Изобретение относится к области медицины, а именно психологии, психотерапии и может быть использовано для коррекции психоэмоционального состояния и обусловленных этим состоянием симптомов, оздоровления путем выявления источников беспокойства и возможных ресурсов пациента, и как способ психологической профилактики. Изобретение может быть использовано в медицинских учреждениях, учреждениях социальной и психологической помощи, психологических службах иных учреждений и организаций.
Известен способ клинической психотерапии - терапии творческим самовыражением, включающий предъявление пациенту репродукций двух картин для сравнения и определения, какая из них ему ближе и созвучнее. В сравнении картин предусматривают поиск пациентом самого себя, что дает вдохновение и обеспечивает саногенный, терапевтический эффект (Бурно М.Е. О самом главном в терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) сегодня // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн., 2011. - N 3. - URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_3_8/nomer/nomer11.php).
Известный способ имеет ограниченное использование, поскольку предназначен в медицинских учреждениях для психотерапии ослабленных пациентов в тяжелом состоянии (онкология, возрастные изменения) для снижения силы негативных эмоциональных переживаний в условиях стационара.
Известен способ коррекции психологического состояния, включающий психодиагностику путем определения медицинским работником индивидуальных жизненных целей пациента, при этом медицинский работник, выслушивая рассказ пациента о волнующих его проблемах, устанавливает иерархию открыто демонстрируемых жизненных целей пациента, выделяет из этой иерархии 1-5 доминирующих жизненных целей, открыто демонстрируемых пациентом в процессе рассказа, затем медицинский работник выявляет скрытые мотивы пациента, связанные с выделенными открыто демонстрируемыми жизненными целями, устанавливает иерархию значимости для пациента выявленных скрытых мотивов, определяет доминирующий скрытый мотив пациента и предлагает пациенту реализацию этого мотива (RU, №2285545 С2, МПК А61М 21/00 (2006.01), опубл. 10.04.2006 г.).
Результатом использования данного способа является выявление основных причин душевного дискомфорта пациента, нормализация его отношений с окружающими, обсуждение реализации доминирующего скрытого мотива и желаемого психоэмоционального состояния пациента.
В связи с тем, что сбор информации по проблеме пациента и последующая ее обработка осуществляется медицинским работником на основе речевого (устного) общения с пациентом, утрачиваются важные детали (пропуск, забывание, подмена смысла), сообщаемые пациентом или транслируемых медицинским работником в ходе терапевтической беседы. Это приводит к неосознанной субъективности медицинского работника в процессе принятия стратегических решений по проблеме пациента и, соответственно, ослабляет общую результативность психологической коррекции.
Известен способ определения индивидуально-личностных свойств пациента с использованием метода портретных выборов, который заключается в том, что пациенту предлагают выбрать из 48 портретов наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин. Каждый из портретов по своей физиологической и психологической сущности отражает в патологически заостренном виде проявление одного из основных восьми базисных человеческих влечений и представляет собой огрубленную модель смягченных и сбалансированных в норме личностных особенностей, обуславливающих психоэмоциональное состояние пациента, его потребности.
Позитивные выборы свидетельствуют о том, что пациент удовлетворен некоторой тенденцией у себя, но реализации потребности, свойственной этой тенденции, мешают внешние обстоятельства и пациент ждет удобного момента для удовлетворения этой потребности. Негативные выборы указывают на то, что пациент не удовлетворен соответствующей тенденцией, возражает ее проявлению у себя, а реализации данной потребности мешают внутриличностные преграды. При этом как отрицательные, так и положительные тенденции негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии пациента (Собчик Л.Н. Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2010. - 125 с. - URL: https://www.eltuicia.m/sobchik-l-n-metod-portretnyx-vyborov-test-vosmi-lechenij-sondi.html).
