Взаимодействие колеса и рельса является физической основой движения поездов по железным дорогам. Именно оно во многом определяет безопасность, а также такие важнейшие технико-экономические показатели, как масса поездов, скорость их движения и уровень эксплуатационных расходов. При этом требования к показателям взаимодействия колес и рельсов в разных зонах контактирования противоречивы. С одной стороны, сцепление колес с рельсами должно быть таким, чтобы обеспечивалось малое сопротивление движению поезда. С другой - для реализации требуемой силы тяги необходим высокий и стабильный уровень сцепления локомотивных колес с той же поверхностью. Помимо этого, для предотвращения вкатывания колеса на головку рельса, снижения износа гребня колеса и боковой поверхности головки рельса, а также сопротивления движению поезда в кривых требуется максимально возможно снизить трение между гребнем колеса и боковой поверхностью головки рельса. Применяемые материалы должны обладать высокой прочностью, чтобы воспринимать вертикальные и боковые статические нагрузки и динамические воздействия, вызванные вертикальными и горизонтальными ускорениями элементов подвижного состава. При этом интенсивность изнашивания элементов и скорость развития усталостных дефектов должны быть такими, чтобы обеспечивалась экономически целесообразная эксплуатация подвижного состава и пути.
Известна конструкция «бортовой гребнесмазыватель» НПП «Фромир» (Ростов-на-Дону) АГС-8, работающие на консистентной смазке. Системами АГС-8 оборудовано более 7000 единиц подвижного состава ОАО «РЖД», промышленного транспорта и метрополитена. АГС-8 при помощи специальных дозирующих форсунок наносят смазку только во время движения локомотива на гребни набегающих колесных пар в количестве трех граммов на километр. В результате на гребнях (при движении по прямой) образуется антифрикционная пленка толщиной порядка 20 микрон. Вследствие взаимодействия гребней с рельсом смазка переносится на боковую поверхность рельса и на последующие гребни. Расчетная толщина смазки на рельсе 0,1-0,3 микрона. В качестве смазочного материала в АГС-8 применяют консистентные и жидкие смазки. Управление АГС-8 осуществляется специальными электронными блоками, оснащенными датчиками пути. В качестве датчика пути для АГС-8 могут использоваться сигналы, генерируемые датчиками оборотов колеса (типа Л 178), входящими в системы КПД, САУТ, КЛУБ и др. АГС-8 устанавливаются на любом типе подвижного состава.
Автоматический гребнесмазыватель типа АТС-8 предназначен для дозированного нанесения смазочного материала на гребни колесной пары локомотивов серии ТЭМ2, ТЭМ15, ТЭМ18, в зависимости от пройденного пути с целью снижения интенсивности износа гребней колесных пар и рельсов и уменьшения энергопотребления за счет сокращения сил сопротивления движению. В состав АТС-8 входят: блок управления, бак для хранения смазочного материала, форсунки, электропневмовентиль.
Недостатком этой конструкции является то, что к ветровой нагрузке добавляются центробежные силы, которые сбрасывают с гребней колес смазку и она попадает в балласт или замасливает элементы подвижного состава. Требует постоянного контроля за качеством ремонта и выполнения требований эксплуатации. При отсутствии контроля за исправностью оборудования может стать причиной лавинного боксования.
Аналогом является система «автоматический лубрикатор», описанная в патенте США №3944025 [3], которая содержит корпус лубрикатора, связанный с буксой колесной пары, и систему подачи смазочного материала.
Недостатком этой системы является низкая надежность узлов лубрикатора, ввиду того, что он располагается на неподрессоренной массе подвижного состава и испытывает высокие разрушающие динамические нагрузки.
В качестве прототипа выбрана конструкция «контактный гребнесмазыватель» [1], у которого смазывающий элемент (графитовый стержень, полиэтиленовая трубка с наполнителем) [2] непосредственно контактирует с поверхностью гребней и прижимается к ней при помощи привода подачи смазочных стержней (фиг.1).
Fск>Fтр, Qрас>0
Fск<Fтр, Qрас=0
При отсутствии смазочного материала на смазываемой поверхности скатывающее усилие меньше силы трения Fтр, что обеспечивает подачу смазочного материала на смазываемую поверхность, т.е. Fтр>Fск. При наличии смазочного материала на смазываемой поверхности коэффициент трения смазочного материала по смазочному материалу ниже уровня, обеспечивающего Fтр>Fск, т.е. Fск>Fтр, и смазочный материал не прижимается к смазываемой поверхности, т.к. при Fск>Fтр сила нормального давления смазочного материала на смазываемую поверхность равна 0 (т.е. N=0) и соответственно нет подачи смазочного материала на смазываемую поверхность (фиг.2).
