СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ СИСТЕМ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ Российский патент 2021 года по МПК B61K3/02 

Описание патента на изобретение RU2750585C1

Развитие технологий ротапринтно-контактной лубрикации представляет научный и практический интерес. Системный подход к анализу трибосопряжения колесо-рельс ставит целью разработку экологически безопасных гребнерельсосмазывателей (ГРС) стержневого типа предназначенных для работы в открытых тяжлонагруженных узлах трения, обеспечивающих точное и качественное нанесение нужного количества термометаллоплакирующих материалов в контакт бандажа колеса локомотива с рельсом, устойчиво воспринимающих динамические нагрузки, сохраняющие работоспособность при температурах -50…+130 и имеющие существенные преимущества перед форсуночными, а также способных работать в ограниченном пространстве.

Настоящее изобретение используется в машиностроении и относится к способам модифицирования систем лубрикации, основанных нанесении на фрикционные и антифрикционные узлы различных механизмов, работающих в широком диапазоне изменения температуры окружающей среды (+50: -70°C), полифазных твердопластичных смазочных фрикционных и антифрикционных веществ в виде термоплакирующих брикетов. Система модифицирования поверхностей трения содержит корпус 1, привод подачи смазочного стержня 2, термометаллоплакирующий брикет с присадками, например, графит, графен и др. в отношении: мягкий металл - 5-100%; экологически чистый термопласт-адгезив - 0-95%; экологически чистые функциональные присадки: 0-60% (Фиг. 1).

Известен способ контактно-ротапринтного гребнесмазывания с конструкцией ГРС 20.07 - система, работающая с использованием смазочного материала в виде смазочных стержней. Система ГРС 20.07 предназначена для дозированного нанесения смазочного материала на гребни колесной пары локомотивов ряда серий. Недостатком этой конструкции является то, что в зимний период при минусовых температурах на выходном канале образуется наледь, что приводит к нарушению работоспособности, а в дальнейшем выхода ее из строя.

В качестве прототипа выбран способ для смазывания гребня колеса железнодорожного подвижного состава посредством устройства, описанного в патенте №2157771 [1]. Устройство содержит закрепленную на кронштейне гильзу с выходным отверстием на одном конце и съемной торцевой крышкой на другом конце и смазывающий стержень, размещенный в гильзе с возможностью продольного перемещения посредством подающей пружины сжатия. Недостатком этой системы является то, что сила прижатия (или рабочее усилие прижатия) смазывающего стержня не постоянна из-за подающей пружины сжатия, что приводит к передозировке или масленому голоданию граничного режима трения.

Технический результат предлагаемого изобретения - повышение тягового усилия локомотива в процессе его движения. На поверхность гребня колеса наносится противоизносный слой материала, твердость которого ниже твердости материала гребня колеса, например, железо, сталь, алюминий, либо их сплавы.

Таким образом защитив от износа рабочие поверхности бандажа (поверхности круга катания и гребня колеса контактирующие с рельсом) материалом с фрикционными свойствами достигается эффект повышения силы тяги на 15-20% по сравнению с защитой от износа гребня путем его смазки антифрикционными смазочными материалами.

Использование технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения колеса и рельса при учете специфики эксплуатации открытых узлов трения является наиболее рациональным способом лубрикации системы «колесо-рельс». Одной из наиболее распространенных на сети дорог ОАО «РЖД» технологий ротапринтно-контактной лубрикации является технология гребне-рельсосмазывания (плакирования) поверхностей термопластом адгезивом разового нанесения (ГРС-РАПС).

Одним из элементов технологии ГРС-РАПС, определяющим ее эффективность, является привод подачи (прижатия) 2 (Фиг. 1) термометаллоплакирующих брикетов к рабочей поверхности бандажа колеса. Как известно, процесс плакирования (фрикционного натирания) основан на активизации адгезионных связей до уровня:

где F и Fког - силы адгезионного и когезионного взаимодействия во фрикционном контакте.

Одним из ведущих факторов реализации процесса образования пленки-покрытия с заданными функциональными свойствами является уровень температур вспышки во фрикционном контакте.

