Изобретение относится к области медицины, психотерапии, коррекционной и медицинской психологии и может быть использовано в неврологической практике при лечении психических травм, неврозов, посттравматических стрессовых расстройств, а именно для лечения пограничных психических расстройств (шифр медицинских заболеваний - F.40 - F.48.9) и синдрома зависимости (F.1x.2) при психических и поведенческих расстройствах вследствие употребления психоактивных веществ (ПАВ).
В последние десятилетия, в связи с развитием психотерапии и расширением сферы ее применения при лечении больных с различными заболеваниями, прежде всего пограничными психическими расстройствами, психосоматозами и синдромами зависимости от ПАВ, все острее встает проблема повышения интенсивности, экономичности и эффективности психотерапевтических воздействий.
В психотерапии и практической психологии широкую известность получило НЛП (нейролингвистическое программирование).
Например, известен «Способ организации онтологического процесса в психотерапии» по патенту РФ №2372109, А61М 21/00,2008.
Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психотерапии и психологии. Во время первого аналитического цикла проводят сбор анамнеза, осуществляют исследование психической и психосоматической наследственности, затем проводит анализ и децентрацию сформировавшегося Я-образа и проводят коррекцию системы ценностных ориентаций, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией.
Известный способ не обеспечивает достаточно высоких результатов оказания психологической помощи, поскольку в основной степени зависит от наличия психологического контакта пациента с врачом.
В представленном изобретении использован раздел НЛП, относящийся к так называемым паттернам движения глаз. Основоположники НЛП Р.Бендлер и Д.Гриндер соотнесли внутреннюю обработку информации в соответствии с определенными движениями глаз, разделив ее на визуальную, аудиальную и кинестетическую. Каждый человек имеет свою преобладающую систему восприятия и переработки информации, и, определив эту систему для каждого конкретного человека, можно изменять психическое и эмоциональное восприятие тех или иных факторов воздействия на человека.
В ходе наших исследований было выяснено, что терапия с помощью движений глаз оказывает лечебное воздействие не только на последствия психотравмы, с ее помощью можно проводить лечение зависимых форм поведения, депрессий, панических расстройств, проводить личностно-реконструктивную терапию, лечить заикание и оказывать помощь больным с различными ППР. В результате наших исследований была расширена сфера применения терапии с помощью движений глаз, она приобрела новые возможности, поэтому ей было присвоено название «ЕМТ» (от англ. «Eyes-moving therapy») или «ЕМ-терапия». В основе техники положен естественный процесс следящих движений глаз (саккад), активизирующих внутренний, присущий природе нервной системы механизм переработки травматических воспоминаний.
Применение и совершенствование аудиовизуальных технических средств создает новые возможности для решения этих задач.
Результат от использования представленного решения может быть выражен в повышении эффективности оказания помощи пациентам за счет минимизации зависимости достижения цели от личности психолога и взаимодействия пациента с визуальными образами, сформированными на мониторе с учетом особенностей анамнеза пациента.
Дополнительным результатом от использования предлагаемого способа лечения является возможность лечения нескольких пациентов одновременно, а также снятие с психотерапевта достаточно большого объема психоэмоциональных и физических нагрузок.
Указанные результаты достигаются следующим образом.
Способ лечения психических травм (вариант 1) включает проведение сеансов наблюдения за движущимся объектом в течение 30-50 мин с использованием визуальной модели, выполненной в виде движущегося по полю экрана элемента. При этом движение осуществляется в заданном порядке. Линии движения расположены на трех из четырех квадрантах квадратной фигуры, разделенной горизонтальной и вертикальной линиями, и их диагоналях. Для первого варианта при визуальной репрезентативной системе для пограничных расстройств для правшей движение элемента на экране осуществляется в верхнем правом и обоих нижних квадрантах. Для левшей движение элемента на экране осуществляется в верхнем левом и обоих нижних квадрантах.
Для первого варианта при визуальной репрезентативной системе для зависимых форм поведения для правшей движение элемента на экране осуществляется в верхнем правом и обоих нижних квадрантах. Для левшей движение элемента на экране осуществляется в верхнем левом и обоих нижних квадрантах.
Для первого варианта при репрезентативной кинестетической системе для правшей движение элемента на экране осуществляется в обоих верхних и левом нижнем квадрантах. Для левшей движение элемента на экране осуществляется в обоих верхних и правом нижнем квадрантах.
При этом движущийся элемент выполняется контрастным по отношению к цвету поля экрана. Поле экрана выполнено монохромным статическим или изменяющимся с переходом одного цвета в другой. Количество сеансов должно быть не менее 10 с периодичностью 1 сеанс в 2-3 дня.
