Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для предупреждения срыва адаптации детей к школе.
Известный способ определения прогноза течения адаптации детей к школе основывается на составлении прогностических таблиц, в которых представлены отягощенные факторы биологического и социального анамнеза (Методические рекомендации Ивановского НИИ материнства и детства Минздрава РФ «Подготовка детей к поступлению в школу», Иванове, 1986; Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие/ под ред. Г.Н. Сердюковской. - М., 1993). Прогностическая таблица состоит из 21 вопроса, на которые родители отвечают до поступления ребенка в школу. Для каждого анамнестического фактора подчеркивается соответствующая градация. После этого суммируются прогностические коэффициенты (ПК), соответствующие подчеркнутым градациям, с учетом знака «+» или «-». При сумме ПК больше (+13) баллов дается заключение о высоком риске неблагоприятного течения адаптации к школе. При сумме ПК меньше (-13) баллов дается заключение о благоприятном прогнозе течения адаптации к школе. Если сумма находится в интервале между -13 и +13 баллами, следует ожидать среднеблагоприятное течение адаптации к школе.
Однако этот способ прогноза течения адаптации детей к школе имеет недостатки: социально-биологические факторы являются нестабильным и клинически не подтвержденным материалом. Оценка данных анамнеза в значительной степени субъективная, большая трудоемкость способа, определяемая необходимостью оценки большого числа признаков (более 20).
Наиболее близким к предлагаемому является способ, описанный в работе Берсеневой И.А. (Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе. Автореф. дисс., М., 2000). В данном способе кардиоритмография проводилась в положении «лежа» и «стоя», использовались основные показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР).
Однако, в данном способе после проведения ортостатической пробы («лежа-стоя») не проводилось дополнительное исследование через прошедшие 5 минут в положении «лежа», которое необходимо для оценки адаптационных резервов организма.
Задача изобретения: повышение объективности при прогнозе адаптации детей к школе.
Поставленную задачу осуществляют за счет того, что дополнительно через 5 минут определяют восстановление исходной ЧСС, общую мощность спектра - Total, увеличение или снижение исходной мощности в диапазоне волн: VLF, LF, HF; далее, на основании полученных показателей КРГ, оценивают, какой тип уровня регуляции сердечного ритма преобладает: рефлекторный или гуморально-метаболический; вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм; реактивность симпатической нервной системы на функциональную нагрузку: адекватная или неадекватная; после чего в зависимости от полученных результатов прогнозируют адаптацию детей к школе: благоприятный - если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма над гуморально-метаболическим, в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы; среднеблагоприятный прогноз течения адаптации: если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма, но в покое отмечается преобладание симпатического или парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечена адекватная или повышенная реактивность симпатической нервной системы; неблагоприятный - если преобладает гуморально-метаболический тип уровня регуляции сердечного ритма и в покое отмечено преобладание симпатического воздействия на сердечный ритм, а при функциональной нагрузке - неадекватная: повышенная или пониженная реактивность симпатической нервной системы.
Способ осуществляют следующим образом:
Кардиоритмографию (КРГ) у детей проводят в условиях относительного покоя. Регистрируют ЭКГ-сигнал в одном из стандартных отведений «лежа». Продолжительность записи 5 минут. Далее проводят ортостатическую пробу, т.е. регистрируют ЭКГ-сигнал в одном из стандартных отведений «стоя», продолжительность записи - также не менее 5 минут. Затем ребенок возвращается в исходное положение - лежа, где дополнительно регистрируют ЭКГ-сигнал в одном из стандартных отведений.
По полученным данным кардиоритмограммы оценивают функциональное состояние организма ребенка, а именно: вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм и степень напряжения регуляторных систем.
Наиболее информативные показатели, необходимые для составления прогноза течения адаптации, представлены в таблице 1.
Показатели вариабельности сердечного ритма по данным КРГ
Сначала оценивают показатели кардиоритмограммы в положении лежа:
- в покое регистрируют ритм и частоту сердечных сокращений (ЧСС);
- вариабельность сердечного ритма оценивают по показателю SDNN (нормальная, снижена, повышена);
- индекс напряжения - ИН (в пределах нормы, снижение, повышение);
- общая мощность спектра. Total (в пределах нормы, снижение, повышение);
- значение мощности в диапазоне очень медленных волн, VLF (в пределах нормы, снижение, повышение);
- значение мощности в диапазоне медленных волн, LF (в пределах нормы, снижение, повышение);
- значение мощности в диапазоне быстрых волн, HF (в пределах нормы, снижение, повышение).
