СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ 2-СЛОЙНЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС Российский патент 2012 года по МПК C23C28/00 C10M169/04 C10N30/06 B05D5/08 C09D163/00 

Описание патента на изобретение RU2461666C2

Изобретение относится к области нанесения антифрикционных покрытий для высоконагруженных пар трения и может быть использовано для повышения износостойкости и снижения коэффициента трения трибосопряжения колесо-рельс в узлах трения различных машин, а также для защиты деталей различного оборудования от абразивного износа и других целей.

Способ формирования антифрикционных покрытий на металлических поверхностях пар трения путем нанесения двухслойных покрытий, из которых первый слой наносится электроискровым методом с помощью медного электрода, содержащего антифрикционный минерал, с последующим шлифованием, натиранием под давлением 50-120 МПа, пассированием в растворе окислителя и сушкой; а второй слой - мыльную пластическую смазку наносят разбрызгиванием или кистью (см. патент RU 2.319.790, С1 от 14.08.06 г.).

Недостатками известного способа являются сложная, длительная по времени технология нанесения первого слоя, включающего такие операции, как напыление, шлифование, натирание под давлением 50-120 МПа, обработка окислителем, сушка, что неосуществимо при нанесении покрытия на рельс действующего железнодорожного пути, а также непродолжительное удержание второго слоя - мыльной пластичной смазки.

Ближайшим прототипом заявляемого решения является способ газопламенного напыления антифрикционного покрытия на поверхность подшипников (см. В.Б.Бахарева и др. Полимеры в судовом машиностроении. Изд. «Судостроение», 1975 г., стр.223).

Недостатком такого способа является низкое сопротивление получаемого покрытия к воздействию больших нагрузок в трибосопряжении колесо-рельс.

Целью заявляемого технологического решения является способ, обеспечивающий создание в течение нескольких минут двухслойного покрытия с использованием передвижных установок, в котором первый слой - металлический - надежно связан с поверхностью рельса или колеса электроискровым методом, а второй слой - антифрикционный, обладающий повышенной прочностью и адгезией, не снижающимися в процессе длительной эксплуатации трибосопряжения.

Поставленная цель достигается тем, что на защищаемую поверхность металла электроискровым методом наносят первый слой покрытия, превышающего твердость металла защищаемой поверхности, толщиной от 0,01 до 3,0 мм электродом, состоящим из спрессованной смеси металлического порошка (А) и порошкообразного термостойкого минерала (Б), в соотношении А:Б от 99:1 до 80:20, после чего этот слой обрабатывают фосфотирующим составом, второй слой наносят методом газопламенного напыления порошка, состоящего из твердой эпоксидной смолы, модифицированной фторкаучуком путем обработки на пластификационном оборудовании в соотношении смола:каучук от 97:3 до 70:30, отвердителя имидазольного типа и наполнителя - смеси порошкового металла и антифрикционного минерала с высокой поверхностной твердостью, при этом порошок наносится слоем толщиной от 0,5 до 3 мм, и содержит, мас.ч.:

Твердая эпоксидная смола модифицированная фторкаучуком 100 Отвердитель имидазольного типа 2-10 Металлический порошок 90-150 Антифрикционный минерал с высокой поверхностной твердостью 0,4-12

Пример 1. Нанесение основы (первого слоя)

На очищенную металлическую поверхность рельса электроискровым методом в течение 3 минут электродом, состоящим из спрессованной смеси медного порошка (А) и карбида кремния (SiC) с величиной частиц 30 микрон (Б) в соотношении А:Б=90:10, наносят слой толщиной 1,5 мм и сразу же пульверизатором наносят фосфотирующий состав - 40% ортофосфорную кислоту из расчета 200 гр /м2.

Нанесение покрытия (второго слоя)

В цеховых условиях заранее нарабатывают эпоксидный порошок путем обработки на вальцах при 60°С твердой эпоксидной смолы марки ЭН-6 ТУ 6-05-1585-89, представляющей собой эпоксидированный фенолоформальдегидный новолак, с фторкаучуком марки СФ-26 в течение 10 минут при фрикции вальцов 1,25 и трех подрезов при соотношении смола:каучук=80:20, в результате происходит механико-химическая модификация смолы. Далее к модифицированной смоле последовательно добавляют (на 100 мас.ч.), 6 мас.ч. отвердителя - метилимидазола 120 мас.ч. порошка железа со средней величиной частиц от 20 микрон, и 6 мас.ч. нитрида бора со средней величиной частиц 10 микрон. После обработки на вальцах в течение 5 минут при 60°С масса снимается подрезом, охлаждается и размалывается на шаровой мельнице. Полученный порошок хранится в складских условиях не менее 3 месяцев.

Покрытие (второй слой) наносят методом газопламенного напыления с помощью передвижной установки УПН-4 (описанной в прототипе) путем пропускания взвешенных частиц эпоксидного порошка через пламя газовой горелки. Температура газового пламени не менее 700°С, скорость прохождения порошка через зону пламени составляет 30 м/с. После нанесения порошка в течение 30 секунд дополнительно воздействуют пламенем горелки, в результате чего полностью отверждается эпоксидный порошок.

Весь процесс нанесения двухслойного покрытия на рельс (колесо) занимает около 7 минут, исключая предварительную очистку металла.

Примеры 2-6 осуществляют аналогично примеру 1, с изменением параметров в соответствии с таблицей 1.

Свойства двухслойного покрытия, получаемого по заявляемому способу, представлены в таблице 2.

В сравнении с прототипом (RU 2.319.790) производительность процесса нанесения заявляемым способом увеличивается до 100 раз.

