Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии, спортивной медицине, педиатрии.
Известно моделирование гармоничности физического развития подростков [1]. Однако оно предусматривает измерение и оценку только морфологических показателей физического развития, но не характеризует его в целом.
Известен также способ определения и оценки физического развития растущего организма, основанный на корреляции признаков с длиной тела [2].
Цель изобретения - разработать способ оценки физического развития обследуемого, который бы точно представлял гармоничность его физического развития как в данный момент, так и под влиянием различных факторов.
Поставленная цель осуществляется следующим образом. Обследовано 208 студенток 17 лет. Оценка физического развития проводилась по таблицам корреляции с учетом пола, возраста, причем длина тела оценивалась самостоятельно по 5-балльной системе с учетом отклонения ее от среднегрупповой величины в общих сигмах: средняя величина, если отклонение от средней составляет М±1σ, выше средней - М+1,1σ до М+2σ, высокой - М+2,1σ и больше, ниже средней - М-1,1σ до - 2σ и низкой - М-2,1σ и меньше.
Далее в частных сигмах оцениваются отклонения от их должных для роста других показателей физического развития и составляется отношение суммы отклонений двух функциональных признаков (жизненной емкости легких и становой силы) к сумме двух морфологических (массы тела и обхвата грудной клетки в паузе).
Если это отношение составит - 2,0-1,1, физическое развитие данного человека будет дисгармоничным, если равно -1,0 до +1,0 - пропорциональным, а если оно составит +1,1 до +2,0 - гармоничным, но с указанием оценки роста индивидуума.
Пример 1. Студентка О., 17 лет, имеет длину тела 172 см, массу тела 68 кг, окружность грудной клетки в паузе 93 см, жизненную емкость легких 2500 см3, становую силу 50 кг. В таблице корреляции для 17-летних девушек находим, что длина тела (рост) у нее является выше среднего, а соответствующие ему должные величины этих признаков равны 60,7 кг, 85 см, 3550 см3 и 69 кг. Отклонение от должных росту 172 см величин соответственно составляет 7,3 кг, 8 см, 1050 см3 и 19 кг, а в частных сигмах (σR) это будет равно: +1,14, +1,59, -2,30 и -1,31. Отношение же функциональных признаков к морфологическим в частных сигмах будет равняться:
Таким образом, в целом физическое развитие данной студентки будет дисгармоничным при росте выше среднего.
Пример 2. Студентка К., 17 лет имеет длину тела 158 см, массу тела 55 кг, окружность грудной клетки в паузе 85 см, жизненную емкость легких 3300 см3 и становую силу 65 кг. В таблице корреляции для студенток 17 лет находим, что длина тела (рост) у нее является ниже среднего, а соответствующие ему должные величины равны 53,9 кг, 83 см, 3130 см3 и 58 кг. Отклонения от должных росту 158 см величин соответственно составляет 1,1 кг, 2 см, 170 см3 и 7 кг, а в частных сигмах (σR) это будет равно: +0,17, +0,4, +0,37 и +0,48. Отношение же суммы функциональных признаков к сумме морфологическим в частных сигмах будет равно:
Таким образом, в целом физическое развитие студентки Н. является гармоничным при росте ниже среднего.
Способ показал надежность, простоту и объективность оценки гармоничности физического развития как индивидуальную, так и групповую.
Использованные источники информации
1. Круцевич Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков. - Киев. http://lib.sportedu.ru./press/fkvot/2002N4/p9-13.htm.
2. Сауткин М.Ф., Толстова Т.И. Стандарты физического развития студенток Рязмедуниверситета по данным обследования в 1997-1998 гг. / Здоровье человека: физические и психические аспекты. - Рязань: Издат. РязГМУ. - 1998. - С.80-82.
Изобретение относится к спортивной медицине, физиологии, педиатрии и включает определение роста обследуемого, функциональных показателей его физического развития: жизненной емкости легких и становой силы, и морфологических показателей: массы тела и обхвата грудной клетки в паузе. Определяют отклонения этих показателей от должных величин для роста обследуемого по таблице корреляции с учетом пола и возраста обследуемого. Разницу между фактическим и должным показателем делят на его частную сигму и определяют отношение суммы полученных при этом значений для функциональных показателей к сумме полученных значений для морфологических показателей. Если это значение составляет от -2,0 до -1,1, то физическое развитие определяют как дисгармоничное, от -1,0 до +1,0 - как пропорциональное, от +1,1 до +2,0 - как гармоничное при данном росте обследуемого. Способ обеспечивает точность оценки гармоничности физического развития обследуемого в данный момент времени с учетом влияния различных факторов. 2 пр., 1 табл.
Способ оценки гармоничности физического развития, отличающийся тем, что у обследуемого определяют рост, функциональные показатели физического развития: жизненную емкость легких и становую силу, и морфологические показатели: массу тела и обхват грудной клетки в паузе, определяют отклонения этих показателей от должных величин для роста обследуемого по таблице корреляции с учетом пола и возраста обследуемого, а разницу между фактическим и должным показателем делят на его частную сигму, определяют отношение суммы полученных при этом значений для функциональных показателей к сумме полученных значений для морфологических показателей; если это значение составляет от -2,0 до -1,1, то физическое развитие определяют как дисгармоничное, от -1,0 до +1,0 - как пропорциональное, от +1,1 до +2,0 - как гармоничное при данном росте обследуемого.
САУТКИН М.Ф | |||
и др | |||
Электрическое сопротивление для нагревательных приборов и нагревательный элемент для этих приборов | 1922 |
|
SU1997A1 |
Здоровье человека: физические и психические аспекты | |||
- Рязань, РязГМУ, 1998, с.80-82 | |||
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА | 2003 |
|
RU2251962C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ И НАРУШЕНИЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА | 2004 |
|
RU2248184C1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
САУТКИН М.Ф | |||
и др | |||
Результаты многолетних исследований физического |
Авторы
Даты
2012-06-27—Публикация
2010-12-16—Подача