Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии.
Уровень техники
Посещение стоматологической клиники часто является выраженным стрессом даже для здорового ребенка, а для ребенка инвалида и его родителей становиться неразрешимой задачей. Наличие ментальных нарушений (синдром Дауна, аутизм, задержка психического развития) значительно осложняют проведение стоматологических манипуляций у ребенка. В большинстве случаев все стоматологические манипуляции у детей с ментальными нарушениями проводят под наркозом. В то же время проведение стоматологических манипуляций под наркозом возможно только в крупных стоматологических клиниках. Следует отметить, что при проведении как ингаляционного, так и внутривенного наркоза существует риск возникновения летальных осложнений, у детей с ментальными нарушениями он особенно высок.
В настоящее время как иностранные, так и отечественные стоматологи активно разрабатывают методы адаптации ребенка к стоматологическим манипуляциям.
Известен (аналог) "Способ коррекции состояния пациента на стоматологическом приеме с учетом оценки его психоэмоционального состояния" (патент РФ на изобретение № 2452366 от 10.12.2011). Способ заключается в проведении бальной оценки "состояния пациента перед стоматологическим приемом по алгоритму экспресс-диагностики, представленному в описании, и значению кожно-гальванической реакции в условных единицах, на основании которых определяют степень психоэмоционального напряжения и тип физического дискомфорта, и по полученным результатам проводят коррекцию; при значениях алгоритма экспресс-диагностики до 50 баллов, кожногальванической реакции от 40 до 60 усл. ед. диагностируют легкую степень психоэмоционального напряжения, коррекция не требуется; при значениях алгоритма от 51 до 120 баллов, кожно-гальванической реакции от 61 до 70 усл. ед., что свидетельствует о средней степени психоэмоционального напряжения и выявлении при этом физического дискомфорта типа волнение или эпизодическая тревога, или при значениях алгоритма от 121 до 260 баллов, кожно-гальванической реакции от 71 до 80 усл. ед., что свидетельствует о тяжелой степени психоэмоционального напряжения, и выявлении при этом физического дискомфорта типа мобилизация или боязнь проводят психотерапевтическую коррекцию; при значениях алгоритма экспресс-диагностики выше 261 баллов, кожно-гальванической реакции от 81 до 100 усл. ед. диагностируют очень тяжелую степень психоэмоционального напряжения и при выявлении при этом физического дискомфорта типа выраженная боязнь или страх проводят психотерапевтическую коррекцию с назначением фармакологических препаратов, снижающих уровень тревоги".
Данный способ имеет следующие недостатки:
- проведение кожно-гальванической пробы у ребенка затруднено, так сама манипуляция вызывает ребенка страх, у детей с ментальными нарушениями данная манипуляция, скорее всего, вызовет негативную реакцию;
- оборудование для проведения кожно-гальванической пробы не входит в комплект оснащения стоматологического кабинета и может быть закуплено только вне рамок государственного финансирования;
- не указаны препараты для снижения уровня тревоги пациента, требуется дополнительная консультация психотерапевта или психиатра, что не предусмотрено рамками государственного финансирования.
Известен (аналог) "Способ психологической адаптации детей к стоматологическому лечению" (патент РФ на изобретение № 2452525 от 10.06.2012). Способ осуществляется "в нескольких сеансах поэтапного использования рисуночной терапии и направленной игровой коррекции, формировании доверительного контакта между врачом и ребенком, отличающийся тем, что при осмотре в стоматологическом кресле с помощью игровой коррекции и заданий по раскрашиванию и рисованию для определения ситуативной и личностной тревожности осуществляется адаптация ребенка к стрессовым факторам стоматологического лечения и проводится в зависимости от уровня адаптации и уровней ситуативной и личностной тревожности профилактическое или стоматологическое лечение в объеме возрастных возможностей и состояния зубов, заканчивающемся арт-терапевтическим сеансом, заключающимся в создании нового рисунка или дорисовке уже начатого рисунка с параллельной положительной оценкой поведения ребенка и вручением ему подарка в качестве поощрения".
Однако данный способ имеет следующие недостатки:
- проведение арт-терапии возможно только с ребенком, с которым установлены доверительные отношения, проведение арт-терапии затруднено при изначально негативном отношении ребенка к стоматологическому лечению;
- реализация способа затруднена у детей с ментальными нарушениями;
- объектная оценка ситуативной и личностной тревожности возможна только с 12 лет (А.Е. Личко, 1983; Л.Н.Собчик, 1990), в более раннем возрасте данная оценка требует привлечение детского психолога и носит субъективный характер.
