ПОДПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА Российский патент 2013 года по МПК B61F5/16 

Описание патента на изобретение RU2493990C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к опорам кузова вагона на тележку, и может быть использовано при ремонте и изготовлении тележек вагона.

Ближайшим прототипом заявляемого решения является подпятниковый узел тележки вагона, включающей подпятник и сталеполимерную антифрикционную вставку, состоящую из стальной сердцевины в форме тарели с отверстиями и сплошной оболочки из антифрикционного полимера, например фторопласта (патент RU 2263596 C1).

Недостатками прототипа являются сложная технология нанесения антифрикционного полимера на поверхность стальной сердцевины, требующая применения высоких давлений не менее 100 МПа, использование дорогостоящей оснастки и оборудования, а главное низкая прочность сцепления полимера со стальной сердцевиной, которая обеспечивается только за счет затекания полимера в ее отверстия.

Известно, что антифрикционные термопласты имеют к металлу крайне низкую адгезию, а упоминаемый в прототипе фторопласт совсем не имеет адгезии к металлу. Любой другой полимер в конструкции подпятника будет разрушаться действующими на срез сравнительно небольшими нагрузками.

Целью заявляемого изобретения является подпятник тележки вагона, содержащий сталеполимерную вставку, изготовленную по простейшей технологии - контактным формованием и имеющую высокопрочное антифрикционное покрытие с высокой адгезией к стальной сердцевине вставки.

Поставленная цель достигается тем, что стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом, а в качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита, приготовленного в производственных условиях и поставленного в виде двух компонентов - первого - смоляной части, состоящей из эпоксидной смолы (А), активного эпоксидного разбавителя (Б), нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты (В) в соотношении А:Б:В от 96:3,9:0,1 до 50:40:10, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового (Г) и волокнистого наполнителей (Д) в соотношении Г:Д от 98:2 до 60:40 в количестве (А+Б+В):(Г+Д) от 80:20 до 20:80, и второго - отверждающей части, состоящей из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой с молекулярной массой от 400 до 2500 при 8-20-кратном мольном избытке амина и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта при соотношении аддукт:спирт от 98:2 до 60:40 смеси тех же наполнителей Г и Д в соотношении (аддукт+спирт):(Г+Д) от 80:20 до 20:80, при этом оба компонента - смоляную часть и отверждающую - за счет регулирования соотношения входящих ингредиентов изготавливают равными по объему и весу с точностью до 5%, которые смешивают непосредственно перед применением и наносят после смешения вручную или на пластикационном оборудовании, оставляя после нанесения отверждаться при температуре от -10°С до +55°С в течение от 2 до 24 часов или при нагреве до 70-100°С от 7 до 8 минут.

Состав композита и методы его использования не описаны и впервые разработаны авторами как часть заявляемого изобретения.

Пример 1.

Получение смоляной части композита.

В реактор, снабженный обогревом и быстроходной мешалкой, загружают 73 мас.ч. эпоксидной диановой смолы марки ЭД-20 (А), 22 мас.ч. активного разбавителя - диглицидинового эфира триэтиленгликоля марки ТЭГ-1 (Б) и 5 мас.ч. безвредной молочной кислоты (В). Смесь перемешивают при температуре 70°С в течение 10 минут при скорости мешалки 500 оборотов в минуту. Полученную смесь охлаждают до температуры производственного помещения (+20°С) и загружают в лопастной Z-образный смеситель. Затем в этот же смеситель добавляют порошок графита (Г) и рубленое высокомодульное полиамидное волокно марки СВС (Д) в соотношении Г:Д=80:20 и соотношением (А+Б+В):(Г+Д)=50:50. После перемешивания в течение 30 минут при 20°С полученную пастообразную смоляную часть расфасовывают и упаковывают в виде плоских прямоугольных образцов весом по 250 г и затем комплектуют с отверждающей частью.

Получение отверждающей части композита.

