СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА ОТКРЫТЫЙ УЗЕЛ ТРЕНИЯ Российский патент 2014 года по МПК B61K3/02 

Описание патента на изобретение RU2525499C2

Взаимодействие колеса и рельса является физической основой движения поездов по железным дорогам. Именно оно во многом определяет безопасность, а также такие важнейшие технико-экономические показатели, как масса поездов, скорость их движения и уровень эксплуатационных расходов. При этом требования к показателям взаимодействия колес и рельсов в разных зонах контактирования противоречивы. С одной стороны, сцепление колес с рельсами должно быть таким, чтобы обеспечивалось малое сопротивление движению поезда. С другой - для реализации требуемой силы тяги необходим высокий и стабильный уровень сцепления локомотивных колес с той же поверхностью. Помимо этого, для предотвращения вкатывания колеса на головку рельса, снижения износа гребня колеса и боковой поверхности головки рельса, а также сопротивления движению поезда в кривых требуется максимально возможно снизить трение между гребнем колеса и боковой поверхностью головки рельса. Применяемые материалы должны обладать высокой прочностью, чтобы воспринимать вертикальные и боковые статические нагрузки и динамические воздействия, вызванные вертикальными и горизонтальными ускорениями элементов подвижного состава. При этом интенсивность изнашивания элементов и скорость развития усталостных дефектов должны быть такими, чтобы обеспечивалась экономически целесообразная эксплуатация подвижного состава и пути.

Известна конструкция «бортовой гребнесмазыватель» НПП «Фромир» (Ростов-на-Дону) АГС-8, работающие на консистентной смазке. Системами АГС-8 оборудовано более 7000 единиц подвижного состава ОАО «РЖД», промышленного транспорта и метрополитена. АГС-8 при помощи специальных дозирующих форсунок наносят смазку только во время движения локомотива на гребни набегающих колесных пар в количестве трех граммов на километр. В результате на гребнях (при движении по прямой) образуется антифрикционная пленка толщиной порядка 20 микрон. Вследствие взаимодействия гребней с рельсом смазка переносится на боковую поверхность рельса и на последующие гребни. Расчетная толщина смазки на рельсе 0,1-0,3 микрона. В качестве смазочного материала в АГС-8 применяют консистентные и жидкие смазки. Управление АГС-8 осуществляется специальными электронными блоками, оснащенными датчиками пути. В качестве датчика пути для АГС-8 могут использоваться сигналы, генерируемые датчиками оборотов колеса (типа Л 178), входящими в системы КПД, САУТ, КЛУБ и др. АГС-8 устанавливаются на любом типе подвижного состава.

Автоматический гребнесмазыватель типа АТС-8 предназначен для дозированного нанесения смазочного материала на гребни колесной пары локомотивов серии ТЭМ2, ТЭМ15, ТЭМ18, в зависимости от пройденного пути с целью снижения интенсивности износа гребней колесных пар и рельсов и уменьшения энергопотребления за счет сокращения сил сопротивления движению. В состав АТС-8 входят: блок управления, бак для хранения смазочного материала, форсунки, электропневмовентиль.

Недостатком этой конструкции является то, что к ветровой нагрузке добавляются центробежные силы, которые сбрасывают с гребней колес смазку и она попадает в балласт или замасливает элементы подвижного состава. Требует постоянного контроля за качеством ремонта и выполнения требований эксплуатации. При отсутствии контроля за исправностью оборудования может стать причиной лавинного боксования.

Аналогом является система «автоматический лубрикатор», описанная в патенте США №3944025 [3], которая содержит корпус лубрикатора, связанный с буксой колесной пары, и систему подачи смазочного материала.

Недостатком этой системы является низкая надежность узлов лубрикатора, ввиду того, что он располагается на неподрессоренной массе подвижного состава и испытывает высокие разрушающие динамические нагрузки.

