХЗ поршня, герметизированного по линии контакта его цилиндрической поверхности и цилиндрической поверхности корпуса БХЗ, перемещение которого осуществляется подачей по подводящему трубопроводу сжатого азота или другого приемлемого для этой цели газа.

Вокруг корпуса БХЗ с определенным зазором установлен герметичный кожух. Полость между корпусом БХЗ и кожухом соединена с вакуумным баком и, при возможной негерметичности корпуса, гидразин и его пары, проникающие в эту полость, отсасываются в вакуумный бак. Для этой же цели служат два устанавливаемых соосно сильфона разных диаметров, так что один из них размещается внутри другого. Полости между внутренней стенкой корпуса БХЗ и большим сильфоном и между двумя сильфонами также соединены с вакуумным баком и также из этих полостей в вакуумный бак отсасываются проникающие при возможной негерметичности корпуса БХЗ и большего сильфона гидразин и его пары. Одновременно два соосно установленных сильфона будут надежно изолировать гидразин, находящийся под поршнем, от проникновения в него сжатого азота или другого приемлемого для этой цели газа.

Схематическая конструкция устройства показана на фиг.1

В состав устройства входят следующие составные: 1 - бак для хранения и заправки гидразина; 2 - вакуумный бак;

3-16 вентили; 17 - мановакуумметр.

Внутри бака 1 имеются поршень 18 и сильфоны 19 и 20. Поршень 18 имеет возможность перемещения вдоль оси бака 1 под давлением сжатого азота, поступающего через вентиль 5. Поршень герметизирован, например, подпружиненными манжетами по поверхности контакта поршня и цилиндрической поверхности бака 1.

Сильфоны 19 и 20 присоединены герметично к поршню 18 и крышке 21, закрывающей герметично внутреннюю полость бака 1. Через вентиль 3 подается азот давлением 1-2 кгс/см2 для выдувания из полости А (между цилиндрической поверхностью бака 1 и сильфоном 19) проникающих через возможную негерметичность паров гидразина. Эти пары через вентили 7, 13 попадают в вакуумный бак 2 и далее через вентиль 8 направляются в систему нейтрализации.

Через вентиль 4 в полость Б (между сильфонами 19 и 20) подается азот давлением 1-2 кгс/см2 и через вентили 6, 7, 13, вакуумный бак 2 и вентиль 8 выдувает пары гидразина на нейтрализацию.

Через вентиль 5 на поршень 18 подается азот давлением не более 5 кгс/см2. За счет этого поршень перемещается вдоль оси бака 1 и вытесняет гидразин, который через вентиль 15 и трубопроводы поступает в баки КА. При необходимости слива гидразина из баков КА он выдавливается из этих баков снова в бак 1 через трубопроводы и вентиль 15. Из трубопроводов гидразин и его пары через вентиль 11 всасываются в вакуумный бак и остаются в нем до операции нейтрализации. Вентиль 9 и штуцер В служат для связи вакуумного бака 2 с вакуумным насосом (на фиг.1 не показан). Через вентили 12, 14 осуществляется связь вакуумной полости Г, окружающей корпус бака 1, с вакуумным баком 2, в который при возможной негерметичности корпуса из вакуумной полости Г всасываются пары гидразина и остаются в нем до момента их удаления на нейтрализацию.

Мановакуумметр 17 служит для измерения величины вакуума в вакуумном баке 2, в котором с помощью вакуумного насоса создается первоначальное абсолютное давление не выше 0,5 мм рт.ст.

Что касается применения сильфонов, которые выше были охарактеризованы как недостаточно надежные элементы. В предлагаемом изобретении применен принцип дублирования. Т.е. применен не один сильфон, а два, выполняющих одинаковые функции. Эти функции могут осуществляться как двумя сильфонами одновременно, так и каждым сильфоном в отдельности при выходе из строя другого сильфона. К тому же примененные в изобретении сильфоны имеют весьма ограниченный контакт с гидразином, в основном с его парами в слабой концентрации, поскольку все проникающие в полости сильфонов пары отсасываются в вакуумный бак.

В промышленности предлагаемое устройство для заправки баков космических аппаратов топливом, например гидразином, методом вытеснения может применяться для транспортирования и хранения гидразина и для заправки баков КА. При необходимости, устройство может применяться для приема гидразина из баков КА, его временного хранения и последующего транспортирования на предприятие, выполнявшее заполнение устройства гидразином.