Известный способ характеризуется категоричностью клинических оценок, предрасположенностью к гипердиагностике (навешивание на пациента ярлыка «больного»), противоречивостью описаний проявления симптомов; однозначностью предполагаемой вербальной реакции пациента на выбранный портрет с формулировкой «симпатичен-неприятен». Это приводит к ухудшению психоэмоционального состояния пациента, сопровождающегося повышенным чувством уязвимости пациента, препятствует облегчению симптоматических проявлений и выстраиванию доверительного сотрудничества медицинского работника и пациента.
Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является способ интегративной психологической коррекции психоэмоционального состояния, включающий предъявление медицинским работником пациенту любого возраста, начиная с шести лет, набора, однородных по смысловому наполнению и жанру, карточек-иллюстраций, в виде рисованных портретов (в полный рост) двух девочек и двух мальчиков младшего школьного возраста, для ознакомления, выбора и попарного их сопоставления, пояснения пациентом причин схожести/отличия каждой выявленной черты ответом на вопрос «почему?», предлагая пациенту найти у двух карточек-иллюстраций хотя бы 10 общих черт и 10 отличий, приводя при необходимости пример. Количество найденных черт схожести/отличия не ограничивают, после отказа пациента продолжать работу, медицинский работник просит его найти и пояснить еще одну черту и изложить динамику событий, представленную в виде предположительной последовательности развития событий, отвечая на вопросы: «что происходит сейчас?», «что происходило до этого?», «что будет происходить после?». Высказывания пациента медицинский работник письменно фиксирует в виде конспекта и обрабатывает посредством морфологического анализа, получает массив показателей: общие (общая продолжительность выполнения задания, общее число характеристик, общее число слов и т.п.), специальные, в том числе оценочные (эстетическая и этическая оценки, уровень активности, доминантности, контактности, агрессивности/смелости и др.) и классификационные, характеризующие изображение и персонаж, выявляя личностные особенности пациента, особенности его взаимодействия с окружающей средой, внешние и внутренние факторы, влияющие на его психоэмоциональное состояние, формулирует рекомендации для самостоятельной работы пациента над проблемой (Степанчук Н.Н. Проективная методика "девочки и мальчики": обоснование создания и применения // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности: Сборник материалов пятой международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 июня 2021 года. Том Выпуск V. Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2021).
Известный способ не обеспечивает достижение требуемого технического результата по следующим причинам.
Несмотря на то, что реализация известного способа позволяет понять индивидуальные смыслы поступков и переживаний пациента и вызвать у него положительные эмоции, но не обеспечивает адекватное изменение поведения пациента, соответствующего закономерностям организации окружающей его среды, по причине недостаточной интенсивности положительных эмоций, сохранения автономного возбуждения и негативного эмоционального переживания на высоком уровне. Это обусловлено тем, что во взаимодействии медицинского работника и пациента проявляется большая активность медицинского работника, формулирующего рекомендации преимущественно в виде убеждений, наставлений общего характера, что приводит к сохранению пациентом привычного построения отношений с окружающей средой, провоцируя сострадание или агрессию окружающих, ожидание внешней социальной поддержки.
Выявление личностных особенностей пациента посредством только морфологического анализа, требующего точной формулировки проблемы, изначально имеющей упрощенный приблизительный характер, направлено на исследование явных, конспективно зафиксированных высказываний пациента при недостаточном выявлении нюансов социальных и культурных взаимосвязей, что приводит к субъективности и ограниченности последующих интерпретаций и, как следствие, затрудняет всестороннее изучение проблемы пациента.
В свою очередь, письменная фиксация медицинским работником высказываний пациента в виде конспекта приводит к пропуску важных деталей, необходимых для полного понимания скрытых эмоциональных переживаний и мотивов пациента. Более того, многократное использование вопроса «почему?» часто вызывает у пациента оборонительную или самообвинительную реакцию, что затрудняет осознание пациентом его проблем во взаимодействии с окружающей средой и вариантов их решения.
