СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛОКОМОТИВОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ Российский патент 2012 года по МПК B61L3/00 B61L25/02 

Описание патента на изобретение RU2463186C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в системах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.

Известна система управления локомотивом на железнодорожной станции, содержащая контрольно-диспетчерский пункт, связанный первым радиоканалом с бортовым локомотивным устройством управления, которое через второй радиоканал связано с переносным пультом управления, переносной пульт и бортовое локомотивное устройство управления снабжены встроенными средствами обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом (US 2005125113, B61L 23/04, 09.06.05).

Известная система является наиболее близкой к изобретению по своей технической сущности и выбрана в качестве прототипа.

Известная система позволяет работникам локомотивной бригады во время нахождения их вне кабины локомотива управлять перемещением локомотива и позволяет им согласовывать свои действия с контрольно-диспетчерским пунктом. Она позволяет обмениваться с контрольно-диспетчерским пунктом документами в электронном виде, но не имеет достаточных средств контроля за соблюдением технологической дисциплины процесса выполнения работы членами локомотивной бригады во время совмещения ими прямых и дополнительных обязанностей.

В частности, система не исключает отвлечение машиниста во время управления поездом на действия, связанные с совмещением им дополнительных обязанностей, что недопустимо по условиям безопасности движения.

Этот недостаток не позволяет разрешить участвовать машинисту в приемке грузов и составлении поезда, особенно, когда он не имеет помощника.

Это обстоятельство снижает экономическую эффективность работы железнодорожного транспорта, так как приводит к необходимости расширения штата работников.

Технический результат изобретения заключается в расширении функциональных возможностей системы управления локомотивом на железнодорожной станции, позволяющих локомотивной бригаде совмещать свои основные функции с функциями смежных по общему технологическому процессу работников других профессий без ущерба для безопасности движения.

Технический результат достигается тем, что в систему управления локомотивом на железнодорожной станции, содержащую связанные радиоканалами контрольно-диспетчерский пункт, бортовое локомотивное устройство управления и переносный пульт управления, переносной пульт управления и бортовое локомотивное устройство управления снабжены встроенными средствами обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом, согласно изобретению введены индивидуальные переносные электронные модули машиниста и помощника машиниста, переносной пульт управления снабжен интерфейсами контактного соединения с бортовым локомотивным устройством управления, с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста и интерфейсами подключения к встроенным средствам обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом бортового локомотивного устройства управления, принтеру, сканеру, электронному элементу памяти технологических документов и видеоаудиоустройствам, бортовое локомотивное устройство управления снабжено интерфейсами контактного соединения с переносным пультом управления и с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста, интерфейсами подключения принтера, сканера и электронного элемента памяти технологических документов, которые подключены к его встроенному средству обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом.

На чертеже приведена схема системы управления локомотивом на железнодорожной станции.

Система управления локомотивом на железнодорожной станции содержит контрольно-диспетчерский пункт 1, связанный через первый радиоканал 2 с бортовым локомотивным устройством 3 управления, которое через второй радиоканал 4 связано с переносным пультом 5 управления, переносной пульт 5 управления и бортовое локомотивное устройство 3 управления снабжены соответственно встроенными средствами 6 и 7 обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом, индивидуальные переносные электронные модули 10 и 12 соответственно машиниста и помощника машиниста, в бортовом локомотивном устройстве 3 управления к встроенному средству 7 обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом подключены интерфейс 8 контактного соединения с переносным пультом 5 управления, интерфейс 9 контактного соединения с индивидуальными переносными электронными модулями 10, 12 машиниста и помощника машиниста и интерфейсы 13, 14, 15 подключения соответственно принтера, сканера и электронного элемента памяти технологических документов (на чертеже не показаны), переносной пульт 5 управления содержит интерфейс 16 контактного соединения с бортовым локомотивным устройством 3 управления, интерфейсы 17 и 18 соединения соответственно с индивидуальным переносным электронным модулем 10 машиниста и с индивидуальным переносным электронным модулем 12 помощника машиниста и интерфейсы 19, 20, 21 и 22 подключения соответственно принтера, сканера, электронного элемента памяти технологических документов и видеоаудиоустройствам (на фигуре не показаны), блок 23 памяти, радиомодуль 24 с внешней антенной 25, графический дисплей 26 и блок 27 ручного ввода информации от пользователя, связанные через межмодульный интерфейс 28 с микропроцессором 29, автономный батарейный источник 30 питания и контроллер 31 связи с интерфейсами 19, 20, 21, 22. Наличие второго радиоканала 4 и комплементарных интерфейсов 8 контактного соединения с переносным пультом 5 управления и 16 контактного соединения с бортовым локомотивным устройством 3 управления обеспечивает наличие связи бортового локомотивного устройства 3 управления с переносным пультом 5 управления в режимах контактного и дистанционного соединения через радиоканал 4.

Система управления локомотивом на железнодорожной станции работает следующим образом.

