АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ Российский патент 2012 года по МПК B64C29/00 

Описание патента на изобретение RU2459746C1

Изобретение относится к транспортным средствам вертикального взлета и вертикальной посадки многоцелевого назначения, массового применения.

Известны аппараты, обеспечивающие вертикальный взлет и посадку, где реактивный двигатель вынесен за переднюю кромку крыла и имеет поворотный сопловый насадок щелевого типа, а также снабжен он сопловым направляющим аппаратом, направленным на обдув крыла (см., например, патент РФ №2406652, В64С 29/00, 10.09.2009).

Недостатком подобного типа аппаратов является низкая величина создаваемой подъемной силы, так как большая часть реактивной струи рассеивается в пространстве вокруг единственного крыла и при этом обдувается только малая его часть. Затем потери энергии двигателя продолжаются при горизонтальном полете на работу через щелевое сопло и направляющий аппарат.

Известен аналог, имеющий на реактивном двигателе щелевой воздухосборник, в полости которого расположено внутреннее крыло (см. патент РФ №2389653, В64С 29/00, 20.05.2010).

Этот признак аналога даже при действующей повышенной скорости движения воздушного потока относительно единственного крыла не может реализовать вертикальный взлет и посадку, а служит только средством для создания дополнительной подъемной силы аппарата.

Известен летательный аппарат, где подъемная сила создается воздействием реактивных струй направляемых соплами в стороны многоярусных крыльев, расположенных параллельно оси фюзеляжа на некотором расстоянии от него (см. заявку РФ №94022100/11, В64С 29/00, 27.06.1996).

Наличие многочисленных габаритных и энергетически затратных сопловых направляющих устройств делает подобные аппараты неэффективными.

Наиболее близким в качестве прототипа к предлагаемому изобретению может быть принят летательный аппарат, в котором, принудительно обдуваемые, аэродинамические поверхности размещены в воздухозаборных каналах, расположенных по периметру корпуса и радиально сходящихся в открытую вниз корытообразную полость (см. патент №2172705, В64С 29/00, 27.08.2001, Бюл. №24).

Недостатками прототипа является недостаточно полная отдача энергии до и за источником генерации потока воздуха, использование инжекции воздуха, снижающей скорость потока, а также использование части подъемной силы для последующего горизонтального полета.

Цель настоящего изобретения - улучшение скоростных характеристик аппарата и его энергетической эффективности.

Это достигается тем, что аэродинамические поверхности выполнены многоплановым крылом по типу решетки с сечением на большем участке в виде дужек окружности и множественно, не менее чем в двух местах, размещены в прямоугольных частях прямоточного воздуховода под положительным углом атаки относительно генерируемого вентилятором потока воздуха. При этом прямоугольные части воздуховода сопряжены раструбами с кольцевой под вентилятор.

Изобретение поясняется прилагаемым схематичным чертежом аппарата вертикального взлета и посадки.

Изображенный аппарат имеет прямоточный воздуховод с двумя прямоугольными частями - 1, 2 и кольцевой частью 3 под генератор воздушного потока в виде встречно вращающихся осевых вентиляторов 4. Прямоугольные части воздуховода сопряжены раструбами 5 и 6 с кольцевой. Руль направления 7 и закрылки 8 установлены позади воздуховода в исходящем потоке. Аэродинамические поверхности 9, 10, 11 выполнены многоплановым крылом по типу решеток с сечением на большем участке в виде дужек окружности и размещены в прямоугольных частях 1 и 2 воздуховода под положительным углом атаки относительно направления воздушного потока. Профиль каждого крыла выполнен криволинейным в виде дужек окружности для поддержания угла атаки относительно потока воздуха по всему сечению. Кабина 12 с размещенной в ней силовой установкой 13 и системой ручного - автоматического управления аппаратом 14 примыкает снизу к воздуховоду. Аппарат оснащен каким-либо датчиком позиционирования 15, который устанавливается в месте, соответствующем его функциональному назначению. Имеется оперение курсовой устойчивости 16.

Аппарат работает следующим образом. Вентиляторы 4, получая вращение от привода 13, создают разрежение в раструбе 6 и избыточное давление относительно окружающей атмосферы в раструбе 5. Происходит всасывание окружающего воздуха в часть 1 воздуховода, а через часть 2 его истечение со скоростью, определяемой скоростью вращения вентилятора 4. При этом принудительно созданный поток воздуха обтекает многоплановые крылья 9, 10, 11, создает подъемную силу F1, F2 и F3, активную силу всасывания Fв, силу тяги Р вентиляторов 4, реактивную силу Fр исходящего потока воздуха.

