СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО СКОНДЕНСИРОВАННОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2012 года по МПК C10G7/00 C10L1/04 

Описание патента на изобретение RU2458101C1

Изобретение относится к процессам получения моторных топлив, преимущественно авиационных, используемых в газотурбинных двигателях, и предназначенных для использования в основном на местах добычи и переработки углеводородного сырья.

Известен способ получения авиационного сконденсированного топлива для газотурбинных двигателей на основе смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2-Н-деканов и Н-додеканов в количестве не менее 45 масс. ароматических углеводородов общей формулы CnH2n-6 в количестве 12-16 масс. олефиновых углеводородов общей формулы CnH2n остальное (Патент США №3985638, кл. 208-15, 1976).

Общими признаками являются:

- выделение смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2.

Недостатком известного способа является то, что получаемое топливо имеет высокую температуру застывания (от -29 до -45°С), затрудняющую его использование в районах Крайнего Севера, значительную склонность к дымлению, увеличивающему содержание токсичных веществ в отработавших продуктах сгорания, довольно сложная технология получения, а также ограниченные ресурсы для получения этого топлива.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому способу по обоим вариантам по технической сущности и достигаемому результату является известный способ получения авиационного сконденсированного топлива (АСКТ) для газотурбинных двигателей на основе смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C38 при следующем соотношении компонентов, мас. пропан C3H8 - 6-10, н. бутан C4H10 - 13-22, изобутан C4H10 - 34-48, н. пентан C5H12 - 10-12, изопентан C5H12 - 10-15, гексаны C6H14 - 5-11, гептаны C7H16 - 0,8-5,0, октаны C8H18+высшие - 0,4-2,1. АСКТ получают по известному способу из углеводородного сырья - широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), производимому на газоперерабатывающем заводе, например, путем низкотемпературной ректификации под давлением 30-35 кгс/см2, при этом ШФЛУ подготавливают дросселированием до давления 17 кгс/см2 и при температуре 78-80°С, а затем фракционируют в ректификационной колонне. Верхний продукт из ректификационной колонны охлаждают до температуры 35°С и направляют в рефлюксную емкость, из которой часть продукта пропан-бутановую фракцию (ПБФ) подают на орошение колонны, а другую часть отбирают в качестве автомобильного топлива, бытового сжиженного газа или сырья для нефтехимии или закачивают в основную массу ШФЛУ, не подвергающуюся перегонке. Нижний продукт авиационное топливо охлаждают с 93°С до 35°С и подают в товарный парк как готовый продукт (АСКТ) (Патент РФ №2044032, МПК 6 C10L 1/04).

Общими признаками известного и предлагаемого способа по первому варианту являются:

- выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов;

- общая формула смеси парафиновых углеводородов CnH2n+2;

- в качестве парафиновых углеводородов смесь содержит парафиновую фракцию С38.

Общими признаками известного и предлагаемого способа по второму варианту являются:

- выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов;

- общая формула смеси парафиновых углеводородов CnH2n+2.

Известный способ по сравнению с предлагаемым способом по обоим вариантам имеет ряд недостатков:

- Узкий диапазон использования сырья для получения АСКТ, так как в известном способе АСКТ получают только из ШФЛУ, исключая возможность использования другого углеводородного сырья, применение безотходной технологии, что снижает технологичность и экономичность способа, сокращает ассортимент возможности по расширению продукции объектов подготовки и переработки углеводородного сырья.

- Ограничение содержания пропана 6-10% также не позволяет расширить диапазон используемого сырья и снижает технологичность получения АСКТ.

- Ограничение состава получаемого АСКТ фракцией углеводородов С38 не позволяет зачастую использовать для его получения и ШФЛУ, выделяемую в процессе переработки нефтяного и природного газа, а также при стабилизации нефти и продуктов вторичных процессов переработки нефти на НПЗ, так как используемое в известном способе сырье изначально имеет углеводороды до C12.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение ассортимента авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, с расширением сырьевой базы и обеспечением возможности использования способа на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья, а также упрощение технологии производства авиационного сконденсированного топлива.

Этот результат достигается тем, что по первому варианту в способе получения авиационного сконденсированного топлива, включающем выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C38, новым является то, что в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, при этом выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C912, при следующем содержании компонентов, % масс.:

C3H8 - 0,1-12,0

ΣC4H10 - 24,0-72,0

ΣC5H12 - 4,0-36,0

ΣC6H14 - 0,3-14,0

ΣC7H16 - 0,1-9,0

ΣC8H18 - 0,01-3,0

ΣC9H20-C12H26 - остальное до 100%,

при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см, абс.):

при 20°С - не более 0,26 (2,6);

при 45°С - не более 0,50 (5,0).

Технический прием, заключающийся в том, что заявляемый способ получения авиационного сконденсированного топлива (АСКТ) предлагаемого состава позволит получить новый вид высоколиквидной и высокорентабельной продукции за счет использования безотходного производства из имеющегося сырья - природного и нефтяного газа одним из известных способов, как с получением широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), так и минуя стадию получения ШФЛУ.

Известные технологии, которые могут быть использованы для получения предлагаемой смеси парафиновых углеводородов, реализуются на всех газоперерабатывающих заводах, установках комплексной переработки газа и малогабаритных промысловых установках подготовки газа, т.е. уже на этой стадии подготовки и переработки углеводородного газа возможно получение авиационного сконденсированного топлива. При необходимости дальнейшей переработки полученных углеводородов позволит нижним продуктом получать авиационное сконденсированное топливо предлагаемого состава.

