Способ получения авиационного топлива Советский патент 1990 года по МПК C10G7/02 

Описание патента на изобретение SU1616952A1

Изобретение относится к способу получения авиационного топлива из широкой фракции углеводородов и может быть использовано в нефтепере- рабатьшающей промьшшенностИо

Цель изобретения - повьш1ение качества целевого продукта и увеличе- ние его выхода

На чертеже приведена принципиальная технологическая схема осуществления способа.

Широкую фракцию углеводородов через теплообменник 1 направляют в первую ступень батарейного стабилизатора 2. Отделившуюся жидкость насосом 3 через теплообменник 4 направляют во вторую ступень батарейного стабилизатора 5 о Выделившуюся жидкость насосом 6 через теплообменник 7 нап- правляют в третью ступень батарейного стабилизатора 8, откуда насосом 9 через теплообменник 10 жидкость направляют в последнкяо четвертую ступень батарейного стабилизатора 11, откуда вьшодят авиационное сконденсированное топливо.

Газ, выделившийся в первой и вто- рой ступенях батарейного стабилизато ра, направляют в общий коллектор, расширяют его с отдачей внешней работы в детандере 12 и холодным потоком газа охлалсдают смесь газо9 из Третьо.й и четвертой стл-пеней батарей Мого стабил 5затора в теплообкеннике |3. iviee. эту смесь Гс13ов охлаждают )Э теплообменниках 4 и 1 и направля- jpT в сепаратор 14,, из которого жид- Лость насосом 15 подают на вход пе- ед теплообменником 7 третьей ступе- и батарейного стабилизатора, а газ из сепаратора смешивают с газом пер- и второй ступени стабилизации. Охлажденный газовый поток после детандера 12 и теплообменника 13 сжимают в компрессоре 16,

Пример. Широкую фракцию углеводородов (. марки А) следующего углеводородного состава, мас.%:

сумма углеводородов

СНф и GjH g fie более 3

углеводороды

СзИ(

сумма углезюдородов

5 12 углеводороды

Не менее 15

Не менее 45

высшие 1

Не более 11 кг нагревают от

в количестве

|-14 до О С и подвергают обработке в |1ервой ступени батарейного стабилиза- jropa, в результате чего отделяют 0,014 кг газа, а жидкость в количестве 0,986 кг нагревают до 25°С и направляют во вторую ступень стабилизации, в которой отделяют 0,0516 кг Газа, отделившуюся жидкость в количестве 0,9344 кг с широкой фракцией углеводородов из сепаратора газа в количестве 0,3917 кг. Полученную смесь в количестве 1,3261 кг нагревают до и НсШравляют в третью ступень стабилизации, где отдепя- ют 0,331 кг газа, а 0,,9951 кг жидкости затем повторно нагревают до 45°С и в последней ступени после отделения газа получают сконденсированное авиационное топливо в количестве 0,6474 кг, а газ, вьщеишвшийся в четвертой ступени стабилизации в количестве 0,2608 кг, соединяют с газом третьей ступени стабиггазации и в количестве 0,5915 кг направляют в теплообменник, в котором охлаждают газ до 20°С, сепарируют, отделив 0,3917 кг жидкости, которую затем

0

5

0

5

0

5

0

5

соединяют с жидкостью после второй ступени стабилизации, а газ из сепаратора в количестве 0,1970 кг соединяют с газом первой и второй ступени, расширяют его в детандере от О,45 МПа, охладив при этом до температуры 18 Сс Этим газом охлаждают суммарный газовый поток в теплообменном аппарате, затем компримируют его до давления 0,3 1Ша, с которым газ направляют на выход магистральных компрессорных станций.

Результаты сведены в табло1-3, по- казатейи качества полученного топли- за приведены в табл.4.

Из данных таблиц следует, что проведение процесса стабилизации с возрастанием температуры при постоянном давлении по сравнению с известным способом, в котором процесс идет при постоянной температуре с уменьшаю- щимся давлением, способствует более интенсивному удалению легких углеводородов (метана, этана и частично пропана) из жидкой фазы Полученное топливо соответствует требованиям по давлению насьш енных паров.

Кроме того, охлаждение, частичная конденсация смесей газов III и IV ступеней сепарации и возвращение сконденсированной части в жидкостную линию перед ступенью III означает повторную стабилизацию наиболее тяжелой части указанной смеси, что. приводит к повьш1ению выхода готового продукта по отношению к исходной ШФЛУ до 70 мас%.

ормула изобретения

Способ получения а:виационного топлива, включающий ступенчатую сепарацию широкой фракции легких углеводородов с получением на каждой ступени потоков газа и жидкости,о т л и ч а- ю щ и и с я тем, что, с целью повышения качества и выхода целевого продукта, сепарацию проводят с межступенчатым нагревом потоков жидкости, потоки.газа третьей и четвертой ,ступеней сепарации объединяют, охлаждают, подвергают дополнительной сепарации с получением потоков газа и жидкости,последний смешивают с потоком жидкости второй ступени сепарации, а поток смешивают с потоками газа первой и второй ступеней, рас- шивяют в турбодетандереи получек516169526

