СПОСОБ ОБВОДНЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА, ПРИМЕНЯЕМОГО В ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ НА ОБЛЕДЕНЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2012 года по МПК G01N33/22 B01F3/08 

Описание патента на изобретение RU2467325C1

Изобретение относится к области авиации в части приготовления реактивного топлива с заданным содержанием воды для летных сертификационных испытаний на обледенение топливных систем летательных аппаратов и может быть использовано для контроля за количественными критериями обводненности реактивного топлива, обеспечивающими повышение достоверности испытания и работоспособности топливной системы при содержании в топливе количества растворенной и свободной воды, охлажденной до наиболее критической с точки зрения обледенения температуры при испытании в полете.

Известны отечественные "Нормы летной годности гражданских самолетов" -рекомендательный циркуляр Авиационных правил РЦ-АП25 ТС, в которых п.25.951(с) требует, чтобы каждая топливная система самолета с газотурбинными двигателями была способна длительно работать во всем диапазоне расходов и давлений с топливом, содержащим максимально возможное в ожидаемых условиях эксплуатации количество растворенной и свободной воды, охлажденной до наиболее критической с точки зрения обледенения температуры, которые могут встретиться в эксплуатации. В рекомендательном циркуляре РЦ-АП25 ТС нормируются параметры температуры, массовой доли воды в топливе и подлежат установлению соответствия исследуемых значений в топливе допустимому уровню массовой доли воды в топливе.

Известен метод К.Фишера определения фактически общей воды в массе % к топливу при заданной температуре. До начала обводнения методом К.Фишера или гидрид-кальциевым методом определяют исходное общее содержание воды в пробе топлива. Известен способ получения дисперсных систем в реактивных топливах, содержащий смешение в литровой емкости топлива с водой в соотношении 4:1, затем отстаивание и отделение дисперсной фазы на границе топливо-вода для определения влияния дисперсных систем в реактивном топливе на топливную аппаратуру (Патент RU №2183019, 2000 г.). Однако этот способ дает возможность проверять только физико-химические свойства и химический состав дисперсной фазы с адсорбционными смолами реактивных топлив и служит для контроля качества состояния топлив, находящихся на длительном хранении.

Близким по технической сущности и взятым за прототип является способ получения дисперсных систем в реактивных топливах на основании смешивания топлива с водой и прокачки полученной смеси по замкнутому контуру на модельной установке, имитирующей работу топливного насоса авиационного объекта. Объем исходного топлива 40 л (Бедрик Б.Г., Радкевич Т.Ф., Голубушкин В.Н. «Исследование особенностей применения авиационных топлив с противодокристаллизационными жидкостями». Тезисы доклада на Всесоюзной научно-технической конференции. Киев, 1981 г.). Недостатком известного способа является получение дисперсных систем только в объеме 40 л топлива для исследования отрицательного воздействия на модельную установку топливной аппаратуры с ограниченным объемом топлива с добавленной в него адсорбционной смолой.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении достоверности испытаний и работоспособности топливной системы при содержании в топливе требуемого количества растворенной и свободной воды, охлажденной до наиболее критической с точки зрения обледенения температуры в полете, за счет получения устойчивой, равномерно распределенной во всем объеме заправщика водотопливной эмульсии и повышения точности определения количественных критериев обводненности топлива: массовой доли и дисперсности воды реактивного топлива.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе обводнения реактивного топлива, применяемого в летных испытаниях на обледенение топливной системы летательного аппарата (ЛА), включающем операции смешивания навески реактивного топлива с заданным количеством воды, прокачку полученной смеси по замкнутому контуру в течение заданного времени до получения концентрата водотопливной эмульсии, производят двухэтапное обводнение топлива:

на первом этапе обводнения в бачок эмульгатора емкостью 40-50 л заливают топливо из топливозаправщика на 80-90% объема эмульгатора, в прокачиваемый поток топлива вводят воду с расходом 0,2-0,3 л/мин, количеством воды, определенным предварительным расчетом для обводнения топлива в топливозаправщике, далее прокачку насосом продолжают в течение времени:

Т=10 мин/л×Vв+20, мин

по круговому контуру в эмульгаторе до получения мелкодисперсной водотопливной эмульсии с размером глобул-капель воды 5-8 мкм, для чего предварительно вычисляют требуемый объем воды - Vв, которую необходимо ввести в топливо заправщика для получения в испытании на обледенение топливной системы в полете требуемой обводненности топлива, по следующей зависимости:

Vв=Vm×℘m×(Сзад.-Сисх.)/100×℘в,

где величину показателя требуемого объема воды - Vв, л, вычисляют в функции от объема топлива в заправленном топливозаправщике - Vm, л, плотности топлива - ℘m, кг/л, заданной массовой доли воды в топливе - Сзад., %, исходной массовой доли воды в топливе - Сисх.,%, плотности воды - ℘в.

