Изобретение относится к психологии и детской стоматологии, а именно к способам адаптации детей с расстройствами аутического спектра к стрессовым факторам, связанным со стоматологическим лечением.
Расстройство аутического спектра (РАС) - термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы. К РАС относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм, аутическое расстройство. Все они имеют разные проявления одного и того же нарушения, при этом имея определенную схожесть между собой.
Большинство детей с РАС имеют расстройство моторики, координации, и др., для них также характерны особенности восприятия информации, рассеянность внимания, раздражительность. Нередко у детей с РАС интеллект соответствует норме, есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха и др.
Нарушение социального взаимодействия - самые важные симптомы у детей с РАС. Ребенок может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказывается от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый. У детей с РАС обостренная чувствительность, с трудом переносят шум, музыку, мигание лампочек, запахи. У таких деток повышенное чувство тревоги, трудно привлечь внимание к игрушкам и книгам, не улыбаются в ответ на улыбку, тяжело переносят новую обстановку, ситуацию.
Нарушение коммуникации - также ведущий симптом детей с РАС. Многие дети с РАС гораздо позже начинают говорить и могут не использовать жесты. Часто они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова, избегают контакта "глаза в глаза".
Еще один важный симптом, характеризующий детей с РАС, - нарушения в поведении. Такие дети имеют своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения. Многие дети с РАС играют в игрушки необычным образом, выстраивают их в ряд, как правило, у них все строго по порядку. Они могут двигаться странным образом, например, взмахивая руками, часто совершают повторяющиеся действия, могут спонтанно начать кричать.
Проблема адаптации детей к лечению в современной стоматологии успешно решается наличием игровых комнат в стоматологических клиниках, яркими красивыми костюмами докторов, телевизорами с мультиками, которые отвлекают ребенка во время лечения, умением доктора скрывать "страшные" инструменты во время лечения. Все вышеперечисленные приемы успешно работают со здоровыми детьми, но в отношении с детьми с РАС эти приемы не работают, и такие дети продолжают испытывать страх и не дают возможность стоматологам осуществлять качественное лечение, что приводит к вынужденному лечению детей с РАС в условиях общего наркоза и подвергает их жизнь определенному риску.
Известен способ коррекции психоэмоционального состояния пациента на стоматологическом приеме путем комплексной оценки значений физиологических показателей: кожно-гальванической реакции (КГР), артериального давления и частоты сердечных сокращений для интерпретации состояния пациента во время стоматологического лечения. Для этого оценивают в баллах состояние пациента перед стоматологическим приемом по алгоритму экспресс-диагностики и измеряют кожно-гальваническую реакцию КГР. При значениях алгоритма экспресс-диагностики до 50 баллов, КГР 40-60 диагностируют легкую степень психоэмоционального напряжения, при которой коррекции не требуется. При значениях алгоритма 51-120, КГР 61-70 диагностируют среднюю степень, а при значениях алгоритма 121-260, КГР 71-80 диагностируют тяжелую степень психоэмоционального напряжения и проводят психотерапевтическую коррекцию. При значениях алгоритма экспресс-диагностики выше 261, КГР 81-100 диагностируют очень тяжелую степень психоэмоционального напряжения и проводят психотерапевтическую коррекцию с назначением фармакологических препаратов, снижающих уровень тревоги (Патент RU 2452366 С2, оп. 10.06.2012).
Недостатками известного способа являются сложность и длительность, поскольку приходится затрачивать значительное количество времени для оценки состояния пациента и проведения коррекции, плохая адаптация способа к конкретной ситуации стоматологического приема, а также необходимость использования фармакологических препаратов.
Наиболее близким к заявляемому способу – прототипом - является способ адаптации детей к стоматологическому лечению, заключающийся в следующем. Проводят несколько сеансов поэтапного использования рисуночной терапии и направленной игровой коррекции, формирования доверительного контакта между доктором и ребенком. При осмотре в стоматологическом кресле с помощью игровой коррекции и заданий по раскрашиванию и рисованию для определения ситуативной и личностной тревожности осуществляется адаптация ребенка к стрессовым факторам стоматологического лечения и проводится в зависимости от уровня адаптации и уровней ситуативной и личностной тревожности профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и состояния зубов. Заканчивают терапию арт-терапевтическим сеансом, заключающимся в создании нового рисунка или дорисовке уже начатого рисунка с параллельной положительной оценкой поведения ребенка и вручением ему подарка в качестве поощрения. При этом определение уровня адаптации ребенка-пациента к стрессовым факторам осуществляют по шкале адаптации к стоматологическим стрессорам, приведенной в описании способа (Патент RU 2452525 C1, оп. 10.06.2012).