В качестве прототипа выбрана конструкция «контактный гребнесмазыватель» [1], у которого смазывающий элемент (графитовый стержень, полиэтиленовая трубка с наполнителем) [2] непосредственно контактирует с поверхностью гребней и прижимается к ней при помощи привода подачи смазочных стержней (фиг.1).

Fск>Fтр, Qрас>0

Fск<Fтр, Qрас=0

При отсутствии смазочного материала на смазываемой поверхности скатывающее усилие меньше силы трения Fтр, что обеспечивает подачу смазочного материала на смазываемую поверхность, т.е. Fтр>Fск. При наличии смазочного материала на смазываемой поверхности коэффициент трения смазочного материала по смазочному материалу ниже уровня, обеспечивающего Fтр>Fск, т.е. Fск>Fтр, и смазочный материал не прижимается к смазываемой поверхности, т.к. при Fск>Fтр сила нормального давления смазочного материала на смазываемую поверхность равна 0 (т.е. N=0) и соответственно нет подачи смазочного материала на смазываемую поверхность (фиг.2).

Fск>Fтр, Qрас>0

Fск<Fтр, Qрас=0

Fтр1=f1Psinβ

Fск=Pcosβ

Fск>Fтр1→Pcosβ>f1Psinβ

Fпр=Fск-Fтр1=P(cosβ-f1sinβ)

Fтр2=f2P(cosβ-f1sinβ)sinβ

Fтр2={[f2P(cosβ-f1sinβ)sinβ]cosβ-f1[f2P(cosβ-f1sinβ)sinβ]sinβ}f2sinβ

Недостатком этой конструкции является увеличенный расход смазочных стержней, обусловленный отсутствием систем регулирования расхода смазочного материала в зависимости от его наличия на смазываемой поверхности.

Для решения данной задачи разработана конструкция (фиг.3). К раме тележки с помощью болтового соединения крепится кронштейн 5, к которому приварена кассета 3. Для обеспечения безопасности движения поездов кассета соединена с рамой тележки с помощью страховочного троса 4.

Технический результат достигается тем, что смазочный материал в виде смазочных стержней 2 подается к смазываемой поверхности 1 (поверхности гребня колеса) под углом β, обеспечивающим его самопроизвольное прижатие к смазываемой поверхности, с усилием F, достаточным для обеспечения процесса изнашивания внешней оболочки и нанесения его на поверхность трения (гребень колеса).

β > a r c t g f 1 P ,

где f1 - коэффициент трения смазочного стержня по направляющей, подающей смазочный материал (смазочный стержень) к смазываемой поверхности;

P - вес смазочного стержня.

При этом соотношение площадей сечения стержня S1, контактирующего со смазываемой поверхностью, к площади смазываемой поверхности S2 выбирается из соотношения 0 < S1/S2 ≤ 1. Это в полной мере обеспечивает нанесение смазочного материала на поверхность трения (гребень колеса 1).

Литература:

1. Патент РФ №2197677 «Система смазки поверхностей трения», опубл. 27.01.2003 г., МПК7 F16N 11/00, B61K 3/02.

2. Заявка на изобретение №2008115041/1 1 «Система модифицирования поверхностей трения».

3. Оптимизация технологических режимов нанесения смазочных материалов на головку рельса с использованием АРС. Технические и технологические решения при нанесении смазочных материалов на головку рельса при низких температурах. Отчет ВНИИЖТ, peг. №01910014653, авторы Гочуа Б.В., Колосов Ю.В., Козлов В.В., Васильев А.С., 1991, 103 с.