Поскольку в известном способе предусмотрено предъявление пациенту любого возраста для ознакомления, выбора и сопоставления простейшего набора карточек-иллюстраций с малым фиксированным количеством (4 штуки), это, в некоторых случаях, вызывает у пациента раздражение из-за мнимого легкомысленного отношения медицинского работника к его проблеме, недостаточно обеспечивает ситуацию выбора пациентом предпочтительного объекта и, соответственно, затрудняет предоставление пациенту возможности рассматривать альтернативные варианты решения реальных жизненных проблем.
В основу изобретения поставлена задача усовершенствования способа интегративной психологической коррекции психоэмоционального состояния, в котором за счет дифференцированного подхода, углубленного анализа высказываний пациента, совместного действия интеллектуальных, коммуникативных и психомоторных процессов, придания творческого мотивационного смысла доверительному сотрудничеству медицинского работника и пациента, обеспечивается возможность снижения уровня негативного эмоционального переживания и автономного возбуждения, увеличения интенсивности положительных эмоций пациента, что приводит к адекватному изменению поведения пациента, соответствующего закономерностям организации окружающей его среды.
Поставленная задача решается тем, что в способе интегративной психологической коррекции психоэмоционального состояния, включающем предъявление медицинским работником пациенту набора однородных по смысловому наполнению и жанру карточек-иллюстраций для ознакомления, выбора и попарного их сопоставления, пояснение пациентом причин схожести/отличия каждой выявленной черты и предположительной последовательности развития событий, письменную фиксацию высказываний пациента, выявление медицинским работником личностных особенностей пациента посредством морфологического анализа зафиксированных высказываний, последующее формулирование медицинским работником рекомендаций для самостоятельной работы пациента над проблемой, согласно изобретению набор карточек-иллюстраций медицинский работник предъявляет пациенту с учетом его возраста и особенностей психоэмоционального состояния, после выбора карточек-иллюстраций, до попарного их сопоставления, медицинский работник предлагает пациенту дать каждой из них название, затем медицинский работник предлагает пациенту выполнить домашнее задание по преобразованию и/или использованию выбранных карточек-иллюстраций и, в случае затруднений пациента, медицинский работник обсуждает с ним возможные варианты, а выявление личностных особенностей пациента медицинский работник, наряду с морфологическим анализом, проводит посредством качественного анализа зафиксированных дословно высказываний пациента, при обсуждении выполнения домашнего задания отмечают выполненные действия и сопровождавшие мысли, выделяют из них ведущие к нейтрализации и/или улучшению психоэмоционального состояния пациента, на основании которых, при формулировании рекомендаций для самостоятельной работы пациента над проблемой, медицинский работник предлагает совместно разработать план самостоятельных действий пациента.
Целесообразно до предъявления медицинским работником пациенту набора карточек-иллюстраций и перед формулированием рекомендаций для самостоятельной работы пациента, проведение медицинским работником тестирований с использованием рисуночного теста.
Целесообразно ведение письменной фиксации высказываний пациентом самостоятельно на представленном медицинским работником бланке.
Целесообразно предъявление медицинским работником пациенту набора карточек-иллюстраций с предложением их ранжирования по знаку эмоционального воздействия и степени его выраженности.
Способ интегративной психологической коррекции психоэмоционального состояния осуществляют следующим образом.
Медицинский работник принимает пациента индивидуально или формирует группу пациентов (не более шести человек) для работы в течение двух сеансов как очно, так и в дистанционном или гибридном формате, рекомендованная продолжительность каждого индивидуального сеанса - не более 1 часа для детей старше шести лет и до 1,5-2 часов для подростков и взрослых. При проведении групповой работы время сеанса увеличивают в зависимости от количества участников, но не более 3-3,5 часов.
