КОНВЕРТОПЛАН Российский патент 2012 года по МПК B64C37/00 

Описание патента на изобретение RU2456209C1

Настоящее изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для проектирования и производства беспилотной и транспортной авиации.

Конвертопланы имеют неоспоримые преимущества в транспортировании, до конца не реализованные в технических решениях в настоящее время.

Из существующего уровня техники известны разнообразные схемы конвертопланов, например. Bell V-22 Osprey, Bell/Aguste BA609, Hiller XC-142A (конвертоплан Bell-Boeing V22-Osprey - URL http://atikot.my1.ru/news/2009-07-03-487. Bell/Agusta BA609 - URL http://ru.wikipedia.org/wiki/Bell/Agusta_BA609. Beating Gravity - Vought-Hiller-Ryan XC-142A - URL http://www.unrealaircraft.com/gravity/vhr_XC-142A.php), которые являются двухрежимными аппаратами, способными совершать полет как самолет, т.е. двигатели создают тягу, необходимую для движения вперед на заданной высоте с заданной скоростью; при движении крыло создает подъемную силу, за счет преобладания над весом которой аппарат совершает подъем, и как вертолет, у которого тяга двигателей, преодолевая вес, обеспечивает подъем аппарата, а движение вперед обеспечивается либо наклоном несущего винта, либо дополнительно обдуваемым оперением, и которым присущ переход от вертолетного режима к самолетному через поворот двигателей или крыла, с размещенными на нем двигателями.

Известными недостатками этих аппаратов является то, что конструктивно центры масс двигателей не установлены на одной оси с центром масс конвертоплана, что приводит к крайней продольной неустойчивости и плохой управляемости аппарата. Кроме того, в случае с поворотным крылом поворот крыла во время полета на угол 90° приводит к срыву потока на крыле и катастрофическому уменьшению подъемной силы. Следует отметить, что только один Bell V-22 Osprey находится в серийном производстве, что говорит о несовершенстве ранее предложенных конструктивных схем.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является конвертоплан (патент US 6607161 В1, опубл. 19.08.2003, US C1. 244/7, МПК B64C 37/00, Convertible aircraft with tilting rotors), включающий фюзеляж, крыло, оперение, двигатели, установленные на концах крыла, шасси. В патенте также представлена схема управления. Переход от вертолетного режима к самолетному возможен поворотом двигателей.

Недостатками данного технического решения является то, что установлены вертолетные винты большого диаметра, имеющие большие ограничения по скорости полета в сравнении с самолетными малых диаметров, и вертолетные втулки с автоматами перекоса, необходимые для управления по тангажу на режиме висения, взлета и посадки, что значительно усложняет и утяжеляет конструкцию, так как в основной фазе полета - крейсерском режиме - эти втулки с автоматами перекоса являются «мертвым» грузом и сами по себе являются чрезвычайно сложными техническими элементами. При повороте мотогондолы, с размещенным в ней двигателем, крыло попадает в зону обдува пропеллера, что приводит к уменьшению его к.п.д. и является еще одним недостатком.

Решаемой задачей является создание перспективного летательного аппарата для транспортирования, простой конструкции, сбалансированного на всех режимах полета, способного совершать горизонтальный полет, вертикальные взлет и посадку и зависать на одном месте. Полезность конвертоплана заключается в возможности взлета/посадки практически на любой подходящей по габаритам площадке и в сокращении времени транспортирования за счет возможности максимально близко доставить целевую нагрузку до пункта назначения.

Технический результат направлен на повышение эффективности конвертоплана. Технический результат достигается тем, что в конвертоплан, содержащий фюзеляж, крыло, двигатели, оперение, шасси, введены пилоны, выполненные с возможностью вращения и расположенные на крыле, при этом на них установлена пара передних двигателей, а задний двигатель установлен на киле-пилоне, причем стойки шасси совмещены с пилонами крыла и килем соответственно.

Преимуществом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является вынос двигателей на пилонах вперед от центра масс и ввод третьего двигателя в хвостовой части, которые позволяют эффективно управлять аппаратом по углу крена и тангажа на нулевых скоростях режимов взлета и посадки.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - представлен вид конвертоплана на взлетном/посадочном режиме,

на фиг.2 - представлен вид конвертоплана на крейсерском режиме,

на фиг.3 - представлен вид конвертоплана сверху,

на фиг.4 - представлен вид конвертоплана от носа,

где 1 - фюзеляж;

2 - крыло;

3 - передние двигатели в мотогондолах;

4 - хвостовой двигатель в мотогондоле, жестко закрепленный на киле;

5 - поворотный киль;

6 - стабилизатор;

7 - передние колеса шасси;

8 - заднее колесо шасси;

9 - поворотные пилоны;

10 - элероны;

11 - рули высоты;

12 - руль направления.

Предлагаемое изобретение содержит фюзеляж 1, который служит для размещения целевой нагрузки, элементов системы управления и других систем; крыло 2 с пилонами, с размещенными на нем двигателями служит для создания подъемной силы на крейсерском режиме; двигатели 3, расположенные на крыле и двигатель 4, расположенный на поворотном киле 5, которые служат для создания подъемной силы на режимах взлета/посадки и для создания тяги на крейсерском режиме.