Затем на втором этапе обводнения начинают прокачку всего объема топлива в теплоизолированном топливозаправщике по круговому контуру заправщика с расходом 200-300 л/мин топлива в течение 5-10 мин. Вводят в прокачиваемое насосом топливо эмульсию из эмульгатора с расходом 10 л/мин. Прокачка топлива с мелкодисперсной водотопливной эмульсией продолжается в течение времени, необходимого для одноразовой прокачки всей смеси через насос, получая в топливозаправщике устойчивую, сохраняющуюся в течение 6-8 ч смесь топлива с равномерно распределенной во всем объеме заправщика мелкодисперсной водотопливной эмульсией. Отбирают пробы топлива из заправщика, определяют массовую долю содержания и дисперсности в них воды, сравнивают с допустимыми значениями: Сн2о - 0,011-0,009%, d - 9,0-10 мкм при положительной температуре, приведенными в рекомендательном циркуляре РЦ-АП25 ТС. В случае соответствия обводненное топливо нагревают до температуры 27°С и заправляют в летательный аппарат для выполнения испытательного полета. Затем по результатам летных испытаний делают заключение о соответствии топливной системы ЛА Нормам летной годности гражданских самолетов «НЛГС».

Таким образом повышается достоверность испытаний и работоспособность топливной системы при содержании в топливе количества растворенной и свободной воды, охлажденной до наиболее критической с точки зрения обледенения температуры в полете, за счет получения устойчивой, равномерно распределенной во всем объеме заправщика водотопливной эмульсии и повышения точности определения количественных критериев обводненности топлива: массовой доли и дисперсности воды в топливе.

Экспериментальные данные, полученные при осуществлении способа, подтверждают эти выводы и обеспечили испытания топливных систем самолета Ил-82 на обледенение.

Предлагаемый способ поясняется чертежами, на которых изображено следующее.

На фиг.1 представлена блок-схема установки для приготовления обводненного топлива. Установка включает следующие основные элементы: топливозаправщик 1, основной насос 2, бачок-эмульгатор 3 с насосом 4, трехпозиционный кран 5, систему измерения температуры топлива, а также систему соединительных трубопроводов.

На фиг.2 и 3 приведены графики изменения во времени массовой доли Сн2o% содержания и дисперсности d, мкм, воды в среднем слое 6 и в нижнем слое 7 топлива при положительной температуре в топливозаправщике.

На фиг.4 приведены графики зависимости времени выпадения кристаллов льда от температуры обводняемого топлива и заданной массовой доли содержания воды в топливе в топливозаправщике для Сн2o%=0,03%; 0,02%; 0,01%.

Способ обводнения реактивного топлива, применяемого в летных испытаниях на обледенение топливной системы летательного аппарата, осуществляется следующим образом.

На фиг.1 представлена блок-схема установки для приготовления обводненного топлива. До начала обводнения методом Фишера или гидрид-кальциевым методом определяют исходное общее содержание воды в пробе топлива, отобранной из заправщика 1, и исходную массовую долю воды Сисх. в топливе, обеспечивающем испытательный полет.

Далее определяют количество воды, которое необходимо ввести в топливо заправщика, для получения в испытании на обледенение топливной системы в полете требуемой обводненности топлива по следующей зависимости:

Vв=Vm×℘m×(Сзад.-Сисх.)/100×℘в,

где величину показателя требуемого объема воды - Vв, л, вычисляют в функции от объема топлива в заправленном топливозаправщике - Vm, л, плотности топлива - ℘m, г/л, заданной массовой доли воды в топливе - Сзад., %, исходной массовой доли воды в топливе - Сисх., %, плотности воды - ℘в.

Как вариант, используют реактивное топливо марки ТС-1.

Производят двухэтапное обводнение.

Первый этап обводнения начинают с заливки в бачок эмульгатора 3 (обычно емкостью 40-50 л) на 80-90% объема топлива из заправщика (1) с последующей прокачкой топлива по круговому контуру: бачок-насос-бачок с помощью насоса (4) эмульгатора (3), в качестве которого используют электроприводной центробежный насос с двумя режимами работы, которые периодически используются при прокачке.