В начале первого сеанса медицинский работник проводит неформализованную беседу, в ходе которой знакомится с пациентом, его историей жизни и проявлениями психоэмоционального состояния в текущий момент времени, отношением пациента к его состоянию, с его планами и надеждами на будущее, разъясняет пациенту правила и условия осуществления работы по психологической коррекции. При необходимости, медицинский работник проводит тестирование, используя один из вариантов рисуночного теста Р. Сильвер «Нарисуй историю», что облегчает раннюю идентификацию признаков замаскированной депрессии, отрицания проблем, неосознанных переживаний пациента, и, кроме этого, способствует созданию творческой атмосферы и установлению доверительного сотрудничества медицинского работника и пациента.
После того как доверительные отношения сформированы и получена информация о том, что беспокоит пациента, медицинский работник предъявляет пациенту набор однородных по смысловому наполнению и жанру карточек-иллюстраций для ознакомления, подобранный с учетом возраста пациента и особенностей его психоэмоционального состояния, принимая во внимание основные положения научных концепций психического развития человека как результата преодоления и разрешения возникающих социально-психологических противоречий - возрастных кризисов.
Например, детям старше шести лет медицинский работник предъявляет набор рисованных портретов в полный рост двух девочек и двух мальчиков младшего школьного возраста, которые являются иллюстрациями к словам «Девочка» и «Ученик». В случае присутствия на сеансе родителей или прародителей детей, им предлагают принять участие в работе, предъявляя такой же набор карточек-иллюстраций, что позволяет гармонизировать межпоколенческие взаимоотношения. Подросткам и взрослым медицинский работник предъявляет набор карточек-иллюстраций - образов, персонажей, сказочных героев, сюжетных композиций с их участием, в живописном или графическом исполнении.
Медицинский работник предлагает пациенту выбрать из набора две любые карточки-иллюстрации по его желанию или соответствующие текущему и желаемому психоэмоциональному состоянию пациента, предварительно ранжированных пациентом по знаку эмоционального воздействия и степени его выраженности. Возможен выбор двух карточек-иллюстраций пациентом наугад.
Далее медицинский работник предлагает пациенту дать каждой выбранной карточке-иллюстрации название (имя, прозвище, обозначение), что намечает доминанту построения, смысл и назначение последующих высказываний пациента. Затем предлагает пациенту сопоставить их между собой и найти, по меньшей мере, по 10 общих черт схожести и отличий, расширяя каждую черту пояснениями причин схожести/отличия, отвечая на вопрос «почему?», при необходимости приводит пример. Количество найденных признаков схожести и отличия не ограничивают. Дополнительно медицинский работник задает вопросы содержательного и эмоционального характера для уточнения и расширения высказываний пациента. При затруднениях выполнения пациентом предложенного задания, медицинский работник просит найти и объяснить еще одну черту, что позволяет получить важную информацию, используя режим «выхода» как возможность задать дополнительные вопросы или услышать «последнее слово» пациента. Сопутствующие вопросы помогают пациенту идентифицировать себя с образом, изображенным на карточке-иллюстрации, получить через образы информацию о самом себе, способствуют снятию у пациента внутреннего напряжения, формированию самоуважения.
После медицинский работник предлагает изложить предположительную последовательность развития событий, изображенных на карточках-иллюстрациях, отвечая на вопросы: «Что происходит сейчас? Что происходило до этого? Что будет происходить после?» и обозначить развернутое отношение к образам на карточках-иллюстрациях. Высказывания пациента относительно карточек-иллюстраций медицинский работник дословно фиксирует в письменном виде, при желании - пациент может делать записи самостоятельно в представленном медицинским работником бланке. Бланк представляет собой разграфленный лист бумаги формата А4, где предусмотрены графы для внесения в них записей по следующим параметрам каждой выбранной карточки-иллюстрации: название (имя, прозвище, обозначение), черты схожести и отличия и пояснение их причин, предположительная последовательность развития событий, также предусмотрены пустые графы для ответов на сопутствующие вопросы содержательного и эмоционального характера и поля для пометок. Использование бланка со структурированными элементами упрощает аналитическую обработку высказываний пациента, а поля позволяют медицинскому работнику вписывать туда собственные комментарии или делать любые другие необходимые пометки.
