ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2025 года по МПК F16C17/02 

Описание патента на изобретение RU2840455C1

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в узлах, имеющих подвижные сопряжения типа вал-корпус, совершающих относительное вращательное реверсивное движение с поворотом на любой угол, в том числе превышающий 360°.

Известна опора скольжения содержащая вал, антифрикционную втулку, корпус, элементы блокировки в виде пружинных шайб (SU Авторское свидетельство №1149072, кл. МПК F16C 17/02, Бюл. №13 от 07.04.85). Недостатком такой конструкции является невозможность относительного вращательного движения с поворотом на угол, превышающий 360° (из описания прототипа). В конструкции прототипа, при изменении направления вращения вала, до момента заклинивания, то есть до момента перехода процесса трения с внутренней рабочей поверхности антифрикционной втулки на наружную рабочую поверхности наоборот - будет происходить процесс реверсивного трения, что приводит к повышенному износу рабочих поверхностей из-за влияния отрицательного эффекта реверса. Так же, в прототипе, из-за наличия реверсивности трения, то есть качательного движения в каждой из зон трения (по наружной и по внутренней рабочим поверхностям антифрикционной втулки) будет происходить их повышенный локальный износ в секторах, на которые приходится максимум качательных циклов, что ведет к нарушению цилиндричности антифрикционной втулки и снижению кинематической точности опоры скольжения в целом.

Техническим результатом настоящего изобретения является гарантированное обеспечение относительного вращательного движения в опоре скольжения (типа вал-корпус) на любой угол поворота, в том числе, превышающий 360°, с сохранением кинематической точности соединения и обеспечением равномерного изнашивания рабочих трущихся поверхностей при одновременном исключении влияния отрицательного эффекта реверса.

Указанный технический результат достигается за счет того, что антифрикционная втулка выполнена с углублениями на торцевых сторонах, образующих храповые зубья, а элементы блокировки выполнены в виде упругих пружинных элементов, в количестве не менее четырех, с отогнутыми свободными пружинными концами ответные торцевым храповым зубьям антифрикционной втулки с возможностью их заклинивания, причем упругие пружинные элементы, располагаются поочередно в радиальном направлении и составляют два стопорных блока, один из которых закреплен на буртике вала, а второй закреплен на внутренней поверхности корпуса, причем направление отогнутых свободных пружинных концов, образующих храповые зубья у этих блоков противоположные.

На фиг. 1 представлена опора скольжения в разрезе в осевой плоскости, на фиг. 2 - стопорный блок упругих пружинных элементов, на фиг. 3 - антифрикционная втулка.

Опора скольжения состоит из корпуса 1, антифрикционной втулки 2 с торцевыми зубчатыми храповыми поверхностями 3, двух разнонаправленных стопорных блоков упругих пружинных элементов 4, вала 5 с буртиком 6 и углублениями 7.

Опора скольжения работает следующим образом. При вращении вала 5 относительно неподвижного корпуса 1 в одном направлении - свободные концы одного из стопорных блоков упругих пружинных элементов 4 (например, правого на фиг. 1) проскакивают относительно торцевой зубчатой храповой поверхности 3 антифрикционной втулки 2, а свободные концы другого стопорного блока упругих пружинных элементов 4 (соответственно, левого на фиг. 1) входят в зацепление с соответствующей торцевой зубчатой храповой поверхности 3 антифрикционной втулки 2 и увлекают за собой антифрикционную втулку 2, таким образом процесс трения и изнашивания происходит между наружной рабочей поверхностью антифрикционной втулки 2 и внутренней поверхностью корпуса 1. При обратном направлении вращения вала 1 - свободные концы левого стопорного блока упругих пружинных элементов 4 (фиг. 1) выходят из зацепления с соответствующей торцевой зубчатой храповой поверхностью 3 антифрикционной втулки 2, одновременно с этим свободные концы правого стопорного блока упругих пружинных элементов 4 (фиг. 1) входят в зацепление с соответствующей торцевой зубчатой храповой поверхностью 3 антифрикционной втулки 2, в результате чего происходит разблокировка левого механизма блокировки и блокировка (стопорение) правого механизма блокировки. В результате этого, антифрикционная втулка 2 фиксируется (становится неподвижной) относительно корпуса 1 и процесс трения и изнашивания будет происходить между внутренней рабочей поверхностью втулки 2 и наружной поверхностью вала 5.

Таким образом, за счет механизма блокировки, работающего по принципу храпового механизма и расположенного по всей окружности соединяемых деталей обеспечивается любой угол поворота вала относительно корпуса, в том числе, превышающий 360°, кроме того, за счет одновременной блокировки и соответствующей разблокировки противоположных стопорных блоков упругих пружинных элементов исключается влияние отрицательного эффекта реверса и обеспечивается принудительное проворачивание антифрикционной втулки и равномерное изнашивание ее наружной и внутренней рабочих поверхностей что исключает нарушение ее цилиндричности и повышает кинематическую точность опоры скольжения в целом.

