Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий, предназначенных преимущественно для пары трения гребень колеса-рельс, обеспечивающих защиту их от износа, и может быть использовано в различных узлах трения для снижения трения, а также для антикоррозийной защиты и др. целей.
Известны твердые смазки на основе отвержденных эпоксидных систем для пары трения гребень колеса - рельс и способ их получения (см. аналог 1 SU 1.752.188 A3, бюл. №28 от 30.07.1992).
Недостатками таких смазок являются сложная технология нанесения, непомерно длинный цикл отверждения - 140-150°С в течение 24 часов, низкие прочностные показатели и недостаточная адгезия к стали.
Достаточно широкое применение нашло газопламенное напыление полимеров, включая эпоксидные порошки, на металлические поверхности, в т.ч. для получения антифрикционных покрытий (ближайшим прототипом является монография В.Е.Бахарева и др. Полимеры в судовом машиностроении. Изд. «Судостроение», 1975 стр.7, 202-204, 225). В этой монографии описан способ получения эпоксидных порошков и их газопламенного напыления.
Недостатками известного способа являются необходимость предварительного нагрева покрываемой поверхности, как минимум до 135°С (см. стр.225), в ряде случаев до 200°С (см. стр.202), низкие пределы прочности и модуль упругости при сжатии, а также недостаточная адгезия к стали и низкая деформационная теплостойкость.
В то же время известно, что массивные металлические предметы, так же как рельс или колесо, невозможно прогреть до 135°С в цеховых условиях, тем более в полевых. А нагрузки на гребне колеса - рельс значительно превышают прочностные показатели описанных составов.
Целью заявляемого изобретения является способ нанесения твердых антифрикционных покрытий, газопламенным напылением обеспечивающий снижение температуры отверждения покрытий до 70-90°С и повышение их прочностных свойств и деформационной теплостойкости.
Поставленная цель достигается тем, что для осуществления способа в качестве эпоксидной смолы в порошке применяют низкоплавкий предконденсат эпоксидной диановой смолы молекулярной массой от 340 до 600 с ароматическим амином в количестве 0,1-0,7 от стехиометрии смешанный на вальцах или в экструдере с остальным количеством ароматического амина до стехиометрии 0,9-1,2 и смесью антифрикционного порошка и волокнистого рубленого наполнителя в количестве от 50 до 250 мас.ч. на 100 мас.ч. смеси смолы с амином, а поверхность металла перед газопламенным напылением обрабатывают смесью ортофосфорной кислоты (А), металла или его окисла (Б) и фосфата или полифосфата аммония (В), в соотношении
А:Б:В от 92:6:2 до 60:30:10.
Пример 1
Приготовление порошкового состава
В реактор, снабженный обогревом и мешалкой, загружают 100 мас.ч. эпоксидной диановой смолы марки ЭД-20 (м.м. 390, ГОСТ-10587-85) затем нагревают до 70°С и приливают расплавленный ароматический полиамин марки А, представляющий собой аминоформальдегидный конденсат, состоящий из смеси изомеров 4,4′-диаминодифенилметана и 3-4 ядерных (бензольных колец) первичных аминов (ТУ 2473-342-05763441-2001), в количестве 9 мас.ч., т.е. 0,4 от стехиометрического количества, необходимого по расчету для отверждения. Состав перемешивают при t=70°C в течение 10 минут, после чего выливают на противень и выдерживают в цеховых условиях в течение суток. Полученный таким образом предконденсат представляет собой твердый, хрупкий продукт с tпл=70°C со сроком хранения не менее двух месяцев.
Смешение предконденсата с остальными ингридиентами осуществляют на вальцах с фракцией 1,25 при t=65°C в течение 5 минут, при этом к 100 мас.ч. предконденсата добавляется 13,5 мас.ч. (0,6 от стехиометрии) ароматического полиамина и 150 мас.ч. наполнителя, состоящего из 130 мас.ч. рубленого стекловолокна диаметром 13 микрон и длиной 5 мм, 15 мас.ч. графита и 5 мас.ч. порошкового фторопласта.
Снятый с вальцов материал подвергают дроблению и помолу в шаровой мельнице. Полученный порошок хранится в складских помещениях не менее 3 месяцев.
Нанесение покрытия
Перед нанесением покрытия металлическая стальная поверхность подвергают обработке в цеховых или полевых условиях смесью ортофосфорной кислоты (А), окиси цинка (Б) и полифосфата аммония (В) в соотношении А:Б:В=76:18:6, после чего на нее напыляют порошок с помощью установки для газопламенного напыления УПН-4 в течение 60 секунд.