В завершение первого сеанса медицинский работник предлагает пациенту выполнить домашнее задание: найти и реализовать варианты преобразования и/или использования выбранных карточек-иллюстраций, в случае затруднений пациента, совместно обсуждают возможные варианты, принимая во внимание предпочтения пациента, его культурные и личные убеждения, навыки и способности. При этом медицинский работник, используя идею проигрывания нереализованных возможностей, акцентирует внимание пациента на возможность использования любых подручных материалов и вариантов преобразования.
Следует отметить, что с позиций парадигмы активности полагают, что пациент из окружающей его среды активно «отбирает» то, что может быть использовано для реализации его планов, причем количество объектов, которые может различить индивид, равно количеству функций, которые он может реализовать, что подразумевает взаимодополняемость окружающего мира и пациента, подчеркивает аспект использования компонентов окружающей среды для удовлетворения потребностей пациента. При этом окружающую среду пациент использует в соответствии с опытом совершения тех или иных поведенческих актов на протяжении его индивидуального развития, то есть преобразование пациентом карточек-иллюстраций рассматривают как превращение окружающего мира в мир результатов, что способствует улучшению психоэмоционального состояния пациента и, в итоге, к адекватному изменению поведения пациента, соответствующего закономерностям окружающей его среды. Таким образом, интеграция трех аспектов проявления активности (психомоторный, интеллектуальный, коммуникативный) не только обеспечивает оптимальный уровень взаимодействия пациента с окружающей средой, но и положительно коррелирует с интенсивностью эмоций радости.
По желанию пациента или по усмотрению медицинского работника действия с карточками-иллюстрациями повторяют несколько раз, для этого, при необходимости, увеличивают количество сеансов.
В отсутствие пациента, медицинский работник выявляет его личностные особенности посредством морфологического и качественного анализа зафиксированных дословно высказываний пациента. При этом медицинский работник выявляет ключевые термины - характерные слова и выражения (ими могут быть люди, места, вещи, действия, установки, отношения, качества, процессы и прочее), фиксирует частоту и интенсивность употребления ключевых терминов, обращает особое внимание на кульминационные моменты (конфронтации, конфликты, решения), находит элементы, равные «хорошему» и «плохому», «социально низшему» и «социально высшему», определяет нереализованные потребности пациента, его основные мотивы, скрываемые эмоции, особенности текущего психоэмоционального состояния, выявляет факторы, негативно влияющие на состояние пациента, а также ресурсы, позволяющие нейтрализовать или улучшить его психоэмоциональное состояние.
Во время второго (или заключительного) сеанса медицинский работник и пациент совместно обсуждают выполнение домашнего задания, при этом отмечают выполненные действия и сопровождавшие мысли, выделяют из них ведущие к нейтрализации и/или улучшению психоэмоционального состояния пациента, на основании которых медицинский работник предлагает пациенту обдумать и совместно разработать план самостоятельных действий пациента по переносу полученного опыта по нейтрализации и/или улучшению психоэмоционального состояния в повседневную жизнедеятельность пациента.
При необходимости, для дополнительного изучения динамики изменений психоэмоционального состояния пациента, медицинский работник проводит тестирование с использованием другого варианта рисуночного теста Р. Сильвер «Нарисуй историю», помогая пациенту осознать связь рисунка с характерными для пациента формами реагирования, рассматривая возможность иных форм поведения пациента.
При подведении итогов обсуждают проблемы, которые были затронуты в процессе совместной работы и варианты их преодоления, поставленные перед пациентом задачи и их достижение, удовлетворенность сотрудничеством, необходимость последующих встреч и их регулярность. Медицинский работник формулирует рекомендации для самостоятельной работы пациента над проблемой.
