Изобретение относится к пожарной авиации и направлено на создание гибрида пожарного вертолета и самолета. Вертолет-П (пожарный) предназначен для тушения лесных, полевых, степных и болотных пожаров, а также может использоваться в сельском хозяйстве для опрыскивания (полива) полей, садов и виноградников.
Известно, что лесные, полевые, степные и болотные пожары в природе эффективно тушатся дождем, воздушно-водяной капельной смесью с порывами ветра.
В настоящее время известен «Самолет амфибия для тушения лесных пожаров» RU 2101216 от 01.10.1998 г. и его модификации. Основными недостатками известного самолета являются: большая скорость пролета над очагами возгорания; быстрый сброс массы воды без ее распыления на мелкие капли и, соответственно, малая площадь обрабатываемой поверхности; невозможность низкого пролета над очагами возгорания, а тем более зависания над очагом пожара; заправка самолета водой должна происходить на достаточно широких и длинных реках и водоемах; невозможность использования в сельском хозяйстве.
Известна «Вертолетная установка тушения пожара RU 2097276 от 27.11.1997 г., основными недостатками которой являются: быстрый сброс массы воды без ее распыления на мелкие капли и, соответственно, малая площадь обрабатываемой поверхности возгорания; невозможность низкого зависания над очагом возгорания.
Технической задачей изобретения является создание вертосамолета-П (пожарного), способного тушить пожары воздушно-водяной капельной смесью с возможностью низкого, безопасного зависания над очагом возгорания, увеличения охватываемой площади при тушении пожара с экономным расходованием воды.
Поставленная задача решается тем, что вертосамолет-П (пожарный) состоит из фюзеляжа с хвостовой частью, дискообразного крыла, кольцеобразного крыла, привода с винтом вертикального подъема, винта с мотором горизонтального перемещения и трех опорных колес, при этом новым является то, что дискообразное крыло представляет собой бак, имеет ровную верхнюю поверхность, а нижняя поверхность выполнена в виде усеченного конуса со множеством круглых отверстий малого диаметра, а в фюзеляже установлен бак с заливной горловиной и два запорных клапана с гидроцилиндрами.
На фиг.1 изображен вертосамолет-П при виде сбоку.
На фиг.2 изображен вид по стрелке А (вид сверху) на фиг.1.
На фиг.3 изображен разрез Б-Б на фиг.2.
На фиг.4 изображен вид по стрелке В (вид снизу) на фиг.1.
Вертосамолет-П (пожарный) состоит из фюзеляжа 1 с хвостовой частью, дискообразного крыла 2, кольцеобразного крыла 3, привода 4 вертикального подъема, вертикального вала 5, винта 6 вертикального подъема, винта 7 с мотором 8 горизонтального перемещения и трех опорных колес 9.
В фюзеляже 1 установлен бак 10 с заливной горловиной 11 и два запорных клапана 12 с гидроцилиндрами 13.
Дискообразное крыло 2 представляет собой бак, имеет ровную верхнюю поверхность, а нижняя поверхность 15 выполнена в виде усеченного конуса со множеством круглых отверстий малого диаметра и представляет собой дуршлаг.
Кольцеобразное крыло 3 в сечении имеет форму обычного крыла, по центру которого размещен винт 6 вертикального подъема с лопастями 14.
Вертосамолет-П работает следующим образом: водоемы и реки в зонах частого возгорания полей и лесов должны быть оборудованы взлетно-посадочными площадками, на которых установлены водонапорные башни с водозаборными объектами.
Посадив вертосамолет-П на взлетно-посадочную площадку, пилот останавливает привод 4 вертикального подъема и мотор 8 горизонтального перемещения. Водозаправщик через горловину 11 заправляет бак 10 водой, при этом отверстия для слива воды закрыты клапанами 12. При необходимости вертосамолет-П дозаправляется топливом.