Основным недостатком известного способа являются ограниченные функциональные возможности, поскольку у большинства детей с РАС имеются нарушения моторики, что затрудняет осуществление адаптации данным способом. Кроме этого известный способ отличается сложностью и длительностью, поскольку приходится затрачивать значительное количество времени на рисуночную терапию и игровую коррекцию, что часто недопустимо, в связи с критичностью ситуации в полости рта (наличие жалоб на зуб, обострение хронического процесса). Занимаясь рисунком каждый прием, доктор адаптирует ребенка на комфортное отношение к рисованию в конкретном пространстве, но не адаптирует ребенка на предстоящее лечение, сопровождающееся шумовыми эффектами в незнакомых для ребенка условиях (стоматологическое кресло), с незнакомыми инструментами, что является важным и недопустимым при работе с детьми с РАС.
Задачей изобретения является разработка более простого и эффективного способа адаптации детей с РАС к стрессовым факторам, связанным со стоматологическим лечением.
Технический результат: упрощение и расширение функциональных возможностей способа.
Поставленная задача достигается предлагаемым способом, заключающимся в следующем.
Перед приемом доктор по телефону узнает особенности конкретного ребенка, которые фиксирует в анкете и потом прикрепляет к карте, дает рекомендации посмотреть комикс и/или видео про все этапы стоматологического приема (осмотр, чистка зубов, лечение зубов), высылает свою фотографию. В комиксе показаны все этапы приема с фотографиями того места, в котором будет проводиться прием, которые ребенок заранее смотрит, изучает и запоминает. Комикс и/или видео просматриваются дома несколько раз. В преимущественном варианте высылается и просматривается виртуальный тур по клинике.
На первом приеме доктор в холле знакомится с ребенком, ведет небольшую беседу, рассказывает и показывает на карточках (комикс), как будет проходить осмотр, хвалит. В кабинет сначала заходит ребенок с мамой, затем доктор, чтобы дать ребенку время для осмотра кабинета. Сначала доктор общается с ребенком вне стоматологического кресла, чтобы дать ему время адаптироваться. Доктор показывает, как правильно чистить зубы на макете, затем просит ребенка повторить то же самое самостоятельно. Далее доктор вместе с ребенком и мамой выбирает мультик и включает его.
Затем доктор осуществляет осмотр ребенка в кресле, при этом обговаривает каждый этап приема, показывает и дает подержать инструменты. После осмотра в кресле доктор хвалит ребенка, дарит подарок и отпускает в холл поиграть. В анкете доктор фиксирует, с чего начали прием, какой смотрели мультик, какие успехи, что удалось сделать и расположение больших видимых предметов в кабинете (например, где стояла какая игрушка), также отмечает индивидуальные особенности ребенка, которые следует учитывать на каждом последующем визите.
Если осмотр в кресле не состоялся, тогда повторяют данный этап в следующий визит. Если же осмотр в кресле прошел успешно, ребенок комфортно сел в кресло и дал осуществить доктору осмотр, тогда переходят на следующий этап (чистка зубов). Доктор назначает следующий визит и рекомендует посмотреть комикс и/или видео (как ребенку делают чистку зубов).
Следующий прием начинают точно так же, как первый прием (сначала чистят зубы на макете вне кресла, включают тот же мультик, что и в первый прием), затем усаживают ребенка в кресло и переходят к следующему этапу - чистке зубов. Доктор показывает зубную щетку, которой будет осуществляться чистка, инструменты, которые будут использоваться в данный визит, дает потрогать, показывает как крутится, показывает работу щетки на своей руке, на пальчике ребенка, только после этого осуществляет чистку зубов, при этом называя используемые инструменты и предметы "добрыми" словами. Во время всей процедуры и после окончания чистки зубов в кресле доктор хвалит ребенка, дарит подарок и отпускает в холл поиграть.
Если требуется лечение зубов, доктор назначает следующий визит (записывает на лечение) и рекомендует посмотреть комикс и/или видео про лечение зубов.