Данное изобретение имеет несколько особенностей. Особенностью оперения является поворотный киль 5 и неподвижный стабилизатор 6. Шасси выполнено по схеме трехопорного шасси с задней опорой. Передние колеса шасси 7 крепятся на пилонах 9 передних двигателей 3, а заднее колесо шасси 8 - на поворотном киле 5.

Работает устройство следующим образом: на взлете/посадке двигатели 3, 4 занимают положение, показанное на Фиг.1. При этом расположение двигателей обеспечивает продольную, путевую и поперечную балансировку за счет расположения передних 3 и хвостового 4 двигателей относительно центра масс аппарата (ЦМ). При достижении высоты крейсерского полета аппарат зависает и двигатели 3, 4 поворотом пилонов 9 и поворотного киля 5 соответственно занимают положение, показанное на Фиг.2.

В процессе поворота двигателей 3, 4 происходит увеличение горизонтальной составляющей скорости. Крыло 2 при этом создает подъемную силу, компенсирующую уменьшение вертикальной составляющей тяги винтов.

По мере увеличения горизонтальной составляющей скорости полета и уменьшения вертикальной составляющей тяги винтов управление летательным аппаратом передается самолетным органам управления: рулям высоты 11 и элеронам 10. Поворотный киль 5 и руль направления 12 на всех режимах осуществляют управление аппаратом по рысканью.

Далее после поворота двигателей полет аппарата не отличается от полета самолета.

Для обеспечения устойчивости на переходном режиме от висения к горизонтальному полету управление движителями осуществляется с использованием САУ (системы автоматического управления).

По сравнению с известными аналогами заявляемое техническое решение имеет ряд технико-экономических преимуществ, а именно за счет изменения расстояния от двигателей до крыла, равного длине пилонов, на меньшую величину снизилось к.п.д. винтов передних двигателей на переходном режиме из-за попадания крыла в зону обдува пропеллера, и снижение веса аппарата на 7-12% за счет исключения вертолетных втулок с автоматами перекоса. К примеру, вес автоматов перекоса сверхлегкого вертолета общей массой 450 кг составляет 34 кг или 7,6%.

Похожие патенты RU2456209C1

название год авторы номер документа
КОНВЕРТОПЛАН 2011
  • Гайнутдинов Владимир Григорьевич
  • Крикун Константин Георгиевич
  • Левшонков Никита Викторович
RU2456208C1
Трехвинтовой конвертоплан 2017
  • Хагеев Василий Саналович
  • Файзиев Раим Мусаевич
RU2656957C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ КРИОГЕННЫЙ КОНВЕРТОПЛАН 2009
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2394723C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ МНОГОВИНТОВОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2010
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2448869C1
ТЯЖЕЛЫЙ МНОГОВИНТОВОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2492112C1
Аэромеханический способ управления конфигурацией и режимом полета конвертируемого летательного аппарата (конвертоплана) 2017
  • Дрозд Александр Степанович
  • Дрозд Татьяна Павловна
RU2700323C2
МНОГОВИНТОВОЙ ГИБРИДНЫЙ ЭЛЕКТРОКОНВЕРТОПЛАН 2014
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2543120C1
Конвертоплан 2017
  • Арефьев Александр Дмитриевич
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Храбан Александр Владимирович
  • Черепанов Андрей Сергеевич
RU2657706C1
МНОГОВИНТОВОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЭЛЕКТРОКОНВЕРТОПЛАН 2014
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2547155C1
КРИОГЕННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2529568C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 456 209 C1

Реферат патента 2012 года КОНВЕРТОПЛАН

Изобретение относится к авиации, в частности к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Конвертоплан содержит фюзеляж, крыло, двигатели, оперение, шасси. На крыле располагаются пилоны, выполненные с возможностью вращения. На пилонах установлены два передних двигателя. Задний двигатель установлен на киле-пилоне. Стойки шасси совмещены с пилонами крыла и килем соответственно. Обеспечивается балансировка летательного аппарата на всех режимах полета. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 456 209 C1

Конвертоплан, содержащий фюзеляж, крыло, двигатели, оперение, шасси, отличающийся тем, что в него введены пилоны, выполненные с возможностью вращения и расположенные на крыле, при этом на них установлена пара передних двигателей, а задний двигатель установлен на киле-пилоне, причем стойки шасси совмещены с пилонами крыла и килем соответственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2456209C1

US 6607161 B1, 19.08.2003
GB 757279 A, 19.09.1956
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ГИДРОКОНВЕРТОВИНТОПЛАН 2007
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2351506C2
Вакуумное уплотнение разъемного соединения 1982
  • Токарев Владимир Омарович
  • Розенцвейг Израиль Исидорович
  • Смирнова Валентина Андреевна
SU1057724A1

RU 2 456 209 C1

Авторы

Гайнутдинов Владимир Григорьевич

Крикун Константин Георгиевич

Левшонков Никита Викторович

Даты

2012-07-20Публикация

2011-01-11Подача