В прокачиваемый поток топлива в эмульгаторе вводят определенное расчетом количество воды Vв с расходом 0,2-0,3 л/мин, далее прокачку в эмульгаторе продолжают в течение времени, определяемого по формуле:

Т=10Vв+20, мин,

где Т - время прокачки водотопливной смеси, мин;

Vв - требуемый объем воды, введенной в эмульгатор, л;

10 мин/л, 20 мин - экспериментальные параметры насоса.

При таком режиме прокачки обеспечивают получение мелкодисперсной водно-топливной смеси топлива с размером глобул-капель воды 5-8 мкм.

На втором этапе обводнения начинают прокачку по круговому контуру топлива в заправщике 1 с расходом 200-300 л/мин в течение 5-10 мин, после чего в поток прокачиваемого топлива вводится водотопливная эмульсия из эмульгатора 3 с расходом 10 л/мин через трехпозиционный кран 5.

Для этого давление за насосом 2 заправщика 1 понижают относительно давления, установившегося за насосом 4 эмульгатора 3. Прокачка топлива с введенной водотопливной эмульсией продолжается в течение времени, необходимого для одноразовой прокачки всей смеси заправщика через насос 2.

Пример.

Для выполнения испытательного полета самолета требуется приготовить 3000 л топлива с содержанием воды 0,01% (массы) в виде мелкодисперсной водотопливной эмульсии. Начальное содержание воды в топливе 0% (массы).

Расчетный объем топлива Vm в заправщике 3000 л.

1. Расчет приготовления мелкодисперстной водотопливной эмульсии в эмульгаторе.

Для обводнения определяют требуемый объем воды, вводимой в эмульгатор, для получения требуемого количества мелкодисперсной водотопливной эмульсии 0,01% (массы).

- Рассчитывают объем воды Vв по формуле (1) с учетом следующих параметров:

плотность топлива - ℘m=0,78 кг/л,

заданная массовая доля воды в топливе - Сзад.=0,01%,

исходная массовая доля воды в топливе - Сисх.=0%,

плотность воды - ℘в=1 кг/л,

объем топлива в эмульгаторе Vт=45 л.

Vв=3000×0,78(0,01-0)/100×1=0,25 л.

- Рассчитывают время ввода воды в эмульгатор по формуле (2):

Тввода=10×0,25+20=22,5 мин.

- Определяют суммарный объем топлива с водой в эмульгаторе:

Vm+Vв=45,25 л.

- Затем определяют скорость прокачки топлива с водой в эмульгаторе для условий десятиразовой циркуляции: 45,25 л/22,5 мин=2,01 л/мин.

2. Расчет приготовления мелкодисперсной водотопливной эмульсии в заправщике - второй этап.

Время циркуляции топлива в заправщике 10 мин.

Расход циркулирующего топлива в заправщике 3000 л/10 мин=300 л/мин.

Определение времени введения мелкодисперсной водотопливной эмульсии из эмульгатора в заправщик:

Т=45,25 л/10 л/мин=4,52 мин.

Определение общего времени циркуляции топлива с введенной мелкодисперсной водотопливной эмульсией в заправщике:

Т=3045,25 л/300 л/мин=10,15 мин.

Отбирают пробы топлива ТС-1 из заправщика для определения массовой доли содержания и дисперсности в них воды. В случае соответствия этих показателей заданным граничным величинам обводненное топливо нагревается до 27°С и заправляется в летательный аппарат для выполнения испытательного полета.

Экспериментальные данные, полученные при осуществлении способа, представлены на фиг.2 и 3, на которых приведены графики изменения во времени массовой доли содержания и дисперсности воды в топливе при положительной температуре, для чего определяют изменения по времени массовой доли содержания воды до 0,01% в топливе при температуре 10°С, размеры d, мкм, глобул-капель воды, изменение по времени дисперсного состава воды с массовой долей до долей 0,01% в топливе при температуре 10°С в среднем 6 и нижнем 7 слоях топлива в топливозаправщике, приведены в таблице 1.