Сила трения между элементами трибосопряжения определяется как:

где N- сила давления;

ƒ - коэффициент трения.

Разработан алгоритм динамического мониторинга максимальных контактных температур, позволяющий на базе интегральных оценок диссипации трибосистемы и взаимной корреляционной функции момента трения и температуры идентифицировать режимы накопления пластических деформаций, термического и атермического схватывания поверхностей трения.

Определение значений температуры во фрикционном контакте выполнялось по методике определения объемной температуры фрикционного контакта [2].

Для определения температуры вспышки на микронеровности в контакте «колесо-рельс» воспользуемся выражением (2)

где θ1всп(0,τ) - соотношение между температурой вспышки и объемной температурой;

ϑ1всп (0, τ) - температура вспышки;

- объемная температура.

Приведем необходимые заданные величины для расчета θ1всп (0, τ): ϑ1всп (0, τ):

P=125000H.

Фактическая площадь касания постоянно изменяется, в связи с десятками параметров окружающей среды. Исходя из этого, некоторые величины носят экспериментальный характер. Поэтому требуются комплексные испытания и последующие им исследования полученных результатов.

Подставляя соответствующие значения параметров, входящих в формулы, получаем:

Таким образом, получаем:

Так как температура вспышки, ϑ1всп (0, τ) а также соотношение между

температурой вспышки и объемной температурой θ1всп (0, τ) даются как функции текущего времени процесса торможения.

Все расчетные формулы являются эмпирическими и имеют весьма узкий диапазон применимости. Расчет проводился для режима торможения нового колеса вагона по новому рельсу. Решение изложенной термодинамической задачи методом расчета несет в себе некоторые трудности.

Окончательное определение условий термодинамики контактирования выполнялось на базе метода физико-математического моделирования [3].

Таким образом условия реализации процесса плакирования поверхностей трения определяется управляемым параметром Р (термометаллоплакирующим брикетом на рабочую поверхность гребня колеса) (Фиг. 1). В настоящее время в серийно выпускаемых гребнерельсосмазывателях ГРС 40.01 используется консервативный привод с цилиндрической пружиной сжатия у которой давление F в данном приводе меняется от 20,8 Н до 2,6 Н. Данное положение не только резко снижает эффективность работы привода, но и создает условия в зоне миграции смазочного материала на тяговою поверхность колеса в случае применения несертифицированных пластичных или жидких смазочных материалов.

С целью повышения эффективности технологии ГРС-РАПС были проведены работы по оптимизации параметров консервативного привода ГРС. В частности, был разработан консервативный привод в виде витой цилиндрической пружины из стальной ленты переменной жесткости (Фиг. 2) где 4 - внутренний виток, 5 - внешний виток.

Применительно к трибологии системный подход к анализу трибосистем изложен в работе [4], а к анализу технологических процессов в работе [5].

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что необходимая величина управляемого параметра (давление стержня на рабочую поверхность Р), может быть обеспечена путем модифицирования консервативного привода. Так в любых геометрических габаритах существует возможность соединения нескольких пластинчатых пружин переменной жесткости за счет переменного сечения (Фиг. 3), что приводит к более эффективному использованию пространства механизма лубрикации с целью повышение тягового усилия локомотива в процессе его движения.

При эксплуатации трибосистемы колесо-рельс с использованием гребнерельсосмазывателей на контактирующих поверхностях формируются многослойные пленки из фрактальных кластеров и их лигандных оболочек в результате физической или химической адсорбции фрактальных структур. В контакте трибосистемы рельс-колесо многослойные пленки непрерывно разрушаются и восстанавливаются, то есть создаются условия для реализации нормального процесса износа контактирующих элементов трибосистемы.

Таким образом, в результате модельной оптимизации технологического оборудования для плакирования рабочей поверхности гребня колеса создан компактный, надежный и эффективный консервативный привод.

При использовании пластинчатых пружин возрастает эффективность не только механизма, но и плакирующего брикета, в составе механизма.