За это время поверхность металла при воздействии газопламенной струи (t=580°С) успевает прогреться в тонком слое до t=100°C и за счет фосфор- и азотосодержащих компонентов, на поверхности металла порошковое покрытие успевает оплавиться и отвердеть.
Параметры осуществления способа по примерам 2÷5 приведены в таблице 1, а свойства покрытий по заявляемому способу в сравнении с известными техническими решениями в таблице 2. Как видно из таблицы 2, заявляемый способ обладает принципиально важными преимуществами. Он позволяет наносить покрытия на массивные металлические изделия, например, рельсы и колеса вагонов и локомотивов, обеспечивая высокие прочностные свойства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПРЕСС-МАТЕРИАЛОВ | 2007 |
|
RU2330051C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ 2-СЛОЙНЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС | 2010 |
|
RU2461666C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВЕРДЫХ СМАЗОК ДЛЯ ПАРЫ ТРЕНИЯ ГРЕБЕНЬ КОЛЕСА - РЕЛЬС | 2008 |
|
RU2383585C2 |
ПОДПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА | 2012 |
|
RU2493990C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С БИНАРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ | 2007 |
|
RU2337259C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ С БИНАРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ | 2007 |
|
RU2337258C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭПОКСИДНОГО ПРЕСС-МАТЕРИАЛА | 2006 |
|
RU2307851C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БИНАРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2012 |
|
RU2487904C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОПРОЧНЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЯХ | 2010 |
|
RU2463386C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ВСТАВОК ПОДПЯТНИКА ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА | 2012 |
|
RU2501690C2 |
Изобретение относится к способу нанесения антифрикционных покрытий, обеспечивающему защиту их от износа, которое может быть использовано в различных узлах трения для снижения трения, для антикоррозийной защиты и др. целей. Техническая задача - создание способа нанесения твердых антифрикционных покрытий, позволяющего снизить температуру отверждения покрытия до 70-90°С при повышении прочностных свойств и деформационной теплостойкости. Это достигается тем, что при осуществлении способа нанесения твердых антифрикционных эпоксидных покрытий на металлическую поверхность, включающего операции приготовления порошкового состава и его дальнейшее газоплазменное напыление, в качестве эпоксидной смолы в порошке применяют низкоплавкий предконденсат эпоксидной диановой смолы молекулярной массой от 340 до 600 с ароматическим амином в количестве 0,1-0,7 от стехиометрии, смешанный на вальцах или в экструдере с остальным количеством ароматического амина до стехиометрии 0,9-1,2 и смесью антифрикционного порошка и волокнистого рубленного наполнителя в количестве от 50 до 250 мас.ч. на 100 мас.ч. смеси смолы с амином, а поверхность металла перед газоплазменным напылением обрабатывают смесью ортофосфорной кислоты (А), металла или его окисла (Б) и фосфата или полифасфата аммония (В), в соотношении А:Б:В от 92:6:2 до 60:30:10. 2 табл.
Способ нанесения твердых антифрикционных эпоксидных покрытий на металлическую поверхность, включающий операции приготовления порошкового состава и его дальнейшее газопламенное напыление, отличающийся тем, что в качестве эпоксидной смолы в порошке применяют низкоплавкий предконденсат эпоксидной диановой смолы молекулярной массой от 340 до 600 с ароматическим амином в количестве 0,1-0,7 от стехиометрии, смешанный на вальцах или в экструдере с остальным количеством ароматического амина до стехиометрии 0,9-1,2 и смесью антифрикционного порошка и волокнистого рубленного наполнителя в количестве от 50 до 250 мас.ч. на 100 мас.ч. смеси смолы с амином, а поверхность металла перед газопламенным напылением обрабатывают смесью ортофосфорной кислоты (А), металла или его окисла (Б) и фосфата или полифосфата аммония (В) в соотношении А:Б:В от 92:6:2 до 60:30:10.
БАХАРЕВА В.Е | |||
и др | |||
Полимеры в судовом машиностроении | |||
- Л.: Судостроение, 1975, с.202-204, 225 | |||
Антифрикционная композиция для покрытия узлов трения скольжения | 1990 |
|
SU1776666A1 |
US 5571312 А, 05.11.1996 | |||
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс | 1990 |
|
SU1752188A3 |
JP 11246681 А, 14.09.1999. |
Авторы
Даты
2010-10-27—Публикация
2008-11-18—Подача