ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2012 года по МПК F16C17/02 F16C33/04 

Описание патента на изобретение RU2461744C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения устройств, работающих при высоких скоростях скольжения при реверсивном вращательном движении, при частых пусках и остановках.

Известна опора скольжения, содержащая втулку, рабочая поверхность которой снабжена слоем твердосмазочного материала, которая охватывает вал с углублениями, равномерно расположенными по окружности, в каждом из которых размещены вкладыши, выполненные в виде роликов из материала с высокой твердостью, имеющие возможность радиального перемещения (SU Авторское свидетельство №522351, кл. F16C 17/02, 25.07.76, Бюл. №27). Недостатком данной опоры является невозможность использования обратной пары трения (вал менее прочен, чем обойма) и неэффективная работа при частых пусках и остановках.

Изобретение решает задачу стабилизации микроструктуры поверхностных слоев трущихся поверхностей, обеспечение работы принципа положительного влияния обратной пары трения, увеличения рабочего ресурса опоры скольжения.

Для этого в опоре скольжения, содержащей втулку, вал с углублениями, равномерно расположенными по окружности поперечного сечения вала, в которых размещены вкладыши в виде роликов, согласно изобретению между проушиной и валом дополнительно установлена антифрикционная втулка, имеющая наружную и внутреннюю рабочие поверхности, а углубления в поперечном сечении имеют форму усеченных конусов, основания которых находятся в зоне трения.

На фиг.1 изображена описываемая опора скольжения, на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1.

Опора скольжения содержит проушину 1, вал 2 с конусообразными углублениями 3, в которых расположены ролики 4, и антифрикционную втулку 5 с возможностью поворота как относительно вала, так и относительно проушины.

При вращении вала 2 в начальный момент пуска процесс трения происходит по внутренней поверхности антифрикционной втулки 5, при увеличении частоты вращения ролики 4 за счет центробежной силы и конусов в углублениях 3 заклинивают антифрикционную втулку 5 и процесс трения будет происходить по ее наружной поверхности.

В предложенной опоре трения увеличение рабочего ресурса достигается за счет того, что в начальный момент пуска процесс трения происходит по внутренней поверхности антифрикционной втулки 5, а влияние отрицательного эффекта компенсируется стабилизацией микроструктуры поверхностного слоя внутренней рабочей поверхности втулки 5. За счет прижима к ней в результате действия центробежной силы роликов 4. При заклинивании роликами внутренней поверхности втулки 5 трение будет происходить по ее наружной поверхности, в результате чего будет работать положительный эффект обратной пары трения.

Особенно эффективна опора скольжения при высоких скоростях скольжения, частых пусках и остановках. Может работать при реверсивном характере трения за счет равнонаправленных конусов канавок 3.

Похожие патенты RU2461744C2

название год авторы номер документа
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ С ДВУМЯ ЗОНАМИ ТРЕНИЯ 2024
  • Серебрянский Алексей Иванович
RU2826567C1
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ 2006
  • Пинус Иосиф Яковлевич
RU2321781C1
ПОДШИПНИК КОМБИНИРОВАННЫЙ 2007
  • Пинус Иосиф Яковлевич
RU2334138C1
Сферический подшипник скольжения 1988
  • Соборов Юрий Геннадиевич
  • Дорошук Алексей Павлович
  • Даныло Ярослав Ярославович
SU1548543A1
Шарнирное соединение 1986
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Киселев Игорь Васильевич
SU1372118A1
АКСИАЛЬНО-ПЛУНЖЕРНЫЙ НАСОС 2000
  • Дзарданов Ю.А.
  • Зазулов В.И.
  • Пресняков С.И.
RU2190125C2
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Ульянов А.Г.
  • Крукович А.Р.
RU2182245C1
Втулка поршневой головки шатуна двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2751370C1
Колокольная мельница 1926
  • Эдгар Б. Саймин
SU41987A1
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ 2024
  • Серебрянский Алексей Иванович
RU2822807C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 461 744 C2

Реферат патента 2012 года ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения устройств, работающих при высоких скоростях скольжения при реверсивном вращательном движении, при частых пусках и остановках. Опора скольжения содержит антифрикционную втулку (5), имеющую внутреннюю рабочую поверхность, вал (2) с углублениями, равномерно расположенными по окружности поперечного сечения вала (2), в которых размещены вкладыши в виде роликов. Антифрикционная втулка (5) имеет дополнительную наружную рабочую поверхность. Углубления имеют форму усеченных конусов, основания которых находятся в зоне трения. Технический результат: стабилизация микроструктуры поверхностных слоев трущихся поверхностей, обеспечение работы принципа положительного влияния обратной пары трения, увеличение рабочего ресурса опоры скольжения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 461 744 C2

Опора скольжения, содержащая антифрикционную втулку, имеющую внутреннюю рабочую поверхность, вал с углублениями, равномерно расположенными по окружности поперечного сечения вала, в которых размещены вкладыши в виде роликов, отличающаяся тем, что антифрикционная втулка имеет дополнительную наружную рабочую поверхность, а углубления имеют форму усеченных конусов, основания которых находятся в зоне трения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2461744C2

Опора скольжения 1973
  • Ильин Валентин Николаевич
  • Долбежкин Александр Дмитриевич
  • Цыплаков Олег Георгиевич
  • Картузов Геннадий Ильич
SU498427A1
Опора скольжения 1974
  • Андрианов Игорь Петрович
  • Лядский Вениамин Борисович
SU522351A1
Устройство для изготовления труб с раструбами на концах 1979
  • Барц Клаус
SU958115A1
US 5145262 A, 08.08.1992
DE 4422662 A1, 04.01.1996.

RU 2 461 744 C2

Авторы

Пошарников Феликс Владимирович

Усиков Алексей Васильевич

Серебрянский Алексей Иванович

Даты

2012-09-20Публикация

2010-04-05Подача