Прием начинают строго с того, с чего начинали первый прием, соблюдая ту же последовательность действий, что и на первом приеме, при этом обговаривают каждый этап приема, показывают и дают подержать инструменты, причем демонстрируют работу инструмента сначала на своей руке, затем на руке ребенка, называя все "добрыми" словами (полить водичку, подуть воздухом или "слоник попьет водичку", "слоник подует ветерок"). Только тогда начинают лечение. После лечения хвалят и дарят подарок.
Повторяя каждый раз все известные и привычные действия, ребенок не испытывает страх и стресс, он четко знает, что за чем следует, и доверяет доктору. Количество приемов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и тяжести РАС.
Определяющими отличиями предлагаемого способа, по сравнению с прототипом, являются следующие.
1. Перед приемом доктор узнает особенности конкретного ребенка, которые фиксирует в анкете и потом прикрепляет к карте, дает рекомендации посмотреть комикс и/или видео про все этапы стоматологического приема (осмотр в кресле, чистка зубов, лечение зубов), что позволяет дать ребенку время для адаптации и установить контакт с ним.
2. Сначала доктор общается с ребенком вне стоматологического кресла, затем доктор осуществляет осмотр ребенка в кресле, при этом обговаривает каждый этап приема, показывает и дает подержать инструменты, что позволяет наладить доверительный контакт с ребенком и вызвать у него доверие к врачу, а также убедиться, что все процедуры безопасны.
3. Каждый прием начинают строго с того, с чего начинали первый прием, сохраняя прежнюю обстановку в кабинете, включая тот же мультик, соблюдая ту же последовательность действий, что и на первом приеме, что позволяет упростить и сократить длительность адаптации за счет более эффективного управления поведением ребенка, а также за счет более быстрого появления у ребенка ощущения спокойствия, так как он ощущает себя в знакомом месте и знает, что будет дальше и что это не больно и не страшно. Для таких детей очень важно сохранять прежнюю обстановку в кабинете, когда все четко на своих местах, тогда ребенок чувствует себя комфортно, спокойно.
4. В течение и после приема хвалят ребенка и дарят подарок в качестве поощрения, что позволяет закрепить положительные эмоции.
Заявляемым способом были адаптированы 30 детей с РАС к стоматологическому лечению. Применение данного алгоритма адаптации наглядно показало, что таких детей можно адаптировать на добровольное лечение у стоматолога, не прибегая к наркозу. Данный способ адаптации позволяет за три-семь приемов обеспечить контакт и доверительное отношение к доктору, что, в свою очередь, позволяет провести лечение детей с РАС на добровольной основе в комфортных для ребенка условиях, не прибегая к общему наркозу.
Изобретение иллюстрируется следующими конкретными примерами.
Пример 1.
Пациент Рома, 12 лет, имеет расстройства аутического спектра. Рома плохо контактирует с окружающими людьми, не любит долго ждать, долго сидеть на месте, постоянно совершает движения, имеет проблемы с моторикой, имеет нарушения речи, повышенную тревожность. Со слов мамы, ранее все походы Романа к стоматологу были безуспешны.
Заявляемым способом провели профилактику и стоматологическое лечение ребенка.
Перед приемом доктор по телефону узнал особенности поведения Романа, которые зафиксировал в анкете и прикрепил к карте. Затем доктор в электронном виде переслал свою фотографию и комикс (без видео, так как ребенок лучше воспринимает картинки) про все этапы приема (осмотр, чистка зубов и лечение), а также виртуальный тур по клинике. В комиксе показаны все этапы приема с настоящими фотографиями того места, в котором будет проводиться прием, которые ребенок заранее просмотрел дома несколько раз и запомнил.
В день приема доктор в холле познакомился с ребенком, провел небольшую беседу, показал комикс, обговаривая все этапы приема, похвалил. В кабинет доктор сначала пропустил ребенка с мамой, а затем зашел сам, чтобы дать ребенку время для осмотра кабинета. Сначала доктор пообщался с ребенком вне стоматологического кресла, чтобы дать ему время адаптироваться, показал, как правильно чистить зубы на макете, затем попросил ребенка повторить то же самое самостоятельно. Далее доктор вместе с ребенком и мамой выбрал мультик и включил его.
