Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано для тренировки людей, занимающихся гольфом, развития и совершенствования у них технических навыков, необходимых при выполнении правильных ударов в гольфе.
Удары в гольфе достаточно подробно описаны в литературе [1, 2]. Однако качественно выполнять такие удары может только человек, обладающий очень большим соревновательным опытом и хорошей мышечной памятью, которой специально обучают и тренируют в течение длительного времени.
При некачественном же ударе происходят очень большие отклонения мяча от лунки как по расстоянию, так и в направлении его полета.
Наиболее близкими по технической сущности (использование персонального компьютера, специальной компьютерной программы, видеопроектора и т.д.) являются тренажеры марки Sports-Coach «NEWPORT» и марки About Golf «Sports Coach systems» [3, 4].
Недостатки тренажера «NEWPORT» - громоздкость и высокая стоимость, тренажера «Sports Coach systems» - стационарность, громоздкость и также высокая стоимость.
Задача изобретения - в кратчайшие сроки сформировать и закрепить у игроков в гольф мышечную память при выполнении ударов как на искусственных, так и открытых полях, повысить результативность за счет приобретения устойчивых технических навыков, совершенствовать техническое мастерство.
Поставленная задача достигается тем, что для тренировок используют тензометрическую платформу «СТАБИЛАН-01» (стабилизатор компьютерный с биологической обратной связью), которая непрерывно контролирует перемещение игрока в гольф относительно мяча. Информацию от видеопроекторов, установленных на платформе, при помощи программы «Stab Med 2.03» преобразуют в траекторию, отображающую перемещение точки прицеливания на фоне мяча. Весь процесс удара (подготовка игрока к удару, непосредственно сам момент удара и возврат игрока в исходное положение) отображается на экране монитора.
Возникает эффект обратной связи, когда игрок самостоятельно может выявить собственные ошибки, допущенные как во время «прицеливания по мячу», так и непосредственно в момент удара. Анализ отклонений позволяет определить уровень мастерства спортсмена, его подготовленность к соревнованиям в данный период времени.
Для успешного ведения игры игрок в гольф должен правильно удерживать клюшку перед ударом, в момент удара и после удара. Удержание клюшки обеспечивается мышцами спортсмена, которые управляются из коры головного мозга. Чтобы устойчиво удерживать маркер в центре мяча (мишени), из коры головного мозга должны быть направлены к мышцам стабильные по амплитуде и частоте сигналы. Генерировать и посылать эти сигналы к мышцам учат на тренировках, и чем более качественный сигнал генерируется в коре головного мозга, тем лучше устойчивость игрока. Так как в удержании правильной позы участвует большое количество мышц, необходимо не просто контролировать отдельные мышцы рук, ног, спины и т.д., а весь комплекс мышц, участвующих в удержании. Этот суммарный сигнал и называется «мышечной моделью удара», которая представляет собой целостное ощущение контроля мышц с одновременным ударом в нужном направлении. В результате контролировать одно целостное ощущение гораздо легче, чем несколько отдельных групп мышц.
Примеры конкретного выполнения. Перед ударом игрок в гольф все свое внимание концентрирует на прицеливании и фиксации наиболее оптимального положения тела, необходимого для качественного удара клюшкой по мячу. После уточнения прицеливания он принимает решение нанести удар по мячу, однако затем часть своего внимания спортсмен вынужден переместить с мяча и положения, в котором находится, на производство самого удара. В результате игрок в гольф уже не в состоянии одновременно одинаково эффективно контролировать свое внимание на нескольких действиях одновременно (прицеливание, контроль мышц, удержание клюшки), поэтому в результате получается недостаточно точный удар с большим отклонением от лунки.
На фигуре 1 отображено отклонение системы «игрок-клюшка» от центра «мишени» - мяча, при прицеливании и в момент удара.
Полученные графики могут быть трех видов:
- с плавным отклонением перед моментом удара (1);
- горизонтальная линия (2);
- с резким отклонением перед моментом удара (3).
Первый вариант выполнения удара (1) с плавным отклонением нельзя оценивать как хороший, так как система «игрок-клюшка» достаточно далека от центра (линии).
Второй вариант выполнения удара (2) свидетельствует о том, что игрок в гольф находится в хорошей форме, следует только не забывать об имеющем место незначительном отклонении (линии) от центра мяча (мишени) особенно при выполнении дальних ударов.
Третий вариант выполнения удара (3) с резким отклонением перед моментом удара, в момент удара и после его выполнения информирует игрока в гольф и тренера о наличии проблем, так как система «игрок-клюшка» очень резко отклоняется от линии (точки прицеливания).
На графике начало подъема кривой, как правило, находится в зоне примерно 0,2-0,3 секунды перед ударом. Это связано со временем физиологической реакции человека. При наведении маркера в центр мяча игрок в гольф, уточнив прицеливание, принимает решение произвести удар и дает команду мышцам на этот удар. При анализе траектории прицеливания это хорошо видно.
При рассмотрении траектории прицеливания игроков в гольф различной квалификации видно, что в период от 0,2 до 1,0 секунды перед ударом он достаточно уверенно удерживает маркер в центре мишени, но за 0,2 секунды общий центр масс (маркер) уходит из точки прицеливания (центр мяча).