Таблица 1 Т°С 10°С 10°С 10°С t, ч 0-8 8-12 12-24 36-44 Сн2o, % 0,012 0,008 0,007 0,0065 для среднего слоя топлива в топливе 0,011 0,007 0,006 0,0051 для нижнего слоя топлива d, мкм 9,0 15 25-15 10 для среднего слоя топлива глобул
воды
10 25 34-45 65 для нижнего слоя

В случае охлаждения обводненного топлива до отрицательной температуры не менее минус 12°С вода в топливе сразу находится в виде капель, которые с течением времени превращаются в кристаллы льда. Время до выпадения кристаллов льда в зависимости от температуры обводненного топлива и заданной массовой доли содержания воды в топливе определяют из графиков в соответствии с фиг.4. При температуре минус 12°С и менее кристаллы льда выпадают сразу в топливозаправщике, приведены в таблице 2.

Таблица 2 С% воды Т°С -5°С -10°C -12°С÷-15°С t ч t ч t ч 0,03% 3 1,5 0 0,02% 3,7 1,7 0 0,01% 5,2 2,7 0

Таким образом, экспериментальные данные, полученные при осуществлении способа, а именно устойчивую в течение 6-8 ч, равномерно распределенную во всем объеме заправщика водотопливную эмульсию, дисперсность и массовую долю воды в топливе, не превышающую приведенной в рекомендательном циркуляре РЦ-АП25 ТС величины 0,025% при температуре 27°С в наземных испытаниях, подтверждают эти выводы и обеспечили испытания топливных систем самолета Ил-82 на обледенение.

Похожие патенты RU2467325C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2020
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Круть Валентина Васильевна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Береснева Екатерина Викторовна
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2731690C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВОДОТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ 2012
  • Поляков Александр Алексеевич
  • Полякова Эвелина Александровна
  • Федорова Татьяна Леонидовна
RU2498846C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИТНОГО ТОПЛИВА 2018
  • Поляков Александр Алексеевич
  • Полякова Эвелина Александровна
  • Семёнов Александр Владимирович
  • Семёнов Вадим Александрович
  • Бородкин Алексей Георгиевич
RU2676488C1
ЗАЩИТА ЖИДКИХ ТОПЛИВ 2011
  • Мартин Дэвид Уилльям
  • Поссельт Дитмар
  • Эттер Гюнтер
  • Кифер Маттиас
RU2577854C2
Устройство для приготовления водотопливной эмульсии 2016
  • Катин Виктор Дмитриевич
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Вольхин Игорь Владимирович
RU2621332C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИТНОЙ ЭМУЛЬСИИ ТОПЛИВА 2016
  • Пятков Владимир Трофимович
  • Иванов Вадим Андреевич
RU2620606C1
Способ контроля стабильности состава водотопливной эмульсии 1990
  • Астанский Юрий Львович
SU1805314A1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Биглер В.И.
  • Сенько Ю.Е.
RU2196902C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ В РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВАХ 2000
  • Бурмистров О.А.
  • Крушинский Ю.И.
  • Орешенков А.В.
RU2183019C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ 2002
  • Бех Н.И.
  • Борисова И.М.
  • Гольдберг Ю.М.
  • Горлов Е.Г.
  • Давид У.Р.-А.
RU2213767C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 467 325 C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОБВОДНЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА, ПРИМЕНЯЕМОГО В ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ НА ОБЛЕДЕНЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к приготовлению реактивного топлива с заданным содержанием воды для летных сертификационных испытаний на обледенение топливной системы летательных аппаратов. Способ заключается в том, что производят двухэтапное обводнение: на первом этапе смешивают в бачке эмульгатора емкостью 40-50 л ограниченный объем топлива со всем количеством воды, рассчитанным для расхода на обводнение топлива в топливозаправщике, прокачивают по круговому контуру в эмульгаторе до получения мелкодисперсной смеси воды с топливом с размером глобул-капель воды 5-8 мкм, для чего предварительно вычисляют требуемый объем воды - Vв, которую необходимо ввести в топливо заправщика для получения в испытании на обледенение топливной системы в полете требуемой обводненности топлива, по следующей зависимости: VB=Vm×℘m×(Сзад.-Сисх.)/100×℘в, где величину показателя требуемого объема воды - Vв вычисляют в функции от объема топлива в заправленном топливозаправщике - Vm, л, плотности топлива - ℘m, г/л, заданной массовой доли воды в топливе - Сзад., %, исходной массовой доли воды в топливе - Сисх., %, плотности воды - ℘в. На втором этапе производят прокачку всего объема топлива в теплоизолированном топливозаправщике по круговому контуру заправщика с вводом в прокачиваемое топливо мелкодисперсной смеси из эмульгатора. Получают в топливозаправщике устойчивую, сохраняющуюся в течение 6-8 ч, равномерно распределенную во всем объеме заправщика водотопливную эмульсию, обеспечивающую испытательный полет. Определяют дисперсность и массовую долю воды, сравнивают с допустимым значением массовой доли воды в топливе при положительной температуре 27°С, приведенным в рекомендательном циркуляре РЦ-АП25 ТС, а в используемом заправщике обеспечивают нагрев обводненного топлива, приготовленного для испытаний, до требуемой температуры. Затем по результатам летных испытаний делают заключение о соответствии топливной системы ЛА Нормам летной годности гражданских самолетов. Достигается повышение достоверности испытаний и работоспособности топливной системы. 2 табл., 4 ил.