Известен (прототип) "Способ обучения детей с психоневрологическими расстройствами подготовке к санации полости рта" (патент РФ на изобретение № 2741364 от 25.01.2021). Способ заключается в том, "что ребенок развивает когнитивные функции путем обучения на 1-м этапе по 15-20 минут ежедневно, 10-15 дней с помощью выполненных из биоинертного материала комплектов макетов с изображенными на них манипуляциями, выполняемыми последовательно при гигиене полости рта: нанесение зубной пасты на щетину зубной щетки, открывание рта, порядок движений при чистке зубов верхней и нижней челюстей, затем на 2-м этапе на другом комплекте макетов по 10 минут в день 15-20 дней с ребенком выполняют условные манипуляции при лечении зубов: открывание рта, введение в ротовую полость стоматологического зеркала и слюноотсоса, ватного тампона, подсушивание поверхности проблемного зуба, препарирование, орошение зуба водой, сплевывание в плевательницу, пломбирование".
Вышеуказанный способ имеет следующие недостатки:
- применение способа возможно только при наличии хорошего контакта стоматолога с ребенком и с его родителями;
- необходимо отсутствие у ребенка негативного опыта стоматологических манипуляций;
- требуется длительное обучение ребенка, что затруднено при наличии у ребенка ментальных нарушений, так как ребенок быстро забывает ранее полученный опыт.
Таким образом, требуется разработка нового способа адаптации ребенка с ментальными нарушениями к проведению стоматологических манипуляций.
В заявленном способе перечисленные недостатки устранены.
Раскрытие изобретения
Задачей изобретения является повышение качества оказания медицинской (стоматологической) помощи детям с ментальными нарушениями, за счет снижения доли пациентов, нуждающихся в стоматологическом лечении под наркозом.
Техническим результатом способа является формирование стойкой адаптации ребенка с ментальными нарушениями к стоматологическим манипуляциям за счет сочетанного применения глицина и пирацетама в различных дозировках в различные периоды адаптации ребенка к стоматологическим манипуляциям.
Осуществление изобретения
Заявленный технический результат, может быть достигнут следующим образом:
- 1 этап. После первого посещения стоматолога ребенком старше 3 лет имеющим ментальные нарушения ему назначают глицин 50 мг 1 раз в день длительностью 7 дней (начало подавления психо-эмоционального возбуждения за счет накопительного эффекта). Каждое последующее посещение назначают через 7 дней от предыдущего, что позволяет выработать у ребенка привычку к посещению стоматолога и способствует реализации накопительных эффектов препаратов.
- 2 Этап. За три дня до второго посещения стоматолога увеличивают дозу глицина до 100 мг/сутки на 2 приема в обед и перед сном (за счет нако-
- пительного эффекта глицина происходит подавления психоэмоционального возбуждения ребенка на стоматологическом приеме),
- 3. Этап. За 3 дня до третьего посещения стоматолога глицин снижают до 50 мг/сутки на ночь и назначают пирацетам 3,2 г/сутки утром и в обед, при этом на стоматологическом приеме ребенку демонстрируют, а потом просят повторить чистку зубов на макете головы (продолжается подавление психо-эмоционального возбуждения ребенка за счет накопительного действия глицина, одновременно активируется процесс запоминания за счет применения пирацетама),
- 4 этап, За три дня до четвертого посещения стоматолога отменяют глицин, дозу пирацетама увеличивают до 4,8 г/сутки на два приема утром и в обед, на стоматологическим приеме ребенку с ментальными нарушениями демонстрируют осмотр полоти рта одного из его близких родственников (продолжается подавление психо-эмоционального возбуждения ребенка за счет накопительного действия глицина, максимально активируется процесс запоминания за счет применения пирацетама).
- 5 этап. За три дня до пятого посещения стоматолога дозу пирацетама снижают до 1,6 г/сутки и дают ее утром, назначают глицин по 50 мг/сутки перед сном, за день до посещения стоматолога назначают отвар из мяты перечной, мелисы лекарственной и валерианы лекарственной по 5 г каждого компонента 2 раза в день утром и перед сном длительностью пять дней, на стоматологическом приеме ребенку предлагают добровольно сесть в стоматологическое кресло с игрушкой в руках 2-3 раза с нахождением на кресле не менее 3-4 минут (так как действие глицина снижается, его назначают повторно для запуска накопительного эффекта на следующих этапах, поддерживающая доза пирацетама позволяет сохранить положительные воспоминания о стоматологическом приеме, одновременное назначение легких успокаивающих препаратов перед сном стимулирует процесс запоминания и снижает риск ночных кошмаров у ребенка).