Способ лечения психических травм (вариант 2) включает проведение сеансов наблюдения за движущимся объектом в течение 30-50 мин с использованием визуальной модели, выполненной в виде движущегося по полю экрана элемента. При этом движение осуществляется в заданном порядке. Линии движения расположены по трем сторонам периметра квадратной фигуры, его вертикальной оси и диагоналям.
Для второго варианта при аудиальной репрезентативной системе для правшей движение элемента по периметру осуществляется по верхней, левой и нижней сторонам. Для левшей движение элемента по периметру осуществляется по верхней, правой и нижней сторонам. Движущийся элемент выполнен контрастным по отношению к цвету поля экрана. Поле экрана выполнено монохромным статическим или изменяющимся с переходом одного цвета в другой. Количество сеансов должно быть не менее 10 с периодичностью 1 сеанс в 2-3 дня.
Данная визуальная модель представляет собой созданное с помощью компьютерного программного обеспечения (графических и видеографических редакторов) изображение, состоящее из фона и движущегося на этом фоне по заданной траектории графического образа.
Фон может быть одноцветным, с учетом предполагаемого психического состояния пациента. Например, красный фон повышает внимание, чувство напряжения, зеленый, желтый успокаивает, серый или черный - нейтральные цвета. Кроме того, фон может быть многоцветным, как уже сказано, с целью повышения эмоционального воздействия на психическое состояние пациента и, как следствие, на конечный результат лечения.
Фон может быть статичным, т.е. не меняющимся, может быть переливающимся (переходящим из одного цвета в другой). Может быть мозаично-меняющимся, т.е. состоящим из множества цветовых составляющих, постоянно изменяющих цвет. Данное цветовое воздействие оказывает диссоциативное воздействие на психику пациента, что позволяет усилить психотерапевтический эффект лечения.
Графический образ представляет собой 2-мерное изображение, двигающееся поверх фона. Он может быть произвольной формы, приятной глазу. Графический образ должен выделяться по цвету от фона, чтобы пациент мог фиксировать на нем свое внимание.
Представленный способ лечения психических травм включает определение репрезентативной системы пациента, а именно той сферы, в которой находятся те чувства, подлежащие психокоррекции. В терапевтической сессии с применением способа используют основной принцип - сосредоточение (фиксация) больного на визуальных, и (или) аудиальных, и (или) тактильных (в том числе осязательных и обонятельных) эмоционально значимых компонентах травмирующих воспоминаний, или, в случае работы с зависимыми формами поведения - на переживаниях, связанных с употреблением ПАВ, и непрерывное движение глаз в строго определенной последовательности.
Траектория движения данного графического объекта зависит от выявленной репрезентативной системы, в которой находится психоэмоциональное переживание, а также исходя из того, кем является клиент, правшой или левшой. В случае, если пациент является левшой, траектория движения графического объекта должна быть зеркальной от траектории движения правши. Схемы движения графического объекта представлены на чертежах.
На фиг.1а и 1b представлены схемы траекторий совокупных движений графического объекта, используемые при визуальной репрезентативной системе для пограничных расстройств по варианту 1, соответственно для правшей и левшей.
На фиг.2а и 2b представлены схемы траекторий совокупных движений графического объекта, используемые при визуальной репрезентативной системе для зависимых форм поведения по варианту 1, соответственно для правшей и левшей.
На фиг.3а и 3b представлены схемы траекторий совокупных движений графического объекта, используемые при аудиальной репрезентативной системе по варианту 2, соответственно для правшей и левшей.
На фиг.4а и 4b представлены схемы траекторий совокупных движений графического объекта, используемые при кинестетической репрезентативной системе по варианту 2, соответственно для правшей и левшей.
Способ лечения психических расстройств по представленному изобретению включает следующие этапы.
1. Определение репрезентативной системы переживаний
2. Фокусировка
3. Фиксация
4. Анализ
На протяжении всей процедуры контролируют эмоциональное состояние пациента. Кроме этого происходят психосоматическая оценка влияния эмоций и устранение негативных ощущений.
На этапе определения репрезентативной системы значимых переживаний, которая происходит при первой явке пациента к психотерапевту, посредством проведения опроса и сбора анамнеза пациента определяют ведущую репрезентативную систему, в которой находятся негативные эмоционально значимые переживания пациента. Система может быть визуальной (то есть находиться в области представлений, связанных с образами) и (или) аудиальной (связанной со звуками) и (или) кинестетической (тактильной) (в том числе осязательная и обонятельная). Кроме того, необходимо определить правшой или левшой является пациент, так как у левши движения глаз является «зеркальными» по отношению к движениям глаз правши, соответственно от этого зависит и вид терапевтической программы, подбираемой для пациента. На данном этапе происходит выбор терапевтической программы.
На этапе фокусировки пациенту помогают определить «ключевой момент» значимого переживания.
