СПОСОБ РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ Российский патент 2013 года по МПК B61K3/02 

Описание патента на изобретение RU2479455C2

Настоящее изобретение относится к способам рельсосмазывания с контактным нанесением на поверхности трения смазочных материалов.

В настоящее время в промышленно-развитых странах большие затраты идут на устранение негативного влияния узлов трения на эффективность механических систем. Эта проблема актуальна во всех машиностроительных отраслях, в том числе и на железнодорожном транспорте.

Как известно, результатом трения гребней колес о боковую поверхность головки рельса является интенсивный износ колес и рельсов, потери до 10% тяговой энергии. В России на некоторых железных дорогах до 15% подвижного состава простаивает из-за необходимости периодической переточки колес по причине образования на них «тонкого» гребня. От надежности работы и долговечности вышеназванных узлов трения зависит безопасность и эффективность эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

В настоящее время наибольших успехов в решении проблемы снижения износа рельсов и гребней колес железнодорожного подвижного состава добились специалисты США и России. Существуют различные пути решения этой проблемы, однако мы считаем, что наиболее перспективным является повышение износостойкости деталей открытых узлов трения железнодорожного подвижного состава путем применения специальных способов и систем модифицирования поверхностей трения для нанесения твердых полифазных смазочных материалов на поверхности трения, обеспечивающих гарантированное нанесение веществ на смазываемые поверхности непосредственно в ходе работы [1, 2].

Известен способ рельсосмазывания, использующий дистанционное нанесение на рельс жидкого или консистентного смазочного материала, который выбран в качестве ближайшего аналога. Этот способ реализован на установке рельсосмазывающей РС-2 ВНИИЖТ, описанной в руководстве по эксплуатации 9909А.00.000 РЭ [3].

Установка рельсосмазывающая PC-2 использует дистанционный бесконтактный способ подачи жидкого или консистентного смазочного материала на открытый узел трения - рельс. При бесконтактном способе подачи смазочного материала в зону контакта «колесо-рельс» суммирующая скорость ветровой нагрузки и скорости движения подвижного состава приводит к явлению выброса смазочного материала из зоны трения и в ряде случаев исключает попадание смазочного материла на поверхность трения. Вследствие этого возникает ограничение по скорости движения установки PC-2, осуществляющей рельсосмазывание.

Все смазочные материалы, которые подаются дистанционно, не предназначены для работы в открытых узлах трения, т.к. для подачи они должны иметь характеристики жидкого смазочного материала или, в крайнем случае, консистентного, а жидкий смазочный материал не эффективен в открытых узлах трения. Жидкий смазочный материал эффективно работает в тех условиях, где созданы условия образования масляного клина, т.е. в закрытых узлах трения в режимах граничного и жидкостного трения (в зубчатых передачах, подшипниках скольжения и т.д.). Возникновение таких режимов трения в открытом узле трения «колесо-рельс» весьма затруднено при эксплуатации.

Жидкие смазочные материалы-покрытия, для эффективности, после нанесения на поверхность трения, требуют времени на образование рабочего состояния, то есть они должны высохнуть. Таким образом, в динамике рабочее состояние жидкого смазочного материала-покрытия не успевает полноценно сформироваться, к тому же центробежные силы разносят часть смазочного материала.

Для узла трения «колесо-рельс» необходимые смазочные материалы подобны тем, что применяются в кузнечно-прессовом производстве при штамповке. Такие смазочные материалы представляют собой твердые сухие покрытия, обладающие высокой несущей способностью и выдерживающие контактные нагрузки до 2-3 ГПа. Жидкие и консистентные смазочные материалы не выдерживают подобных нагрузок и выдавливаются из контакта.

Изобретением решается задача: подача смазочных материалов, представляющих собой твердые сухие покрытия, обладающих высокой несущей способностью и выдерживающих контактные нагрузки до 2-3 ГПа, контактно-ротапринтным способом через гребень колеса на боковую поверхность головки рельса.