Похожие патенты RU2447001C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЗАПРАВКИ РАБОЧИМ ТЕЛОМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАГИСТРАЛИ ЗАМКНУТОГО ЖИДКОСТНОГО КОНТУРА, СНАБЖЕННОЙ ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ ОБЪЕМНОГО РАСШИРЕНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Цихоцкий Владислав Михайлович
RU2509695C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ ГИДРОМАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2008
  • Тестоедов Николай Алексеевич
  • Косенко Виктор Евгеньевич
  • Бартенев Владимир Афанасьевич
  • Халиманович Владимир Иванович
  • Данилов Евгений Николаевич
  • Близневский Александр Сергеевич
  • Акчурин Владимир Петрович
  • Алексеев Николай Григорьевич
  • Загар Олег Вячеславович
  • Гупало Виктор Кузьмич
  • Воловиков Виталий Гавриилович
  • Колесников Анатолий Петрович
  • Сергеев Юрий Дмитриевич
  • Трубкин Петр Иванович
  • Туркенич Роман Петрович
  • Шилкин Олег Валентинович
RU2392200C1
СИСТЕМА ЛОКАЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ОБЪЕМОМ 2020
  • Вдовичев Антон Андреевич
  • Шорохов Алексей Дмитриевич
  • Смелик Анатолий Анатолиевич
  • Артюхов Сергей Александрович
  • Ивановский Владимир Сергеевич
  • Саркисов Сергей Владимирович
  • Ржавитин Вячеслав Леонидович
RU2777177C2
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ ГИДРОМАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2008
  • Тестоедов Николай Алексеевич
  • Косенко Виктор Евгеньевич
  • Бартенев Владимир Афанасьевич
  • Халиманович Владимир Иванович
  • Данилов Евгений Николаевич
  • Близневский Александр Сергеевич
  • Акчурин Владимир Петрович
  • Алексеев Николай Григорьевич
  • Загар Олег Вячеславович
  • Гупало Виктор Кузьмич
  • Воловиков Виталий Гавриилович
  • Колесников Анатолий Петрович
  • Сергеев Юрий Дмитриевич
  • Трубкин Петр Иванович
  • Туркенич Роман Петрович
  • Шилкин Олег Валентинович
RU2397118C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОЗАПРАВКИ В ПОЛЕТЕ РАБОЧИМ ТЕЛОМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, СНАБЖЕННОЙ ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ ОБЪЕМНОГО РАСШИРЕНИЯ РАБОЧЕГО ТЕЛА, И СПОСОБ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 2006
  • Цихоцкий Владислав Михайлович
RU2324629C2
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, СНАБЖЕННОЙ ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Цихоцкий В.М.
RU2252901C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Джеймс Эдвард Хамант
  • Джон Рис Макбрайд
  • Дэвид Хершел Куббейдж
RU2155705C2
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА КСЕНОНОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Арзуманов Юрий Леонович
  • Володин Николай Алексеевич
  • Петров Рудольф Алексеевич
  • Шеманаев Сергей Викторович
RU2341424C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖИДКОСТНОГО ТРАКТА СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2009
  • Халиманович Владимир Иванович
  • Загар Олег Вячеславович
  • Колесников Анатолий Петрович
  • Акчурин Георгий Владимирович
  • Кривов Евгений Владимирович
  • Кульков Алексей Александрович
  • Воловиков Виталий Гавриилович
  • Голованов Юрий Матвеевич
  • Шилкин Олег Валентинович
  • Акчурин Владимир Петрович
RU2398718C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА КСЕНОНОМ 2006
  • Безруких Алексей Дмитриевич
  • Забродов Евгений Яковлевич
  • Лопухов Степан Владимирович
  • Анкудинов Александр Владимирович
RU2317234C1

Реферат патента 2012 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ БАКОВ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ТОПЛИВОМ МЕТОДОМ ВЫТЕСНЕНИЯ