«Ключевые моменты» на протяжении всей жизни создаются памятью человека (так называемые «ключевые моменты» воспоминаний). Если человек вспоминает какую-нибудь часть своей жизни, то в памяти всплывают только определенные воспоминания. Например, если вспоминает детство, то не думает обо всем периоде детства, начиная с момента «осознавания самого себя» и заканчивая выпускным вечером в школе. Человек вспоминает определенный момент, причем то, что появляется в самый первый момент памяти, может показаться не совсем значимым, но вызывающим какие-либо чувства, И уже от этого стартового воспоминания начинает «раскручиваться» целая цепочка последующих воспоминаний. Именно такие воспоминания называют «ключевыми моментами». Эти воспоминания могут быть как приятными, так и неприятными. Причем, если «ключевой момент» неприятен, то и вся оценка последующих переживаний будет неприятной, соответственно и оценка данного жизненного периода будет отрицательной для человека.
Переработка негативных переживаний, связанных именно с «ключевым моментом», позволяет разорвать всю цепочку негативных переживаний. А потому для эффективного проведения лечения необходимо правильно определить «ключевой момент» неприятных переживаний, выделить его из массы всех переживаний, относящихся к данному моменту жизни.
«Ключевой момент» можно выделить по следующим признакам. Как правило, это наиболее часто «всплывающий в памяти» момент. Кроме того, это самое первое воспоминание, которое появляется в памяти. И, наконец, это такие воспоминания, которые вызывают у пациента наиболее приятные или неприятные ассоциации, оно вызывает или приятные, или неприятные чувства даже спустя длительное время после того, как событие имело место.
Бывают случаи, когда ключевой момент выделить не удается по каким-либо причинам. Тогда выделяют «ключевое чувство», то есть то негативное переживание, которое на данный момент времени беспокоит пациента более всего. Анализировать его не нужно. Из правильности определения «ключевого момента» и вытекает принцип правильной фокусировки переживаний.
На этапе фиксации пациенту предлагают на протяжении всего упражнения сосредоточиться на «ключевом моменте» или «ключевом чувстве», которое было определено в качестве цели. Пациент должен быть полностью сосредоточен на переживании, не отвлекаться на другие мысли проблемы и переживания, максимально зафиксироваться на воспоминании и связанных с ним чувствах и не позволять себе «соскальзывать» на другие мысли.
Если в ходе занятия в памяти пациента возникают другие негативные переживания, пациент должен их запомнить и в конце занятия о них сообщить врачу (психологу) для разбора и анализа.
В ходе занятия, особенно в первой его половине, возможно усиление эмоциональных реакций, связанных с переживаниями, детализирование переживаний вплоть до вспоминания мельчайших подробностей, слезы, катарсические реакции. Данные эмоциональные реакции естественны и не являются противопоказанием и основанием для прекращения лечения.
Занятие должно длиться не менее 30 минут и не более 50 минут и выполняться в условиях полного сосредоточения без возможности отвлечения на окружающее.
На завершающей стадии - стадии анализа пациенту помогают провести так называемую «проверку». Для этого пациенту необходимо сравнить чувства, касающиеся непосредственно переживания до и после занятия, сосредоточиться на тех чувствах, которые вызывало переживание, и сравнить, что изменилось за занятие:
стало спокойнее, отстраненное, есть ли чувство некоторой пустоты и дистанции, которое вызывает переживание. Возможно чувство сонливости, расслабленности, может чувство усталости и даже головной боли.
Изменение чувств (если оно возникает) может быть от незначительного до выраженного изменения в ощущении переживаний. Но даже незначительное изменение чувств означает, что упражнение выполнено правильно. Нет необходимости форсировать изменение чувств пациента, поскольку мозгу необходимо время для переработки информации. Если изменения чувств не возникают, возможно, переживание слишком сильно и значимо для пациента, и для изменения необходимо большее время.
В любом случае необходимо продолжать занятия до получения состояния такого изменения чувств, чтобы при сосредоточении на «ключевом моменте» не возникало ни каких-либо эмоций, воспоминание или переживание воспринималось как полностью пережитый факт.
В результате применения представленного способа лечения больных утрачивается острота психотравмирующих переживаний, изменяются чувства к пережитым событиям болезненного драматического характера, происходит «эмоциональное стирание» навязчивых воспоминаний, значительно снижается, а во многих случаях и полностью исчезает патологическое влечение к ПАВ. Кроме того, применение данного способа терапии не несет осложнений для больного и не влечет ухудшения его здоровья в ходе проходимого лечения и не имеет противопоказаний.
Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психотерапии и психологии. Вариант 1 лечения психических травм включает проведение сеансов наблюдения за движущимся объектом в течение 30-50 мин с использованием визуальной модели, выполненной в виде движущегося по полю экрана элемента. При этом движение осуществляется в заданном порядке. Линии движения расположены на трех из четырех квадрантах квадратной фигуры, разделенной горизонтальной и вертикальной линиями, и их диагоналях. Лечение психических травм по варианту 2 включает проведение сеансов наблюдения за движущимся объектом в течение 30-50 мин с использованием визуальной модели, выполненной в виде движущегося по полю экрана элемента. При этом движение осуществляется в заданном порядке. Линии движения расположены по трем сторонам периметра квадратной фигуры, его вертикальной оси и диагоналям. Движущийся элемент выполнен контрастным по отношению к цвету поля экрана. Поле экрана выполнено монохромным статическим или изменяющимся с переходом одного цвета в другой. Количество сеансов должно быть не менее 10 с периодичностью 1 сеанс в 2-3 дня. Способ позволяет повысить эффективность оказания помощи пациентам, утратить остроту психотравмирующих переживаний, изменить чувства к пережитым событиям болезненного драматического характера. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Способ лечения психических травм, включающий проведение сеансов наблюдения за движущимся объектом в течение 30-50 мин с использованием визуальной модели, выполненной в виде движущегося по полю экрана элемента, при этом движение осуществляется в заданном порядке, линии движения расположены на трех из четырех квадрантах квадратной фигуры, разделенной горизонтальной и вертикальной линиями, и их диагоналях.
2. Способ по п.1, характеризующийся тем, что при визуальной репрезентативной системе для пограничных расстройств для правшей движение элемента на экране осуществляется в верхнем правом и обоих нижних квадрантах.
3. Способ по п.1, характеризующийся тем, что при визуальной репрезентативной системе для пограничных расстройств для левшей движение элемента на экране осуществляется в верхнем левом и обоих нижних квадрантах.
4. Способ по п.1, характеризующийся тем, что при визуальной репрезентативной системе для зависимых форм поведения для правшей движение элемента на экране осуществляется в верхнем правом и обоих нижних квадрантах.
5. Способ по п.1, характеризующийся тем, что при визуальной репрезентативной системе для зависимых форм поведения для левшей движение элемента на экране осуществляется в верхнем левом и обоих нижних квадрантах.
6. Способ по п.1, характеризующийся тем, что при репрезентативной кинестетической системе для правшей движение элемента на экране осуществляется в обоих верхних и левом нижнем квадрантах.
7. Способ по п.1, характеризующийся тем, что при репрезентативной кинестетической системе для левшей движение элемента на экране осуществляется в обоих верхних и правом нижнем квадрантах.
8. Способ по п.1, характеризующийся тем, что движущийся элемент выполнен контрастным по отношению к цвету поля экрана.
9. Способ по п.1, характеризующийся тем, что поля экрана выполнено монохромным статическим или изменяющимся с переходом одного цвета в другой.
10. Способ по п.1, характеризующийся тем, что количество сеансов должно быть не менее 10 с периодичностью 1 сеанс в 2-3 дня.
11. Способ лечения психических травм, включающий проведение сеансов наблюдения за движущимся объектом в течение 30-50 мин с использованием визуальной модели, выполненной в виде движущегося по полю экрана элемента, при этом движение осуществляется в заданном порядке, линии движения расположены по трем сторонам периметра квадратной фигуры, его вертикальной оси и диагоналям.
12. Способ по п.11, характеризующийся тем, что при аудиальной репрезентативной системе для правшей движение элемента по периметру осуществляется по верхней, левой и нижней сторонам.
13. Способ по п.11, характеризующийся тем, что при аудиальной репрезентативной системе для левшей движение элемента по периметру осуществляется по верхней, правой и нижней сторонам.
14. Способ по п.11, характеризующийся тем, что движущийся элемент выполнен контрастным по отношению к цвету поля экрана.
15. Способ по п.11, характеризующийся тем, что поле экрана выполнено монохромным статическим или изменяющимся с переходом одного цвета в другой.
16. Способ по п.11, характеризующийся тем, что количество сеансов должно быть не менее 10 с периодичностью 1 сеанс в 2-3 дня.
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АНОМАЛИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2006 |
|
RU2322180C2 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2143930C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗОПОДОБНЫХ И ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ | 1996 |
|
RU2089231C1 |
Способ коррекции скорости двигательной реакции | 1990 |
|
SU1776386A1 |
КОВАЛЕВ С.В | |||
Основы НЛП | |||
Учебное пособие | |||
- М | |||
- Воронеж: МПСИ, 2001, с.37-39 | |||
ШАПИРО Ф | |||
Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз, независ | |||
фирма "Класс": М., 1998. |
Авторы
Даты
2013-01-20—Публикация
2011-06-27—Подача