Область техники
Изобретение относится к газовозу, в частности к газовозу для перевозки природного газа (газа СПГ), сжиженного при низкой температуре и хранящегося в сферических танках типа Мосс.
Уровень техники
Газовозы, предназначенные для перевозки природного газа (газа СПГ), сжиженного при низкой температуре и хранящегося в сферических танках типа Мосс, известны из уровня техники. Один из примеров раскрыт в патентном документе 1.
Также следует отметить, что в последние годы появились газовозы, у которых верхние половины сферических танков, выстроенных на судне в направлении нос-корма, закрыты общим сплошным кожухом (см. источник 2).
Упоминаемые патентные документы
Документ 1: японская рассмотренная заявка на изобретение, публикация №"Неi" 5-49519.
Документ 2: японский перевод международной заявки РСТ, публикация №2005-521589.
Сущность изобретения
Постановка задачи
У раскрытого в документе 2 газовоза верхняя палуба расположена ниже, чем у обычных судов. Между тем, именно на верхнюю палубу подают забортный трап (бортовую сходню), установленный на причале, к которому швартуется судно для проведения погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому на некоторых причалах может не удастся подать забортный трап на верхнюю палубу из-за слишком низкого ее расположения.
Настоящее изобретение предложено для решения вышеописанной проблемы. Оно направлено на создание такого газовоза, на который можно подать любой забортный трап, используемый на причале, к которому данный газовоз предписан пришвартовываться, даже несмотря на низкое расположение верхней палубы.
Решение задачи
В рамках решения поставленной задачи в изобретении предложены следующие средства.
Предложен газовоз, содержащий группу сферических танков для сжиженного газа, установленных по линии корма-нос и прикрепленных к каркасу посредством цилиндрических юбок, и по меньшей мере один кожух для танков, закрывающий верхние половины сферических танков и проходящий в направлении корма-нос и направлении ширины судна, причем над верхней палубой, расположенной между боковой поверхностью указанного кожуха и бортовой обшивкой, предусмотрен помост, на который с причала, к которому газовоз швартуется для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подают забортный трап, установленный на этом причале.
В соответствии с заявляемым газовозом забортный трап, установленный на причале, подают на верхнюю поверхность помоста. Поэтому, даже если верхняя палуба расположена низко, на газовоз можно будет подать забортный трап, имеющийся на причале, а следовательно, будет обеспечена возможность адаптации этого забортного трапа, установленного на причале.
Согласно предпочтительному варианту изобретения, помост проходит без разрывов от передней поверхности рубки к переднему концу боковой поверхности указанного кожуха.
В заявляемом газовозе электропроводка, маслопровод, водопровод, трубопровод для сжатого воздуха, пожарная магистраль и прочие коммуникации, обычно размещаемые в пространстве под верхней палубой (например, в пространстве, ограниченном опорной палубой, верхней палубой, продольной переборкой и боковой обшивкой), могут быть размещены в открытом пространстве под площадкой для хождения (т.е. пространстве, образованном между площадкой для хождения и верхней палубой).
Это облегчает проведение работ по осмотру и обслуживанию указанных электропроводки, маслопровода, водопровода, трубопровода для сжатого воздуха, пожарной магистрали и прочих коммуникаций, а следовательно, повышает ремонтопригодность судна.
Согласно предпочтительному варианту изобретения, помост предусмотрен лишь на части длины между передней поверхностью рубки и передним концом боковой поверхности указанного кожуха, в пределах зоны, выполненной с возможностью приема забортного трапа.
В соответствии с этим вариантом газовоза помост выполняют только в той части, где это необходимо, например только в средней по длине части кожуха.
В этом случае становится возможным снизить вес каркаса и стоимость работ по изготовлению и установке помоста.
Согласно предпочтительному варианту изобретения, высота Н (м), показывающая расстояние от днища до верхней поверхности помоста, на 2 м и более превышает высоту D (м), показывающую расстояние от днища до верхней поверхности верхней палубы, но не превышает 40 м, что позволяет подавать любой забортный трап, используемый на причалах, к которым предписано пришвартовываться газовозу.
Понятие "причалы, к которым предписано пришвартовываться газовозу" относится как к причалам, к которым предписано пришвартовываться данному газовозу и которые уже введены в эксплуатацию, так и к новым причалам, к которым вследствие каких-либо изменений будет предписано пришвартовываться данному газовозу, уже введенному в эксплуатацию.