В другой реактор загружают нагретый до 70°С расплав метафенилендиамина в количестве 90 мас.ч., а затем к нему добавляют постепенно в течение 10 минут 100 мас.ч. расплава эпоксидной диановой смолы марки ЭД-8 с молекулярной массой 1100, т.е при 14-кратном мольном избытке метафенилендиамина по отношению к смоле. После перемешивания в течение 20 минут при 70°С образуется аддукт. К аддукту в количестве 190 мас.ч. добавляют 38 мас.ч. нетоксичного 3-атомного спирта - глицерина (соотношение аддукт:глицерин=80:20). Полученную смесь охлаждают до +20°С и направляют в Z-образный лопастной смеситель для перемешивания с теми же наполнителями (Г+Д), что вводят в смоляную часть при соотношении (аддукт+глицерин):(Г+Д)=50:50.

После перемешивания при +20°С в течение 30 минут полученную отверждающую часть расфасовывают по 250 г и упаковывают в виде плоских прямоугольных образцов в полиэтиленовую пленку с последующей комплектацией со смоляной частью.

Нанесение покрытия из композита

Металлическую поверхность тарели предварительно обрабатывают фосфотирующим модификатором ржавчины на основе ортофосфорной кислоты марки СФ1 (ПТУ 212-002-18817747-2001), после этого комплекты, состоящие из двух равных по весу и объему частей - смоляной и отверждающей, имеющей допустимый срок хранения не менее 6 месяцев, приготавливают к применению.

Перед использованием комплекта с обоих компонентов снимают упаковочную пленку, а затем оба компонента перемешивают путем совместного разминания вручную или на пластификационном оборудовании, вальцах или шнековых машинах в течение 5 минут.

Перемешанная масса сохраняет жизнеспособность в течение 60 минут.

Полученную пастообразную массу наносят на металлическую поверхность тарели шприцем или вручную. За счет экзотерической реакции в начале отверждения масса разогревается и приобретает хорошую растекаемость. Отверждение при 20°С происходит без выделения летучих и с незначительной усадкой - не более 0,05% в течение 3 часов. Прогрев горячим воздухом до 80°С сокращает время отверждения до 3 минут.

Примеры 2-7 осуществляют аналогично по примеру 1 с изменением параметров и применяемых соединений в соответствии с таблицей 1.

Свойства антифрикционных материалов, полученных по заявленному способу, приведены в таблице 2.

Похожие патенты RU2493990C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ВСТАВОК ПОДПЯТНИКА ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА 2012
  • Колесников Владимир Иванович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Сычев Алексей Александрович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
  • Бойко Михаил Викторович
RU2501690C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ БИНАРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2012
  • Колесников Владимир Иванович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Валентин Александрович
RU2487904C1
ПОДПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА 2014
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
  • Сычев Алексей Александрович
RU2598942C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА СТАЛЬНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ 2014
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
RU2580766C1
АНТИФРИКЦИОННАЯ ПРОКЛАДКА ПОДПЯТНИКА И ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2014
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
RU2591952C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА УПОРНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ПЯТНИКОВОГО УЗЛА 2014
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
RU2574548C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ 2-СЛОЙНЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯ КОЛЕСО-РЕЛЬС 2010
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
RU2461666C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПРЕСС-МАТЕРИАЛОВ 2007
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
RU2330051C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ТВЕРДЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ 2008
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
RU2402599C2
СТЕКЛОПЛАСТИК 1994
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
RU2074094C1

Реферат патента 2013 года ПОДПЯТНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА

Стальная сердцевина подпятника перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом. В качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита в виде двух компонентов. Первый компонент состоит из эпоксидной смолы, активного эпоксидного разбавителя, нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового и волокнистого наполнителей. Второй компонент состоит из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта. Оба компонента - смоляную часть и отверждающую часть - изготавливают равными по объему и весу, смешивают непосредственно перед применением и наносят на стальную сердцевину подпятника, оставляя после нанесения отверждаться. Обеспечивается высокопрочное антифрикционное покрытие подпятника. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 493 990 C1