При организации получения АСКТ на промысле технология выработки будет состоять из следующих основных известных технологических процессов: подготовки, включающей компримирование, охлаждение, сепарацию, осушку и далее переработку газа. Подготовка и переработка попутного нефтяного газа осуществляется методом низкотемпературной сепарации, низкотемпературной абсорбции или методом низкотемпературной конденсации с применением пропанового или внутреннего холодильного цикла. Таким образом, вышеназванные технологические приемы обеспечивают простоту и технологичность получения АСКТ.

Предлагаемый способ получения смеси парафиновых углеводородов, дополнительно включающий фракцию C912 при заявляемом соотношении компонентов, при суммарном содержании ароматических и нафтеновых углеводородов не более 6,0% масс. и при обеспечении давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.), позволяет использовать данное топливо во всем температурном диапазоне, в котором эксплуатируется авиационная газотурбинная техника, при этом расширяется ассортимент продукции, выпускаемой газоперерабатывающими заводами или промысловыми установками подготовки и переработки нефтяного и природного газа.

Тот же результат достигается также тем, что по второму варианту в способе получения авиационного сконденсированного топлива, включающем выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, новым является то, что в качестве углеводородного сырья используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, при этом выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов, включающую фракцию C312, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

ΣC3H8-С3Н6 - 2,0-12,0

ΣC4H10-C4H8 - 24,0-72,0

ΣC5H12-C5H10 - 4,0-36,0

ΣC6H14-C6H12 - 0,3-14,0

ΣC7H16-C7H14 - 0,1-9,0

ΣC8H18-C8H16 - 0,01-3,0

ΣC9H20-C12H26 - остальное до 100%,

причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси - не более 10% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см2, абс.):

при 20°С - не более 0.26 (2,6);

при 45°С - не более 0,50 (5.0),

кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс.

Технический прием, заключающийся также в том, что в качестве углеводородного сырья в заявляемом способе получения АСКТ используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, например каталитического крекинга, риформинга с выделением смеси парафиновых и олефиновых углеводородов, включающей фракцию С312, причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси ограничено и составляет не более 10% масс., кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., при обеспечении давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.), позволяет данным способом получить авиационное топливо, которое может быть использовано во всем температурном диапазоне, в котором эксплуатируется авиационная газотурбинная техника, при этом расширяется ассортимент продукции, выпускаемой нефтеперерабатывающими заводами. Для получения из продуктов подготовки и переработки нефти смеси парафиновых и олефиновых углеводородов в качестве АСКТ могут быть использованы известные способы разделения углеводородных смесей и выделения из заводских газов смесей С3+выше.

Таким образом, предлагаемые варианты способа получения АСКТ позволяют расширить ассортимент авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, расширить сырьевую базу, т.е. получать АСКТ из природного и попутного нефтяного газа, нестабильных нефтей и газового конденсата, продуктов вторичных процессов переработки нефти и конденсата, а следовательно, обеспечить возможность использования способа на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья: газоперерабатывающих, нефте- и нефтехимперерабатывающих заводах, установках подготовки газа в удаленных районах, непосредственно в местах добычи нефти и газа, например в Западной Сибири.

Способ получения авиационного сконденсированного топлива осуществляется следующим образом.

По-первому варианту. Из углеводородного сырья, в качестве которого используют попутный нефтяной газ или природный газ, путем известных способов подготовки и фракционирования выделяют смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C38, которая дополнительно включает фракцию C9-C12, при следующем содержании компонентов, % масс.:

С3Н8 - 0,1-12,0

ΣC4H10 - 24,0-72,0

ΣC5H12 - 4,0-36,0

ΣC6H14 - 0,3-14,0

ΣC7H16 - 0,1-9,0

ΣC8H18 - 0,01-3,0

ΣC9H20-C12H26 - остальное до 100%.

При этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов в получаемой смеси составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа ((2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5.0 кгс/см2, абс.).

В качестве известного способа подготовки и фракционирования может быть использован, например, способ, включающий компримирование углеводородного сырья до 35 кгс/см2 и охлаждение дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 10…30°С, выделение сконденсированных углеводородов. При этом в зависимости от условий компримирования и охлаждения (давления и температуры), а также отгонки ее легкой части С13 известными способами выделяют жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо.

Примеры осуществления способа по первому варианту (расчетное выполнение способа).

Пример 1. Из попутного нефтяного газа различного состава (таблицы 1 и 1.1) при давлении 25 кгс/см2 и температуре охлаждения минус 20°С выделяют нестабильный конденсат, а затем, отгоняя из него легкую часть (при давлении 4 кгс/см2 и температуре 42°С), получают авиационное сконденсированное топливо, включающее в зависимости от состава попутного нефтяного газа следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 1, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 1.1.