Контрольно-диспетчерский пункт 1 связан через первый радиоканал 2, обеспечивающий связь на дальние расстояния (например, канал транкинговой или спутниковой связи) с удаленными от этого диспетчерского пункта станциями, бортовое локомотивное устройство 3 управления, выполняет функции промежуточного пункта связи, контроля и поддержания технологической дисциплины, а второй радиоканал 4 обеспечивает связь бортового локомотивного устройства 3 управления с переносным пультом 5 управления.

До начала движения или во время движения из контрольно-диспетчерского пункта 1 через первый радиоканал 2 записывают технологическую информацию, которая содержит перечень индивидуально разрешенных машинисту и помощнику машиниста технологических операций, в индивидуальные переносные электронные модули 10 машиниста и 12 помощника машиниста.

Взаимодействие между всеми устройствами и участниками технологических процессов, использующих устройства системы, производится с соблюдением режимов защиты от несанкционированного доступа известными методами криптографии, аутентификации и авторизации (например, US 2005075764, B60R 25/00, 07.04.05). Взаимная настройка бортового локомотивного устройства 3 управления и переносного пульта 5 управления для возможности совместной работы производится во время контактного подключения их друг к другу через интерфейсы 8 и 16.

Наличие или отсутствие подключения индивидуальных переносных электронных модулей 10 и 12 к системе определяет настройку этих блоков на соответствующий технологический алгоритм работы (возможные варианты, соответствующие составу локомотивной бригады и характеру выполняемой работы, приведены в таблице). Если модули 10 и 12 не подключены ни к одному из блоков системы, действия системы блокируются. Из таблицы видно, что сохранение требуемого уровня безопасности при использовании системы обеспечивается за счет соответствия режимов управления локомотивом составу и квалификации операторов и исключением возможности отвлечения работников локомотивной бригады на выполнение посторонних функций, если они заняты управлением движением поезда. Разрешение перехода от управления поездом к выполнению других функций требует согласования от руководителя из контрольно-диспетчерского пункта 1. В процессе согласования индивидуальные переносные электронные модули 10 и/или 12 подключаются к бортовому локомотивному устройству 3 управления для изменения настройки блоков системы командами из контрольно-диспетчерского пункта 1. После изменения настройки бортовое локомотивное устройство 3 управления во взаимодействии с переносным пультом 5 управления поддерживает участие машиниста и/или его помощника в работе по формированию состава и приемке грузов. Это может быть выдача и получение электронных или печатных накладных и подписей, двусторонняя передача и прием аудио- и текстовых файлов и фотовидеофайлов с изображением участников и результатов работы и поясняющих графических изображений.

Таблица Локомотивное устройство Мобильный блок Набор разрешенных функций МП нет Управление поездом в два лица из кабины локомотива М нет Управление поездом в одно лицо из кабины локомотива М П Управление поездом одним машинистом из кабины локомотива Помощник свободен для выполнения работ по формированию состава и приемке грузов П нет Управление поездом (возможно ограниченное по разрешенным функциям) одним помощником из кабины локомотива П М Управление поездом (возможно ограниченное по разрешенным функциям) одним помощником из кабины локомотива. Машинист свободен для выполнения работ по формированию состава и приемке грузов М
Помощника у машиниста нет
нет Управление поездом в одно лицо из кабины локомотива
Помощника у машиниста нет М Дистанционное управление поездом одним машинистом с переносного пульта Помощника у машиниста нет М
(после фиксации в центре окончания управления локомотивом и получения из центра разрешения выполнения работ по формированию состава и приемке грузов)
Отсутствие возможности перемещения локомотива до получения нового разрешения из центра. Машинист свободен для выполнения работ по формированию состава и приемке грузов. В переносном пульте 5 управления включены интерфейсы 19, 20, 21, 22 подключения соответственно принтера, сканера, электронного элемента памяти и технологических документов, связи с внешними видеоаудиоустройствами системы, в бортовом локомотивном устройстве 3 управления включены интерфейсы 13, 14, 15, подключения соответственно принтера, сканера, электронного элемента памяти и технологических документов

Варианты функционирования системы приведены в Таблице. Буквами М и П обозначено подключение к соответствующим блокам системы индивидуальных переносных электронных модулей 10 машиниста и 12 помощника машиниста (если помощник есть).

Все разрешения от контрольно-диспетчерского пункта 1 действуют в течение ограниченного времени.

Изобретение обеспечивает расширение функциональных возможностей системы путем предоставления работникам локомотивной бригады дополнительных возможностей по совмещению своих основных функций с функциями смежных по общему технологическому процессу работников других профессий без ущерба для безопасности движения.