В соответствии с этим вариантом газовоза, вертикальная протяженность от днища до верхней поверхности помоста (или высота между верхней поверхностью верхней палубы и верхней поверхностью помоста) такова, что на верхнюю поверхность помоста, которая располагается в пределах маневренности забортного трапа, становится возможным подать забортный трап, установленный на причалах, к которым судну предписано пришвартовываться. Поэтому, даже если верхняя палуба расположена низко, подавать можно будет любые забортные трапы, имеющиеся на причалах, к которым предписано пришвартовываться судну, а следовательно, будет обеспечена возможность адаптации этих забортных трапов, установленных на причалах.
Технический результат, обеспечиваемый изобретением
Технический результат, обеспечиваемый заявленным газовозом, заключается в возможности приема любых забортных трапов, установленных на причалах, к которым предписано пришвартовываться этому газовозу, даже несмотря на недостаточно высокое расположение его верхней палубы.
Краткое описание чертежей
Фиг.1А изображает с правого борта газовоз, соответствующий первому варианту изобретения.
Фиг.1В сверху изображает газовоз, соответствующий первому варианту изобретения.
Фиг.2 представляет собой сечение, показанное в направлении стрелок II-II, изображенных на фиг.1А.
Фиг.3A представляет собой сечение газовоза, соответствующего первому варианту изобретения, показанное в направлении стрелок А-А, изображенных на фиг.1А.
Фиг.3В представляет собой сечение газовоза, соответствующего первому варианту изобретения, показанное в направлении стрелок B-B, изображенных на фиг.1A.
Фиг.4 представляет собой сечение, показанное в направлении стрелок IV-IV, изображенных на фиг.1A.
Фиг.5A изображает с правого борта газовоз, соответствующий второму варианту изобретения.
Фиг.5B сверху изображает газовоз, соответствующий второму варианту изобретения.
Описание вариантов изобретения
Ниже со ссылкой на фиг.1A-4 описан первый вариант заявленного газовоза.
Фиг.1A и фиг.1B изображают заявленный газовоз по первому варианту изобретения, соответственно, с правого борта и сверху. Фиг.2 представляет собой сечение, показанное в направлении изображенных на фиг.1А стрелок II-II. Фиг.3A и 3B также изображают заявленный газовоз по первому варианту изобретения. Фиг.3A представляет собой сечение, показанное в направлении изображенных на фиг.1A стрелок A-A, тогда как фиг.3B представляет собой сечение, показанное в направлении изображенных на фиг.1A стрелок B-B. Фиг.4 представляет собой сечение, показанное в направлении изображенных на фиг.1A стрелок IV-IV.
Как следует из фиг.1А, фиг.1B и фиг.3A, газовоз 1, соответствующий данному варианту изобретения (т.е. варианту, относящемуся к "танкеру для СПГ"), представляет собой судно, оснащенное, например, четырьмя алюминиевыми сферическими танками 2 (также называемыми "танками типа Мосс"). Танки 2 предназначены для хранения сжиженного газа (природного газа, сжиженного при низкой температуре).
На фиг.2 показано, что каждый из сферических танков 2 опирается своей нижней частью на каркас 5 и удерживается на нем при помощи цилиндрической юбки 3, верхняя часть которой прикреплена к танку 2 в его экваториальной части, а нижняя - к опорной палубе 4. Говоря более подробно, вес танков 2 передается на каркас 5 посредством юбок 3.
Как видно на фиг.1A, фиг.1B и фиг.2, верхние половины танков 2 соединены своими нижними участками с верхней палубой 6 и закрыты общим сплошным кожухом 7, проходящим как в направлении корма-нос, так и в направлении ширины судна. Между кожухом 7 и верхней палубой 6 нет подвижного соединения, т.е. кожух 7 танка имеет жесткую конструкцию. Говоря более подробно, кожух 7, подобно каркасу 5, образует конструкцию, обеспечивающую газовозу продольную жесткость, отвечающую требованиям Классификационного Общества (т.е. жесткость к изгибающему усилию и сдвигающему усилию, действующему в направлении нос- корма (в продольном направлении) и обусловленному собственным весом, бортовым грузом и силой волн).
Номерами 8 и 9 на фиг.2 обозначены, соответственно, продольная переборка и бортовая обшивка.
Как видно на фиг.1A-4, в нижней части каркаса 5 предусмотрена группа балластных танков 10 (семнадцать в данном варианте изобретения), распределенных как в направлении нос-корма, так и в направлении ширины судна.
Балластные танки 10, за исключением танка, ближайшего к носу, расположены таким образом, что их верхние части размещаются по периферии сферического танка 2 и окружают собой верхнюю сторону нижней части этого сферического танка 2, при этом их нижние части проходят в направлении нос-корма вдоль бортовой обшивки 9 и днища 11 (днищевой обшивки) каркаса 5.