Подпятниковый узел тележки вагона, включающей подпятник и сталеполимерную антифрикционную вставку, состоящую из стальной сердцевины в форме тарели, имеющую отверстия по всей поверхности и покрытие, отличающийся тем, что его стальная сердцевина перед нанесением покрытия обработана фосфотирующим составом, а в качестве покрытия методом контактного формования нанесен слой пастообразного эпоксидного композита, приготовленного в производственных условиях и поставленного в виде двух компонентов - первого - смоляной части, состоящей из эпоксидной смолы (А), активного эпоксидного разбавителя (Б), нетоксичной алифатической или ароматической оксикислоты (В) в соотношении А:Б:В от 96:3,9:0,1 до 50:40:10, в которую вводят смесь антифрикционных порошкового (Г) и волокнистого наполнителей (Д) в соотношении Г:Д от 98:2 до 60:40 в количестве (А+Б+В):(Г+Д) от 80:20 до 20:80, и второго - отверждающей части, состоящей из нетоксичного аддукта, полученного взаимодействием алифатического или ароматического ди- или полиамина с эпоксидной диановой смолой с молекулярной массой от 400 до 2500 при 8-20-кратном мольном избытке амина и нетоксичного и нелетучего ди- или многоатомного спирта при соотношении аддукт:спирт от 98:2 до 60:40 смесью тех же наполнителей Г и Д в соотношении (аддукт+спирт):(Г+Д) от 80:20 до 20:80, при этом оба компонента - смоляную часть и отверждающую - за счет регулирования соотношения входящих ингредиентов изготавливают равными по объему и весу с точностью до 5%, которые смешивают непосредственно перед применением и наносят после смешения вручную или на пластикационном оборудовании, оставляя после нанесения отверждаться при температуре от -10°С до +55°С в течение от 2 до 24 часов или при нагреве до 70-100°С от 7 до 8 минут.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2493990C1

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЯТНИКОВ 2005
  • Попов Сергей Ильич
  • Круглов Виталий Митрофанович
  • Самарин Николай Яковлевич
  • Акулов Василий Александрович
RU2288085C1
ПОДПЯТНИК НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2002
  • Попов С.И.
  • Михеев М.М.
RU2240940C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОДПЯТНИКА НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА 1998
  • Попов С.И.
  • Круглов В.М.
  • Никишин Ю.М.
  • Аршинова Л.В.
RU2126317C1
Устройство для ориентирования деталей 1976
  • Гапоненко Владимир Григорьевич
  • Ткачев Александр Антонович
  • Грунский Виталий Павлович
  • Волынский Борис Лазаревич
SU654389A1
US 4353311 A, 12.10.1982
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ОРГАНОВОЛОКНИСТОГО ПРЕСС-МАТЕРИАЛА 2007
  • Колесников Владимир Иванович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Иваночкин Павел Григорьевич
  • Мясников Филипп Васильевич
RU2370504C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПРЕСС-МАТЕРИАЛОВ 2007
  • Лапицкий Валентин Александрович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Лапицкий Александр Валентинович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Бардушкин Владимир Валентинович
RU2330051C1
Антифрикционная композиция для покрытия узлов трения скольжения 1990
  • Хахалина Наталья Федоровна
  • Фандеева Валентина Кирилловна
  • Стасюк Валентина Ивановна
  • Строганов Виктор Федорович
  • Палант Борис Вениаминович
  • Лапидус Александр Самуилович
  • Майорова Эсфирь Ароновна
  • Ворашень Александр Мефодиевич
  • Фролова Людмила Владимировна
  • Чижов Борис Николаевич
SU1776666A1

RU 2 493 990 C1

Авторы

Колесников Владимир Иванович

Сычев Александр Павлович

Лапицкий Александр Валентинович

Колесников Игорь Владимирович

Бочкарев Николай Алексеевич

Бардушкин Владимир Валентинович

Федорчук Александр Александрович

Даты

2013-09-27Публикация

2012-02-06Подача