ПРИВОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ЦЕПЬЮ САМОВОЗБУЖДЕНИЯ ПИТАНИЯ ОБМОТКИ ЯКОРЯ Российский патент 2013 года по МПК H02P9/02 H02P5/46 H02P1/54 

Описание патента на изобретение RU2476981C1

Изобретение относится к области электротехники, а именно приводам переменного тока.

Наиболее близким аналогом предлагаемого электропривода является асинхронный двухдвигательный электропривод со сложением механических характеристик (см. «Общий курс электропривода» М.Г.Чиликин, А.С.Сандлер, Москва, Энергоиздат, 1981 г., стр.216). Указанный электропривод состоит из двух механически связанных асинхронных электродвигателей, один из которых работает в двигательном режиме, а второй - в генераторном, в режиме торможения противовключением. Механические характеристики этих машин складываются, и результирующий момент на валу всегда меньше максимального момента, развиваемого асинхронным двигателем, работающим в двигательном режиме. У данного привода низкий кпд.

Задачей изобретения является увеличение кпд двухдвигательного привода.

Это достигается подключением к ротору второго двигателя цепи самовозбуждения, в результате чего на общем валу появляется дополнительный момент, дающий увеличение результирующего момента, а следовательно, и кпд привода.

В предлагаемой схеме привод состоит из первичного приводного двигателя ПД1; приводного эл. двигателя с цепью самовозбуждения питания обмотки якоря ПД2; и нагрузки Н, в качестве которой может быть механизм пли генератор. Первичный приводной двигатель является асинхронным электродвигателем. Приводной двигатель с цепью самовозбуждения питания обмотки якоря состоит из следующих элементов: двигателя переменного тока 1 (для простоты рассмотрения выбран однофазный эл. двигатель); трансформатора 2; стабилитронов 3, 4, служащих для стабилизиции напряжения на первичной обмотке трансформатора на уровне U1=Uном/n; конденсаторов 5, 6, 7, служащих для компенсации индуктивностей обмотки приводного двигателя ПД2, первичной и вторичной обмоток трансформатора.

На фиг.1 представлена принципиальная схема привода с эл. двигателем переменного тока с цепью самовозбуждения питания обмотки якоря.

На фиг.2 представлена векторная диаграмма работы цепи самовозбуждения питания обмотки якоря.

Работа привода осуществляется следующим образом.

Первичный приводной двигатель ПД1 разгоняет приводной двигатель ПД2 до какой-то угловой скорости ω, меньшей в n раз от рабочей угловой скорости ωном, на которую рассчитан приводной эл. двигатель ПД2. В обмотке приводного эл. двигателя ПД2 возникнет ЭДС, равная Ед, которая также будет меньше от рассчетной величины при работе двигателя в рабочем режиме, когда ω равно ωном.

Одновременно в обмотке эл. двигателя возникнет ток, Jд и на клеммах появится напряжение Uд=U1. Также появится напряжения U1, ток J1, и ЭДС E1 на первичной обмотке трансформатора 2.

Это можно записать в виде уравнения электрического состояния:

U1д-(Rд+jХ-jXС1)×Jд - на эл. двигателе;

U1=-Е1+(R1+jХL1-jXС2)×J1 - на первичной обмотке трансформатора.

Трансформатор выполнен с коэффициентом трансформации n=Uном/U1,

где

Uном - номинальное напряжение приводного эл. двигателя ПД2,

U1 - напряжение на первичной обмотке трансформатора.

Так как трансформатор находится в режиме нагрузки, т.е. его вторичная обмотка подключена к нагрузке, то во вторичной обмотке возникнет ЭДС равная Е2, напряжение U2 и ток J2. Напряжения U2 на вторичной обмотке трансформатора должно быть приблизительно равным номинальному напряжению Uном работы приводного двигателя ПД2.

Это можно записать в виде уравнения электрического состояния:

U22-(R2+jХL2-jXС3)×J2 - на вторичной обмотке трансформатора;

Е2=nE1; U2=-Uном,

где

Uном - номинальное напряжение эл. двигателя ПД2.

В результате в обмотке приводного эл. двигателя ПД2 в том случае, если бы вторичная обмотка трансформатора была подключена например на активное сопротивление R, возникло бы ЭДС ЕД, ток JД и напряжение UД на клеммах эл. двигателя. Однако при данном виде подключения напряжение на клеммах эл. двигателя станет Uном>UД, возникнет ЭДС равная ΔЕДД, и изменится направления тока JД на ΔJД.

Это можно записать в виде уравнения электрического состояния:

Uном=ΔЕД+(RД+jХ-jXC1)×ΔJД.

Подбирая емкости конденсаторов C1, С2, С3 можно добиться компенсации влияния индуктивностей приводного двигателя ПД2, первичной и вторичной обмоток трансформатора на работу цепи (см. векторную диаграмму). В этом случае влияние индуктивных и емкостных сопротивлений в уравнениях состояния взаимнокомпенсируется и остаются только активные сопротивления. Векторные направления напряжений U1 и Uном, а также ЭДС ЕД и ΔЕД совпадают.

