Изобретение относится к способу получения авиационного топлива из широкой фракции углеводородов и может быть использовано в нефтепере- рабатьшающей промьшшенностИо
Цель изобретения - повьш1ение качества целевого продукта и увеличе- ние его выхода
На чертеже приведена принципиальная технологическая схема осуществления способа.
Широкую фракцию углеводородов через теплообменник 1 направляют в первую ступень батарейного стабилизатора 2. Отделившуюся жидкость насосом 3 через теплообменник 4 направляют во вторую ступень батарейного стабилизатора 5 о Выделившуюся жидкость насосом 6 через теплообменник 7 нап- правляют в третью ступень батарейного стабилизатора 8, откуда насосом 9 через теплообменник 10 жидкость направляют в последнкяо четвертую ступень батарейного стабилизатора 11, откуда вьшодят авиационное сконденсированное топливо.
Газ, выделившийся в первой и вто- рой ступенях батарейного стабилизато ра, направляют в общий коллектор, расширяют его с отдачей внешней работы в детандере 12 и холодным потоком газа охлалсдают смесь газо9 из Третьо.й и четвертой стл-пеней батарей Мого стабил 5затора в теплообкеннике |3. iviee. эту смесь Гс13ов охлаждают )Э теплообменниках 4 и 1 и направля- jpT в сепаратор 14,, из которого жид- Лость насосом 15 подают на вход пе- ед теплообменником 7 третьей ступе- и батарейного стабилизатора, а газ из сепаратора смешивают с газом пер- и второй ступени стабилизации. Охлажденный газовый поток после детандера 12 и теплообменника 13 сжимают в компрессоре 16,
Пример. Широкую фракцию углеводородов (. марки А) следующего углеводородного состава, мас.%:
сумма углеводородов
СНф и GjH g fie более 3
углеводороды
СзИ(
сумма углезюдородов
5 12 углеводороды
Не менее 15
Не менее 45
высшие 1
Не более 11 кг нагревают от
в количестве
|-14 до О С и подвергают обработке в |1ервой ступени батарейного стабилиза- jropa, в результате чего отделяют 0,014 кг газа, а жидкость в количестве 0,986 кг нагревают до 25°С и направляют во вторую ступень стабилизации, в которой отделяют 0,0516 кг Газа, отделившуюся жидкость в количестве 0,9344 кг с широкой фракцией углеводородов из сепаратора газа в количестве 0,3917 кг. Полученную смесь в количестве 1,3261 кг нагревают до и НсШравляют в третью ступень стабилизации, где отдепя- ют 0,331 кг газа, а 0,,9951 кг жидкости затем повторно нагревают до 45°С и в последней ступени после отделения газа получают сконденсированное авиационное топливо в количестве 0,6474 кг, а газ, вьщеишвшийся в четвертой ступени стабилизации в количестве 0,2608 кг, соединяют с газом третьей ступени стабиггазации и в количестве 0,5915 кг направляют в теплообменник, в котором охлаждают газ до 20°С, сепарируют, отделив 0,3917 кг жидкости, которую затем
0
5
0
5
0
5
0
5
соединяют с жидкостью после второй ступени стабилизации, а газ из сепаратора в количестве 0,1970 кг соединяют с газом первой и второй ступени, расширяют его в детандере от О,45 МПа, охладив при этом до температуры 18 Сс Этим газом охлаждают суммарный газовый поток в теплообменном аппарате, затем компримируют его до давления 0,3 1Ша, с которым газ направляют на выход магистральных компрессорных станций.
Результаты сведены в табло1-3, по- казатейи качества полученного топли- за приведены в табл.4.
Из данных таблиц следует, что проведение процесса стабилизации с возрастанием температуры при постоянном давлении по сравнению с известным способом, в котором процесс идет при постоянной температуре с уменьшаю- щимся давлением, способствует более интенсивному удалению легких углеводородов (метана, этана и частично пропана) из жидкой фазы Полученное топливо соответствует требованиям по давлению насьш енных паров.
Кроме того, охлаждение, частичная конденсация смесей газов III и IV ступеней сепарации и возвращение сконденсированной части в жидкостную линию перед ступенью III означает повторную стабилизацию наиболее тяжелой части указанной смеси, что. приводит к повьш1ению выхода готового продукта по отношению к исходной ШФЛУ до 70 мас%.
