ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ Российский патент 2013 года по МПК F01L1/32 F01L1/38 F01L3/06 

Описание патента на изобретение RU2472009C1

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях двигателей внутреннего сгорания.

Известен газораспределительный механизм двухтактного дизеля 14Д40, используемого на тепловозах М62 (см. кн. Тепловоз М62. М.: Транспорт, 1977 г., стр.31, рис.9). Такой газораспределительный механизм состоит из четырех выхлопных клапанов на каждый цилиндр и расположен в головках цилиндров, снабженных седлами. Клапаны садятся на запрессованные в головку стальные седла. Седла представляют собой цилиндрические втулки и в рабочей зоне, где они контактируют с головкой клапана, имеют наклонную поверхность такую же, какую и головка клапана. Клапаны расположены на пути движения газов и понятно, что оказывают им известное сопротивление. В то же время клапаны, а, следовательно и их седла работают в очень тяжелых температурных условиях в области порядка 300-800°С. Более того, зона контакта головки клапана с седлом должна иметь высокую точность сопряжения, необходимую для работоспособности камеры сгорания дизеля. Однако такая точность в практике нарушается за счет того, что головка клапана и седло практически постоянно сопрягаются между собой в одном и том же месте, не имея возможности поддерживать точность сопряжения контактных поверхностей. Анализируя вышеизложенное, видно, что вопросы повышения надежности и работоспособности газораспределительных механизмов дизелей в настоящее время являются весьма актуальными.

Известен также механизм газораспределения ДВС, описанный в патенте RU 2316655. У такого механизма головки и стержни клапанов снабжены вертикально расположенными в их продольной плоскости каналами, сопряженными с поперечными отверстиями, выполненными в стержнях, через которые и проходят газы при работе ДВС. Несмотря на свою эффективность использования и этот газораспределительный механизм не позволяет сохранить точность сопряжения головок клапанов с их седлами по той же причине, которая указана в аналоге.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение надежности газораспределительных механизмов ДВС за счет создания условий по точности сопряжения головки клапанов и их седел.

Поставленная цель достигается тем, что поперечно расположенные отверстия стержней выполнены дугообразными и имеют по своей длине переменное сечение такое, что больший их диаметр сопряжен с вертикально расположенными каналами стержней, а меньший находится в зоне контакта его с направляющими втулками клапанов, причем упомянутые вертикально расположенные каналы стержней также имеют переменное сечение, плавно переходящее от цилиндрической к части однополостного гиперболоида.

На чертежах фиг.1 показана часть клапана в разрезе, а на фиг.2 - его вид по стрелке А в сечении ВВ.

Газораспределительный механизм ДВС состоит из головки 1 и стержня 2 клапана. Головка клапана 1 контактирует с седлом 3, жестко закрепленным в крышке цилиндров 4 двигателя, а стержень клапана 2 подвижно расположен в направляющей втулке 5, также жестко закрепленной в крышке цилиндров 4. Крышка цилиндров 4 снабжена полостью 6, связанной с выхлопным коллектором двигателя. В нижней части клапана, образованной головкой 1, выполнена полость 7 в виде однополостного гиперболоида, которая сопряжена с каналом 8 стержня клапана 2, имеющим цилиндрическую форму. Канал 8 стержня клапана 2 соединен с дугообразными отверстиями 9, выполненными в стенке стержня клапана 2.