Как показано на фиг.1A, фиг.1B, фиг.2 и фиг.4, на правом и левом борту газовоза 1, соответствующего данному варианту изобретения, предусмотрен помост 20 (проход), идущий вдоль обшивки 9.
Этот помост 20 служит в качестве зоны приема забортного трапа (бортовой сходни), установленного на причале (не показан), к которому судно швартуется для проведения погрузочно-разгрузочных работ, а также в качестве прохода, по которому могут ходить члены экипажа, портовые рабочие и прочий персонал.
Как видно на фиг.2 и фиг.4, помост 20 включает в себя площадку 21 для хождения, простирающуюся в наружном направлении от боковой поверхности 7a кожуха 7, и группу опорных элементов 22, которые проходят вертикально вверх от верхней палубы 6 (или диагонально вверх от боковой поверхности 7a кожуха 7 танка) и снизу подпирают указанную площадку 21.
Как следует из фиг.1A и фиг.1B, помост 20 проходит вдоль соответствующей бортовой обшивки от передней поверхности рубки 23 (бытового помещения) к переднему концу боковой поверхности 7a кожуха 7. Кроме того, к каждому из обоих концов площадки 21 для хождения (т.е. левому концу и правому концу, показанным на фиг.1A и фиг.1B) прикреплены соответствующие трапы (не показаны), позволяющие людям спускаться на верхнюю палубу 6 с площадки 21 или подниматься на площадку 21 с верхней палубы 6.
Высота Н (м), т.е. вертикальная протяженность, показывающая расстояние от днища 11 до верхней поверхности площадки 21 для хождения, на 2 м и более превышает высоту D (м), показывающую расстояние от днища 11 до верхней поверхности верхней палубы 6, но не превышает 40 м, что позволяет подавать любой забортный трап, используемый на причалах, к которым предписано пришвартовываться газовозу (введенным в эксплуатацию).
Согласно данному варианту заявленного газовоза 1, забортный трап подают на верхнюю поверхность помоста 20, расположенного в пределах маневренности трапов, установленных на тех причалах, к которым предписано пришвартовываться газовозу. Поэтому, даже если верхняя палуба расположена низко, подавать можно будет любые забортные трапы, имеющиеся на причалах, к которым предписано пришвартовываться газовозу, а следовательно, будет обеспечена возможность адаптации этих забортных трапов, установленных на причалах.
Поскольку швартовочные средства расположены, как и в случае обычного судна, на верхней палубе 6, которая находится ниже площадки 21 для хождения, то швартовочные средства не выступают над верхней поверхностью площадки 21, что улучшает условия ходьбы по этой площадке 21.
Единый сплошной кожух 7, закрывающий верхние половины всех сферических танков 2, жестко соединен с каркасом 5 и обеспечивает газовозу, подобно его каркасу 5, продольную жесткость, отвечающую требованиям Классификационного Общества. Это позволяет уменьшить ширину каркаса на 2-4%, снизить его прочность и вес, что, в свою очередь, улучшает ходовые характеристики газовоза и снижает расход материалов (например, стали) на постройку каркаса 5, а с ним и стоимость постройки.
Далее, как показано на фиг.2, верхняя часть балластного танка 10 размещена по периферии сферического танка 2 и окружает собой верхнюю сторону нижней части сферического танка 2, что позволяет использовать верхние части балластных танков 10 как часть цилиндрических юбок 3, удерживающих сферические танки 2. Это позволяет снизить расход материалов на постройку юбок 3, а с ним и общую стоимость постройки.
Выше описан вариант изобретения, согласно которому задний конец помоста 20 проходит к передней поверхности рубки 23. Однако настоящее изобретение не ограничивается этим вариантом, и помост 20 может быть проходить своим задним концом, например, к боковой поверхности рубки 23.
Помост 20 своим задним концом проходит через гидроизолированную дверь (не показана) в рубку 23 на высоте некоторого уровня (например, уровня второй палубы), что позволяет с удобством выходить из рубки 23 на помост 20 и заходить обратно.
В предпочтительном случае электропроводка, маслопровод, водопровод, трубопровод для сжатого воздуха, пожарная магистраль и прочие коммуникации, обычно размещаемые в пространстве под верхней палубой 6 (т.е. пространстве, ограниченном опорной палубой 4, верхней палубой 6, продольной переборкой 8 и боковой обшивкой 9), размещены в открытом пространстве под площадкой 21 для хождения (т.е. пространстве, образованном между верхней палубой 6 и площадкой 21 для хождения).