Затем доктор осуществил осмотр ребенка в кресле, при этом обговаривал каждый этап осмотра ротовой полости, показал и дал подержать инструменты. После осмотра в кресле доктор похвалил ребенка, подарил подарок и отпустил в холл поиграть. В анкете доктор зафиксировал все этапы приема, отметил, какой смотрели мультик, какие успехи, что удалось сделать и расположение больших видимых предметов в кабинете, а также зафиксировал индивидуальные особенности Романа (положительное отношение к четным числам). Доктор назначил следующий визит и порекомендовал посмотреть комикс про то, как ребенку делают чистку зубов. Второй прием начали точно так же, как первый: почистили зубы на макете вне кресла, включили тот же мультик, та же обстановка в кабинете. Познакомили с зубной щеткой, которой будет осуществляться чистка, с инструментами, которые будут использоваться на данном приеме, дали потрогать, показали, как крутится щетка, показали на себе, затем на пальчике ребенка, только после этого осуществили чистку зубов. После чистки доктор похвалил ребенка, подарил подарок и отпустил в холл поиграть.
Доктор назначил следующий визит и порекомендовал посмотреть комикс про то, как ребенку лечат зубы. На третьем приеме так же, как и на первом, начали с чистки зубов на макете вне стоматологического кресла, включили тот же мультик, воспроизвели ту же обстановку в кабинете. Доктор продемонстрировал работу инструмента сначала на своей руке, затем на руке ребенка (полил водичку, подул воздухом), при этом заменяя истинные названия предметов на "добрые" (например, слюноотсос - «слоник», а зонд - «музыкальная палочка считалочка») и только после этого провел лечение. После лечения зубов доктор похвалил ребенка, подарил подарок и отпустил в холл поиграть.
За три приема с адаптацией предлагаемым способом Рома добровольно позволил осуществить требуемое лечение зубов в комфортных условиях без угрозы здоровью и жизни ребенка.
Пример 2.
Пациент Вова, 5 лет, имеет расстройства аутического спектра. Вова боится незнакомых людей, врачей, новой обстановки, избегает зрительный контакт, не может долго сидеть на одном месте, может спонтанно начать кричать.
Ребенку провели стоматологическое лечение заявляемым способом аналогично примеру 1, за исключением того, что осуществили четыре приема, а именно этап осмотра в кресле провели дважды. И высылали родителям не только комикс, но и видео всех этапов приема.
Соблюдая поэтапно весь алгоритм приема, Вова успешно прошел лечение зубов на добровольном приеме в комфортных условиях.
Пример 3.
Пациент Саша, 10 лет, имеет расстройства аутического спектра.
Ребенку провели стоматологическое лечение заявляемым способом аналогично примеру 1, за исключением того, что высылали только видео всех этапов приема (т.к. ребенок лучше реагирует на видео, а не на картинки), и осуществили всего два приема, а именно после приема, на котором осуществили осмотр полости рта в кресле, перешли к приему, на котором произвели чистку зубов, а лечение ребенку не требовалось.
Пример 4.
Пациент Аня, 7 лет, имеет тяжелые расстройства аутистического спектра. Не фокусирует взгляд, не разговаривает, долго не может сидеть спокойно, частые панические приступы.
Ребенку провели стоматологическое лечение заявленным способом.
Перед приемом доктор по телефону узнал особенности поведения Ани, которые зафиксировал в анкете и прикрепил к карте. Затем доктор в электронном виде переслал свою фотографию, комикс, видео и виртуальный тур по клинике.
Первый прием был вне стоматологического кресла, ребенок в кресло не сел, второй прием был проведен также вне стоматологического кресла, на третьем приеме ребенок сел в кресло и был осуществлен осмотр полости рта. На четвертом приеме вновь был осуществлен осмотр в кресле с демонстрацией простых инструментов (слюноотсос - «слоник», пустер - «водичка, ветерок»), т.к. ребенок был не готов к манипуляциям в полости рта, прием на данном этапе был завершен, вручен подарок и назначен следующий визит. На пятом приеме после демонстрации инструментов перешли к демонстрации работы этих инструментов на ручке ребенка (подули ветерком, дотронулись крутящейся щеткой), после чего ребенок допустил произвести чистку зубов в ротовой полости. После чистки зубов ребенка похвалили, вручили подарок, был назначен следующий визит. На шестом приеме после повторно проделанных всех прошлых манипуляций по алгоритму (приветствие вне кресла с демонстрацией чистки на макете, выбор мультика, осмотр в кресле, игра с инструментами) провели знакомство с новыми инструментами, которыми будет осуществляться лечение зубов (наконечник - «ветерок», который сдувает микробы, водичка из наконечника - смывает микробы, раббердам (латексная занавеска) - ловушка для микробов), а затем осуществили лечение.