Формула изобретения RU 2 467 325 C1

Способ обводнения реактивного топлива, применяемого в летных испытаниях на обледенение топливной системы летательного аппарата (ЛА), включающий операции смешивания навески реактивного топлива с заданным количеством воды, прокачку полученной смеси по замкнутому контуру в течение заданного времени до получения концентрата водотопливной эмульсии, отличающийся тем, что производят двухэтапное обводнение топлива: на первом этапе обводнения в бачок эмульгатора, емкостью 40-50 л, заливают топливо из топливозаправщика на 80-90% объема эмульгатора, в прокачиваемый поток топлива вводят воду, количество которой предварительно рассчитано для обводнения топлива в топливозаправщике, с расходом 0,2-0,3 л/мин, далее прокачку продолжают в течение времени: Т=10 мин/л×Vв+20, мин, по круговому контуру в эмульгаторе до получения мелкодисперсной водотопливной эмульсии с размером глобул-капель воды 5-8 мкм, для чего предварительно вычисляют требуемый объем воды - VВ, который необходимо ввести в топливо заправщика для получения в испытании на обледенение топливной системы в полете требуемой обводненности топлива, по следующей зависимости:
Vв=Vm×℘m×(Сзадисх)/100×℘в,
где величину показателя требуемого объема воды VВ вычисляют в функции от объема топлива в заправленном топливозаправщике Vm, л, плотности топлива ℘m, г/л, заданной массовой доли воды в топливе Сзад, %, исходной массовой доли воды в топливе Сисх, %; плотности воды ℘в;
затем во втором этапе обводнения начинают прокачку всего объема топлива в теплоизолированном топливозаправщике по круговому контуру заправщика с расходом 200-300 л/мин топлива в течение 5-10 мин, после чего вводят в прокачиваемое насосом топливо эмульсию из эмульгатора с расходом 10 л/мин, прокачка топлива с мелкодисперсной водотопливной эмульсией продолжается в течение времени, необходимого для одноразовой прокачки всей смеси через насос, получая в топливозаправщике устойчивую, сохраняющуюся в течение 6-8 ч равномерно распределенной во всем объеме заправщика мелкодисперсную водотопливную эмульсию, отбирают пробы топлива из заправщика, определяют массовую долю содержания и дисперсности в них воды, сравнивают с допустимыми значениями: d 9,0-10 мкм при положительной температуре 10°С, в случае соответствия обводненное топливо нагревается до температуры 27°С и заправляется в летательный аппарат для выполнения испытательного полета.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2467325C1

БЕНДРИК Б.Г
и др
Исследование особенностей применения авиационных топлив с противодокристаллизационными жидкостями
Тезисы доклада на всесоюзной научно-технической конференции
- Киев, 1981
МНОГОФАЗНАЯ ЭМУЛЬСИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ 1998
  • Эрсилио Ривас
RU2141996C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1997
  • Жарченков Ю.Н.
  • Мишин А.И.
  • Попов А.С.
RU2131534C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ В РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВАХ 2000
  • Бурмистров О.А.
  • Крушинский Ю.И.
  • Орешенков А.В.
RU2183019C1
СПОСОБ ЭМУЛЬГИРОВАНИЯ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Власов Андрей Вячеславович
  • Ефремова Татьяна Александровна
  • Власов Вячеслав Викторович
RU2357789C2
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СТАБИЛЬНЫХ ЭМУЛЬСИОННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ СМЕСЕЙ 2002
  • Болотов Н.А.
  • Болотов Д.Н.
RU2219223C2
US 6347884 B1, 19.02.2002.

RU 2 467 325 C1

Авторы

Котерев Владислав Алексеевич

Трифонова Ольга Анатольевна

Фролкина Людмила Вениаминовна

Даты

2012-11-20Публикация

2011-05-06Подача