После заправки пилот запускает привод 4 и мотор 8 горизонтального перемещения. При наборе винтом 6 необходимых оборотов лопасти 14 прогоняют поток воздуха между дискообразным крылом 2 и кольцеобразным крылом 3, при этом, по законам аэродинамики, создается дополнительная подъемная сила кольцеобразного крыла 3. Вертосамолет-П отрывается от земли и уходит в небо, при наборе необходимой высоты полета пилот устанавливает необходимые для горизонтального перемещения обороты мотора 8. При подлете к очагу возгорания пилот уменьшает скорость горизонтального перемещения вертосамолета-П при необходимости до нуля, с помощью гидроцилиндров 13 поднимает клапаны 12 и вода через два сливных отверстия мощными потоками сливается из бака 10 во внутренний объем дискообразного крыла 2. Проходя через множество круглых отверстий малого диаметра нижней поверхности дискообразного крыла 2, вода разделяется на множество струй, которые, попадая под воздействие потока, прогоняемого воздуха и лопастей 14 винта 6, разбиваются на мелкие капли, создается воздушно-водяная капельная смесь (искусственный, природный дождь), которая направляется на очаг возгорания.
В связи с тем, что воздушно-водяная капельная смесь создается под вертосамолетом-П, то он может низко зависать над очагом возгорания, а тушение пожаров воздушно-водяной капельной смесью приводит к экономному расходу воды и увеличению площади тушения.
После опорожнения бака 10 пилот закрывает два сливных отверстия клапанами 12 и возвращается на взлетно-посадочную площадку для очередной заправки.
Быстрое, эффективное тушение пожаров может осуществляться только при использовании эскадрилий вертосамолетов-П, которые при отсутствии пожаров могут применяться в сельском хозяйстве для опрыскивания (полива) полей, садов и виноградников.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА | 2008 |
|
RU2365522C1 |
ВЕРТОСАМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2303558C2 |
Летательный аппарат | 2019 |
|
RU2775291C2 |
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2483981C2 |
ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2019 |
|
RU2766035C1 |
Автоматизированная система многоствольных модулей вдоль взлётно-посадочной полосы для тушения горящего аварийного самолёта в движении и после его остановки | 2022 |
|
RU2783277C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 2011 |
|
RU2471677C1 |
ПИЛОТИРУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ВОДОРОДНЫМ МОДУЛЕМ | 2014 |
|
RU2571153C1 |
Беспилотный летательный аппарат для тушения лесных пожаров | 2018 |
|
RU2696511C1 |
САМОЛЕТ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ МУХАМЕДОВА НА КРИОГЕННОМ ТОПЛИВЕ | 2011 |
|
RU2469915C1 |
Изобретение относится к авиационным средствам пожаротушения. Вертосамолет пожарный состоит из фюзеляжа с хвостовой частью, дискообразного крыла, кольцеобразного крыла, привода с винтом вертикального подъема, винта с мотором горизонтального перемещения и трех опорных колес. В фюзеляже установлен бак с заливной горловиной и два запорных клапана с гидроцилиндрами. Дискообразное крыло имеет ровную верхнюю поверхность, а нижняя поверхность выполнена в виде усеченного конуса с множеством круглых отверстий малого диаметра. Достигается увеличение площади тушения пожара. 4 ил.
Вертосамолет пожарный, состоящий из фюзеляжа с хвостовой частью, дискообразного крыла, кольцеобразного крыла, привода с винтом вертикального подъема, винта с мотором горизонтального перемещения и трех опорных колес, отличающийся тем, что дискообразное крыло представляет собой бак, имеет ровную верхнюю поверхность, нижняя поверхность выполнена в виде усеченного конуса с множеством круглых отверстий малого диаметра, а в фюзеляже установлен бак с заливной горловиной и два запорных клапана с гидроцилиндрами.
УСТАНОВКА ДЛЯ ВЫЛИВА ЖИДКОСТИ С ВОЗДУХА НА ПОВЕРХНОСТЬ | 2007 |
|
RU2339544C1 |
RU 2002675 С1, 15.11.1993 | |||
ПОЖАРНЫЙ ДИРИЖАБЛЬ | 2007 |
|
RU2342177C2 |
US 20090065646 А1, 12.03.2009 | |||
СПОСОБ И ВЕРТОЛЕТНОЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2394724C2 |
Авторы
Даты
2013-02-27—Публикация
2011-11-29—Подача