Соблюдая адаптацию заявляемым способом, Ане было осуществлено лечение на добровольном приеме в комфортных для ребенка условиях.
Предлагаемый способ позволяет более быстро и эффективно адаптировать детей с РАС к стоматологическому лечению. Заявляемый способ имеет широкие функциональные возможности, поскольку пригоден для детей с любым уровнем РАС, поскольку от ребенка не требуется хорошей моторики и речевых навыков, что свойственно таким детям, успех достигается независимо от данных показателей. Кроме того, применение способа позволяет осуществлять стоматологическое лечение без наркоза, который противопоказан некоторым детям по медицинским показаниям.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ адаптации ребенка с ментальными нарушениями к проведению стоматологических манипуляций | 2022 |
|
RU2800310C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ | 2010 |
|
RU2452525C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПОДГОТОВКЕ К САНАЦИИ ПОЛОСТИ РТА | 2018 |
|
RU2741364C2 |
Способ профилактики стоматологических заболеваний у детей с расстройствами аутического спектра (РАС) | 2019 |
|
RU2718273C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ РЕБЁНКА НА ПРИЁМЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА | 2022 |
|
RU2795722C1 |
Способ профилактики кариеса зубов у детей раннего возраста воздействием на управляемые факторы риска его развития | 2017 |
|
RU2685492C1 |
Способ определения уровня интенсивности кариеса для дальнейшего лечения и профилактики кариеса у пациента | 2018 |
|
RU2696061C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ИНДЕКСНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА | 2022 |
|
RU2801671C1 |
Способ неспецифической донозологической профилактики и лечения кариеса зубов у детей раннего возраста | 2017 |
|
RU2661612C1 |
Изобретение относится к психологии и детской стоматологии. Предложен способ адаптации детей с расстройствами аутического спектра к стоматологическому лечению, заключающийся в формировании доверительного контакта между доктором и ребенком, отличающийся тем, что на первом приеме сначала общаются с ребенком вне стоматологического кресла, показывают чистку зубов на макете и просят повторить чистку зубов на макете самостоятельно, затем усаживают ребенка в кресло и последовательно осуществляют этап осмотра ротовой полости и этап лечения зубов с помощью необходимых инструментов, при этом рассказывают про каждый этап приема, дают подержать инструменты и показывают, как они работают, причем каждый последующий прием начинают с этапа общения с ребенком вне кресла, а затем переходят к этапу, который не состоялся на предыдущем приеме, сохраняя прежнюю обстановку в кабинете, соблюдая ту же последовательность действий, что и на предыдущем приеме, а после каждого приема хвалят ребенка и дарят подарок в качестве поощрения. Техническим результатом является упрощение и расширение функциональных возможностей способа. 3 з.п. ф-лы, 4 пр.
1. Способ адаптации детей с расстройствами аутического спектра к стоматологическому лечению, заключающийся в формировании доверительного контакта между доктором и ребенком, отличающийся тем, что на первом приеме сначала общаются с ребенком вне стоматологического кресла, показывают чистку зубов на макете и просят повторить чистку зубов на макете самостоятельно, затем усаживают ребенка в кресло и последовательно осуществляют этап осмотра ротовой полости и этап лечения зубов с помощью необходимых инструментов, при этом рассказывают про каждый этап приема, дают подержать инструменты и показывают, как они работают, причем каждый последующий прием начинают с этапа общения с ребенком вне кресла, а затем переходят к этапу, который не состоялся на предыдущем приеме, сохраняя прежнюю обстановку в кабинете, соблюдая ту же последовательность действий, что и на предыдущем приеме, а после каждого приема хвалят ребенка и дарят подарок в качестве поощрения.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что до приема или на первом приеме узнают индивидуальные особенности ребенка, которые фиксируют в анкете и прикрепляют к карте.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что перед каждым приемом ребенку дают посмотреть комикс и/или видео про тот этап приема, который ему предстоит пройти.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что работу инструментов показывают сначала на своей руке, а затем на руке ребенка, при этом заменяют истинные названия инструментов на «добрые».
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ | 2010 |
|
RU2452525C1 |
RU 2015116195 C1, 20.08.2016 | |||
RU 2011142028 C1, 27.04.2013 | |||
Вещество, повышающее стрессоустойчивость | 1990 |
|
SU1813446A1 |
Авторы
Даты
2018-07-03—Публикация
2017-07-14—Подача