Таблица 1 Наименование показателя Значение Сырье - попутный нефтяной газ Содержание компонента % масс. Двуокись углерода CO2 1,16 Метан CH4 29,50 Этан С2Н6 21,41 Пропан C3H8 35,09 и-Бутан i-C4H10 5,44 н-Бутан n-C4H10 5,42 и-Пентан i-C5H12 0,88 н-Пентан n-C5H12 0,38 Гексан C6H14 0,47 Гептан C7H16 0,16 Октан C8H18 0,064 Нонан C9H20 0,021 Декан + выше C10H22-C12H26 0,0072 в том числе Нафтеновые углеводороды следы ароматические углеводороды следы Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо Содержание компонента % масс. Пропан С3Н8 3,92 и-Бутан i-C4H10 25,77 н-Бутан n-С4Н10 32,60 и-Пентан i-C5H12 10,92 н-Пентан n-С5Н12 5,50 Гексан С6Н14 12,74 Гептан С7Н16 5,01 Октан C8H18 2,34 Нонан С9Н20 0,87 Декан + выше С10Н2212Н26 0,32 в том числе нафтеновые углеводороды следы ароматические углеводороды следы Давление насыщенных паров, МПа абс. при 45°С 0,44 при 20°С 0,22 Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 45519 Плотность, кг/м3 при 20°С 598 при минус 40°С 660

Таблица 1.1 Наименование показателя Значение Сырье - попутный нефтяной газ Содержание компонента % масс. Азот N2 0,03 Двуокись углерода CO2 9,33 Метан СН4 56,87 Этан С2Н6 17,01 Пропан С3Н8 10,03 и-Бутан i-C4H10 3,01 н-Бутан n-С4Н10 2,01 и-Пентан i-C5H12 0,90 н-Пентан n-С5Н12 0,40 Гексан С6Н14 0,21 Гептан С7Н16 0,10 Октан С8Н18 0,03 Нонан С9Н20 0,01 Декан С10Н22 0,00 Метилциклопентан С6Н12 0,03 Метилциклогексан C7H14 0,01 Бензол С6Н6 0,02 Толуол С7Н8 0,01 Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо Содержание компонента % масс. Азот N2 0,00 Двуокись углерода СО2 0,00 Метан СН4 0,00 Этан С2Н6 0,01 Пропан С3Н8 9,00 и-Бутан i-C4H10 17,50 н-Бутан n-С4Н10 18,03 и-Пентан i-C5H12 20,25 н-Пентан n-C5H12 11,66 Гексан С6Н14 10,95 Гептан C7H16 6,26 Октан C8H18 1,96 Нонан C9H20 0,79 Декан С10Н22 0,01 Метилциклопентан С6Н12 1,31 Метилциклогексан C7H14 0,61 Бензол С6Н6 1,04 Толуол C7H8 0,63 в том числе нафтеновые углеводороды 1,92 ароматические углеводороды 1,67 Давление насыщенных паров, МПа абс. при 45°С 0,44 при 20°С 0,06 Теплотворная способность, кДж/кг 45381 Плотность, кг/м3 при 20°С 608 при минус 40°С 669

Пример 2. При тех же параметрах и того же состава попутного нефтяного газа, которые указаны в примере 1, газ при давлении компримирования - 25 кгс/см2 и температуре охлаждения минус 20°С подают на стадию выделения при давлении 2,4 МПа и температуре 4°С широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), (составы указаны в таблице 2, 2.1), а затем из полученной ШФЛУ способом отгонки легкой фракции С34 в ректификационной колонне получают авиационное сконденсированное топливо (при давлении с 11 до 17 кгс/см2 и температуре 70…80°С), включающее в зависимости от состава попутного нефтяного газа, а следовательно, выделяемого ШФЛУ, следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 2, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 2.1.

Таблица 2 Наименование показателя Значение Состав ШФЛУ Содержание компонента % масс. Двуокись углерода СО2 0,04 Метан СН4 0,10 Этан С2Н6 2,62 Пропан С3Н8 45,03 и-Бутан i-C4H10 15,21 н-Бутан n-С4Н10 17,83 и-Пентан i-C5H12 5,87 н-Пентан n-C5H12 2,95 Гексан С6Н14 6,19 Гептан C7H16 2,44 Октан C8H18 1,14 Нонан С9Н20 0,43 Декан + выше С10Н22-C12H26 0,16 в том числе нафтеновые углеводороды следы ароматические углеводороды следы Получаемый продукт Содержание компонента % масс. Propane C3H8 10,60 i-Butane i-C4H10 15,84 n-Butane n-C4H10 2,68 i-Pentane i-C5H12 14,94 n-Pentane n-C5H12 10,39 Гексан С6Н14 7,96 Гептан C7H16 6,98 Октан C8H18 3,24 Нонан C9H20 1,85 Декан + выше С10Н22-C12H26 0,51 в том числе нафтеновые углеводороды следы ароматические углеводороды следы Давление насыщенных паров, МПа абс. пои 45°С 0,49 при 20°С 0,25 Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 45526 Плотность, кг/м3 при 20°С 600 при минус 40°С 662