При ортостатической нагрузке:
- реактивность симпатической нервной системы оценивают по показателю LF/ HF (в норме, снижена, повышена).
Через 5 минут определяют:
- восстановление или невосстановление исходной ЧСС;
- общую мощность спектра, Total (в пределах нормы, снижение, увеличение);
- увеличение или снижение исходной мощности в диапазоне волн: VLF, LF, HF.
Далее, на основании полученных показателей кардиоритмограммы, составляют заключение:
1) преобладание типа уровня регуляции сердечного ритма (рефлекторный, гуморально-метаболический);
2) вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм;
3) реактивность симпатической нервной системы на функциональную нагрузку (адекватная, неадекватная).
В зависимости от полученного заключения КРГ определяют прогноз адаптации детей к школе:
1 - благоприятный прогноз адаптации.
Преобладание рефлекторного типа уровня регуляции сердечного ритма над гуморально-метаболическим, в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы.
2 - среднеблагоприятный прогноз адаптации.
Преобладание рефлекторного типа уровня регуляции сердечного ритма, но в покое отмечается преобладание симпатического или парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная или повышенная реактивность симпатической нервной системы.
3 - неблагоприятный прогноз адаптации.
Преобладание гуморально-метаболического типа уровня регуляции сердечного ритма, в покое отмечается преобладание симпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается неадекватная (повышенная или пониженная) реактивность симпатической нервной системы.
Всего обследовано 52 ребенка перед поступлением в школу. Благоприятный прогноз адаптации отмечался у 52,4% детей, среднеблагоприятный - 37,64% детей и неблагоприятный прогноз адаптации наблюдался у 9,96% детей.
Способ поясняется следующими примерами:
Пример 1.
Илья, 7 лет. Перед поступлением в школу имел следующие показатели кардиоритмограммы:
Исследование кардиоритмограммы в положении лежа:
- в покое зарегистрирован синусовый ритм с нормальной частотой сердечных сокращений (60-80);
- вариабельность сердечного ритма нормальная (SDNN>45);
- индекс напряжения в пределах нормы (ИН 30-90);
- общая мощность спектра, Total умеренно снижена (500-1500);
- значение мощности в диапазоне очень медленных волн снижено (VLF<355);
- значение мощности в диапазоне медленных волн снижено (LF<500);
- значение мощности в диапазоне быстрых волн в норме (HF 500-1500).
При ортостатической нагрузке:
- реактивность симпатической нервной системы в норме (LF/HF 3,5-15).
Через 5 минут после ортостатической пробы выявлено:
- восстановление исходной ЧСС;
- увеличение общей мощности спектра Total;
- снижение мощности очень медленных волн VLF.
Заключение: наблюдается преобладание рефлекторного над гуморально-метаболическим уровнем регуляции сердечного ритма; в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм; при функциональных нагрузках отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы. Прогноз адаптации - благоприятный.
За первый год обучения у мальчика не отмечалось невротических реакций, наблюдался благоприятный эмоциональный профиль, хорошая прибавка массы тела (более 1500 г за год), болел простудным заболеванием 1 раз за год, уровень овладения способами действия (успеваемость) выше среднего. Прогноз подтвердился.
Пример 2.
Маша, 7 лет. Перед поступлением в школу имела следующие показатели кардиоритмограммы:
Исследование кардиоритмограммы в положении лежа:
- в покое зарегистрирован синусовый ритм с нормальной частотой сердечных сокращений (60-80);
- вариабельность сердечного ритма нормальная (SDNN>45);
- индекс напряжения в пределах нормы (ИН 3-90);
- общая мощность спектра в пределах нормы (Total 1500-5000);
- значение мощности в диапазоне очень медленных волн снижено (VLF<355);
- значение мощности в диапазоне медленных волн в пределах нормы (LF 500-1500);
- значение мощности в диапазоне быстрых волн увеличено (HF>500).
