Беспилотный летательный аппарат для тушения лесных пожаров Российский патент 2019 года по МПК B64C39/08 B64D1/16 A62C3/02 

Описание патента на изобретение RU2696511C1

Изобретение относится к области средств тушения лесных пожаров.

Известны самолеты типа Ил-76Т и Бе-200 ЧС. Данные самолеты применяются при тушении крупных пожаров, когда пожар грозит обернуться катастрофой. Недостатком данных устройств является необходимость большого аэродрома, которые имеются не везде в лесной зоне. Бе-200 ЧС может садиться и на воду, но ему нужна большая площадь акватории. Мы предлагаем пожарный беспилотный летательный аппарат для тушения мелких и средних лесных пожаров, которые постоянно беспокоят работников леса.

В качестве прототипов подходят самолеты Ан-2 и М-15. Недостатком Ан-2 является то, что его предварительно нужно оборудовать для пожаротушения, т.к. это многоцелевой самолет. Для тушения пожаров на данный самолет нужно поставить емкость. При максимально взлетной массе 5500 кг полезный груз составит 1500 кг (это вместе с весом встраиваемого бака). Значит, коэффициент весовой отдачи будет 1500/5500=0,27, т.е. около ¼ веса.

Недостатком самолета М-15 является то, что при взлетной массе 5650 кг берет на борт 2900 кг жидкости. Коэффициент весовой отдачи составляет 2900/5650=0,51, т.е. ½ веса. Это связано с тем, что баки М-15 для жидкости включены в конструкцию и воспринимают нагрузку, а на Ан-2 бак один и он встроенный. К недостаткам М-15 является то, что двигатель турбореактивный, и крыло не обдувается струей, как на винтовом движителе и самолет теряет в маневренности. Еще при взлете М-15 происходит эрозия грунта выхлопной струей газотурбинного двигателя.

Технический результат изобретения - улучшение конструкции летательного аппарата для тушения лесных пожаров, повышения коэффициента весовой отдачи и увеличения грузоподъёмности, за счет отсутствия пилота, и эффективность тушения.

Указанный технический результат достигается тем, что беспилотный летательный аппарат для тушения лесных пожаров включающий верхнее и нижнее крыло, к нижнему крылу прикреплены основные стойки неубирающегося шасси с носовым колесом, которое закреплено снизу винтомоторного отсека, на верхнем крыле находятся элероны для создания бокового крена при развороте (вираже), в задней части летательного аппарата находятся горизонтальное оперенье с рулем высоты, согласно изобретения, по центру крыльев расположена тандемная винтомоторная установка из 2-х поршневых двигателей по типу «тяни-толкай», по обе стороны от двигателей закреплены сообщающиеся баки для огнегасящей жидкости, которые одновременно выполняют роль бипланных стоек, переходящих в хвостовые балки, заканчивающихся вертикальными рулями направления.

Изобретение поясняется чертежом.

Беспилотный летательный аппарат выполнен по бипланной схеме. Он состоит из верхнего 1 и нижнего 2 крыла. По центру крыльев находится тандемная винтомоторная установка 3 из 2-х поршневых двигателей по типу «тяни-толкай». Мощность заднего двигателя составляет 85,0 % от мощности переднего двигателя. По обе стороны от двигателей находятся сообщающиеся баки для огнегасящей жидкости 4, которые одновременно выполняют роль бипланных стоек, переходящих в хвостовые балки 5, заканчивающихся вертикальными рулями направления 6. На нижнем крыле 2 находятся основные стойки неубирающегося шасси 7 с носовым колесом 8, которое крепится снизу винтомоторного отсека 3. На верхнем крыле 1 находятся элероны 9 для создания бокового крена при развороте (вираже). В задней части летательного аппарата находятся горизонтальное оперенье 10 с рулем высоты 11. В верхнем крыле 1 расположены топливные баки (на чертеже не показано).