Установив отработанное стартовое положение закрылков 8, которое создает необходимое прижимающее усилие от исходящего потока воздуха, и повышая число оборотов вентиляторов 4, поднять носовую часть аппарата до момента, пока результирующая сила воздействующих сил на него не совпадет с положением и величиной силы его тяжести G. Последнее, например, отсутствие сдвигающих и вертикальных сил, отразит датчик позиционирования 15. Увеличивая обороты вентилятора и соответственно подъемную силу, произвести вертикальный взлет. Возможен экстренный старт в нестесненной обстановке путем увеличения оборотов вентилятора 4 до максимальных и последующего перехода после отрыва от поверхности по резко всходящей траектории к вертикальному подъему варьированием положения закрылков 8 относительно исходящего потока воздуха.

Для перехода к горизонтальному полету достаточно выровнять закрылками 8 аппарат и за счет усилия всасывания Fв и реактивной силы Fр исходящего потока воздуха он будет перемещаться параллельно земной поверхности. Дополнительно для увеличения скорости полета за счет крена закрылками 8 аппарата в направлении движения использовать горизонтальную составляющую от подъемных сил F1, F2, F3. Стабилизацию полета осуществит оперение курсовой устойчивости 16. Маневрирование по курсу производится поворотом руля направления 7 за счет отклонения направления исходящего потока воздуха.

Посадка аппарата вертикально начинается с подъема его носовой части с помощью закрылков 8 до прекращения горизонтального перемещения. Затем плавно уменьшаем обороты вентиляторов 4 и соответственно этому мягко производим посадку.

Все манипуляции по управлению производятся вручную или передаются функции системе автоматического управления аппаратом 14.

Предложенный аппарат вертикального взлета и посадки конструктивно прост и технологичен для изготовления на любых механических заводах, обладает повышенной весовой отдачей из-за множественного размещения по длине в используемом протяженном прямоточном воздуховоде аэродинамических решеток по типу многоплановых крыльев с сечениями в виде дужек окружности и принудительного обдувания их высокоскоростным потоком воздуха.

Приемлемая скорость аппарата, энергетическая эффективность подъемных устройств, возможность использования бензиновых малолитражных двигателей делает его пригодным для массового индивидуального транспортного средства.

Похожие патенты RU2459746C1

название год авторы номер документа
АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ 2013
  • Моров Алексей Борисович
RU2534112C1
МОДУЛЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СОЗДАЮЩИЙ ПОДЪЕМНУЮ СИЛУ 2015
  • Турченко Илья Александрович
RU2612036C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1997
RU2172705C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, СОЗДАЮЩИЙ ПОДЪЕМНУЮ СИЛУ 2015
  • Турченко Илья Александрович
RU2621780C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2014
  • Турченко Илья Александрович
RU2574873C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ В ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАХ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2000
RU2181682C2
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466061C2
ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Алёшин Борис Сергеевич
  • Анимица Владимир Антонович
  • Головкин Михаил Алексеевич
  • Горбань Валерий Павлович
  • Михайлов Сергей Анатольевич
  • Никольский Александр Александрович
  • Павлов Владимир Александрович
  • Чернышев Сергей Леонидович
RU2550589C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА САМОЛЕТНОЙ СХЕМЫ И НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ (НВА) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Назаров В.В.
RU2127202C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2004
  • Ким Алексей Юрьевич
  • Ким Юрий Валентинович
RU2272751C1

Реферат патента 2012 года АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ

Изобретение относится к авиации, в частности к транспортным средствам вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат содержит генератор воздушного потока в виде встречно вращающихся вентиляторов, аэродинамические поверхности, кабину, силовую установку, системы управления и стабилизации. Аэродинамические поверхности представляют собой решетки многопланового крыла, установленные под положительным углом атаки относительно принудительно созданного воздушного потока. Прямоугольные части воздуховода соединены раструбами с кольцом, в котором расположены вентиляторы. В прямоугольной части воздуховода установлено не менее двух решеток многопланового крыла. Улучшаются скоростные характеристики и энергетическая эффективность летательного аппарата. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 459 746 C1

Аппарат вертикального взлета и посадки имеет генератор воздушного потока в виде встречно вращающихся осевых вентиляторов в кольце, которое сопрягается раструбами с прямоугольными частями воздуховода, а также имеет аэродинамические поверхности, кабину, силовую установку, системы управления и стабилизации полетом, отличающийся тем, что аэродинамические поверхности выполнены по типу решеток многоплановым крылом с сечением на большем участке в виде дужек окружности и множественно установлены под положительным углом атаки относительно направления принудительно созданного воздушного потока в прямоугольных частях прямоточного воздуховода, и не менее чем в двух местах по его длине.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2459746C1

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ 2003
  • Ким А.Ю.
  • Ким Ю.В.
RU2244661C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1997
RU2172705C2
US 7032861 B2, 25.04.2006
ЩЕЛЕВОЕ КРЫЛО 2007
  • Житников Эдуард Дмитриевич
RU2356797C1
US 20090084907 A1, 02.04.2009.

RU 2 459 746 C1

Авторы

Ульдяров Владимир Борисович

Даты

2012-08-27Публикация

2011-04-11Подача