Изобретение относится к психотерапии и может быть использовано в системе образования для стимулирования творческого процесса путем целенаправленного непосредственного воздействия на подсознание человека.
Известен способ самовнушения по Бехтереву: для каждого отдельного случая следует заранее выработать определенную словесную формулу самовнушения, которая должна соответствовать данному случаю и произноситься от своего имени в утвердительной форме и в настоящем, а не в будущем времени. Такую формулу надо произносить вполголоса по многу раз, предпочтительнее перед сном и утром тотчас после пробуждения, и притом с полным на нем сосредоточении. В способе по Куэ: продолжительное нашептывание подходящей для того или иного случая формулы, составленной в положительных и категорических выражениях, должно производиться не с полным на нем сосредоточении, как у Бехтерева, а напротив, автоматически, скороговоркой, в состоянии полной пассивности и так называемой пустотности сознания (по возможности ни о чем не думать в то время, когда проводится самовнушение) [1].
Известные способы требуют волевых усилий и затрат времени на пассивность, что затрудняет регулярное и массовое их использование.
Известна методика проведения внушения в состоянии бодрствования, согласно которой пациенту рекомендуется сесть в удобной позе или, еще лучше, лечь. При этом ему рекомендуется расслабить всю мускулатуру своего тела, закрыть глаза и по возможности отбросить посторонние мысли и внимательно слушать формулу [2].
К недостаткам указанных способов относится то, что они требуют особой обстановки, места, выделения специального на это времени, а главное затраты волевых усилий пациента и времени на подготовительные упражнения.
Наиболее близким к предлагаемому является способ воздействия на подсознание, заключающийся в выработке словесной формулы внушения для каждого отдельного случая, записывания ее в устройство, воспроизводящее ее многократное число раз, и прослушивания, последнее проводят круглосуточно посредством устройства до возникновения соответствующего преобладания мыслей и их объективного исполнения [3]. Устройство для осуществления способа воздействия на подсознание человека содержит элементы памяти словесной формулы, состоящее из блока воспроизведения и блока излучателя звукового сигнала, выполнено в виде прибора, носимого на теле пользователя и воспроизводящего круглосуточно словесную формулу внушения.
Способ направлен на внушение и исполнение человеком на уровне подсознания вполне определенной мысли. Однако для стимулирования творческого процесса путем подталкивания в отдельном человеке или в коллективе процесса озарения он не годится.
Задачей изобретения является стимулирование творческого процесса путем целенаправленного непосредственного воздействия на подсознание одного человека или целого коллектива.
Для этого в способе воздействия на подсознание, включающем составление для каждого отдельного случая словесной формулы, записывание ее, многократное воспроизведение и прослушивание записи до возникновения соответствующего преобладания мыслей, словесную формулу выполняют в виде подсказок - предполагаемых выходов из создавшегося положения, а прослушивание осуществляют либо индивидуально, либо коллективно по ходу творческого процесса, обусловленного поиском решения выхода из нестандартной ситуации в системе образования, на пониженной громкости вблизи границы слуховой восприимчивости человека, по другому варианту словесную формулу наполняют идеями, наводящими на искомое решение либо выполняют в виде дополнительных сведений, облегчающих поиск решения.
Многократное нашептывание заранее составленной формулы воспроизводится не конкретно в назревший для акта озарения момент времени, а в течение всего творческого процесса. Это способствует возникновению психологического включения каждого конкретного человека в акт озарения в тот момент времени, который для него оказывается наиболее благоприятным.
Основная идея способа состоит в том, чтобы, минуя защитные (барьерные) механизмы сознания, обратиться непосредственно к подсознанию. При этом для предотвращения подавления процесса творческого поиска сформировавшимся, устоявшимся, закостенелым логико-вербальным представлением мира уровень звукового сигнала искусственно понижают. До участников творческого процесса фактически доводят только отрывки звуковых сообщений. В этих условиях логико-вербальная составляющая сознания оказывается лишенной требуемой информации. По поступающему калейдоскопу сообщений она не может принять однозначного решения, а значит, и вогнать сообщение в определенную рамку сформированных представлений. Озвученная формула воспринимается сознанием на уровне шума. Подсознание же самостоятельно создает размытый образ сообщения - прообраз его будущего модельного логико-вербального представления.