Hbni холодньй поток газа направляют газа третьей и четвертой ступеней

на охлаждение объединенного потока

перед его дополнительной сепарацие

перед его дополнительной сепарацией,

Похожие патенты SU1616952A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА 2005
  • Иванов Сергей Иванович
  • Столыпин Василий Иванович
  • Михайленко Сергей Анатольевич
  • Борзенков Сергей Леонидович
  • Брюхов Алексей Александрович
  • Шахов Александр Дмитриевич
  • Исаев Александр Викторович
  • Мнушкин Игорь Анатольевич
RU2286377C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ СМЕСИ ГАЗООБРАЗНЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ 2012
  • Беляев Андрей Юрьевич
  • Виленский Леонид Михайлович
RU2497929C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ ПОТОКА УГЛЕВОДОРОДОВ 2016
  • Кюстерс, Карел, Антониус
  • Пек, Йохан, Ян, Баренд
  • Ван Вегхел, Мета, Яннетта
RU2720732C1
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА 2003
  • Бессонный А.Н.
  • Акулов Л.А.
  • Линчевская М.Е.
  • Машковцев П.Д.
  • Судия Т.В.
RU2225971C1
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ СЖИЖЕНИЯ ПОТОКА УГЛЕВОДОРОДОВ 2009
  • Тео Чи Сенг
RU2499209C2
Способ низкотемпературной подготовки природного газа с генерацией электроэнергии 2021
  • Кубанов Александр Николаевич
  • Федулов Дмитрий Михайлович
  • Прокопов Андрей Васильевич
  • Цацулина Татьяна Семеновна
  • Клюсова Наталья Николаевна
  • Атаманов Григорий Борисович
  • Изюмченко Дмитрий Викторович
  • Фальк Анерт
  • Чепурнов Александр Николаевич
RU2775613C1
ОБЪЕДИНЕННЫЕ ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПГК И ПРОИЗВОДСТВО СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА 2006
  • Бростоу Адам Адриан
  • Робертс Марк Джулиан
RU2367860C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА К ТРАНСПОРТУ 2012
  • Кардаш Александр Филиппович
RU2629845C2
Газоперерабатывающий завод 2022
  • Акулов Сергей Васильевич
  • Бушуев Олег Сергеевич
  • Курочкин Андрей Владиславович
  • Сунгатуллин Искандер Равилевич
  • Чиркова Алена Геннадиевна
RU2790002C1
Способ извлечения сжиженных углеводородных газов из природного газа магистральных газопроводов и установка для его осуществления 2017
  • Мамаев Анатолий Владимирович
  • Сиротин Сергей Алексеевич
  • Копша Дмитрий Петрович
  • Цвирова Мария Вячеславовна
  • Соколова Татьяна Валерьевна
  • Гоголева Ирина Васильевна
  • Изюмченко Валерия Дмитриевна
RU2640969C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 616 952 A1

Реферат патента 1990 года Способ получения авиационного топлива

Изобретение касается производства топлив, в частности получения авиационного топлива, что может быть использовано в нефтепереработке. Для повышения выхода и качества целевого продукта проводят ступенчатую сепарацию с межступенчатым нагревом потоков жидкости с использованием в качестве сырья широкой фракции легких углеводородов с получением на каждой ступени потоков газа и жидкости. При этом потоки газа третьей и четвертой ступеней объединяют, охлаждают и повергают дополнительной сепарации с получением потоков жидкости и газа и смешиванием жидкости с потоком жидкости с второй ступени сепарации, а поток газа смешивают с потоками газа первой и второй ступени с последующим расширением в турбодетандере и подачей этого холодного потока газа для охлаждения объединенного потока газа третьей и четвертой ступени перед его дополнительной сепарацией. В этих условиях происходит стабилизация при возрастании температуры и постоянным давлении (в известном при постоянной температуре и снижающемся давлении), что позволяет более интенсивно удалить легкие углеводороды (метан, этан и частично пропан) из жидкой фазы. Полученное топливо соответствует требованиям ТУ 39-1215-87 по давлению насыщенных паров и оно получается с лучшим выходом (до 70%). 1 ил., 4 табл.

Формула изобретения SU 1 616 952 A1

Таблица 2

асход исходной меси, 1 кг на 1 кг

остав, мае. доли азот метан

углекислый газ этан пропан изобутан н-бутан изопентан н-пентан гексан гептан октан нонан

Средняя молярная масса, кг/кмоль

1

0,000113 0,007510 0,000457 0,021686 0,214598 0,113117 0,285801 0,116694 0,146483 0,056832 0,016451 0,012931 0,007327

56,894

ча

Не более 0,03 0,26 0,5

Не менее 645 Не более 650 Не менее 585 Не более 595

45144

-10

Таблица 3

0,6974

0,000008 0,000004 0,001517 0,104567 0,109215 0,315836 0,150270 0,192086 0,076627 0,022325 0,017575 0,009970

3,192

0,3026

0,000426 0,028232 0,001709 0,077391 0,518496 0,123894 0,202846 0,023965 0,020533 0,002167 0,000220 0,000095 0,000026

44,082

Таблица 4

0,0279

0,254

0,498

649

585

48964

-9,7

HoMSffmop

Теплоноситель

-i

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1616952A1

Способ стабилизации газового конденсата 1987
  • Цыпанов Геннадий Степанович
  • Фролов Алексей Владимирович
SU1467077A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
наук
М., 1981, Со 18-20

SU 1 616 952 A1

Авторы

Зарницкий Георгий Эммануилович

Чернин Ремуальд Адольфович

Калюжка Станислав Игоревич

Репин Лев Александрович

Даты

1990-12-30Публикация

1988-07-05Подача