При ортостатической нагрузке:
- реактивность симпатической нервной системы снижена (LF/HF<3,5).
Через 5 минут после ортостатической пробы выявлено:
- восстановление исходной ЧСС;
- восстановление исходной общей мощности спектра Total;
- увеличение мощности очень медленных волн VLF.
Заключение: наблюдается преобладание рефлекторного над гуморально-метаболическим уровнем регуляции сердечного ритма; в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм; при функциональных нагрузках отмечается недостаточная реактивность симпатической нервной системы. Прогноз адаптации - среднеблагоприятный.
За первый год обучения у девочки отмечались расстройства моторики, астенический синдром, прибавка массы тела составила 1450 г за год, отмечался средненеблагоприятный эмоциональный профиль, перенесла 2 простудных заболевания за год, уровень овладения способами действия (успеваемость) средний. Прогноз подтвердился.
Пример 3.
Кирилл, 7 лет. Перед поступлением в школу имел следующие показатели кардиоритмограммы:
Исследование кардиоритмограммы в положении лежа:
- в покое зарегистрирован синусовый ритм с нормальной частотой сердечных сокращений (60-80);
- вариабельность сердечного ритма умеренно снижена (SDNN 20-44);
- индекс напряжения в пределах нормы (ИН 31-45,4);
- общая мощность спектра значительно снижена (Total<500);
- значение мощности в диапазоне очень медленных волн снижено (VLF<355);
- значение мощности в диапазоне медленных волн снижено (LF<500);
- значение мощности в диапазоне быстрых волн снижено (HF<500).
При ортостатической нагрузке:
- реактивность симпатической нервной системы снижена (LF/HF<3,5).
Через 5 минут после физической нагрузки выявлено:
- восстановление исходной ЧСС;
- восстановление исходной общей мощности спектра, Total;
- увеличение мощности очень медленных волн, VLF.
Заключение:
наблюдается преобладание гуморально-метаболического над рефлекторным уровнем регуляции сердечного ритма; в покое отмечается дисбаланс вегетативной регуляции сердечного ритма с повышением тонуса симпатической нервной системы; при функциональных нагрузках отмечается недостаточная реактивность симпатической нервной системы. Прогноз адаптации - неблагоприятный.
За первый год обучения у мальчика отмечалась недостаточная прибавка массы тела (менее 1500 г за год), развилась выраженная невротическая реакция (астенический, фобический синдром, реакции протеста), отмечался неблагоприятный эмоциональный профиль, частые простудные заболевания (4 раза за год), уровень овладения способами действия - ниже среднего. Прогноз подтвердился.
Предлагаемый способ позволяет объективно и достоверно оценить адаптационную возможность каждого ребенка перед школой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕАКТИВНОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ ВНУТРИЧЕРЕПНЫХ КРОВОИЗЛИЯНИЙ | 2008 |
|
RU2387371C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ ПРИ ФИБРОЗНО-КИСТОЗНОЙ БОЛЕЗНИ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЕЗ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА | 2011 |
|
RU2471494C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С НЕЙРОГЕННЫМИ ОБМОРОКАМИ | 2013 |
|
RU2517472C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | 2012 |
|
RU2491884C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ У БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ | 2015 |
|
RU2592249C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ СОСТОЯНИЯ ПРИ ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПОРАЖЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2232544C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕГЕТАТИВНОГО БАЛАНСА ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ | 2008 |
|
RU2373975C1 |
Способ нормализации психоэмоционального состояния детей от 1 года до 3 лет для предупреждения стресса в периоде адаптации к дошкольному учреждению | 2023 |
|
RU2805802C1 |
СПОСОБ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ КАРДИАЛЬНОЙ АВТОНОМНОЙ НЕЙРОПАТИИ У ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ И МЕТАБОЛИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2015 |
|
RU2585741C1 |
СПОСОБ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДОПЕРАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ ПРОТЕЗИРУЮЩЕЙ ГЕРНИОПЛАСТИКИ ПО ПОВОДУ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ГРЫЖ | 2012 |
|