Таблица 2.1 Наименование показателя Значение Сырье - ШФЛУ Содержание компонента % масс. Азот N2 0,00 Двуокись углерода CO2 0,00 Метан CH4 0,00 Этан C2H6 2,50 Пропан С3Н8 30,70 и-Бутан i-C4H10 9,69 н-Бутан n-С4Н10 36,14 и-Пентан i-C5H12 7,44 н-Пентан n-C5H12 7,66 Гексан С6Н14 3,92 Гептан С7Н16 0,97 Октан C8H18 0,01 Нонан C9H20 0,01 Декан + выше С10Н22-C12H26 0,00 Метилциклопентан C6H12 0,41 Метилциклогексан C7H14 0,19 Бензол С6Н6 0,33 Толуол C7H8 0,03 Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо Содержание компонента % масс. Азот N2 0,00 Двуокись углерода CO2 0,00 Метан CH4 0,00 Этан С2Н6 0,00 Пропан С3Н8 3,00 и-Бутан i-C4H10 12,84 н-Бутан n-С4Н10 52,94 и-Пентан i-C5H12 11,07 н-Пентан n-C5H12 11,40 Гексан С6Н14 5,83 Гептан C7H16 1,44 Октан C8H18 0,01 Нонан C9H20 0,02 Декан С10Н22 0,01 Метилциклопентан С6Н12 0,62 Метилциклогексан С7Н14 0,29 Бензол С6Н6 0,49 Толуол С7Н8 0,05 в том числе нафтеновые углеводороды 0,91 ароматические углеводороды 0,53 Давление насыщенных паров, МПа абс. при 45°С 0,42 при 20°С 0,05 Теплотворная способность. кДж/кг 45568 Плотность, кг/м3 при 20°С 595 при минус 40°С 655

Пример 3. При переработке природного газа различного состава (таблицы 3, 3.1), как правило, на установке комплексной подготовки газа (УКПГ) используется способ низкотемпературной сепарации (НТС), при котором газ дросселируют до 57…60 кгс/см2, охлаждают за счет эффекта Джоуля-Томсона или с применением турбодетандерного агрегата до минус 15…40°С, подготовленный газ направляют в магистральный газопровод, а выделенную сконденсированную углеводородную фазу используют для получения авиационного сконденсированного топлива. Как и в предыдущих примерах, условиями процесса подготовки сырья для получения авиационного сконденсированного топлива можно варьировать: как через стадию выделения нестабильного конденсата, так и через стадию выделения ШФЛУ, а затем, отгоняя из конденсата или ШФЛУ легкую фракцию С34 методом ректификации (например, при давлении 2,5 МПа, температуре минус 7°С), получаем авиационное сконденсированное топливо, включающее в зависимости от состава природного газа следы нафтеновых и ароматических углеводородов, приведенное в таблице 3, и включающее нафтеновые и ароматические углеводороды, суммарное содержание которых не более 6,0% масс., приведенное в таблице 3.1.

Таблица 3 Наименование показателя Значение Сырье - природный газ Содержание компонента % масс. Азот N2 0,313 Двуокись углерода CO2 1,572 Метан CH4 83,129 Этан C2H6 5,303 Пропан С3Н8 4,504 и-Бутан i-C4H10 1,136 н-Бутан n-С4Н10 1,914 и-Пентан i-C5H12 0,765 н-Пентан n-C5H12 0,684 Гексан С6Н14 0,404 Гептан С7Н16 0,162 Октан C8H18 0,077 Нонан C9H20 0,029 Декан + выше С10Н22-C12H26 0,008 в том числе нафтеновые углеводороды следы ароматические углеводороды следы Получаемый продукт Содержание компонента % масс. Этан C2H6 0,003 Пропан С3Н8 3,500 и-Бутан i-C4H10 14,867 н-Бутан n-С4Н10 31,978 и-Пентан i-C5H12 16,551 н-Пентан n-C5H12 15,615 Гексан С6Н14 10,215 Гептан С7Н16 4,256 Октан C8H18 2,037 Нонан C9H20 0,766 Декан + выше С10Н22-C12H26 0,213 в том числе нафтеновые углеводороды следы ароматические углеводороды следы Давление насыщенных паров, МПа абс. при 45°С 0,38 при 20°С 0,19 Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 45490 Плотность, кг/м3 при 20°С 604 при минус 40°С 665

Таблица 3.1 Наименование показателя Значение Сырье - природный газ Содержание компонента % масс. Двуокись углерода N2 0,302 Азот CO2 0,862 Метан CH4 85,092 Этан C2H6 4,345 Пропан С3Н8 5,063 и-Бутан i-C4H10 1,912 н-Бутан n-С4Н10 1,844 и-Пентан i-C5H12 0,350 н-Пентан n-C5H12 0,200 Гексан С6Н14 0,022 Гептан С7Н16 0,003 Октан C8H18 0,000 Нонан C9H20 0,000 Декан + выше С10Н22 0,000 Метилциклопентан C6H12 0,001 Метилциклогексан C7H14 0,000 Бензол С6Н6 0,004 Толуол C7H8 0,001 Получаемый продукт Содержание компонента % масс. Этан C2H6 0,100 Пропан С3Н8 8,413 и-Бутан i-C4H10 19,328 н-Бутан n-С4Н10 31,520 и-Пентан i-C5H12 17,365 н-Пентан n-C5H12 14,438 Гексан С6Н14 5,381 Гептан С7Н16 1,739 Октан C8H18 0,000 Нонан C9H20 0,000 Декан + выше С10Н22 0,000 Метилциклопентан C6H12 0,123 Метилциклогексан C7H14 0,059 Бензол С6Н6 0,894 Толуол C7H8 0,642 в том числе нафтеновые углеводороды 0,182 ароматические углеводороды 1,535 Давление насыщенных паров, МПа абс. при 45°С 0,48 при 20°С 0,06 Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 45542 Плотность, кг/м3 при 20°С 591 при минус 40°С 654

Из приведенных примеров 1-3 осуществления способа по варианту 1 следует, что во всех случаях давление насыщенных паров у полученного авиационного сконденсированного топлива не превышает 0,26 МПа (2,6 кгс/см2, абс.) при 20°С и 0,50 МПа (5,0 кгс/см2, абс.) при 45°С. Содержание пропана при этом может быть менее 6% и более 10% масс., что полностью зависит от состава исходного сырья (нефтяного или природного газа). Теплотворная способность полученного топлива во всех случаях выше, чем у авиационного керосина (45519 против 42900 кДж/кг).