Создание нового консервативного привода, жесткость которого прямо пропорциональна изменению плеча приложения усилия на термометаллоплакирующий брикет позволило обеспечить постоянство оптимального усилия прижатия брикета к поверхности гребня колеса.

Изобретение обеспечивает необходимую силу прижатия плакирующего брикета в течение всего времени эксплуатации, для реализации технологии термометаллоплакирования, в результате которой на рабочих поверхностях бандажа колес локомотива образуется защитный слой металла позволяет повысить тяговое усилие локомотива при его движении.

Литература

1. Патент РФ №2157771 кл. В61К 3/00, 2000

2. Озябкин А.Л. Динамический мониторинг триботермодинамики фрикционных мобильных систем // Вестник ДГТУ. 2011. Т. 11. №5. С. 644-654.

3. Патент РФ №2343450, кл. G01N 3/56, 2006

4. Чихос К. Системный анализ в трибонике. - М.: Мир, 1982. - 351 с.

5. Шульга Г.И. Функциональные водорастворимые технологические смазочные средства для обработки материалов. - Ростов н/Д: Ред. ж. «Изв. вузов. Сев-Кавк. регион», 2004. - 212 с

Похожие патенты RU2750585C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2019
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Харламов Павел Викторович
  • Озябкин Андрей Львович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Рябыш Денис Алексеевич
  • Арешян Гарри Александрович
  • Сангин Джасур Якубович
RU2740465C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2003
  • Шаповалов В.В.
  • Могилевский В.А.
  • Кульбикаян Р.В.
  • Щербак П.Н.
  • Майба И.А.
  • Лубягов А.М.
  • Зеленский Д.В.
  • Баранов В.И.
  • Шуб М.Б.
  • Зайкин Д.С.
RU2238304C1
РЕЛЬСОВЫЙ МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ 2000
  • Шаповалов В.В.
  • Щербак П.Н.
  • Черный В.С.
  • Майба И.А.
  • Ильин В.И.
  • Колесников В.И.
  • Могилевский В.А.
  • Лубягов А.М.
  • Червенко А.Н.
  • Андриевский А.П.
  • Розман О.А.
RU2170756C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФРИКЦИОННЫХ СИСТЕМ 2016
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Муртузаалиев Руслан Муртузаалиевич
  • Джармухамбетов Марат Жунусович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Приблуда Александр Сергеевич
  • Назаренко Владислав Петрович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Титов Александр Юрьевич
  • Городок Артем Русланович
  • Папагин Виктор Викторович
  • Харламов Павел Викторович
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Буракова Марина Андреевна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Здоровец Сергей Александрович
  • Никитина Мария Ивановна
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Киселевич Алексей Дмитриевич
  • Сидельников Александр Сергеевич
  • Баринов Павел Ленев
  • Чередниченко Вячеслав Игоревич
  • Кильчицкая Ирина Сергеевна
  • Шатов Данил Олегович
  • Денисов Кирилл Владимирович
RU2674899C1
АКТИВИЗАТОР ТРЕНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ 2006
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
  • Хачатуров Хорен Михайлович
RU2362799C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ЛОКОМОТИВОВ 2007
  • Баженов Михаил Иванович
  • Шелудченко Владимир Георгиевич
  • Кавинин Игорь Алексеевич
RU2333119C1
СИСТЕМА МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Александров Анатолий Александрович
  • Александрова Елена Александровна
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Старунов Александр Сергеевич
  • Щепановский Константин Игоревич
  • Казинцев Игорь Юрьевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
RU2376184C1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ФРИКЦИОННЫХ МОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ 2012
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Выщепан Алексей Львович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Харламов Павел Викторович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Коробельников Тимур Алексеевич
  • Александрова Елена Александровна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Семенов Роман Юрьевич
  • Пронин Виталий Валентинович
  • Костюк Василий Валентинович
  • Коваленко Любовь Ивановна
  • Васильев Андрей Николаевич
  • Ананко Анатолий Михайлович
RU2517946C2
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ ЕГО ПОДАЧИ 2005
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Заковоротный Вилор Лаврентьевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Минаенко Александр Иванович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Бутов Эдуард Соломонович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Зеленский Дмитрий Валентинович
  • Щеголева Оксана Борисовна
  • Грузин Георгий Сергеевич
  • Кульбикаян Рубен Вагинакович
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Иванов Дмитрий Игоревич
  • Александров Анатолий Александрович
RU2293677C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 750 585 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ СИСТЕМ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ

Изобретение относится к способам модифицирования систем лубрикации. Способ термометаллоплакирования поверхности гребня колеса локомотива, реализуемый системой подачи устройства гребнерельсосмазывателя к поверхности гребня колеса характеризуется тем, что для термометаллоплакирования рабочих поверхностей бандажей колес локомотива наносится слой металла - Al, Zn, Cu, Fe, Pb или его сплава с фрикционными свойствами, имеющим твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей колес локомотива, посредством технологического оборудования в виде бункера с термометаллоплакирующими брикетами состоящими из металлов Al, Zn, Cu, Fe, Pb, Li или из их сплавов, имеющих твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей бандажей колес локомотива. Упомянутые брикеты могут содержать сердцевину из термопласта-адгезива с функциональными присадками например, графит, графен в отношении: мягкий металл - 5-100%; экологически чистый термопласт-адгезив - 0-95%; экологически чистые функциональные присадки: 0-60%. Консервативный привод представляет собой спиральную пружину из n-пластин переменной жесткости, при этом концы пластин на внутреннем витке связаны между собой, а на внешнем витке пластины не связаны между собой и имеют ограниченную свободу перемещения в плоскости закрепления пружин относительно бункера и одна из пластин на внешнем витке связана с корпусом бункера. В результате повышается тяговое усилие локомотива в процессе его движения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 750 585 C1

Способ термометаллоплакирования поверхности гребня колеса локомотива, реализуемый системой подачи устройства гребнерельсосмазывателя к поверхности гребня колеса, отличающийся тем, что для термометаллоплакирования рабочих поверхностей бандажей колес локомотива наносится слой металла - Al, Zn, Cu, Fe, Pb или его сплава с фрикционными свойствами, имеющим твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей колес локомотива, посредством технологического оборудования в виде бункера с термометаллоплакирующими брикетами, состоящими из металлов Al, Zn, Cu, Fe, Pb, Li или из их сплавов, имеющих твердость ниже твердости металла рабочих поверхностей бандажей колес локомотива, могущих содержать сердцевину из термопласта-адгезива с функциональными присадками например, графит, графен в отношении: мягкий металл - 5-100%; экологически чистый термопласт-адгезив - 0-95%; экологически чистые функциональные присадки - 0-60%, в свою очередь, консервативный привод представляет собой спиральную пружину из n-пластин переменной жесткости, при этом концы пластин на внутреннем витке связаны между собой, а на внешнем витке пластины не связаны между собой и имеют ограниченную свободу перемещения в плоскости закрепления пружин относительно бункера и одна из пластин на внешнем витке связана с корпусом бункера.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2750585C1

Смазочный стержень 1985
  • Курасов Дмитрий Александрович
  • Шебанов Валерий Алексеевич
SU1323444A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЯ КОЛЕСА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1998
  • Степанов В.В.
RU2157771C2
Узкорядная комбинированная зерновая сеялка 1960
  • Кашутин В.Н.
SU134507A1
CN 101758834 A, 30.06.2010.

RU 2 750 585 C1

Авторы

Шаповалов Владимир Владимирович

Мищиненко Василий Борисович

Щербак Пётр Николаевич

Озябкин Андрей Львович

Корниенко Роман Андреевич

Шестаков Михаил Михайлович

Фейзов Эмин Эльдарович

Колесников Игорь Владимирович

Харламов Павел Викторович

Санамян Георгий Валерьевич

Сивак Артём Александрович

Леванов Родион Сергеевич

Кутелев Никита Сергеевич

Поцебин Даниил Андреевич

Петрик Андрей Михайлович

Даты

2021-06-29Публикация

2020-10-21Подача