Это достигается тем, что в отличие от способа рельсосмазывания, основанного на дистанционном нанесении на рельс жидкого или консистентного смазочного материала, согласно изобретению способ рельсосмазывания основан на контактном нанесении на боковую поверхность головки рельса твердого смазочного материала посредством гребня колеса, движущегося по рельсу.

Для реализации контактно-ротапринтного способа нанесения смазочного материала используются твердые сухие покрытия в виде смазочных стержней со следующей рецептурой: графит, обработанный электростатическим полем - 1-50%, битум - 1-50%, канифоль - 1-50%, сульфат аммония - 0,5 - 25%, аэросил - 0,5 - 25%, полимер, обработанный электростатическим полем - 0,5 - 50%.

Заявленное изобретение поясняется графически. Способ рельсосмазывания осуществляют путем нанесения контактно-ротапринтным способом твердого смазочного материала в виде смазочных стержней 1 на гребень колеса 2 и последующего переноса твердого смазочного материала при контактировании непосредственно на боковую поверхность головки рельсов 3 всего обслуживаемого участка пути, обеспечивая тем самым наличие смазочного слоя в контакте всех набегающих на рельс колес проходящего подвижного состава.

Литература

1. Reiff Richard P., Clayton Paul. Wheel/rail lubrication update. Press-releaze of Association of American Railroad (AAR), 1998.

2. Оптимизация технологических режимов нанесения смазочных материалов на головку рельса с использованием АРС. Технические и технологические решения при нанесении смазочных материалов на головку рельса при низких температурах. Отчет ВНИИЖТ, рег. №01910014653, авторы Гочуа Б.В., Колесов Ю.В., Козлов В.В., Васильев А.С., 1991, 103 с.

3. Установка рельсосмазывающая РС-2 ВНИИЖТ / Руководство по эксплуатации, 9909А.00.000 РЭ, 2001.

Похожие патенты RU2479455C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Александров Анатолий Александрович
  • Александрова Елена Александровна
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Старунов Александр Сергеевич
  • Щепановский Константин Игоревич
  • Казинцев Игорь Юрьевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
RU2376184C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА ОТКРЫТЫЙ УЗЕЛ ТРЕНИЯ 2011
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Коробейников Тимур Алексеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Александрова Елена Александровна
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Коваленко Любовь Ивановна
RU2525499C2
СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ СИСТЕМ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2020
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Харламов Павел Викторович
  • Санамян Георгий Валерьевич
  • Сивак Артём Александрович
  • Леванов Родион Сергеевич
  • Кутелев Никита Сергеевич
  • Поцебин Даниил Андреевич
  • Петрик Андрей Михайлович
RU2750585C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
СТЕНД ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛУБРИКАЦИИ СТЕРЖНЕВЫМИ ГРЕБНЕРЕЛЬСОСМАЗЫВАЮЩИМИ СИСТЕМАМИ 2004
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Замыцкий Александр Алексеевич
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Грузин Георгий Сергеевич
  • Хачатуров Хорен Михайлович
  • Мижирицкая Светлана Николаевна
RU2278367C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРИКЦИОННЫХ СИСТЕМ 2016
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Муртузаалиев Руслан Муртузаалиевич
  • Джармухамбетов Марат Жунусович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Приблуда Александр Сергеевич
  • Назаренко Владислав Петрович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Титов Александр Юрьевич
  • Городок Артем Русланович
  • Папагин Виктор Викторович
  • Харламов Павел Викторович
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Буракова Марина Андреевна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Здоровец Сергей Александрович
  • Никитина Мария Ивановна
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Киселевич Алексей Дмитриевич
  • Сидельников Александр Сергеевич
  • Баринов Павел Ленев
  • Чередниченко Вячеслав Игоревич
  • Кильчицкая Ирина Сергеевна
  • Шатов Данил Олегович
  • Денисов Кирилл Владимирович
RU2674899C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2001
  • Шаповалов В.В.
  • Майба И.А.
  • Щербак П.Н.
  • Выщепан А.Л.
  • Сопельник А.Ю.
  • Деркачев С.Г.
  • Андреевский А.П.
  • Костенко Г.В.
RU2197677C2
СПОСОБ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2019
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Харламов Павел Викторович
  • Озябкин Андрей Львович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Рябыш Денис Алексеевич
  • Арешян Гарри Александрович
  • Сангин Джасур Якубович
RU2740465C1
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 1994
  • Шаповалов В.В.
  • Супрун Е.В.
  • Майба И.А.
  • Богданов В.М.
  • Озябкин А.Л.
RU2065484C1
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ ЕГО ПОДАЧИ 2005
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Заковоротный Вилор Лаврентьевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Минаенко Александр Иванович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Бутов Эдуард Соломонович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Зеленский Дмитрий Валентинович
  • Щеголева Оксана Борисовна
  • Грузин Георгий Сергеевич
  • Кульбикаян Рубен Вагинакович
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Иванов Дмитрий Игоревич
  • Александров Анатолий Александрович
RU2293677C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ

Настоящее изобретение относится к способам рельсосмазывания с контактным нанесением на поверхности трения смазочных материалов. Способ рельсосмазывания осуществляют путем нанесения контактно-ротапринтным способом твердого смазочного материала в виде смазочных стержней 1 на гребень колеса 2 и последующего переноса твердого смазочного материала при контактировании непосредственно на боковую поверхность головки рельсов 3 всего обслуживаемого участка пути. Для реализации контактно-ротапринтного способа нанесения смазочного материала используются твердые сухие покрытия в виде смазочных стержней со следующей рецептурой: графит, обработанный электростатическим полем - 1-50%, битум - 1-50%, канифоль - 1-50%, сульфат аммония - 0,5-25%), аэросил - 0,5-25%, полимер, обработанный электростатическим полем - 0,5-50%. В результате обеспечивается наличие смазочного слоя в контакте всех набегающих на рельс колес проходящего подвижного состава. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 479 455 C2

Способ рельсосмазывания, в котором осуществляют нанесение смазочного материала на боковую поверхность головки рельса, отличающийся тем, что осуществляется контактное нанесение твердого смазочного материала на боковую поверхность головки рельса посредством гребня колеса, движущегося по рельсу, для реализации контактного нанесения твердого смазочного материала на боковую поверхность головки рельса в качестве смазочного материала используются твердые сухие покрытия в виде смазочных стержней со следующей рецептурой: графит, обработанный электростатическим полем 1-50%, битум 1-50%, канифоль 1-50%, сульфат аммония 0,5-25%, аэросил 0,5-25%, полимер, обработанный электростатическим полем 0,5-50%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2479455C2

СПОСОБ СМАЗКИ СИСТЕМЫ "КОЛЕСО - РЕЛЬС" 2004
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Широглазов Владимир Викторович
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2278893C2
Машина для стирки белья 1929
  • Горохов Г.И.
SU23331A1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
RU 96113832 А, 27.10.1998
ЕР 1520766 А1, 06.04.2005.

RU 2 479 455 C2

Авторы

Шаповалов Владимир Владимирович

Лубягов Александр Михайлович

Павлов Александр Павлович

Щербак Петр Николаевич

Майба Игорь Альбертович

Окулова Екатерина Станиславовна

Вялов Сергей Алифтинович

Могилевский Виктор Анатольевич

Александрова Елена Александровна

Мантуров Дмитрий Сергеевич

Мантурова Екатерина Александровна

Фейзов Эмин Эльдарович

Фейзова Валентина Александровна

Старунов Александр Сергеевич

Щепановский Константин Игоревич

Сисюкин Илья Павлович

Мирошников Павел Александрович

Маркарян Евгений Ашотович

Кутняхов Виктор Михайлович

Мудрецов Дмитрий Александрович

Семенов Роман Юрьевич

Заржевский Эдуард Владимирович

Каншев Владислав Олегович

Даты

2013-04-20Публикация

2011-04-13Подача