СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Российский патент 2012 года по МПК G01M15/04 

Описание патента на изобретение RU2460984C2

Изобретение относится к энергетическому, силовому оборудованию и транспортным средствам, снабженных подшипниками скольжения с циркуляционными системами смазки под давлением.

Уровень техники

Известны способы диагностирования, предполагающие наличие в системе манометров, термометров и дроссельных устройств, основанные на прямых или косвенных измерениях расхода масла в системе.

Эти способы требуют вывод оборудования на определенный режим работы и базируются на эталонных зависимостях, что затруднительно обеспечить при эксплуатации.

Наиболее близким по технической сущности является способ диагностики технического состояния транспортных средств (А.с. РФ №94022033 [1]), заключающийся в том, что при возникновении потребности в диагностировании по приборам транспортного средства определяют значения его эксплуатационных показателей, а значения структурных показателей его систем или агрегатов определяют по критериальным зависимостям, устанавливающим подобие действительного и заданного (исправного) технических состояний этих систем и агрегатов и объединяющим эксплуатационные и структурные показатели, параметры. Причем значения критериев подобия заданного состояния рассчитаны заранее.

Недостатком данного способа является то обстоятельство, что для получения достоверных значений критериев подобия требуется проведение длительных и объемных испытаний диагностируемого оборудования. Кроме этого, для диагностирования требуется использование не штатных измерительных средств, а более точных и чувствительных приборов, а также неизбежное применение в зависимостях для критериев подобия радикалов значительно снижает чувствительность способа к обнаружению неисправностей.

Сущность изобретения

Целью настоящего изобретения является повышение достоверности и оперативности при оценке технического состояния тепловых двигателей и силового оборудования и прогнозе их работоспособности без операций разборки и дефектации.

Поставленная цель достигается условием применения при использовании заявляемого способа зависимости напора в системе при ламинарном движении жидкости в зазорах подшипниковых узлов скольжения диагностируемого оборудования [2], которая записывается

где Ртр - потеря на трение в зазоре подшипниковых узлов,

µ - динамическая вязкость перекаачиваемого масла,

l - эквивалентная длина участков трения в системе,

Q - расход масла через подшипниковые узлы,

δ - зазор в подшипниковом узле,

b - ширина зазора в подшипниковом узле.

При этом важным обстоятельством является резко выраженная зависимость вязкости масла от температуры в соответствии с формулой

где µ, и µ0 - вязкости при температурах Т и Т0, соответственно,

β - коэффициент.

Графическая зависимость давления напора в системе смазки от величины зазора в подшипниковом узле при постоянном расходе и двух постоянных значениях температуры масла изображена на рис.1. Таким образом, зависимость величины разницы давлений ΔP=P1-P2, взятых при соответствующих значениях температур T1 и Т2, будет являться функцией зазора в подшипниковом узле, а отношение этих разностей, полученных в начальном (p1-p2)нач и текущем (p1-p2)тек периодах эксплуатации машины будет относиться как обратное отношение величин зазоров в подшипниковых узлах в кубе, т.е.

Таким образом, используя описанные закономерности течения масла в зазорах подшипниковых узлов и температурные кривые вязкости масла от температуры, представляется возможным определять техническое состояние подшипников скольжения силового оборудования и прогнозировать его остаточный ресурс. При этом важно заметить, что любое отклонение в нормальной работе системы смазки при использовании данного способа (снижение вязкости масла из-за насыщения топливом, снижение производительности циркуляционного насоса, изменение индекса вязкости и др.) будет оцениваться как чрезмерное увеличение зазоров в парах трения и сигнализировать об значительном сокращении ресурса их работы.

Достоинством данного способа оценки работоспособности системы можно назвать его высокую чувствительность, которая обеспечивается за счет приведенной выше (3) кубической зависимости. Другим важным достоинством может служить реализация предлагаемого способа в процессе прогрева машины и его системы смазки без нарушения ее работоспособности.

Реализация на двигателе внутреннего сгорания предлагаемого способа оценки работоспособности системы смазки представляется следующим образом. Непосредственно в начале эксплуатации, при запуске и прогреве двигателя или другого силового оборудования с подшипниками скольжения, снабженных манометрами и термометрами в напорных магистралях, на заданной частоте вращения следят за прогревом масла и тем моментом, когда закроется предохранительный перепускной клапан на напорной части магистрали. В момент закрытия этого клапана (давление Рmax) фиксируют величину температуры масла (T1) в системе и первое значение давление в напорной части магистрали масла (P1). В ходе дальнейшего прогрева, на холостом ходу двигателя, при достижении температуры масла в системе значения Т2=T1+10(20,30,40) градусов фиксируют второе значение его давления P2. Полученная величина разницы давлений (P12)нач будет являться начальным значением для соответствующей начальной величины зазоров (δнач) в подшипниковых узлах двигателя. В ходе дальнейшей эксплуатации двигателя также при его прогреве, после запусков, следят за величиной (P1-P2)тек при указанных выше фиксированных значениях температур масла так, что бы текущее значение отношения не было ниже значения, соответствующего величине

где δпред - предельный зазор в подшипниках скольжения по данным завода-изготовителя.