В беспилотном аппарате струей воздуха обдувается крыло и стабилизатор. Переход на винтовой двигатель устраняет влияния струи расколенных выхлопных газов на травяной покров взлетной полосы. Кроме того, предлагаемое устройство экономичнее, т.к. на обратом пути с пожара, будет работать только один задний двигатель. За счет отсутствия пилота увеличится коэффициент весовой отдачи, т.е. он теоретически составит больше или равно 0,52.

Похожие патенты RU2696511C1

название год авторы номер документа
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ДИСТАНЦИОННО ПИЛОТИРУЕМЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2008
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2370414C1
АВИАТРАНСФОРМЕР, ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ В АВТОМОБИЛЬ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2650257C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2008
  • Годунов Виктор Александрович
  • Трубников Геннадий Васильевич
  • Карпов Константин Дмитриевич
  • Драненков Антон Николаевич
  • Амелин Сергей Васильевич
RU2380286C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ДВУХФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2012
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2502641C1
ТРАНСПОРТНЫЙ ГРУЗОВОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2021
  • Малышев Владимир Николаевич
  • Малышев Антон Владимирович
  • Низамиев Ринат Айратович
  • Исхакова Руфина Радиковна
RU2776617C1
Беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки и способ его изготовления 2023
  • Вручтель Вильям Маркисович
  • Онуприенко Александр Витальевич
  • Байдеряков Сергей Васильевич
RU2819460C1
МНОГОВИНТОВОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2611480C1
Конвертоплан 2017
  • Арефьев Александр Дмитриевич
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Храбан Александр Владимирович
  • Черепанов Андрей Сергеевич
RU2657706C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ЭЛЕКТРОКОНВЕРТОПЛАН 2013
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2532672C1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2010
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2464203C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 696 511 C1

Реферат патента 2019 года Беспилотный летательный аппарат для тушения лесных пожаров

Беспилотный летательный аппарат для тушения лесных пожаров включает верхнее и нижнее крыло. К нижнему крылу прикреплены основные стойки неубирающегося шасси с носовым колесом, которое закреплено снизу винтомоторного отсека. На верхнем крыле находятся элероны для создания бокового крена при развороте или вираже. В задней части летательного аппарата расположено горизонтальное оперение с рулем высоты. По центру крыльев расположена тандемная винтомоторная установка из 2-х поршневых двигателей по типу «тяни-толкай», по обе стороны от которых закреплены сообщающиеся баки для огнегасящей жидкости, которые одновременно выполняют роль бипланных стоек, переходящих в хвостовые балки, заканчивающихся вертикальными рулями направления. Изобретение направлено на повышение коэффициента весовой отдачи и эффективность тушения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 696 511 C1

Беспилотный летательный аппарат для тушения лесных пожаров, включающий верхнее и нижнее крылья, к нижнему крылу прикреплены основные стойки неубирающегося шасси с носовым колесом, которое закреплено снизу винтомоторного отсека, на верхнем крыле находятся элероны для создания бокового крена при развороте или вираже, в задней части летательного аппарата находится горизонтальное оперенье с рулем высоты, отличающийся тем, что по центру крыльев расположена тандемная винтомоторная установка из 2-х поршневых двигателей по типу «тяни-толкай», по обе стороны от двигателей закреплены сообщающиеся баки для огнегасящей жидкости, которые одновременно выполняют роль бипланных стоек, переходящих в хвостовые балки, заканчивающиеся вертикальными рулями направления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2696511C1

US 0009840326 B2, 12.12.2017
US 0002895693 A1, 21.07.1959
ГИБРИДНЫЙ ЭЛЕКТРОСАМОЛЕТ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2014
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2558168C1

RU 2 696 511 C1

Авторы

Кириллов Сергей Владимирович

Кудрявцев Игорь Аркадьевич

Краснов Виталий Геннадьевич

Шкуров Николай Владимирович

Даты

2019-08-02Публикация

2018-11-23Подача