Неосознанный полностью образ сообщения вызывает ответную реакцию подсознания. Вокруг размытого образа (что важно - вблизи искомой области) активизируется множество связей, вызывая новые, нетривиальные ассоциации, создавая базу, благоприятные условия для поиска творческого решения.
Способ осуществляется следующим образом. Выработанную словесную формулу записывают в устройство, после чего проводят многократное тихое прослушивание записанной формулы по ходу творческого процесса - как в процессе обдумывания решения, так и в перерывах между обдумываниями, во время приема пищи, и т.д. В случае необходимости громкость звуковых сообщений подстраивается так, чтобы вывести уровень звукового сигнала на границу слуховой восприимчивости человека. При работе с коллективом уровень звукового сигнала настраивают по участнику с минимальными слуховыми способностями.
Источники информации
1. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М., Госполитиздат, 1963, с.81.
2. Буль П.И. Основы психотерапии. Ленинград, Медицина, 1974, с.17-19, 95-97.
3. Патент RU 2109523 C1/140 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДСОЗНАНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2109523C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ ПРИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЯХ | 2007 |
|
RU2336099C2 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕСА | 1993 |
|
RU2033199C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ И АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ | 2003 |
|
RU2255770C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА | 2000 |
|
RU2159636C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ | 2000 |
|
RU2160607C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 1997 |
|
RU2112559C1 |
СПОСОБ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 1997 |
|
RU2148418C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА "МЕТОД ТРАНСОВО-ДИАЛОГОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ БЕРНАЦКОГО" | 2004 |
|
RU2303466C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2001 |
|
RU2198691C2 |
Изобретение относится к психотерапии и может быть использовано в системе образования для стимулирования творческого процесса путем целенаправленного непосредственного воздействия на подсознание человека. Составляют для каждого отдельного случая словесную формулу, записывание ее, многократное воспроизведение и прослушивание записи до возникновения соответствующего преобладания мыслей. При этом словесную формулу выполняют в виде подсказок - предполагаемых выходов из создавшегося положения. Прослушивание осуществляют по ходу творческого процесса, обусловленного поиском решения выхода из нестандартной ситуации в системе образования, на пониженной громкости вблизи границы слуховой восприимчивости человека. При этом словесная формула может представлять из себя идеи, наводящие на искомое решение, или выполнена в виде дополнительных сведений, облегчающих поиск решения. Способ позволяет осуществить стимулирование творческого процесса путем целенаправленного непосредственного воздействия на подсознание одного человека или целого коллектива. 2 з.п. ф-лы.
1. Способ воздействия на подсознание, включающий составление для каждого отдельного случая словесной формулы, записывание ее, многократное воспроизведение и прослушивание записи до возникновения соответствующего преобладания мыслей, отличающийся тем, что словесную формулу выполняют в виде подсказок - предполагаемых выходов из создавшегося положения, а прослушивание осуществляют по ходу творческого процесса, обусловленного поиском решения выхода из нестандартной ситуации в системе образования, на пониженной громкости вблизи границы слуховой восприимчивости человека.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что словесную формулу наполняют идеями, наводящими на искомое решение.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что словесную формулу выполняют в виде дополнительных сведений, облегчающих поиск решения.
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДСОЗНАНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2109523C1 |
RU 2000116277 A, 27.07.2002 | |||
ИГНАТЬЕВ Д.И | |||
Креативный подход в PR | |||
Элитариум: Центр дистанционного образования, 2006, найдено из Интернета, www.elitarium.ru | |||
КАНДЫБА Д.В | |||
Тайные возможности человека.: изд | |||
Феникс, 1995 | |||
НЕЛЬСОН Р | |||
Креатив - искусство прагматика, или… Как сотворить "продающую" рекламную идею | |||
- |
Авторы
Даты
2012-09-10—Публикация
2010-04-13—Подача