- 6 этап. За три дня до шестого посещения стоматолога увеличивают дозу пирацетама до 3,2 г/сутки утром и в обед, на стоматологическом приеме проводят осмотр полости рта с орошением (сохранение приема глицина позволяет профилактировать возможные негативные эмоции у ребенка, связанные с посещением стоматолога, одновременно пирацетам улучшает процесс запоминания).
- 7 этап. За три дня до седьмого посещения стоматолога увеличивают дозу глицина до 100 мг/сутки два раза в день – в обед и перед сном, затем, в день посещения стоматолога увеличивают дозу пирацетама до 4,8 г/сутки утром и в обед, на стоматологическом приме проводят снятие мягких зубных отложений с использованием резиновых и щетинных насадок на пневматическую стоматологическую стойку (так как планируется проведение стоматологической манипуляции усиливают подавления психоэмоционального возбуждения ребенка за счет глицина и увеличивают процесс запоминания – на данном этапе важно сохранить положительные воспоминания у ребенка о действиях стоматолога.
- 8 этап. Сохраняется прием препаратов, назначенных на предыдущем этапе. На стоматологическом приеме проводят фторирование зубов и полировку зубов с использованием резиновых и щетинных насадок на пневматическую стоматологическую стойку – продолжается накопление позитивного опыта взаимодействия ребенка со стоматологом.
- 9 этап. За три дня до посещения стоматолога снижают дозу пирацетама до 3,2 г/сутки утром и в обед и проводят первое терапевтическое лечение зубов (первое лечение должно остаться в смутных воспоминаниях, поэтому снижают стимуляцию запоминания).
- 10 этап. За три дня до посещения стоматолога снижают дозу пирацетама до 1,6 г/сутки и дают ее однократно утром, проводят необходимое стоматологическое лечение, после окончания стоматологического лечения отменяют пирацетам, дозу глицина сокращают до 50 мг/сутки однократно перед сном, глицин отменяют через 7-10 дней после отмены пирацетама.
Новизна заявляемого способа заключается в том, что:
- Впервые в ходе стоматологического лечения адаптация ребенка осуществляется с использованием медикаментозной поддержки препаратами с длительным накопительным эффектом.
- Впервые используется сочетание препарата подавляющего психоэмоциональное возбуждение и препарата стимулирующего процесс запоминания.
- Впервые исключается возникновение негативных эмоций у ребенка с ментальными нарушениями за счет наложения накопительного эффекта глицина на этапы манипуляций в полости рта.
Отличительные признаки способа:
- способ применим у детей старше 3 лет,
- цикл адаптации состоит из десяти последовательных этапов,
- длительность каждого этапа составляет 7 дней,
- на первом этапе, после первого посещения стоматолога назначают глицин 50 мг 1 раз в день,
- на втором этапе за три дня до посещения стоматолога назначают глицин по 100 мг/сутки на 2 приема в обед и перед сном,
- на третьем этапе за 3 дня до посещения стоматолога глицин снижают до 50 мг/сутки на ночь и назначают пирацетам 3,2 г/сутки утром и в обед, при этом на стоматологическом приеме ребенку демонстрируют, а потом просят повторить чистку зубов на макете головы,
- на четвертом этапе за три дня до посещения стоматолога отменяют глицин, дозу пирацетама увеличивают до 4,8 г/сутки на два приема утром и в обед, на стоматологическим приеме ребенку с ментальными нарушениями демонстрируют осмотр полоти рта одного из его близких родственников,
- на пятом этапе за три дня до посещения стоматолога дозу пирацетама снижают до 1,6 г/сутки и дают ее утром, назначают глицин по 50 мг/сутки перед сном, за день до посещения стоматолога назначают отвар из мяты перечной, мелисы лекарственной и валерианы лекарственной по 5 г каждого компонента 2 раза в день утром и перед сном длительностью пять дней, на стоматологическом приеме ребенку предлагают добровольно сесть в стоматологическое кресло с игрушкой в руках 2-3 раза с нахождением на кресле не менее 3-4 минут,
- на шестом этапе за три дня до посещения стоматолога увеличивают дозу пирацетама до 3,2 г/сутки утром и в обед, на стоматологическом приеме проводят осмотр полости рта с орошением,
- на седьмом этапе за три дня до посещения стоматолога увеличивают дозу глицина до 100 мг/сутки два раза в день – в обед и перед сном, в день посещения стоматолога увеличивают дозу пирацетама до 4,8 г/сутки утром и в обед, на стоматологическом приме проводят снятие мягких зубных отложений с использованием резиновых и щетинных насадок на пневматическую стоматологическую стойку,
- на восьмом этапе сохраняется прием препаратов, назначенных на предыдущем этапе, на стоматологическом приеме проводят фторирование зубов и полировку зубов с использованием резиновых и щетинных насадок на пневматическую стоматологическую стойку,
- на девятом этапе за три дня до посещения стоматолога снижают дозу пирацетама до 3,2 г/сутки утром и в обед и проводят первое терапевтическое лечение зубов,
- на десятом этапе за три дня до посещения стоматолога снижают дозу пирацетама до 1,6 г/сутки и дают ее однократно утром, проводят необходимое стоматологическое лечение, после окончания стоматологического лечения отменяют пирацетам, дозу глицина сокращают до 50 мг/сутки однократно перед сном, глицин отменяют через 7-10 дней после отмены пирацетама.