Похожие патенты RU2525499C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ 2016
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Степанов Виктор Викторович
  • Герасименко Виктор Иванович
RU2634056C1
СИСТЕМА МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Александров Анатолий Александрович
  • Александрова Елена Александровна
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Старунов Александр Сергеевич
  • Щепановский Константин Игоревич
  • Казинцев Игорь Юрьевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
RU2376184C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2001
  • Шаповалов В.В.
  • Майба И.А.
  • Щербак П.Н.
  • Выщепан А.Л.
  • Сопельник А.Ю.
  • Деркачев С.Г.
  • Андреевский А.П.
  • Костенко Г.В.
RU2197677C2
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2014
  • Майба Игорь Альбертович
  • Носков Владимир Николаевич
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Муртазаалиев Руслан Муртазаалиевич
RU2552111C1
СПОСОБ РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ 2011
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Павлов Александр Павлович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Майба Игорь Альбертович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Александрова Елена Александровна
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Старунов Александр Сергеевич
  • Щепановский Константин Игоревич
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Мирошников Павел Александрович
  • Маркарян Евгений Ашотович
  • Кутняхов Виктор Михайлович
  • Мудрецов Дмитрий Александрович
  • Семенов Роман Юрьевич
  • Заржевский Эдуард Владимирович
  • Каншев Владислав Олегович
RU2479455C2
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1
СТЕРЖЕНЬ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЯ БЛОЧНОГО ТИПА 2019
  • Майба Игорь Альбертович
RU2734244C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ 2005
  • Назаров Алексей Владимирович
RU2298502C1
ПУТЕВОЙ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЬ 2003
  • Гриняев А.М.
  • Гриняев Д.А.
RU2245264C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 525 499 C2

Реферат патента 2014 года СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА ОТКРЫТЫЙ УЗЕЛ ТРЕНИЯ

Настоящее изобретение относится к машиностроению. Способ нанесения смазочного материла на открытый узел трения заключается в том, что смазочный материал в виде смазочных стержней подают к поверхности гребня колеса под углом β, с усилием F, достаточным для обеспечения процесса изнашивания внешней оболочки смазочного материала и нанесения его на поверхность гребня колеса, при этом β > a r c t g f 1 P , где f1 - коэффициент трения смазочного стержня по направляющей, подающей смазочный стержень к смазываемой поверхности, P - вес смазочного стержня, а соотношение площадей сечения стержня S1, контактирующего со смазываемой поверхностью, к площади смазываемой поверхности S2 выбирается из соотношения 0 < S1/S2 ≤ 1. В результате обеспечивается полное нанесение смазочного материала на поверхность трения - гребень колеса. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 525 499 C2

Способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения, заключающийся в том, что смазочный материал в виде смазочных стержней подают к смазываемой поверхности (поверхности гребня колеса) под углом β, с усилием F, достаточным для обеспечения процесса изнашивания внешней оболочки смазочного материала и нанесения его на поверхность трения (гребень колеса), при этом β > a r c t g f 1 P ,
где f1 - коэффициент трения смазочного стержня по направляющей, подающей смазочный материал (смазочный стержень) к смазываемой поверхности; P - вес смазочного стержня, а соотношение площадей сечения стержня S1, контактирующего со смазываемой поверхностью, к площади смазываемой поверхности S2 выбирается из соотношения 0 < S1/S2 ≤ 1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2525499C2

RU 2009144353 A, 10.06.2011
Система смазки открытых поверхностей трения 2002
  • Ахвердиев К.С.
  • Козубенко В.Г.
  • Медведев М.И.
  • Воронин Н.С.
  • Буракова М.А.
RU2225307C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЯ КОЛЕСА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1998
  • Степанов В.В.
RU2157771C2
US 6182793 B1, 06.02.2001
DE 19904025 A1, 16.09.1999

RU 2 525 499 C2

Авторы

Шаповалов Владимир Владимирович

Майба Игорь Альбертович

Щербак Пётр Николаевич

Лубягов Александр Михайлович

Коробейников Тимур Алексеевич

Озябкин Андрей Львович

Окулова Екатерина Станиславовна

Фейзов Эмин Эльдарович

Александрова Елена Александровна

Мантуров Дмитрий Сергеевич

Мантурова Екатерина Александровна

Ананко Анатолий Михайлович

Сисюкин Илья Павлович

Коваленко Любовь Ивановна

Даты

2014-08-20Публикация

2011-12-19Подача