ормула изобретения
Способ получения а:виационного топлива, включающий ступенчатую сепарацию широкой фракции легких углеводородов с получением на каждой ступени потоков газа и жидкости,о т л и ч а- ю щ и и с я тем, что, с целью повышения качества и выхода целевого продукта, сепарацию проводят с межступенчатым нагревом потоков жидкости, потоки.газа третьей и четвертой ,ступеней сепарации объединяют, охлаждают, подвергают дополнительной сепарации с получением потоков газа и жидкости,последний смешивают с потоком жидкости второй ступени сепарации, а поток смешивают с потоками газа первой и второй ступеней, рас- шивяют в турбодетандереи получек516169526
Hbni холодньй поток газа направляют газа третьей и четвертой ступеней
на охлаждение объединенного потока
перед его дополнительной сепарацие
перед его дополнительной сепарацией,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА | 2005 |
|
RU2286377C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ СМЕСИ ГАЗООБРАЗНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ | 2012 |
|
RU2497929C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ ПОТОКА УГЛЕВОДОРОДОВ | 2016 |
|
RU2720732C1 |
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА | 2003 |
|
RU2225971C1 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ СЖИЖЕНИЯ ПОТОКА УГЛЕВОДОРОДОВ | 2009 |
|
RU2499209C2 |
Способ низкотемпературной подготовки природного газа с генерацией электроэнергии | 2021 |
|
RU2775613C1 |
ОБЪЕДИНЕННЫЕ ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПГК И ПРОИЗВОДСТВО СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА | 2006 |
|
RU2367860C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА К ТРАНСПОРТУ | 2012 |
|
RU2629845C2 |
Газоперерабатывающий завод | 2022 |
|
RU2790002C1 |
Способ извлечения сжиженных углеводородных газов из природного газа магистральных газопроводов и установка для его осуществления | 2017 |
|
RU2640969C1 |
Изобретение касается производства топлив, в частности получения авиационного топлива, что может быть использовано в нефтепереработке. Для повышения выхода и качества целевого продукта проводят ступенчатую сепарацию с межступенчатым нагревом потоков жидкости с использованием в качестве сырья широкой фракции легких углеводородов с получением на каждой ступени потоков газа и жидкости. При этом потоки газа третьей и четвертой ступеней объединяют, охлаждают и повергают дополнительной сепарации с получением потоков жидкости и газа и смешиванием жидкости с потоком жидкости с второй ступени сепарации, а поток газа смешивают с потоками газа первой и второй ступени с последующим расширением в турбодетандере и подачей этого холодного потока газа для охлаждения объединенного потока газа третьей и четвертой ступени перед его дополнительной сепарацией. В этих условиях происходит стабилизация при возрастании температуры и постоянным давлении (в известном при постоянной температуре и снижающемся давлении), что позволяет более интенсивно удалить легкие углеводороды (метан, этан и частично пропан) из жидкой фазы. Полученное топливо соответствует требованиям ТУ 39-1215-87 по давлению насыщенных паров и оно получается с лучшим выходом (до 70%). 1 ил., 4 табл.
Таблица 2
асход исходной меси, 1 кг на 1 кг
остав, мае. доли азот метан
углекислый газ этан пропан изобутан н-бутан изопентан н-пентан гексан гептан октан нонан
Средняя молярная масса, кг/кмоль
1
0,000113 0,007510 0,000457 0,021686 0,214598 0,113117 0,285801 0,116694 0,146483 0,056832 0,016451 0,012931 0,007327
56,894
ча
Не более 0,03 0,26 0,5
Не менее 645 Не более 650 Не менее 585 Не более 595
45144
-10
Таблица 3
0,6974
0,000008 0,000004 0,001517 0,104567 0,109215 0,315836 0,150270 0,192086 0,076627 0,022325 0,017575 0,009970
3,192
0,3026
0,000426 0,028232 0,001709 0,077391 0,518496 0,123894 0,202846 0,023965 0,020533 0,002167 0,000220 0,000095 0,000026
44,082
Таблица 4
0,0279
0,254
0,498
649
585
48964
-9,7
HoMSffmop
Теплоноситель
-i
Способ стабилизации газового конденсата | 1987 |
|
SU1467077A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
наук | |||
М., 1981, Со 18-20 |
Авторы
Даты
1990-12-30—Публикация
1988-07-05—Подача