Из вышеизложенного следует, что приведенные составы и свойства получаемого авиационного сконденсированного топлива являются обоснованными и приемлемыми для использования.

Увеличение содержания пропана более 12% масс. приводит к резкому увеличению давления насыщенных паров, например, при содержании пропана 13% масс. давление насыщенных паров при 45°С составляет 0,54 МПа (5,4 кгс/см2 абс.), что требует конструктивных изменений в системе подачи топлива, а снижение содержания пропана ниже 0,1% масс. приводит к снижению теплоты сгорания и тем самым к увеличению расхода топлива. Таким образом, предлагаемый состав АСКТ является оптимальным.

По второму варианту способ осуществляется следующим образом: из углеводородного сырья, в качестве которого используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического заводов, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, полученных, например, каталитическим крекингом, риформингом, путем известных способов подготовки и фракционирования выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, которая включает фракцию C312. В получаемой смеси суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n ограничено и составляет не более 10% масс., а давления насыщенных паров смеси при 20°С - не более 0,26 МПа (2,6 кгс/см2, абс.), а при 45°С - не более 0,50 МПа (5,0 кгс/см2, абс.). В смеси ограничено содержание ароматических и нафтеновых углеводородов, которое составляет не более 6,0% масс., при этом смесь парафиновых и олефиновых углеводородов выделяют при следующем соотношении компонентов, % масс.:

ΣC3H83Н6 - 2,0-12,0

ΣC4H104Н8 - 24,0-72,0

ΣC5H125Н10 - 4,0-36,0

ΣC6H14-C6H12 - 0,3-14,0

ΣC7H167Н14 - 0,1-9,0

ΣC8H188Н16 - 0,01-3,0

ΣC9H20-C12H26 - остальное до 100%.

Для получения АСКТ предлагаемого состава, например, из газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти - используют известный способ (как описано по первому варианту), включающий компримирование газа, его охлаждение дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 30°С, выделение сконденсированных углеводородов.

В зависимости от условий компримирования и охлаждения, а также отгонки ее легкой части С13 известными способами выделенная жидкая углеводородная смесь представляет собой авиационное сконденсированное топливо.

Примеры осуществления способа по второму варианту.

Пример 4. Исходное сырье - газ стабилизации катализата - продукт вторичной переработки нефти, а именно риформинга (состав которого приведен в таблице 4), после его компримирования до давления 25 кгс/см2, охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 4.

Таблица 4 Наименование показателя Значение Сырье - газ стабилизации катализата риформинга Содержание компонента % масс. Метан СН4 4,455 Этилен С2Н4 2,091 Этан С2Н6 6,361 Пропен С3Н6 2,768 Пропан С3Н8 52,627 и-Бутан i-С4Н10 10,588 Бутен С4Н8 1,580 н-Бутан n-С4Н10 11,219 и-Пентан i-C5H12 2,942 Пентен С5Н10 0,099 н-Пентан n-С5Н12 1,988 2,2-Диметилбутан и-С6Н14 0,368 2-Метилпентан и-С6Н14 0,692 Гексен С6Н12 0,063 н-Гексан С6Н14 0,298 Метилциклопентан С6Н12 0,206 Бензол C6H6 0,151 Циклогексан С6Н12 0,064 2,2-Диметилпентан С7Н16 0,193 1,1-Диметилциклопентан С7Н14 0,123 Метилциклогексан С7Н14 0,244 Толуол С7Н8 0,279 2,2-Диметилгексан C8H18 0,065 1-транс-2-цис-3-Триметилциклопентан C8H16 0,230 н-Октан C8H18 0,007 Этилбензол C8H10 0,028 м-Ксилол С8Н10 0,145 2,4-Диметилгептан С9Н20 0,048 н-Нонан С9Н20 0,003 1-Метил-3-Этилбензол С9Н12 0,046 Циклодекан С10Н20 0,0008 2,7-Диметилоктан С10Н22 0,008 Н-Декан С10Н22 0,0006 м-Кумол С10Н14 0,012 н-Ундекан С11Н24 0,0002 Ундекен С11Н22 0,003 Додекан С12Н26 0,004 Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо Содержание компонента % масс. Этан С2Н6 0,000 Пропен С3Н6 0,093 Пропан С3Н8 5,010 и-Бутан i-С4Н10 27,617 Бутен С4Н8 4,003 н-Бутан n-С4Н10 34,448 и-Пентан i-C5H12 9,526 Пентен С5Н10 0,322 н-Пентан n-С5Н12 6,474 2,2-Диметилбутан и-С6Н14 1,206 2-Метилпентан и-С6Н14 2,271 Гексен С6Н12 0,208 н-Гексан С6Н14 0,981 Метилциклопентан С6Н12 0,676 Бензол C6H6 0,496 Циклогексан С6Н12 0,209 2,2-Диметилпентан С7Н16 0,636 1,1-Диметилциклопентан С7Н14 0,404 Метилциклогексан С7Н14 0,684 Толуол С7Н8 0,921 2,2-Диметилгексан C8H18 0,214 1-транс-2-цис-3-Триметилциклопентан C8H16 0,758 н-Октан C8H18 0,023 Этилбензол C8H10 0,091 м-Ксилол С8Н10 0,479 2,4-Диметилгептан С9Н20 0,156 н-Нонан С9Н20 0,008 1-Метил-3-Этилбензол С9Н12 0,150 Циклодекан С10Н20 0,003 2,7-Диметилоктан С10Н22 0,027 Н-Декан С10Н22 0,002 м-Кумол С10Н14 0,039 н-Ундекан С11Н24 0,0007 Ундекен С11Н22 0,003 Додекан С12Н26 0,009 в том числе олефиновые углеводороды 4,50 нафтеновые углеводороды 2,73 ароматические углеводороды 2,18 Давление насыщенных паров, МПа абс. при 45°С 0,49 при 20°С 0,24 Теплотворная способность (низшая), кДж/кг 44752 Плотность, кг/м3 при 20°С 592 при минус 40°С 656