Предложенный способ иллюстрируется следующими примерами.
Клинический пример № 1
Пациент Иван Х. 4-х лет имеет ментальное нарушение. Заболевание выявлено в 2 года 3 месяца, в силу раннего возраста опасности не представляет, ребенок находится на диспансерном учете по заболеванию, в постоянной медикаментозной поддержке не нуждается. Имеются трудности в контакте с окружающими взрослыми и ровесниками, со слов матери – она не является значимым взрослым для своего сына, ребенок лучше реагирует на просьбы отца и старшего брата. Пациент ранее на стоматологическом приёме не был.
В смотровом кабинете ребенок в силу заболевания :задержки физического, поведенческого, коммуникативного развития был не контактен. На просьбу «открыть рот» - не реагировал, хватал врача за руки, сильно кричал и плакал находясь на руках у матери, так как самостоятельно сесть в кресло категорически отказался. С трудом, визуально диагностирован диагноз множественный кариес зубов, воспаление слизистой оболочки полости рта.
В силу отсутствия контакта пациента с врачом-стоматологом детским рекомендовано: лечение под общим наркозом. Пациент Иван Х. 4-х лет направлен в областную стоматологическую поликлинику для дальнейшего лечения, назначена консультация анестезиолога.
Исход – лечение кариеса молочных зубов под комбинированным наркозом.
Клинический пример №2
Пациент София Х, 5 лет с врожденными ментальными нарушениями.
Заболевание выявлено при рождении, родители не отказались от ребенка, социальной опасности не представляет. Имеются трудности с социализацией. Ранее на стоматологическом приеме не была. Требуется санация полости рта. Во время предварительной записи родители согласились на проведение адаптации ребенка по предложенной методике. Оформлено добровольное информированное согласие на участие в клиническом испытании.
Проведена адаптация ребенка по разработанной схеме. На пятом этапе ребенок добровольно сел в стоматологическое кресло с игрушкой в руках 2 раза с нахождением на кресле 3 минуты. Аллергических реакций на использованные препараты нет. На девятом этапе с добровольного согласия пациента начато терапевтическое лечение кариеса временных зубов – манипуляции в полости рта проводятся в полном объеме, негативных эмоций нет. После окончания 10 этапа стоматологическое лечение продолжалось в течение 10 дней. На повторном приёме через месяц ребенок был спокоен, сама села в стоматологическое кресло, идёт на контакт с врачом и медицинским персоналом.
Исход – формирование стойкой положительной реакции на посещение стоматолога. Дальнейшие стоматологические манипуляции возможны без использования наркоза.
Таким образом, при равных начальных условиях применение предложенной методики позволило провести санацию полости рта у ребенка с ментальными нарушениями без использования наркоза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ РЕБЁНКА НА ПРИЁМЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА | 2022 |
|
RU2795722C1 |
Способ адаптации детей с расстройствами аутического спектра к стоматологическому лечению | 2017 |
|
RU2659626C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО РЕЦИДИВИРУЮЩЕГО АФТОЗНОГО СТОМАТИТА | 2015 |
|
RU2602684C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПОДГОТОВКЕ К САНАЦИИ ПОЛОСТИ РТА | 2018 |
|
RU2741364C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ У БОЛЬНЫХ В ОСТРОМ ПЕРИОДЕ ИНСУЛЬТА | 2014 |
|
RU2540517C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ | 2012 |
|
RU2505293C1 |
Способ профилактики кариеса зубов у детей раннего возраста воздействием на управляемые факторы риска его развития | 2017 |
|
RU2685492C1 |
Способ профилактики периимплантита на хирургическом этапе операции дентальной имплантации одиночных дефектов зубного ряда в области моляров и премоляров | 2023 |
|
RU2809168C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ | 2010 |
|
RU2452525C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2006 |
|
RU2321408C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для адаптации ребенка старше трех лет с ментальными нарушениями к проведению стоматологических манипуляций. Для этого проводят психологическую подготовку ребенка в сочетании с медикаментозной терапией путем приема глицина и пирацетама по разработанной схеме. Цикл адаптации состоит из десяти последовательных этапов, длительность каждого этапа составляет 7 дней. Изобретение позволяет провести санацию полости рта у ребенка с ментальными нарушениями без использования наркоза за счет снижения психоэмоционального возбуждения у ребенка и сохранения положительных воспоминаний и позитивного опыта при посещении врача-стоматолога. 2 пр.