Похожие патенты RU2840455C1

название год авторы номер документа
СОЕДИНЕНИЕ КАЧАЮЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ 2024
  • Серебрянский Алексей Иванович
RU2839631C1
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2020
  • Капустин Владимир Васильевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
RU2742669C1
Устройство разгрузки винтового погружного насоса и его подшипниковый узел, узел торцевых уплотнений, предохранительный узел клапанов и кулачковая муфта 2017
  • Козлов Владимир Борисович
RU2672994C1
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2024
  • Серебрянский Алексей Иванович
RU2829937C1
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1
ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 1997
  • Бондалетов В.П.
  • Заплаткин А.А.
  • Михеев С.С.
RU2138707C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ВОЛОС, ИМЕЮЩЕЕ НАБОР ИГОЛЬНЫХ КАНАЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХ РАДИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ 2018
  • Ким Бьёнг Сул
  • Ли Тае Сьонг
RU2708843C1
Аварийно-запирающееся втягивающееуСТРОйСТВО для РЕМНя бЕзОпАСНОСТиТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Конт Рейн Иоханнесович
  • Вайну Лембит Александрович
  • Мяэ Николай Иоаннович
SU839786A2
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство ремня безопасности транспортного средства 1979
  • Тедер Леонид Оскарович
  • Сакс Мартин Мартинович
  • Лаури Вайно Густавович
  • Агур Иллар Альбертович
SU931531A1
ОДНОРАЗОВЫЙ ШПРИЦ И КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОДНОКРАТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЫЧНОГО ШПРИЦА 1995
  • Шонфелд Дейвид
  • Шоэнфелд Джоэл С.
RU2127611C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 840 455 C1

Реферат патента 2025 года ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению. Опора скольжения содержит корпус, вал, антифрикционную втулку, механизм блокировки направления вращения. Антифрикционная втулка выполнена с углублениями на торцевых сторонах, образующих храповые зубья, а элементы блокировки выполнены в виде упругих пружинных элементов в количестве не менее четырех с отогнутыми свободными пружинными концами, ответными торцевым храповым зубьям антифрикционной втулки с возможностью их заклинивания. Упругие пружинные элементы располагаются поочередно в радиальном направлении и составляют два стопорных блока, один из которых закреплен на буртике вала, а второй закреплен на внутренней поверхности корпуса. Направления отогнутых свободных пружинных концов, образующих храповые зубья, у этих блоков противоположные. Достигается обеспечение относительного вращательного движения в опоре скольжения на любой угол поворота, в том числе превышающий 360°. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 840 455 C1

Опора скольжения, содержащая корпус, вал, антифрикционную втулку, механизм блокировки направления вращения, отличающаяся тем, что антифрикционная втулка выполнена с углублениями на торцевых сторонах, образующих храповые зубья, а элементы блокировки выполнены в виде упругих пружинных элементов в количестве не менее четырех с отогнутыми свободными пружинными концами, ответными торцевым храповым зубьям антифрикционной втулки с возможностью их заклинивания, причем упругие пружинные элементы располагаются поочередно в радиальном направлении и составляют два стопорных блока, один из которых закреплен на буртике вала, а второй закреплен на внутренней поверхности корпуса, причем направления отогнутых свободных пружинных концов, образующих храповые зубья, у этих блоков противоположные.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2025 года RU2840455C1

Подшипниковый узел (варианты) 2013
  • Ермилов Юрий Иванович
RU2677435C2
Опора скольжения 1989
  • Ивашов Евгений Николаевич
  • Степанчиков Сергей Валентинович
SU1732030A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1993
  • Намазбаев В.И.
  • Лысенков М.П.
RU2089760C1
Опора скольжения 1984
  • Голубев Алексей Иванович
  • Фрейдисман Григорий Маркович
SU1201573A1
CN 102597577 B, 18.02.2015
US 9422975 B2, 23.08.2016
JP 6590965 B2, 16.10.2019
DE 3609743 C2, 15.06.1989
Устройство для измерения фазовых сдвигов,вносимых взаимными четырехполюсниками 1982
  • Алексеев Сергей Васильевич
  • Луховской Сергей Николаевич
  • Потапов Виктор Иванович
  • Юдин Дмитрий Дмитриевич
SU1045156A1

RU 2 840 455 C1

Авторы

Серебрянский Алексей Иванович

Даты

2025-05-26Публикация

2024-11-07Подача