Пример 5. Исходное сырье - газ стабилизации нефти - углеводородный поток нефтеперерабатывающего завода (состав которого приведен в таблице 5) после его компримирования до давления 25 кгс/см2 охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 5.

Таблица 5 Наименование показателя Значение Сырье - газ стабилизации нефти Содержание компонента % масс. Азот N2 1,773 Метан CH4 34,125 Двуокись углерода CO2 0,551 Этан C2H6 3,520 Пропан С3Н8 19,087 изобутан i-C4H10 15,119 н-бутан n-С4Н10 22,993 изопентан i-C5H12 1,691 н-пентан n-C5H12 0,980 метилпентан и-С6Н14 0,108 гексан С6Н14 0,029 метилциклопентан C6H12 0,014 бензол C6H6 0,003 гептан С7Н16 0,005 метилциклогексан C7H14 0,002 толуол C7H8 0,000 октан C8H18 0,000 нонан С9Н20 0,000 декан + выше С10Н22 0,000 в том числе олефиновые углеводороды следы Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо Содержание компонента % масс. пропан С3Н8 0,487 изобутан i-C4H10 36,614 н-бутан n-С4Н10 55,682 изопентан i-C5H12 4,311 н-пентан n-C5H12 2,499 метилпентан и-С6Н14 0,274 гексан С6Н14 0,074 бензол C6H12 0,036 гептан C6H6 0,007 метилциклогексан С7Н16 0,012 толуол C7H14 0,004 октан C8H18 0,000 нонан C9H20 0,000 декан + выше С10Н22 0,000 в том числе олефиновые углеводороды следы нафтеновые углеводороды 0,040 ароматические углеводороды 0,007 Давление насыщенных паров, МПа абс. При 45°С 0,48 при 20°С 0,06 Теплотворная способность, кДж/кг 45682 Плотность, кг/м3 при 20°С 573 при минус 40°С 639

Пример 6. Исходное сырье - газ стабилизации конденсата - углеводородный поток нефтеперерабатывающего завода (состав которого приведен в таблице 6) после его компримирования до давления 25 кгс/см2 охлаждают дросселированием, внешним или внутренним холодильным циклом до минус 20°С, а затем выделяют путем ректификации жидкую углеводородную смесь заданного состава, представляющую собой авиационное сконденсированное топливо, представленное в таблице 6.

Таблица 6 Наименование показателя Значение Сырье - газ стабилизации конденсата Содержание компонента % масс. Азот N2 0,025 Двуокись углерода CO2 26,074 Метан CH4 40,493 Этан C2H6 13,274 Пропан С3Н8 12,480 и-Бутан i-C4H10 3,239 н-Бутан n-С4Н10 3,042 Бутен n-C4H8 0,120 и-Пентан i-C5H12 0,757 н-Пентан n-С5Н12 0,237 Гексан С6Н14 0,090 Гексен C6H12 0,010 Гептан C7H16 0,068 Октан C8H18 0,005 Нонан C9H20 0,001 Декан С10Н22 0,001 Бензол C6H6 0,013 Толуол С7Н8 0,004 Метилциклопентан С6Н12 0,048 Метилциклогексан С7Н14 0,019 n-С11 С11Н24 0,00020 Получаемый продукт - авиационное сконденсированное топливо Содержание компонента % масс. Азот N2 0,000 Двуокись углерода CO2 0,000 Метан CH4 0,000 Этан C2H6 0,000 Пропан С3Н8 4,997 и-Бутан i-C4H10 26,213 н-Бутан n-С4Н10 34,514 Бутен C4H8 1,200 и-Пентан i-C5H12 17,295 н-Пентан n-С5Н12 6,310 Гексан С6Н14 3,208 Гексен C6H12 0,350 Гептан C7H16 2,610 Октан C8H18 0,196 Нонан C9H20 0,039 Декан С10Н22 0,032 Бензол C6H6 0,462 Толуол С7Н8 0,135 Метилциклопентан С6Н12 1,711 Метилциклогексан С7Н14 0,721 n-С11 С11Н24 0,008 в том числе олефиновые углеводороды 1,550 нафтеновые углеводороды 2,433 ароматические углеводороды 0,596 Давление насыщенных паров, МПа абс. при 45°С 0,46 при 20°С 0,23 Теплотворная способность, кДж/кг 45527 Плотность, кг/м3 при 20°С 590 при минус 40°С 654