(p1-p2)тек - разница давлений масла в напорной части магистрали системы смазки, полученных при значениях температур T1 и T2 в процессе эксплуатации, соответственно.

Следя за трендом отношения по времени эксплуатации представляется возможным прогнозировать остаточный ресурс машины.

Источники информации

1. А.С. №94022033, МКИ5 G01M 17/00. Способ диагностики технического состояния транспортных средств. Першин В.А., Вислогузов В.А. (РФ). Шахтинский технологический институт бытового обслуживания; Заявл. 16.06.1994; Опубл. 27.06.1996.

2. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: Учебник для машиностроительных вузов / Т.М.Башта и др. - 2-е изд., перераб., - М.: Машиностроение, 1082, - 423 с., ил.

Похожие патенты RU2460984C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Чмиль Владимир Павлович
  • Чмиль Юрий Владимирович
RU2517968C2
ВЕНТИЛЯТОР И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТОКА СРЕДЫ, ПЕРЕМЕЩАЕМОГО ВЕНТИЛЯТОРОМ 2020
  • Обст, Рафаэль Зимон
  • Каммерер, Маттиас Карстен
  • Кркмар, Мато Матиас
  • Лёрхер, Фридер
  • Херольд, Александер
RU2813236C2
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАВЛЯЕМОГО ПЕРЕПУСКНОГО КЛАПАНА 2013
  • Рыжов Валерий Александрович
  • Калиниченко Владислав Владимирович
  • Кудрявцев Игорь Иванович
  • Жучков Сергей Владимирович
RU2548695C2
ГЛАВНЫЙ ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2009
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Казанцев Родион Петрович
  • Комаров Александр Сергеевич
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Паутов Юрий Михайлович
  • Штацкий Владимир Александрович
  • Щуцкий Сергей Юрьевич
RU2418197C1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Соболенко А.Н.
  • Кукушкин И.Н.
RU2199682C2
Шпиндель шлифовальной бабки 1980
  • Погребной Валерий Александрович
  • Соболев Сергей Михайлович
  • Шмутер Борис Азрилевич
  • Махонкин Анатолий Авдеевич
SU921820A1
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО С ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ ОПОРЫ 2010
  • Симисинов Иван Леонидович
  • Симисинов Денис Иванович
RU2453675C1
СМАЗЫВАЕМЫЕ БУРОВЫМ РАСТВОРОМ ПОДШИПНИКОВАЯ СЕКЦИЯ И ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ БУРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ВОЗВРАТА БУРОВОГО РАСТВОРА В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАНАЛ ШПИНДЕЛЯ В СМАЗЫВАЕМОЙ БУРОВЫМ РАСТВОРОМ ПОДШИПНИКОВОЙ СЕКЦИИ 2019
  • Фон Гинц-Рековски, Гунтер, Хх
  • Хербен, Уилльям, Кристиан
  • Дауст, Ной, Элайя, Кроуфорд
RU2797280C2
Способ автоматизированной диагностики износа и прогнозирования ресурса ДВС 2021
  • Звеков Алексей Николаевич
RU2775050C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к энергетическому, силовому оборудованию и транспортным средствам, снабженными подшипниками скольжения с циркуляционными системами смазки под давлением. Способ оценки технического состояние тепловых двигателей и силового оборудования с подшипниками скольжения, снабженных манометрами и термометрами в напорных магистралях в циркуляционных системах смазки, заключается в фиксации двух значений давления при заданных двух разных значениях температуры и оценки работоспособности системы и ее ресурса по отношению разностей давлений, зафиксированных в начале эксплуатации (P1-P2)нач и текущем моменте (Р12)тек. Измерение текущих значений температуры и давления производится при прогреве масла, непрерывно в ходе запуска оборудования при условии герметизации напорной магистрали. При оценке работоспособности системы следят, чтобы текущее значение отношения не было ниже значения отношения

где δпред - предельный зазор в подшипниках скольжения по данным завода-изготовителя; δнач - величина начального зазора. Технический результат заключается в повышении достоверности и оперативности оценки технического состояния тепловых двигателей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 460 984 C2

Способ оценки технического состояния тепловых двигателей и силового оборудования с подшипниками скольжения, снабженных манометрами и термометрами в напорных магистралях в циркуляционных системах смазки, заключающийся в том, что в ходе запуска оборудования при условии герметизации напорной магистрали непрерывно измеряют температуру и давление в системе смазки, отличающийся тем, что при прогреве масла фиксируют два значения давления при заданных двух разных значениях температуры и судят о работоспособности системы и ее ресурсе по отношению разностей давлений, зафиксированных в начале эксплуатации (Р1-P2)нач и текущем моменте (Р12)тек, при этом следят, чтобы текущее значение отношения не было ниже значения отношения , где δпред - предельный зазор в подшипниках скольжения по данным завода-изготовителя, (δнач) - величина начального зазора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2460984C2

RU 94022033 A1, 27.06.1996
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бакайкин Дмитрий Дмитриевич
RU2390746C1
US 6275765 B1, 14.08.2001
US 2004255656 A1, 23.12.2004.

RU 2 460 984 C2

Авторы

Покровский Евгений Алексеевич

Даты

2012-09-10Публикация

2010-07-13Подача