Пример
Проводили психологическую коррекцию психоэмоционального состояния по предлагаемому способу в условиях индивидуальной работы с пациенткой 26 лет, не замужем, владеет двумя специальностями.
На первом сеансе рассмотрели анамнез и сопутствующие социальные и психологические факторы. В анамнезе выявили генное заболевание, характеризующееся потерей мышечной массы. Пациентка предъявила жалобы на подавленное настроение, общую утомляемость, вялость, снижение мотивации и активности. Отметили увлечение пациентки темами смерти, боли и несправедливости, убеждение в бессмысленности брака и материнства, пренебрежительное отношение к женским интересам и увлечениям, планы и надежды на будущее раскрыты не были.
При проведении тестирования с использованием рисуночного теста Р. Сильвер «Нарисуй историю» выявили наличие признаков депрессивного состояния - пациентка изобразила на рисунке деструктивные отношения между двумя персонажами, один из которых убивал другого из чувства мести за его неоправданную жестокость.
Предъявили пациентке набор карточек-иллюстраций нейтрального содержания (изображение в полный рост двух девочек и двух мальчиков младшего школьного возраста) для ознакомления и бланк для самостоятельного заполнения. Пациенткой были выбраны карточки-иллюстрации с изображением девочек, даны названия - «Здоровый досуг» и «Попрыгунчик», выразив, таким образом, свой доминантный интерес. Сопоставление карточек-иллюстраций и пояснение причин отличия каждой выявленной черты изображений затруднений у пациентки не вызвало, при этом пациентка ограничилась выявлением десяти черт отличий, проигнорировав выявление сходства. Затем выразила желание сопоставить еще две карточки-иллюстрации с изображением мальчиков, дав им названия «В школу» и «Спортсмен» и, с явным удовольствием, нашла черты отличия и пояснила их причины, упомянув, что избирательность ее внимания может быть отмечена и интерпретирована медицинским работником. После предложения выполнить домашнее задание по преобразованию и/или использованию выбранных карточек-иллюстраций, пациентка выразила желание изготовить на большом листе ватмана коллаж с включением в него карточек-иллюстраций с изображением девочек и разместить его у себя в комнате.
Обработали занесенные в бланк высказывания пациентки посредством морфологического и качественного анализа. Выявили ключевые термины и их логические следствия: 1) «прыгать» - «одно из немногочисленных видов доступных развлечений», «всяческий активный отдых», «без энтузиазма, механически», «восторг», «готова прыгать через любой шнурок», «активное детство»; 2) «одежда» - «дешево, практично, легко отстирывается, не жаркое», «нарядное летнее платье, под ним корректирующее белье», «наличие белья может свидетельствовать о проблемах с опорно-двигательной или мышечной системой», «чистая выглаженная», «помятая поношенная», «неудобная серая», «вынужден быть конформным», «яркая свободная», «любимые вещи, которые не жалко изнашивать», «удобнее стирать». Установили биполярные конфронтации: «медленно-без остановки», «неудобно-свободно», «сколиоз-мускулатура», «неуклюж-ловок», «симметрично-дефект с рождения». Определили основной мотив пациентки - мотив саморазвития, которому свойственны стремление к полной реализации своих способностей, желание ощущать свою компетентность, желание испытывать восторг от достижений, желание получать приятные ощущения и впечатления. Вместе с тем обнаружили признаки: чувства презрения, возникающего по отношению к тем, кто, имея все (здоровье и «розовые вещи»), не пользуется этим в полной мере; чувства угнетенности из-за надуманного неверия в собственную женскую привлекательность.