Электромагнитная мощность приводного двигателя ПД2 при этом станет равна:

Рэм=ΔEД×ΔJД×cosφ,

cosφ=1,

где φ - угол между ЭДС и током в обмотке приводного двигателя ПД2. Т.е., он будет работать в двигательном режиме.

Похожие патенты RU2476981C1

название год авторы номер документа
ВТОРИЧНЫЙ ИСТОЧНИК ТОКА 1994
  • Дударев Валерий Петрович
RU2091973C1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА ПО СИСТЕМЕ ГЕНЕРАТОР-ДВИГАТЕЛЬ НА ОДНОМ ВАЛУ 2010
  • Дударев Валерий Петрович
RU2414805C1
ОБРАЩЕННЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1993
  • Могила Ю.П.
  • Кедров Л.В.
RU2038678C1
КРАНОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА ГРУЗА 2007
  • Попов Евгений Владимирович
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Бурыкин Виктор Яковлевич
  • Голев Сергей Петрович
RU2345945C1
Источник питания сварочной дуги 1984
  • Богатырев Николай Иванович
SU1159736A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ГЕНЕРАТОРОМ ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Богатырев Николай Иванович
  • Степура Юрий Петрович
  • Оськина Анастасия Сергеевна
  • Ильченко Яков Андреевич
  • Лыков Александр Сергеевич
  • Патлань Андрей Сергеевич
RU2417501C1
СИСТЕМА ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА 2010
  • Сугаков Валерий Геннадьевич
  • Хватов Олег Станиславович
  • Волошко Виталий Сергеевич
  • Малышев Юрий Сергеевич
RU2470454C2
АСИНХРОННЫЙ СВАРОЧНЫЙ ГЕНЕРАТОР 2001
  • Джендубаев А.-З.Р.
RU2211519C2
Двухдвигательный электропривод переменного тока 1988
  • Олексенко Иосиф Ефимович
  • Якшин Дмитрий Хрисанович
SU1577045A1
СИСТЕМА ВОЗДУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА С ВНЕШНЕЙ ФОРСИРОВКОЙ 2012
  • Сугаков Валерий Геннадьевич
  • Хватов Олег Станиславович
  • Малышев Юрий Сергеевич
  • Тощев Александр Александрович
RU2510698C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 476 981 C1

Реферат патента 2013 года ПРИВОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ЦЕПЬЮ САМОВОЗБУЖДЕНИЯ ПИТАНИЯ ОБМОТКИ ЯКОРЯ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводах переменного тока. Техническим результатом является увеличение кпд. В приводном двигателе переменного тока к ротору второго двигателя подключена цепь самовозбуждения, в результате чего появляется дополнительный момент на общем валу привода. Привод состоит из первичного приводного двигателя (ПД1) приводного электрического двигателя (ПД2) с цепью самовозбуждения питания обмотки якоря; и нагрузки (Н), в качестве которой может быть механизм или генератор. Приводной двигатель с цепью самовозбуждения питания обмотки якоря состоит из следующих элементов: двигателя переменного тока (1), трансформатора (2); стабилитронов (3, 4), служащих для стабилизации напряжения на первичной обмотке трансформатора, конденсаторов (5, 6, 7), служащих для компенсации индуктивностей обмотки приводного двигателя ПД2, первичной и вторичной обмоток трансформатора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 476 981 C1

Приводной электродвигатель переменного тока с цепью самовозбуждения питания обмотки якоря, входящий в двухдвигательный асинхронный электропривод, состоящий из первичного приводного двигателя и электродвигателя с цепью самовозбуждения питания обмотки якоря, отличающийся тем, что содержит цепь самовозбуждения питания обмотки якоря, включающую в себя: трансформатор, первичная и вторичная обмотки которого подключены к обмотке якоря; стабилитроны, включенные параллельно первичной обмотке трансформатора; конденсаторы, подключенные последовательно с обмотками индуктивностей трансформатора и якоря электродвигателя; служащую для изменения направления тока и создания дополнительной величины э.д.с. в обмотке якоря электродвигателя по сравнению с той величиной э.д.с., которая возникает в ней в результате предварительного разгона вала первоначальным приводным двигателем до угловой скорости ω=ωном/n.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2476981C1

СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ МНОГОВАРИАНТНОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНОГО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВАРИАНТА ВЫРАБОТКИ 2005
  • Перера Анил Ласанта Майкл
RU2376693C2
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ 2006
  • Часовской Александр Абрамович
RU2316887C1
Устройство для отбора проб жидкостей из мерных резервуаров 1937
  • Захаров Е.Л.
SU53081A1
Двухдвигательный электропривод 1983
  • Никитин Олег Федорович
  • Эпштейн Исаак Израилевич
SU1119147A1
Двухдвигательный электропривод 1989
  • Джус Николай Ильич
SU1721782A1
US 20070013191 A1, 18.01.2007
Измеритель координат элементов объектов 1990
  • Чехович Евгений Казимирович
  • Лакоза Игорь Михайлович
SU1744446A1
EP 942521 B1, 26.11.2008.

RU 2 476 981 C1

Авторы

Дударев Валерий Петрович

Даты

2013-02-27Публикация

2011-09-13Подача