Fск>Fтр, Qрас>0
Fск<Fтр, Qрас=0
Fтр1=f1Psinβ
Fск=Pcosβ
Fск>Fтр1→Pcosβ>f1Psinβ
Fпр=Fск-Fтр1=P(cosβ-f1sinβ)
Fтр2=f2P(cosβ-f1sinβ)sinβ
Fтр2={[f2P(cosβ-f1sinβ)sinβ]cosβ-f1[f2P(cosβ-f1sinβ)sinβ]sinβ}f2sinβ
Недостатком этой конструкции является увеличенный расход смазочных стержней, обусловленный отсутствием систем регулирования расхода смазочного материала в зависимости от его наличия на смазываемой поверхности.
Для решения данной задачи разработана конструкция (фиг.3). К раме тележки с помощью болтового соединения крепится кронштейн 5, к которому приварена кассета 3. Для обеспечения безопасности движения поездов кассета соединена с рамой тележки с помощью страховочного троса 4.
Технический результат достигается тем, что смазочный материал в виде смазочных стержней 2 подается к смазываемой поверхности 1 (поверхности гребня колеса) под углом β, обеспечивающим его самопроизвольное прижатие к смазываемой поверхности, с усилием F, достаточным для обеспечения процесса изнашивания внешней оболочки и нанесения его на поверхность трения (гребень колеса).
где f1 - коэффициент трения смазочного стержня по направляющей, подающей смазочный материал (смазочный стержень) к смазываемой поверхности;
P - вес смазочного стержня.
При этом соотношение площадей сечения стержня S1, контактирующего со смазываемой поверхностью, к площади смазываемой поверхности S2 выбирается из соотношения 0 < S1/S2 ≤ 1. Это в полной мере обеспечивает нанесение смазочного материала на поверхность трения (гребень колеса 1).
Литература:
1. Патент РФ №2197677 «Система смазки поверхностей трения», опубл. 27.01.2003 г., МПК7 F16N 11/00, B61K 3/02.
2. Заявка на изобретение №2008115041/1 1 «Система модифицирования поверхностей трения».
3. Оптимизация технологических режимов нанесения смазочных материалов на головку рельса с использованием АРС. Технические и технологические решения при нанесении смазочных материалов на головку рельса при низких температурах. Отчет ВНИИЖТ, peг. №01910014653, авторы Гочуа Б.В., Колосов Ю.В., Козлов В.В., Васильев А.С., 1991, 103 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ | 2016 |
|
RU2634056C1 |
СИСТЕМА МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ | 2008 |
|
RU2376184C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2197677C2 |
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ | 2014 |
|
RU2552111C1 |
СПОСОБ РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ | 2011 |
|
RU2479455C2 |
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ | 2018 |
|
RU2669802C1 |
СТЕРЖЕНЬ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЯ БЛОЧНОГО ТИПА | 2019 |
|
RU2734244C1 |
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ | 2008 |
|
RU2388635C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ | 2005 |
|
RU2298502C1 |
ПУТЕВОЙ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2245264C1 |
Настоящее изобретение относится к машиностроению. Способ нанесения смазочного материла на открытый узел трения заключается в том, что смазочный материал в виде смазочных стержней подают к поверхности гребня колеса под углом β, с усилием F, достаточным для обеспечения процесса изнашивания внешней оболочки смазочного материала и нанесения его на поверхность гребня колеса, при этом
Способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения, заключающийся в том, что смазочный материал в виде смазочных стержней подают к смазываемой поверхности (поверхности гребня колеса) под углом β, с усилием F, достаточным для обеспечения процесса изнашивания внешней оболочки смазочного материала и нанесения его на поверхность трения (гребень колеса), при этом
где f1 - коэффициент трения смазочного стержня по направляющей, подающей смазочный материал (смазочный стержень) к смазываемой поверхности; P - вес смазочного стержня, а соотношение площадей сечения стержня S1, контактирующего со смазываемой поверхностью, к площади смазываемой поверхности S2 выбирается из соотношения 0 < S1/S2 ≤ 1.
RU 2009144353 A, 10.06.2011 | |||
Система смазки открытых поверхностей трения | 2002 |
|
RU2225307C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЯ КОЛЕСА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1998 |
|
RU2157771C2 |
US 6182793 B1, 06.02.2001 | |||
DE 19904025 A1, 16.09.1999 |
Авторы
Даты
2014-08-20—Публикация
2011-12-19—Подача