Это облегчает проведение работ по осмотру и обслуживанию указанных электропроводки, маслопровода, водопровода, трубопровода для сжатого воздуха, пожарной магистрали и прочих коммуникаций, а следовательно, повышает ремонтопригодность судна.
Ниже со ссылкой на фиг.5A и фиг.5B описан второй вариант заявляемого газовоза.
Фиг.5A и фиг.5B с правого борта и сверху изображают газовоз, соответствующий указанному варианту изобретения.
Как видно на фиг.5А и фиг.5В, газовоз 31, соответствующий данному варианту изобретения, отличается от первого варианта тем, что используемый в нем помост 20 имеет минимально допустимую длину. В отношении других элементов данный вариант не отличается от первого, поэтому соответствующее описание этих элементов опускается.
На фиг.5А и фиг.5B показано, что помост 20 в данном варианте изобретения предусмотрен только в средней по длине части кожуха 7 (направление корма-нос: поперечное направление, см. фиг.5А и фиг.5B), а именно только в зонах боковой поверхности 7a кожуха 7, находящихся с обеих сторон от второго сферического танка (в данной заявке "танк №2") и третьего сферического танка (в данной заявке "танк №3"), считая со стороны носа.
Таким образом, на газовозе 31, соответствующем данному варианту изобретения, помост 20 предусмотрен, согласно имеющейся необходимости, лишь в зонах боковых поверхностей 7а кожуха 7, расположенных с обеих сторон танка №2, и в зонах боковых поверхностей 7а кожуха 7, расположенных с обеих сторон танка №3. Поэтому увеличение веса каркаса и стоимости производства, обусловленное установкой такого помоста 20, составляет всего около половины аналогичных величин для первого варианта изобретения. Соответственно, стоимость работ по установке такого помоста 20 равна примерно половине аналогичной стоимости для первого варианта изобретения.
Забортный трап подают на верхнюю поверхность помоста 20, расположенного в пределах маневренности трапа, используемого на тех причалах, к которым предписано пришвартовываться газовозу. Поэтому, даже если верхняя палуба 6 расположена низко, на газовоз можно будет подавать любые забортные трапы, используемые на причалах, к которым предписано пришвартовываться газовозу, а следовательно, будет обеспечена возможность адаптации забортных трапов, установленных на этих причалах.
Кроме того, поскольку швартовочные средства расположены, как и в случае обычного судна, на верхней палубе 6, которая находится ниже площадки 21 для хождения (см. фиг.2 и фиг.4), то швартовочные средства не выступают над верхней поверхностью площадки 21, что улучшает условия ходьбы по ней.
Единый сплошной кожух 7, покрывающий верхние половины всех сферических танков 2, жестко соединен с каркасом 5 и обеспечивает этому каркасу продольную жесткость, отвечающую требованиям Классификационного Общества, то же самое относится к каркасу 5. Это позволяет уменьшить ширину каркаса на 2-4%, снизить его прочность и вес, что, в свою очередь, улучшает ходовые характеристики газовоза и снижает расход материалов (например, стали) на постройку каркаса 5, а с ним и всю стоимость постройки.
Далее, как видно на фиг.2, верхняя часть балластного танка 10 располагается вдоль периферии сферического танка 2 и окружает верхнюю сторону нижней части сферического танка 2, что позволяет использовать верхние части балластных танков 10 как части цилиндрических юбок 3, удерживающих сферические танки 2. В результате, становится возможным снизить расход материалов на изготовление юбок 3, а с ним и общую стоимость постройки.
Настоящее изобретение не ограничивается вышеописанными вариантами осуществления. В него по необходимости можно вносить различные изменения, не изменяющие техническую сущность и не выходящие за пределы правовой охраны. Например, в варианте, показанном на фиг.2, внутренняя периферическая поверхность цилиндрической юбки 3 и стеночная часть 12 (часть стенки, проходящая по периферии сферического танка 2, см. фиг.2), образующая (представляющая собой) верхнюю часть балластного танка 10, могут лежать в одной плоскости, и тогда юбка 3 и стеночная часть 12 могут быть выполнены в виде единого элемента.
Кроме того, несмотря на то что выше были представлены варианты, относящиеся к судну, у которого верхние половины четырех сферических танков 2 накрыты одним сплошным кожухом 7, проходящим как в направлении корма-нос, так и в направлении ширины судна, настоящее изобретение не ограничивается этими вариантами и применимо к судну, у которого каждый из четырех танков 2 снабжен собственным кожухом.