Из приведенных примеров 4, 5, 6 осуществления способа по второму варианту следует, что в данном случае давление насыщенных паров у полученного авиационного сконденсированного топлива не превышает 0,26 МПа (2,6 кгс/см2, абс.) при 20°С и 0,50 МПа (5,0 кгс/см2, абс.) при 45°С. Содержание олефиновых углеводородов не более 10% масс., ароматических и нафтеновых углеводородов не более 6,0% масс. Содержание этих углеводородов в авиационном сконденсированном топливе зависит от наличия их в сырье, и какому процессу переработки подвергалось углеводородное сырье нефтеперерабатывающего или нефтехимического заводов (например, каталитический крекинг, риформинг и т.д.). Теплотворная способность полученного топлива выше, чем у авиационного керосина (44752 против 42900 кДж/кг).

Из вышеизложенного следует, что приведенный состав и свойства предлагаемого авиационного сконденсированного топлива являются обоснованными и приемлемыми для использования.

Увеличение содержания ароматических углеводородов более 6,0% масс. приводит к увеличению загрязнения выхлопов, и тем самым ухудшает экологическую обстановку, а повышение содержания олефиновых углеводородов более 10% масс. приводит к снижению стабильности топлива. Таким образом, предлагаемый состав авиационного сконденсированного топлива является оптимальным.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет получать авиационное сконденсированное топливо в широком диапазоне его компонентного состава из различного углеводородного сырья на различных объектах подготовки и переработки углеводородного сырья топливно-энергетического комплекса: промысловых объектах сбора и подготовки нефти и газа нефтяных и газовых компаний, трассах продуктопроводов, транспортирующих ШФЛУ или нестабильный конденсат, газоперерабатывающих заводах, нефтеперерабатывающих заводах. Производство наиболее эффективно при организации на оборудованных площадках, имеющих определенную инфраструктуру (наличие электроэнергии, тепла, подъездных дорог и т.д.). Используя упрощенную технологию производства, способ позволяет решить проблемы производства авиационного топлива для газотурбинных самолетов (вертолетов) в непосредственной близости к местам потребления из доступного и часто неиспользуемого сырья. Способ получения авиационного сконденсированного топлива одновременно позволит получить новый вид высоколиквидной и высокорентабельной продукции за счет внедрения безотходного производства из имеющегося сырья - природного и попутного нефтяного газа.

Похожие патенты RU2458101C1

название год авторы номер документа
АВИАЦИОННОЕ СКОНДЕНСИРОВАННОЕ ТОПЛИВО (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Зайцев Вячеслав Петрович
RU2577520C2
АВИАЦИОННОЕ СКОНДЕНСИРОВАННОЕ ТОПЛИВО 1993
  • Брещенко Е.М.
  • Панасян Г.А.
  • Мартыненко Л.А.
  • Кудинова О.М.
  • Топлов С.М.
  • Зайцев В.П.
  • Дубовкин Н.Ф.
  • Васильева М.Г.
  • Леонов Г.Н.
RU2044032C1
СПОСОБ ГЕТЕРОГЕННО-КАТАЛИТИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ГАЗОВОЙ СМЕСИ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ МЕТАНА 2005
  • Алексеев Николай Игоревич
  • Алехин Олег Серафимович
  • Арапов Олег Витальевич
  • Бодягин Борис Олегович
  • Герасимов Виктор Иванович
  • Некрасов Константин Валентинович
  • Семенов Константин Николаевич
  • Сироткин Алексей Константинович
  • Чарыков Николай Александрович
RU2284983C1
СПОСОБ РАБОТЫ УСТРОЙСТВА ПОДГОТОВКИ ПОПУТНЫХ НЕФТЯНЫХ ГАЗОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭНЕРГОУСТАНОВКАХ 2010
  • Снытников Павел Валерьевич
  • Кириллов Валерий Александрович
  • Кузин Николай Алексеевич
  • Беляев Владимир Дмитриевич
  • Амосов Юрий Иванович
  • Киреенков Виктор Викторович
  • Собянин Владимир Александрович
  • Попова Мария Михайловна
  • Полянская Татьяна Викторовна
  • Потемкин Дмитрий Игоревич
RU2443764C1
СПОСОБ РАБОТЫ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ПОПУТНЫХ НЕФТЯНЫХ ГАЗОВ 2010
  • Снытников Павел Валерьевич
  • Кириллов Валерий Александрович
  • Кузин Николай Алексеевич
  • Беляев Владимир Дмитриевич
  • Амосов Юрий Иванович
  • Киреенков Виктор Викторович
  • Собянин Владимир Александрович
  • Попова Мария Михайловна
  • Полянская Татьяна Викторовна
  • Потемкин Дмитрий Игоревич
RU2442819C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА 2010
  • Покшталлер Франц
  • Валль Гюнтер
RU2530898C2
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО ГАЗА 2008
  • Аджиев Али Юсупович
  • Килинник Алла Васильевна
  • Морева Наталья Павловна
  • Хуснудинова Алие Алиевна
  • Мельчин Владимир Викторович
RU2384359C1
Минитермостат для планарных микрохроматографических колонок 2016
  • Платонов Игорь Артемьевич
  • Арутюнов Юрий Иванович
  • Павельев Владимир Сергеевич
  • Платонов Владимир Игоревич
  • Горюнов Максим Глебович
  • Новикова Екатерина Анатольевна
RU2634095C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КСЕНОНОВОГО КОНЦЕНТРАТА ИЗ ПРИРОДНОГО ГОРЮЧЕГО ГАЗА, ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ, ВКЛЮЧАЯ ТЕХНОГЕННЫЕ ОТХОДЯЩИЕ ГАЗЫ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Сметанников Владимир Петрович
  • Орлов Александр Николаевич
  • Малинин Николай Николаевич
  • Семенова Ольга Павловна
RU2466086C2
УСТАНОВКА ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ 2013
  • Аджиев Али Юсупович
  • Килинник Алла Васильевна
  • Бащенко Наталья Сергеевна
  • Черноскутова Елена Николаевна
  • Пуртов Павел Анатольевич
  • Карепина Лариса Николаевна
RU2541472C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОГО СКОНДЕНСИРОВАННОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к процессам получения моторных топлив, преимущественно авиационных, используемых в газотурбинных двигателях, и предназначенных для использования в основном на местах добычи и переработки углеводородного сырья. Изобретение касается способа получения авиационного сконденсированного топлива, включающего выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C38, при этом в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, из которого выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C9-C12, при следующем содержании компонентов, % масс: C3H8 - 0,1-12,0; ΣC4H10 - 24,0-72,0; ΣC5H12 - 4,0-36,0; ΣC6H14 - 0,3-14,0; ΣC7H16 - 0,1-9,0; ΣC8H18 - 0,01-3,0; ΣC9H20-C12H26 - остальное до 100%, при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0% масс., а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см, абс.): при 20°С - не более 0,26 (2,6); при 45°С - не более 0,50 (5,0). Изобретение также касается варианта способа получения авиационного сконденсированного топлива. Технический результат - расширение ассортимента авиационного топлива, получаемого из углеводородного сырья, упрощение технологии производства авиационного сконденсированного топлива (АСКТ). 2 н.п. ф-лы, 9 табл., 6 пр.