Способ адаптации ребенка с ментальными нарушениями к проведению стоматологических манипуляций, заключающийся в сочетании психологической подготовки ребенка с назначением ему медикаментозной терапии, отличающийся тем, что способ применим у детей старше 3 лет, цикл адаптации состоит из десяти последовательных этапов, длительность каждого этапа составляет 7 дней, на первом этапе после первого посещения стоматолога перорально принимают глицина 50 мг 1 раз в день, на втором этапе за три дня до посещения стоматолога перорально принимают глицин по 100 мг/сутки на 2 приема в обед и перед сном, на третьем этапе за 3 дня до посещения стоматолога дозу глицина снижают до 50 мг/сутки на ночь и перорально принимают пирацетам 3,2 г/сутки утром и в обед, при этом на стоматологическом приеме ребенку демонстрируют, а потом просят повторить чистку зубов на макете головы, на четвертом этапе за три дня до посещения стоматолога отменяют пероральный прием глицина, дозу пирацетама увеличивают до 4,8 г/сутки на два приема утром и в обед, на стоматологическом приеме ребенку с ментальными нарушениями демонстрируют осмотр полоти рта одного из его близких родственников, на пятом этапе за три дня до посещения стоматолога дозу пирацетама снижают до 1,6 г/сутки и дают ее утром, перорально принимают глицин по 50 мг/сутки перед сном, за день до посещения стоматолога принимают отвар из мяты перечной, мелисы лекарственной и валерианы лекарственной по 5 г каждого компонента 2 раза в день утром и перед сном длительностью пять дней, на стоматологическом приеме ребенку предлагают добровольно сесть в стоматологическое кресло с игрушкой в руках 2-3 раза с нахождением на кресле не менее 3-4 минут, на шестом этапе за три дня до посещения стоматолога увеличивают дозу пирацетама до 3,2 г/сутки утром и в обед, на стоматологическом приеме проводят осмотр полости рта с орошением, на седьмом этапе за три дня до посещения стоматолога увеличивают дозу глицина до 100 мг/сутки два раза в день – в обед и перед сном, в день посещения стоматолога увеличивают дозу пирацетама до 4,8 г/сутки утром и в обед, на стоматологическом приме проводят снятие мягких зубных отложений с использованием резиновых и щетинных насадок на пневматическую стоматологическую стойку, на восьмом этапе сохраняется схема перорального применения пирацетама и глицина с предыдущего этапа, на стоматологическом приеме проводят фторирование зубов и полировку зубов с использованием резиновых и щетинных насадок на пневматическую стоматологическую стойку, на девятом этапе за три дня до посещения стоматолога снижают дозу пирацетама до 3,2 г/сутки утром и в обед и проводят первое терапевтическое лечение зубов, на десятом этапе за три дня до посещения стоматолога снижают дозу пирацетама до 1,6 г/сутки и дают ее однократно утром, проводят необходимое стоматологическое лечение, после окончания стоматологического лечения отменяют пирацетам, дозу глицина сокращают до 50 мг/сутки однократно перед сном, глицин отменяют через 7-10 дней после отмены пирацетама.
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПОДГОТОВКЕ К САНАЦИИ ПОЛОСТИ РТА | 2018 |
|
RU2741364C2 |
Способ адаптации детей с расстройствами аутического спектра к стоматологическому лечению | 2017 |
|
RU2659626C1 |
Станок для полирования канавок у внутренних колец шариковых подшипников | 1937 |
|
SU53735A1 |
ТАРАСОВА Н.В | |||
Особенности оказания стоматологической помощи детям с умственной отсталостью вследствие резидуально-органического поражения нервной системы | |||
Автореф | |||
диссертации на сиск | |||
уч | |||
ст | |||
к.м.н | |||
Пломбировальные щипцы | 1923 |
|
SU2006A1 |
Деревянный коленчатый рычаг | 1919 |
|
SU150A1 |
КОСЮГА С.Ю | |||
и др | |||
Особенности |
Авторы
Даты
2023-07-20—Публикация
2022-07-26—Подача