За день до следующего сеанса пациентка обратилась с просьбой о дополнительном времени для выполнения домашнего задания на достойном уровне, ответила согласием на предложение провести дополнительный сеанс и поработать с набором карточек-иллюстраций с фантазийными изображениями сказочных персонажей. На сеансе предложили ранжировать карточки-иллюстрации по знаку эмоционального воздействия и степени его выраженности и выбрать из них две, соответствующие текущему и желаемому состояниям пациентки. Пациентка выбрала две карточки-иллюстрации, одну - с изображением девушки у входа на заброшенный пустырь в одежде, полностью закрывающей тело и лицо, вторую - с изображением пожилой приветливой женщины в просторном розовом платье на фоне домашнего очага, дала им названия «Темный лес» и «Открой личико», предложила обсудить предстоящее выполнение коллажа, его общую идею. В беседе обсуждали роли, проявляющиеся у женщин на разных жизненных этапах, их значимость. Отметили, что изначально демонстрируемое пациенткой неприятие женских увлечений и интересов сменилось заинтересованностью и искренним желанием сделать что-то своими руками, например, вышивку на рюкзаке. Пессимизм и выраженность негативных эмоций, судя по вовлеченности пациентки в тему беседы, ее высказываниям и рефлексии, уменьшились.
На заключительном сеансе обсудили изготовленный пациенткой коллаж под названием «Мой Путь», условно разделенный три зоны: «Я - Ребенок», «Я - Красавица», «Я - Женщина», причем в зоне «Я - Ребенок» пациентка разместила выбранные карточки-иллюстрации девочек, их дополняли цветные журнальные вырезки с изображением улыбающихся детей с домашними животными. В преобладающей по площади центральной зоне «Я - Красавица» расположила цветные и черно-белые журнальные вырезки с изображением молодых, улыбающихся экстравагантных женщин, в зону «Я - Женщина» поместила фотографию крепкой пожилой женщины в коротких шортах, играющей в большой теннис. Отметили, что в процессе изготовления коллажа пациентка вспомнила о радости общения с домашними животными, подчеркнула необходимость и пользу физических нагрузок, особенно на свежем воздухе, и с улыбкой завершила рассказ словами: «Я - красавица. Своеобразная, но, все-таки, я - красавица». Обратили внимание на проявления чувства юмора как в процессе изготовления коллажа, так и в течение сеансов, обсудили значение юмора в жизни пациентки и его роли в улучшении психоэмоционального состояния. Совместно разработали план самостоятельных действий пациентки, куда включили регулярные занятия физической культурой, завершение вышивки на рюкзаке, освоение техник современного рукоделия, пришли к пониманию необходимости дальнейшего доверительного сотрудничества.
В дальнейшем была обеспечена дистанционная психологическая поддержка с увеличивающимися паузами, психоэмоциональное состояние пациентки улучшилось, появился постоянный партнер. На протяжении года жалоб на подавленное настроение и вялость не наблюдалось, периодически в социальных сетях пациентка демонстрировала собственноручно изготовленные изделия, выращиваемые комнатные растения, делилась творческими успехами в работе.
Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает возможность снижения уровня негативного эмоционального переживания и автономного возбуждения, увеличения интенсивности положительных эмоций пациента, что приводит к адекватному изменению поведения пациента, соответствующего закономерностям организации окружающей его среды.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ индивидуальной клинико-психологической реабилитации пациентов с постковидным синдромом | 2022 |
|
RU2783330C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПИИ ЖЕНСКОГО БЕСПЛОДИЯ | 2018 |
|
RU2687565C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2004 |
|
RU2270036C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССОВОМ РАССТРОЙСТВЕ И ХРОНИЧЕСКИХ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ СТРЕССОМ | 2006 |
|
RU2301689C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ | 2002 |
|
RU2233179C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НЕАДЕКВАТНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2366356C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ | 2014 |
|
RU2561004C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ЗАВИСИМОСТИ | 2003 |
|
RU2262953C2 |
СПОСОБ Н.П. ЗАХАРОВА ПСИХОТЕРАПИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ | 2004 |
|
RU2289435C2 |
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2014 |
|
