ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2012 года по МПК F02K9/56 F02K9/80 

Описание патента на изобретение RU2451201C1

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). Большинство современных ЖРД осуществляет функцию управления ракетным блоком по тангажу и рысканью путем отклонения двигателя (или камеры двигателя) по осям, перпендикулярным оси ракетного блока.

Известны ЖРД с узлом подвески, который устанавливается на головке камеры и представляет собой сферический подшипник, использующий для уменьшения трения антифрикционное покрытие, позволяющий качать двигатель во всех плоскостях. Так спроектированы ЖРД RL10A3-3, F-1, LRBA (см. «Иностранные авиационные и ракетные двигатели». ЦИАМ, 1971 г.).

При этом радиус сферической части подшипника выбирается из соображений ограничений удельной нагрузки на поверхности сферы и крутящего момента, необходимого для преодоления силы трения, но всегда ограничен так, что центр вращения (ось поворота) размещается в габаритах узла подвеса, т.е. выше головки камеры.

Так спроектирован ЖРД США J-2 (см. «Иностранные авиационные и ракетные двигатели». ЦИАМ. 1967 г.) - прототип.

Недостатком прототипа с вышеупомянутым сферическим узлом подвеса является большое радиальное смещение при отклонении (качании) двигателя (камеры) в нижней части конструкции (в основном среза сопла камеры) из-за большего удаления этой части конструкции от центра вращения оси камеры, что во многих случаях, например, при размещении нескольких двигателей в одном отсеке ракеты с ограниченным поперечным габаритом, затрудняет выполнение компоновки двигательной установки с соблюдением всех требований по обеспечению гарантированных зазоров между качающимися элементами двух рядом расположенных двигателей, а также двигателя и неподвижными элементами отсека.

Сказанное поясняется с помощью фиг.1, где приняты следующие обозначения:

1 - ось ракетного блока;

2 - ось двигателей (камер сгорания);

3 - контур конструктивных элементов двигателя, максимально удаленных от оси двигателя (критичных элементов конструкции двигателя);

4 - контур конструктивных элементов ракетного блока, максимально приближенных к конструктивным элементам двигателей (критичных элементов конструкции ракеты);

а - зазор между критичными элементами конструкции двигателя и конструкции ракеты (указанный зазор изменяется в диапазоне от максимального до минимального уровней в процессе качания двигателей в поворотных узлах подвеса);

б - зазор между критичными элементами конструкции двух рядом расположенных двигателей (указанный зазор также изменяется в процессе качания двигателей за счет радиальных перемещений этих элементов).

Целью предлагаемого изобретения является разработка конструкции ЖРД, которая позволяет уменьшить или даже свести к нулю радиальное смещение критичных элементов конструкции двигателя (камеры) при его отклонении. Поставленная цель достигается тем, что ЖРД, состоящий в своем составе камеру с размещенным на головке последней подшипником, имеющим подвижную и неподвижную сферические опорные поверхности для восприятия тяги и управления вектором тяги посредством качания двигателя, согласно предлагаемому изобретению радиус опорной сферической поверхности подшипника выбран из условия выполнения неравенства:

где

Δl - допустимое поперечное смещение конструкции нижней части двигателя (камеры) при его отклонении на угол α относительно исходного положения;

α - требуемый максимальный угол поворота двигателя (камеры);

γ - расчетный угол, определяемый как:

Н - конструктивная высота двигателя, определяемая как расстояние от плоскости среза сопла камеры до верхней точки сферической поверхности опорного узла;

R - расчетный радиус сферической поверхности опорного узла;

r - размер, характеризующий расположение критичного элемента конструкции камеры (с точки зрения обеспечения зазоров) от ее продольной оси.

Геометрические обозначения и сущность изобретения пояснены на фиг.1, где приняты следующие дополнительные обозначения:

5 - камера двигателя;

6 - сферическая опора (подвижная);

7 - сферическая опора (неподвижная);

8 - рама;

9 - рулевые приводы (два привода во второй плоскости качания не показаны);

10, 10' - продольная ось камеры в исходном и отклоненном положении соответственно;

11, 11' - конструктивный элемент, максимально удаленный в поперечном направлении от продольной оси камеры (критичный элемент) в исходном и отклоненном положении соответственно;

Ц.В. - центр вращения.

Конструкция работает следующим образом. На раме 8 ракетного отсека жестко крепится опора 7, внутренняя поверхность которой выполнена с радиусом кривизны R, подбираемым из условия максимально допустимого отклонения среза сопла при качании двигателя. Ответная деталь опора 6, имеющая наружный сферический профиль, эквидистантный профилю вышеупомянутой детали, крепится к головке камеры двигателя. К кронштейнам камеры 5 пристыкованы рулевые приводы, представляющие собой гидравлические цилиндры, которые перемещают камеру (двигатель), обеспечивая качание (отклонение) двигателя в любой плоскости.

Рулевые приводы выполняют также функцию удержания двигателя после сборки его совместно с рамой 8 и опорой 7. Они же воспринимают и «обратную тягу», которая возникает после выключения двигателя.

До запуска двигатель удерживается в исходном положении рулевыми приводами. После запуска тяга двигателя прижимает его подвижной сферической опорой 6 к неподвижной сферической опоре 7.

Эта сферическая пара представляет собой своеобразный подшипник, по которому перемещается головка камеры при работе рулевых машин.

Для уменьшения трения в сферической паре возможны различные конструкторские решения:

- размещение между ними в сепараторе множества шариков;

- нанесение на детали сферической пары антифрикционного покрытия (например, «Афтала»);

- организацией в зазоре подшипника между подвижной и неподвижной сферическими поверхностями полости, сообщенной с трубопроводом подачи под давлением газа или жидкости, например, компонента топлива.