Далее, согласно указанному второму варианту изобретения, на судне имеется в общей сложности четыре помоста 20, расположенные следующим образом: по одному помосту 20 предусмотрено в зонах боковых поверхностей 7a кожуха 7, расположенных с обеих сторон танка №2, и по одному помосту 20 предусмотрено в зонах боковых поверхностей 7a кожуха 7, расположенных с обеих сторон танка №3. Однако настоящее изобретение не ограничивается такой конструкцией. Число помостов 20 и их места (положения) можно выбирать сообразно забортным трапам, используемым на причалах, к которым данному судну предписано пришвартовываться. Это значит, что может быть предусмотрено в общей сложности два помоста 20, по одному на каждую боковую поверхность 7a кожуха 7, расположенную с обеих сторон, например, танка №2 или танка №3. Либо же может быть предусмотрено в общей сложности шесть и более помостов, т.е. по три или более помостов на каждую из боковых поверхностей 7a кожуха 7, расположенных с обеих сторон танка №2 и танка №3. Наконец, помосты 20 могут быть предусмотрены на боковых поверхностях 7a навеса 7, расположенных с обеих сторон танка №1 (первый сферический танк со стороны носа) или танка №4 (четвертый сферический танк со стороны носа), но не танков №2 и №3.
Номера позиций
1 - газовоз
2 - сферический танк
3 - цилиндрическая юбка
5 - каркас
6 - верхняя палуба
7 - кожух для танков
7а - боковая поверхность
9 - бортовая обшивка
11 - днище
20 - помост
31 - газовоз
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТАНК СУДНА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286910C1 |
ТАНК СУДНА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286912C1 |
ЛЕЕР-ТРАП ДЛЯ МАЛОМЕРНОГО СУДНА | 2008 |
|
RU2373102C1 |
ГРУЗОВОЙ ТАНК СУДНА ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ | 2005 |
|
RU2286913C1 |
МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО | 2007 |
|
RU2368530C2 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286911C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286905C1 |
КОРПУС ТАНКЕРА ЛЕДОВОГО КЛАССА (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286908C1 |
Изобретение относится к газовозу, предназначенному для перевозки природного сжиженного газа в сферических танках типа Мосс. Газовоз (1) содержит группу сферических танков (2), установленных по линии корма-нос и прикрепленных к каркасу (5) посредством цилиндрических юбок. По меньшей мере, имеется один кожух (7) для танков, закрывающий верхние половины сферических танков (2) и проходящий в направлении корма-нос и направлении ширины судна. Над верхней палубой (6), расположенной между боковой поверхностью (7а) кожуха (7) и бортовой обшивкой (9), предусмотрен помост (20), на который с причала подают забортный трап. Обеспечивается возможность приема любых забортных трапов, установленных на причалах, несмотря на низкое расположение верхней палубы газовоза. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Газовоз, содержащий группу сферических танков для сжиженного газа, установленных по линии корма-нос и прикрепленных к каркасу посредством цилиндрических юбок, по меньшей мере один кожух для танков, закрывающий верхние половины сферических танков и проходящий в направлении корма-нос и направлении ширины судна, причем над верхней палубой, расположенной между боковой поверхностью указанного кожуха и бортовой обшивкой, предусмотрен помост, на который с причала, к которому газовоз швартуется для проведения погрузочно-разгрузочных работ, подают забортный трап, установленный на этом причале.
2. Газовоз по п.1, в котором помост проходит без разрывов от передней поверхности рубки к переднему концу боковой поверхности указанного кожуха.
3. Газовоз по п.1, в котором помост предусмотрен лишь на части длины между передней поверхностью рубки и передним концом боковой поверхности указанного кожуха в пределах зоны, выполненной с возможностью приема забортного трапа.
4. Газовоз по любому из пп.1-3, в котором высота Н (м), показывающая расстояние от днища до верхней поверхности помоста, на 2 м и более превышает высоту D (м), показывающую расстояние от днища до верхней поверхности верхней палубы, но не превышает 40 м, что позволяет подавать любой забортный трап, используемый на причалах, к которым предписано пришвартовываться газовозу.
JP 2005521589 А, 21.07.2005 | |||
АДГЕЗИОМЕТР | 1970 |
|
SU453617A1 |
WO 9947869 A1, 23.09.1999 | |||
Самонесущий танк для перевозкиКРиОгЕННОй жидКОСТи HA МОРСКиХ СудАХ | 1976 |
|
SU822749A3 |
Мост для сообщения причала с палубой судна | 1987 |
|
SU1452744A1 |
Авторы
Даты
2012-10-10—Публикация
2009-06-03—Подача