Похожие патенты RU2463186C1

название год авторы номер документа
БЕЗОПАСНЫЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМПЛЕКС 2011
  • Висков Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Коровин Александр Сергеевич
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Масалов Геннадий Дмитриевич
  • Сафронов Алексей Юрьевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
  • Гришаев Сергей Юрьевич
  • Гриньков Евгений Александрович
RU2475396C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ 2012
  • Баклажков Руслан Владиславович
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Семушкин Валерий Иванович
  • Ходакевич Алексей Николаевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2519317C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧЕЙ СООБЩЕНИЙ ПО ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2010
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Ададуров Сергей Евгеньевич
  • Иванов Михаил Тимофеевич
  • Вериго Александр Михайлович
  • Розенберг Ефим Наумович
RU2432284C1
ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА РАДИОСВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2014
  • Алмазян Каринэ Кареновна
  • Васильев Олег Константинович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Завилишин Дмитрий Константинович
  • Слюняев Александр Николаевич
RU2546143C1
СИСТЕМА МАНЕВРОВОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ (МАЛС) 2008
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Савицкий Александр Григорьевич
  • Смагин Юрий Сергеевич
  • Кузнецов Александр Борисович
  • Паршиков Александр Викторович
  • Паршикова Ольга Викторовна
  • Баранов Сергей Анатольевич
  • Родяков Алексей Юрьевич
  • Бушуев Александр Владимирович
RU2369509C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (СКТД) 2005
  • Шаров Виктор Александрович
  • Шабалин Николай Григорьевич
  • Лакин Игорь Капитонович
  • Зайцев Андрей Викторович
  • Захаров Роман Георгиевич
  • Невоструев Николай Виссарионович
  • Прибылов Сергей Михайлович
  • Шмаков Александр Викторович
RU2307041C1
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ ПРИ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ 2008
  • Якунин Владимир Иванович
  • Тони Олег Вильямсович
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Зиннер Владимир Иванович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Иванов Михаил Тимофеевич
RU2387564C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ ПРИ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ 2013
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Ляшенко Сергей Иванович
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Стальнова Ирина Владимировна
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2541585C2
Система интервального регулирования движения поездов 2020
  • Куваев Сергей Иванович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Мурин Сергей Анатольевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Рубанов Алексей Юрьевич
  • Фомин Сергей Александрович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2746629C1
УНИФИЦИРОВАННЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СИСТЕМЫ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2009
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Зорин Василий Иванович
  • Шухина Елена Евгеньевна
  • Алабушев Иван Игоревич
  • Новиков Вячеслав Геннадьевич
  • Козлов Михаил Анатольевич
RU2405702C1

Реферат патента 2012 года СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛОКОМОТИВОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к системам железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Система содержит связанные радиоканалами контрольно-диспетчерский пункт, бортовое локомотивное устройство управления и переносной пульт управления. Переносной пульт управления и бортовое локомотивное устройство управления снабжены встроенными средствами обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом. В систему введены индивидуальные переносные электронные модули машиниста и помощника машиниста. Переносной пульт управления снабжен интерфейсами контактного соединения с бортовым локомотивным устройством управления, с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста и интерфейсами подключения к встроенным средствам обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом бортового локомотивного устройства управления, принтеру, сканеру, электронному элементу памяти технологических документов и видеоаудиоустройствам. Бортовое локомотивное устройство управления снабжено интерфейсами контактного соединения с переносным пультом управления и с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста, интерфейсами подключения принтера, сканера и электронного элемента памяти технологических документов, которые подключены к его встроенному средству обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом. Достигается расширение функциональных возможностей системы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 463 186 C1

Система управления локомотивом на железнодорожной станции, содержащая связанные радиоканалами контрольно-диспетчерский пункт, бортовое локомотивное устройство управления и переносной пульт управления, переносной пульт управления и бортовое локомотивное устройство управления снабжены встроенными средствами обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом, отличающаяся тем, что в нее введены индивидуальные переносные электронные модули машиниста и помощника машиниста, переносной пульт управления снабжен интерфейсами контактного соединения с бортовым локомотивным устройством управления, с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста и интерфейсами подключения к встроенным средствам обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом бортового локомотивного устройства управления, принтеру, сканеру, электронному элементу памяти технологических документов и видео-, аудиоустройствам, бортовое локомотивное устройство управления снабжено интерфейсами контактного соединения с переносным пультом управления и с индивидуальными переносными электронными модулями машиниста и помощника машиниста, интерфейсами подключения принтера, сканера и электронного элемента памяти технологических документов, которые подключены к его встроенному средству обеспечения авторизированного доступа к управлению поездом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2463186C1

Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1
JP 8091220 A, 09.04.1996
КОМПЛЕКС БОРТОВЫХ СРЕДСТВ ЦИФРОВОЙ СВЯЗИ 2006
  • Кейстович Александр Владимирович
  • Шавин Петр Борисович
  • Комяков Алексей Владимирович
RU2319304C2

RU 2 463 186 C1

Авторы

Миронов Владимир Сергеевич

Раков Виктор Викторович

Розенберг Ефим Наумович

Шаров Виктор Александрович

Шаронов Евгений Алексеевич

Даты

2012-10-10Публикация

2011-06-14Подача