Работает газораспределительный механизм следующим образом, предполагая, что он установлен, например, на двухтактном дизеле, описанном в аналоге, и выполняет функции по выпуску отработанных газов в атмосферу. В закрытом положении клапана, когда поршень дизеля совершает рабочий ход (на чертежах поршень не показан, но работа дизеля подробно описана в прототипе), головка 1 клапана плотно прижата к седлу 3, тем самым исключая проход сжимаемых поршнем газов в полость 6, связанную с выхлопным коллектором двигателя. Такое положение показано на фиг.1. В то же время часть газов попадает и в полость 7, а следовательно, в канал 8 и отверстия 9, но истекать из них в полость 6 не может, так как дугообразные отверстия 9 прикрыты направляющей втулкой 5. После завершения рабочего хода поршнем и выполнения им режима выхлопа отработанных газов клапан открывается по стрелке А и между его головкой 1 и седлом 3 образуется необходимый зазор, через который отработанные газы попадают в полость 6, а следовательно, и в выхлопной коллектор, истекая в атмосферу. Одновременно выхлопные газы проходят по стрелке С головки 1 клапана, увеличивают свою скорость и давление в полости 7 за счет выполнения ее в виде однополостного гиперболоида, затем проходят через канал 8 стержня клапана 2, попадают в дугообразное отверстия 9, еще больше увеличивая свою скорость за счет разницы их диаметра, и попадает в полость 6 выхлопного коллектора, так как они будут располагаться ниже торцевой части направляющей втулки 5. В этом случае отработанные газы, истекая в полость 6 по стрелкам Е, создадут вращающий момент Мкр, направленный по стрелке F, который и провернет в этом направлении клапан на некоторый угол. Такой поворот клапана позволит изменить положение точек соприкосновения головки 1 клапана и седла 3. После того как клапан закроется и примет положение, показанное на фиг.1, дугообразные отверстия 9 перекрываются направляющей втулкой 5 и поэтому газы попасть в полость 6 выхлопного коллектора не могут. Далее в процессе работы клапан будет постоянно получать угловые повороты в режимах выхлопа дизеля, тем самым «обновляя» контактные поверхности головки 1 клапана и его седла, что позволит постоянно поддерживать плотность их соединения, которая была получена притиркой при изготовлении указанной кинематической пары на предприятиях изготовления или ремонта дизеля. Более того, за счет наличия пустотелых полостей, выполненных в клапане (позиции 7, 8 и 9), термонапряженность его будет более низкой, так как последние окажут существенное влияние на повышение его теплопроводности.

Технико-экономическая эффективность предложенного технического решения в сравнении с известными конструкциями очевидна, так как повышается надежность и эффективность использования кинематической пары клапан-седло.

Похожие патенты RU2472009C1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зубарев Олег Владимирович
  • Морозов Сергей Александрович
RU2343295C1
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2397335C1
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
  • Родионова Марина Александровна
  • Степанищев Василий Александрович
RU2567482C2
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВС 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
  • Родионова Марина Александровна
RU2493378C2
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зубарев Олег Владимирович
  • Морозов Сергей Александрович
RU2341663C1
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2390638C1
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2403408C1
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
  • Родионова Марина Александровна
  • Степанищев Василий Александрович
RU2562328C1
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 2010
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
  • Рожкова Юлия Александровна
RU2433283C1
МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2397336C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 472 009 C1

Реферат патента 2013 года ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Газораспределительный механизм ДВС содержит клапаны с головками и стержнями, подвижно расположенными в направляющих втулках головки блока цилиндров ДВС. В стержнях выполнены продольные вертикально расположенные каналы и поперечно расположенные отверстия. Поперечно расположенные отверстия выполнены дугообразными и имеют по своей длине переменное сечение. Большие диаметры отверстий сопряжены с вертикально расположенными каналами, а меньшие диаметры находятся в зоне контакта с направляющими втулками клапанов. Вертикально расположенные каналы стержней имеют переменное сечение, плавно переходящее от цилиндрического к части однополостного гиперболоида. Технический результат заключается в повышении надежности газораспределительных механизмов ДВС. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 472 009 C1

Газораспределительный механизм, содержащий клапаны с головками и стержнями, с продольными и поперечными каналами и отверстиями, подвижно расположенными в направляющих втулках головки цилиндров двигателя, отличающийся тем, что поперечно расположенные отверстия стержней выполнены дугообразными и имеют по своей длине переменное сечение такое, что больший их диаметр сопряжен с вертикально расположенными каналами стержней, а меньший находится в зоне контакта его с направляющими втулками клапанов, причем упомянутые вертикально расположенные каналы стержней также имеют переменное сечение, плавно переходящее от цилиндрического к части однополостного гиперболоида.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2472009C1

МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 2006
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Сираев Роман Олегович
RU2316655C1
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Пивоваров Олег Андреевич
RU2390638C1
Выпускной клапан двигателя внутреннего сгорания 1974
  • Карл Кюн
  • Жан-Клод Буке
SU718022A3
Клапанный механизм 1990
  • Горелик Геннадий Бенцианович
  • Лунин Сергей Валентинович
  • Андрюшкин Алексей Владимирович
SU1710789A1
EP 0897059 A2, 17.02.1999
Инъектор карпульный 2023
  • Девятых Александр Валерьевич
  • Девятых Роман Александрович
RU2819704C1
JP 59047581 A, 17.03.1984.

RU 2 472 009 C1

Авторы

Сливинский Евгений Васильевич

Савин Леонид Алексеевич

Пивоваров Олег Андреевич

Плохих Сергей Алексеевич

Даты

2013-01-10Публикация

2011-05-05Подача