Выбор указанным способом радиуса 6 сферической части опорного узла гарантирует, что при отклонении камеры (двигателя) на угол α будет соблюдено следующее условие: поперечное смещение конструкции двигателя не будет превышать допустимое Δl. В предельном, случае например, если критичным компоновочным элементом является выходная часть сопла, то уменьшать Δl можно вплоть до нуля, выбирая R=H, т.е. размещая геометрический центр качания камеры в плоскости среза сопла.

Похожие патенты RU2451201C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Гольба Анатолий Викторович
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Радько Дмитрий Владимирович
  • Туртушов Валерий Андреевич
RU2524483C1
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОЖИГАНИЕМ 1999
  • Полушин В.Г.
  • Осокин М.И.
  • Колосова И.А.
  • Сарафасланян Х.Б.
  • Постников И.Д.
RU2159352C2
Узел качания камеры жидкостного ракетного двигателя с дожиганием генераторного газа 2018
RU2703883C1
СИЛОВОЙ БЛОК ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 2012
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Демьянов Игорь Иванович
  • Козлов Сергей Николаевич
  • Кунавин Сергей Петрович
  • Рачук Владимир Сергеевич
  • Туртушов Валерий Андреевич
RU2485342C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Гольба Анатолий Викторович
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Радько Дмитрий Владимирович
  • Туртушов Валерий Андреевич
RU2530364C1
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЖРД) 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Полянин Андрей Борисович
  • Скуратов Борис Иванович
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2536738C1
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2014
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Иванов Виталий Александрович
  • Лихванцев Анатолий Андреевич
  • Васильев Кирилл Сергеевич
  • Асташенков Николай Никитович
RU2563596C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ И БЛОК СОПЕЛ КРЕНА 2010
  • Болотин Николай Борисович
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2431756C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ВЕКТОРОМ ТЯГИ И УЗЕЛ ПОДВЕСКИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЖРД 2009
  • Болотин Николай Борисович
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2409754C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И УЗЕЛ ПОДВЕСКИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ЖРД 2009
  • Болотин Николай Борисович
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
RU2409755C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 451 201 C1

Реферат патента 2012 года ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). ЖРД содержит в своем составе камеру сгорания с размещенным на головке последней подшипником, имеющим подвижную и неподвижную сферические опорные поверхности для восприятия тяги и управления вектором тяги посредством качания двигателя, при этом радиус опорной сферической поверхности подшипника выбран из условия выполнения неравенства:

где Δl - допустимое поперечное смещение конструкции двигателя при его отклонении на угол α относительно исходного положения; α - требуемый максимальный угол поворота двигателя; γ - расчетный угол, определяемый как:

Н - конструктивная высота двигателя, определяемая как расстояние от плоскости среза сопла камеры до верхней точки сферической поверхности опорного узла;

R - радиус сферической поверхности опорного узла;

r - размер, характеризующий расположение критичного элемента конструкции камеры, с точки зрения обеспечения зазоров, от ее продольной оси. Изобретение обеспечивает уменьшить радиальное смещение критичных элементов двигателя при его отклонении. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 451 201 C1

1. ЖРД, содержащий в своем составе камеру сгорания с размещенным на головке последней подшипником, имеющим подвижную и неподвижную сферические опорные поверхности для восприятия тяги и управления вектором тяги посредством качания двигателя, отличающийся тем, что радиус опорной сферической поверхности подшипника выбран из условия выполнения неравенства

где Δl - допустимое поперечное смещение конструкции двигателя при его отклонении на угол α относительно исходного положения;
α - требуемый максимальный угол поворота двигателя;
γ - расчетный угол, определяемый как

Н - конструктивная высота двигателя, определяемая как расстояние от плоскости среза сопла камеры до верхней точки сферической поверхности опорного узла;
R - радиус сферической поверхности опорного узла;
r - размер, характеризующий расположение критичного элемента конструкции камеры, с точки зрения обеспечения зазоров, от ее продольной оси.

2. ЖРД по п.1, отличающийся тем, что подшипник имеет в зазоре между подвижной и неподвижной сферическими поверхностями полость, сообщенную с трубопроводом подачи под давлением газа или жидкости, например компонента топлива.

3. ЖРД по п.1, отличающийся тем, что в зазор между подвижной и неподвижной сферическими поверхностями вмонтирован сепаратор с шариками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2451201C1

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Каторгин Б.И.
  • Чванов В.К.
  • Челькис Ф.Ю.
  • Семенов В.И.
  • Полушин В.Г.
  • Мурлыкина Н.И.
  • Постников И.Д.
RU2158838C2
УЗЕЛ КАЧАНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДОЖИГАНИЕМ 1999
  • Полушин В.Г.
  • Осокин М.И.
  • Колосова И.А.
  • Сарафасланян Х.Б.
  • Постников И.Д.
RU2159352C2
Пропеллер 1926
  • Абрамов В.М.
  • Второв С.В.
  • Соколов Н.И.
SU12188A1
Устройство для управления телескопическим захватом стеллажного крана-штабелера 1982
  • Гордиенко Василий Васильевич
  • Радкевич Аркадий Яковлевич
  • Тучков Анатолий Александрович
SU1008156A1
FR 2073451 A7, 01.10.1971.

RU 2 451 201 C1

Авторы

Вовчаренко Константин Иванович

Гольба Анатолий Викторович

Ефимочкин Александр Фролович

Даты

2012-05-20Публикация

2010-12-07Подача