С данной проблемой в гольфе приходится сталкиваться абсолютно каждому игроку, от новичка до чемпиона. При опросе спортсмены обычно жалуются на то, что мышцы их не слушаются. Также можно услышать, что устойчивость отличная, но в момент удара клюшка уходит в сторону. Основная причина такой ошибки - потеря контроля над равновесием непосредственно в момент совершения удара, и вызвана она в первую очередь отсутствием обратной связи.
Чаще всего игрок в гольф, удачно выступив на каких-либо соревнованиях, реже на тренировках, запоминает мышечные ощущения удара и использует эти ощущения уже осознанно на последующих соревнованиях в течение длительного времени. Вначале он концентрирует перед ударом свое внимание на какой-либо группе мышц или части тела, а далее ощущения распространяются на все тело.
Из того, что было описано выше, можно сделать вывод, что во время выполнения удара внимание преобладает над удержанием и силой удара, а прицеливание должно находиться под пассивным контролем.
При соблюдении последнего удается избежать потери контроля удержания на заключительной фазе удара.
Наиболее распространенная ошибка заключается в следующем: тренер, увидев, что благоприятный момент для удара находится за 0,3 секунды до удара, рекомендует делать удар немного раньше. Но это не дает никакого эффекта, потому что не устранена главная ошибка - потеря контроля над мышцами, удерживающими клюшку.
Поэтому, если линия на графике уходит в сторону, то главный вывод и рекомендация - контролировать удержание не только клюшки, а всей системы «игрок-клюшка» как до момента удара, так и в момент удара.
При использовании же тренажера для гольфа «ГЦОЛИФК» игрок в гольф ориентируется на маркер, который указывает центр расположения системы «игрок-клюшка», после совмещения маркера с центром мяча (мишени) получает обратную связь и имеет возможность контролировать расположение системы «игрок-клюшка».
Заявляемый тренажер позволяет приобрести индивидуальную и наиболее эффективную модель удара. Он позволяет запомнить мышечные ощущения одного или нескольких хороших ударов, при необходимости воспроизвести и проанализировать записанные в персональный компьютер результаты, вспомнить и несколько раз прокрутить мысленно эти ощущения, то есть является тренажером с обратной связью.
Литература
1. И.Матершев. Книга о гольфе. М., 2004, 192 с.
2. Азбука гольфа. Санкт-Петербург, 1997.
3. Dave Pelz's Short Game Bible
Master the Finesse Swing and Lower Your Score
Dave Pelz with James A. Frank
New York, 1999.
4. Swing Like a Pro
The Breakthrough Method of Perfecting Your Golf Swing
Dr. Ralf Mann and Fred Griffin with Guy Yocom
New York, 1998.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2014 |
|
RU2601102C2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ИГР С МЯЧОМ | 2006 |
|
RU2334538C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ СПОРТСМЕНА-СТРЕЛКА | 1999 |
|
RU2148275C1 |
Тренажер для обучения и совершенствования техники подач в теннисе | 2021 |
|
RU2762372C1 |
ИЗМЕРЕНИЕ И АНАЛИЗ СВЯЗАННЫХ СО СТУПНЯМИ СИЛ В ХОДЕ ЗАМАХА ПРИ ИГРЕ В ГОЛЬФ | 2006 |
|
RU2434660C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ АНАЛИЗА СВИНГА В ГОЛЬФЕ | 2008 |
|
RU2497565C2 |
ТРЕНАЖЕР | 2014 |
|
RU2570497C2 |
Устройство для игры в продвинутый гольф | 2022 |
|
RU2799667C1 |
Установка для тренировок в различных видах спорта с мячом | 2017 |
|
RU2675922C1 |
КЛЮШКА ДЛЯ ГОЛЬФА С ФУНКЦИЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ | 2004 |
|
RU2315642C2 |
Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано для тренировки людей, занимающихся гольфом, развития и совершенствования у них технических навыков, необходимых при выполнении правильных ударов в гольфе. Тренажер для гольфа состоит из тензометрической платформы и видеопроектора. На тензометрической платформе установлены датчики, выполненные с возможностью фиксирования движений спортсмена, находящегося на платформе. Тренажер выполнен с возможностью преобразования данных, полученных от датчиков с помощью программы, в траекторию, отображающую перемещение точки прицеливания на фоне мяча. После преобразования данных их передают на видеопроектор. Технический результат заключается в улучшении эффективности тренировочного процесса за счет возможности корректировки прицеливания, которую производят на основе данных, полученных при выполнении предыдущих ударов по мячу. 1 ил.
Тренажер для гольфа, состоящий из платформы и видеопроектора, отличающийся тем, что информацию о любом движении спортсмена, находящегося на тензометрической платформе, при помощи датчиков, установленных на данной платформе, передают на видеопроектор и при помощи программы преобразуют в траекторию, отображающую перемещение точки прицеливания на фоне мяча.
RU 2007145186 А, 20.06.2009 | |||
ИЗМЕРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ ОБЪЕКТА | 2005 |
|
RU2382665C2 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ИГР С МЯЧОМ | 2006 |
|
RU2334538C1 |
US 20070238538 A1, 11.10.2007. |
Авторы
Даты
2013-03-10—Публикация
2011-06-21—Подача