RU2589643C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к психологии, психотерапии и может быть использовано для коррекции психоэмоционального состояния. Предъявляют пациенту с учетом его возраста и особенностей психоэмоционального состояния набора однородных по смысловому наполнению и жанру карточек-иллюстраций для ознакомления, выбора и попарного их сопоставления, пояснения причин схожести/отличия каждой выявленной черты и предположительной последовательности развития событий. Проводят письменную фиксацию высказываний пациента. Проводят выявление медицинским работником личностных особенностей пациента посредством морфологического и качественного анализа зафиксированных высказываний и последующее формулирование медицинским работником рекомендаций для самостоятельной работы пациента над проблемой. Медицинский работник предлагает пациенту дать каждой карточке-иллюстрации название. Затем медицинский работник предлагает пациенту выполнить домашнее задание по преобразованию и/или использованию выбранных карточек-иллюстраций. При обсуждении домашнего задания отмечают выполненные действия и сопровождавшие мысли, выделяют из них ведущие к нейтрализации и/или улучшению психоэмоционального состояния пациента. Формулируют рекомендации для самостоятельной работы пациента над проблемой. Способ обеспечивает возможность снижения уровня негативного эмоционального переживания и автономного возбуждения, увеличение интенсивности положительных эмоций пациента, адекватное изменение поведения пациента. 3 з.п. ф-лы, 1 пр.
1. Способ интегративной психологической коррекции психоэмоционального состояния, включающий предъявление медицинским работником пациенту набора однородных по смысловому наполнению и жанру карточек-иллюстраций для ознакомления, выбора и попарного их сопоставления, пояснение пациентом причин схожести/отличия каждой выявленной черты и предположительной последовательности развития событий, письменную фиксацию высказываний пациента, выявление медицинским работником личностных особенностей пациента посредством морфологического анализа зафиксированных высказываний, последующее формулирование медицинским работником рекомендаций для самостоятельной работы пациента над проблемой, отличающийся тем, что набор карточек-иллюстраций медицинский работник предъявляет пациенту с учетом его возраста и особенностей психоэмоционального состояния, после выбора карточек-иллюстраций, до попарного их сопоставления, медицинский работник предлагает пациенту дать каждой из них название, затем медицинский работник предлагает пациенту выполнить домашнее задание по преобразованию и/или использованию выбранных карточек-иллюстраций и, в случае затруднений пациента, медицинский работник обсуждает с ним возможные варианты, а выявление личностных особенностей пациента медицинский работник наряду с морфологическим анализом проводит посредством качественного анализа зафиксированных дословно высказываний пациента, при обсуждении домашнего задания отмечают выполненные действия и сопровождавшие мысли, выделяют из них ведущие к нейтрализации и/или улучшению психоэмоционального состояния пациента, на основании которых при формулировании рекомендаций для самостоятельной работы пациента над проблемой медицинский работник предлагает совместно разработать план самостоятельных действий пациента.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что медицинский работник до предъявления пациенту набора карточек-иллюстраций и перед формулированием рекомендаций для самостоятельной работы пациента проводит тестирования с использованием рисуночного теста.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что письменную фиксацию высказываний ведет пациент самостоятельно на представленном медицинским работником бланке.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что медицинский работник предлагает пациенту набор карточек-иллюстраций с предложением их ранжирования по знаку эмоционального воздействия и степени его выраженности.
СТЕПАНЧУК Н.Н | |||
Проективная методика "Девочки и мальчики": сб | |||
мат | |||
Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности | |||
Видоизменение прибора с двумя приемами для рассматривания проекционные увеличенных и удаленных от зрителя стереограмм | 1919 |
|
SU28A1 |
Фальцовая черепица | 0 |
|
SU75A1 |
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | 2010 |
|
RU2420233C1 |
Способ психотерапевтической коррекции неврозов | 2019 |
|
RU2708783C1 |
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТОТЕРАПИИ | 2014 |
|
RU2593225C2 |
Гибкий электрический провод | 1929 |
|
SU20713A1 |
Авторы
Даты
2024-02-02—Публикация
2022-12-12—Подача