Изобретение относится к наземному оборудованию, в частности, для заправки баков космических аппаратов (КА) гидразином. Устройство содержит бак (1) с поршнем (18) и сильфоны (19) и (20). Поршень герметизирован, например, подпружиненными манжетами по поверхности его контакта со стенкой бака (1). Сильфоны (19) и (20) присоединены герметично к поршню (18) и крышке (21) бака. Через вентиль (3) подается азот давлением 1-2 атм для выдувания из полости (А) между стенкой бака (1) и сильфоном (19) проникающих туда паров гидразина. Эти пары через вентили (7, 13) попадают в вакуумный бак (2) и далее через вентиль (8) направляются в систему нейтрализации. Через вентиль (4) в полость (Б) между сильфонами (19) и (20) подается азот под давлением 1-2 атм, который через вентили (6, 7, 13), вакуумный бак (2) и вентиль (8) выдувает пары гидразина в систему нейтрализации. Через вентиль (5) подается азот (≤5 атм) на поршень (18), который вытесняет гидразин, поступающий через вентиль (15) и трубопроводы в баки КА. При сливе гидразин выдавливается из баков КА через указанные трубопроводы и вентиль снова в бак (1). Из трубопроводов (а также из вакуумной полости Г вокруг корпуса бака) гидразин и его пары через вентиль (11) (а также (12, 14)) всасываются в вакуумный бак (2) и остаются в нем до операции нейтрализации. Вентиль (9) и штуцер (В) связывают бак (2) с вакуумным насосом. Бак (2) снабжен мановакууметром (17). Сильфоны (19, 20) дублируют друг друга. Т.о. создается дополнительный барьер проникновению гидразина из бака хранения и заправки в окружающую среду, устраняется контакт компрессионного вещества с гидразином. Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции, повышение безопасности, автономности и мобильности устройства. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 447 001 C1

Устройство для заправки баков космического аппарата топливом методом вытеснения, содержащее бак для хранения и заправки топлива, вакуумный бак, систему подачи компрессионного вещества, арматуру и соединяющие их трубопроводы, отличающееся тем, что внутри цилиндрической части бака для хранения и заправки топлива расположен поршень, поверхность контакта которого со стенкой бака герметизирована, и который разграничивает полость бака на две части, в одной из которых находится топливо, а в другой размещены центрально-симметрично и соосно два сильфона разного диаметра, при этом корпус бака для хранения и заправки топлива окружен герметичным кожухом, создающим между ним и корпусом бака герметичную полость, которая совместно с полостями между двумя сильфонами и между большим сильфоном и корпусом бака сообщаются с вакуумным баком с поддержанием в них вакуума, а корпус бака для хранения и заправки топлива соединен трубопроводом с системой подачи компрессионного вещества, например азота, для перемещения поршня.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2447001C1

СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Джеймс Эдвард Хамант
  • Джон Рис Макбрайд
  • Дэвид Хершел Куббейдж
RU2155705C2
ВЫТЕСНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕЛИВА С РАЗДЕЛЕНИЕМ ЖИДКОСТИ И ГАЗА ДЛЯ ЗАПРАВКИ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ 2003
  • Корнилов В.А.
RU2265131C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ ГАЗА В СИСТЕМЕ НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1998
  • Гореликов В.И.
  • Сарычев Л.Н.
  • Федотов В.К.
  • Цихоцкий В.М.
RU2136936C1
СИСТЕМА НАДДУВА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Гореликов В.И.
  • Сарычев Л.Н.
RU2159348C1
Устройство контроля технического состояния вариатора частоты вращения молотильного барабана зерноуборочного комбайна 2017
  • Зябиров Ильяс Мусеевич
  • Зябиров Али Ильясович
RU2656381C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНАТОМИЧЕСКОГО ЗУБНОГО ИМПЛАНТА 2016
  • Ян Дирк
RU2697587C1
МЕЗОТЕЛИНОВЫЕ CAR-РЕЦЕПТОРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ 2020
  • Адусумилли, Прасад, С.
  • Садлейн, Мишель
RU2822193C2
US 5636513 A, 10.06.1997.

RU 2 447 001 C1

Авторы

Холодков Игорь Вениаминович

Головенкин Евгений Николаевич

Забродов Евгений Яковлевич

Ефремов Анатолий Михайлович

Халиманович Владимир Иванович

Кесельман Геннадий Давыдович

Зимин Иван Ильич

Даты

2012-04-10Публикация

2010-10-01Подача