RU2491885C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии. Регистрируют показатели кардиоритмограммы (КРГ) в положении лежа: в покое - ЧСС, показатель SDNN; индекс напряжения (ИН); общую мощность спектра - Total; значение мощности в диапазоне VLF; значение мощности в диапазоне LF; значение мощности в диапазоне HF. Затем стоя определяют реактивность симпатической нервной системы по показателю LF/HF. Через 5 минут в положении лежа определяют восстановление исходной ЧСС, общую мощность спектра - Total, увеличение или снижение исходной мощности в диапазоне волн: VLF, LF, HF. На основании показателей КРГ, оценивают, какой тип уровня регуляции сердечного ритма преобладает: рефлекторный или гуморально-метаболический; вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм; реактивность симпатической нервной системы на функциональную нагрузку: адекватная или неадекватная. Прогнозируют благоприятную адаптацию - если преобладает рефлекторный тип регуляции сердечного ритма над гуморально-метаболическим, в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы. Среднеблагоприятный прогноз адаптации - если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма, но в покое отмечается преобладание симпатического или парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечена адекватная или повышенная реактивность симпатической нервной системы. Неблагоприятный - если преобладает гуморально-метаболический тип уровня регуляции сердечного ритма, в покое отмечено преобладание симпатического воздействия на сердечный ритм, а при функциональной нагрузке - неадекватная: повышенная или пониженная реактивность симпатической нервной системы. Способ позволяет повысить достоверность прогноза адаптации детей к школе. 4 табл., 3 пр.
Способ прогноза адаптации детей к школе, включающий оценку вариабельности сердечного ритма, при котором вначале оценивают показатели кардиоритмограммы (КРГ) в положении лежа: в покое регистрируют ритм и частоту сердечных сокращений (ЧСС), вариабельность сердечного ритма - по показателю SDNN; индексу напряжения (ИН); общую мощность спектра (Total); значение мощности в диапазоне очень медленных волн (VLF); значение мощности в диапазоне медленных волн (LF); значение мощности в диапазоне быстрых волн (HF); стоя при ортостатической нагрузке оценивают реактивность симпатической нервной системы по показателю LF/HF, отличающийся тем, что дополнительно через 5 мин в положении лежа определяют восстановление исходной ЧСС, общую мощность спектра (Total), увеличение или снижение исходной мощности в диапазоне волн: VLF, LF, HF; далее на основании полученных показателей КРГ оценивают, какой тип уровня регуляции сердечного ритма преобладает: рефлекторный или гуморально-метаболический; вегетативный баланс симпатического и парасимпатического воздействий на сердечный ритм; реактивность симпатической нервной системы на функциональную нагрузку: адекватная или неадекватная; после чего в зависимости от полученных результатов прогнозируют адаптацию детей к школе: благоприятный - если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма над гуморально-метаболическим, в покое отмечается баланс симпатического и парасимпатического воздействий на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечается адекватная реактивность симпатической нервной системы; среднеблагоприятный прогноз течения адаптации: если преобладает рефлекторный тип уровня регуляции сердечного ритма, но в покое отмечается преобладание симпатического или парасимпатического воздействия на сердечный ритм, при функциональной нагрузке отмечена адекватная или повышенная реактивность симпатической нервной системы; неблагоприятный - если преобладает гуморально-метаболический тип уровня регуляции сердечного ритма и в покое отмечено преобладание симпатического воздействия на сердечный ритм, а при функциональной нагрузке - неадекватная: повышенная или пониженная реактивность симпатической нервной системы.
БЕРСЕНЕВА И.А | |||
Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостотической пробе // Автореф | |||
дисс | |||
ЩИТОВОЙ ДЛЯ ВОДОЕМОВ ЗАТВОР | 1922 |
|
SU2000A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГУЛЯТОРНЫХ РЕСУРСОВ У ПОДРОСТКОВ | 2007 |
|
RU2344749C1 |
RU 2009138459 A, 20.10.2009 | |||
US 2004193066 A1, 30.04.2004 | |||
ВОЛОКИТИНА Т.В | |||
и др | |||
Спектральная характеристика вариабельности |
Авторы
Даты
2012-06-10—Публикация
2010-07-28—Подача