Формула изобретения RU 2 458 101 C1

1. Способ получения авиационного сконденсированного топлива, включающий выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, содержащей в качестве парафиновых углеводородов парафиновую фракцию C38, отличающийся тем, что в качестве углеводородного сырья используют попутный нефтяной газ или природный газ, при этом выделяют смесь парафиновых углеводородов, дополнительно включающую фракцию C9-C12, при следующем содержании компонентов, мас.%:
C3H8 0,1-12,0
ΣC4H10 24,0-72,0
ΣC5H12 4,0-36,0
ΣC6H14 0,3-14,0
ΣC7H16 0,1-9,0
ΣC8H18 0,01-3,0
ΣC9H20-C12H26 остальное до 100%,
при этом суммарное содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0 мас.%, а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см2, абс.):
при 20°С не более 0,26 (2,6);
при 45°С не более 0,50 (5,0).

2. Способ получения авиационного сконденсированного топлива, включающий выделение из углеводородного сырья путем подготовки и фракционирования смеси парафиновых углеводородов общей формулы CnH2n+2, отличающийся тем, что в качестве углеводородного сырья используют углеводородные потоки нефтеперерабатывающего или нефтехимического завода, в виде газов стабилизации нефти или газов стабилизации конденсата, газов стабилизации вторичных процессов переработки нефти, при этом выделяют смесь парафиновых и олефиновых углеводородов, включающую фракцию C312, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
ΣC3H8-C3H6 2,0-12,0
ΣC4H10-C4H8 24,0-72,0
ΣC5H12-C5H10 4,0-36,0
ΣC6H14-C6H12 0,3-14,0
ΣC7H16-C7H14 0,1-9,0
ΣC8H18-C8H16 0,01-3,0
ΣC9H20-C12H26 остальное до 100%,
причем суммарное содержание олефиновых углеводородов CnH2n в смеси не более 10 мас.%, а давление насыщенных паров смеси составляет, МПа (кгс/см2, абс.):
при 20°С не более 0,26 (2,6);
при 45°С не более 0,50 (5,0),
кроме того, содержание ароматических и нафтеновых углеводородов составляет не более 6,0 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2458101C1

АВИАЦИОННОЕ СКОНДЕНСИРОВАННОЕ ТОПЛИВО 1993
  • Брещенко Е.М.
  • Панасян Г.А.
  • Мартыненко Л.А.
  • Кудинова О.М.
  • Топлов С.М.
  • Зайцев В.П.
  • Дубовкин Н.Ф.
  • Васильева М.Г.
  • Леонов Г.Н.
RU2044032C1
Способ получения авиационного топлива 1988
  • Зарницкий Георгий Эммануилович
  • Чернин Ремуальд Адольфович
  • Калюжка Станислав Игоревич
  • Репин Лев Александрович
SU1616952A1
US 3985638 А, 12.12.1976
US 20090000185 A1, 01.11.2009.

RU 2 458 101 C1

Авторы

Аджиев Али Юсупович

Пуртов Павел Анатольевич

Бащенко Наталья Сергеевна

Карепина Лариса Николаевна

Даты

2012-08-10Публикация

2011-06-09Подача