Таблица 2 Свойства антифрикционных покрытий, полученных по заявленному способу в соответствии с примерами 1-6 № п/п Наименование показателя Величина показателя по примерам 1-6 1 2 3 4 5 6 Прототип 1 Предел прочности при сжатии, МПа 320 320 440 480 390 380 120 2 Предел прочности при сдвиге на границе металл - покрытие, МПа 300 400 360 440 417 425 80 3 Коэффициент трения 0,12 0,14 0,15 0,12 0,15 0,13 4 Интенсивность изнашивания, мг/км 21,31 14,75 11,35 17,97 15,43 18,24

Похожие патенты RU2461666C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОПРОЧНЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЯХ 2010
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычев Алексей Александрович
RU2463386C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ 2008
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
RU2402599C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВЕРДЫХ СМАЗОК ДЛЯ ПАРЫ ТРЕНИЯ ГРЕБЕНЬ КОЛЕСА - РЕЛЬС 2008
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
RU2383585C2
ПОДПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА 2012
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Бочкарев Николай Алексеевич
  • Бардушкин Владимир Валентинович
  • Федорчук Александр Александрович
RU2493990C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПРЕСС-МАТЕРИАЛОВ 2007
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
RU2330051C1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С БИНАРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2007
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Лапицкий Александр Валентинович
RU2337259C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ С БИНАРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2007
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Лапицкий Александр Валентинович
RU2337258C1
Препрег для шликерных покрытий, наносимых методом лазерной наплавки 2020
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
  • Сычева Марина Александровна
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Лавров Игорь Викторович
RU2737104C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ОРГАНОВОЛОКНИСТОГО ПРЕСС-МАТЕРИАЛА 2007
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Иваночкин Павел Григорьевич
  • Мясников Филипп Васильевич
RU2370504C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА БОКОВУЮ ПОВЕРХНОСТЬ РЕЛЬСА 2013
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
RU2510433C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ 2-СЛОЙНЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС

Изобретение имеет отношение к способу нанесения антифрикционных покрытий на поверхность трибосопряжения колесо-рельс. Способ включает процесс газопламенного напыления эпоксидной порошковой композицией. Перед газопламенным напылением на защищаемую поверхность металла электроискровым методом наносят первый слой покрытия, превышающего твердость металла защищаемой поверхности, толщиной от 0,01 до 3,0 мм электродом, состоящим из спрессованной смеси металлического порошка (А) и порошкообразного термостойкого минерала (Б), в соотношении А:Б от 99:1 до 80:20, после чего этот слой обрабатывают фосфотирующим составом. Второй слой наносят методом газопламенного напыления порошка, состоящего из твердой эпоксидной смолы, модифицированной фторкаучуком путем обработки на пластификационном оборудовании в соотношении смола:каучук от 97:3 до 70:30, отвердителя имидазольного типа и наполнителя - смеси металлического порошка и антифрикционного минерала с высокой поверхностной твердостью. Порошок наносится слоем толщиной от 0,5 до 3 мм, и содержит, мас.ч.: твердая эпоксидная смола модифицированная фторкаучуком - 100; отвердитель имидазольного типа - 2-10; металлический порошок - 90-150; антифрикционный минерал с высокой поверхностной твердостью - 0,4-12. Технический результат - создание двухслойных антифрикционных покрытий на поверхностях трибосопряжения колесо-рельс, обладающих повышенной прочностью и адгезией, не снижающимися в процессе длительной эксплуатации. 2 табл., 6 пр.

Формула изобретения RU 2 461 666 C2

Способ нанесения антифрикционных покрытий на поверхность трибосопряжения колесо-рельс, включающий процесс газопламенного напыления эпоксидной порошковой композицией, отличающийся тем, что перед газопламенным напылением на защищаемую поверхность металла электроискровым методом наносят первый слой покрытия, превышающего твердость металла защищаемой поверхности, толщиной от 0,01 до 3,0 мм электродом, состоящим из спрессованной смеси металлического порошка (А) и порошкообразного термостойкого минерала (Б), в соотношении А:Б от 99:1 до 80:20, после чего этот слой обрабатывают фосфотирующим составом, второй слой наносят методом газопламенного напыления порошка, состоящего из твердой эпоксидной смолы, модифицированной фторкаучуком путем обработки на пластификационном оборудовании в соотношении смола:каучук от 97:3 до 70:30, отвердителя имидазольного типа и наполнителя - смеси металлического порошка и антифрикционного минерала с высокой поверхностной твердостью, при этом порошок наносится слоем толщиной от 0,5 до 3 мм, и содержит, мас.ч.:
Твердая эпоксидная смола, модифицированная фторкаучуком 100 Отвердитель имидазольного типа 2-10 Металлический порошок 90-150 Антифрикционный минерал с высокой поверхностной твердостью 0,4-12

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2461666C2

СПОСОБ ОБРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛИ УЗЛА ТРЕНИЯ ДЛЯ ПРИДАНИЯ ЕЙ ИЗНОСОСТОЙКИХ И АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ 2006
  • Беляков Анатолий Васильевич
  • Кремешный Валерий Михайлович
RU2319790C1
АНТИФРИКЦИОННОЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ 2001
  • Иванов Е.В.
  • Савостина Т.В.
  • Алонцева Л.В.
RU2211260C1
ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ ИЗ ПЛАСТИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ СОЧЛЕНЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Мамыкин Сергей Михайлович
  • Эжиев Адам Геланиевич
RU2283702C2
EP 0976795 A2, 02.02.2000
Генератор для индукционной зарядки капель тумана ионами для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений 1958
  • Думский В.Ф.
  • Китаев А.В.
SU117403A1

RU 2 461 666 C2

Авторы

Колесников Владимир Иванович

Сычев Александр Павлович

Лапицкий Александр Валентинович

Колесников Игорь Владимирович

Даты

2012-09-20Публикация

2010-07-02Подача