СИСТЕМА МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ Российский патент 2009 года по МПК B61K3/02 C10N50/00 

Описание патента на изобретение RU2376184C1

Настоящее изобретение относится к системам модифицирования поверхностей трения с нанесением на поверхности трения фрикционных и антифрикционных узлов различных механизмов полифазных твердопластичных смазочных фрикционных и антифрикционных веществ в виде смазочных стержней и вставок.

В настоящее время в промышленно-развитых странах большие объемы финансовых средств тратятся на устранения негативного влияния узлов трения на эффективность эксплуатации механических систем. Данная проблема актуальна во всех машиностроительных отраслях, в том числе на железнодорожном и других видах транспорта.

Так, например, до 20% тяговой энергии железнодорожного подвижного состава расходуется на преодоление так называемого «паразитного трения» гребней (реборд) колес о боковую поверхность головки рельса. В России на некоторых железных дорогах до 15% подвижного состава простаивает из-за необходимости периодической переточки колес по причине образования на них «тонкого» гребня. От надежности работы вышеназванных узлов трения зависит безопасность эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

Наиболее успешно настоящее изобретение применимо для смазки поверхностей трения деталей, которые эксплуатируются в условиях широкого диапазона температур и влажности, в условиях загазованности и при наличии в рабочей среде таких деталей абразива. Например, на транспорте такими поверхностями трения являются боковая поверхность головки рельса, периодически контактирующая с этой поверхностью гребня (реборды) колеса вагона железнодорожного подвижного состава, или поверхности трения деталей, образующих сцепку вагонов и локомотивов железнодорожного подвижного состава, или поверхности опор скольжения тележек железнодорожного подвижного состава.

В настоящее время наибольших успехов в решении проблемы снижения износа рельсов и гребней колес железнодорожного подвижного состава добились специалисты США и России. Существуют различные пути решения этой проблемы, однако мы считаем, что наиболее перспективным является повышение износостойкости деталей открытых узлов трения железнодорожного подвижного состава путем применения специальных систем модифицирования поверхностей трения для нанесения твердых полифазных смазок на поверхность трения, обеспечивающих гарантированное нанесение веществ на смазываемые поверхности непосредственно в ходе работы [1, 2].

Например, известна система для нанесения смазывающего вещества на поверхность трения [3], содержащая заполненный смазывающим веществом корпус, на одном конце которого смонтирован полый смазывающий стержень, выполненный из гибкого эластичного материала и в котором выполнено множество сквозных продольных каналов для прохода смазывающего вещества к обрабатываемой поверхности трения. При этом другой конец корпуса связан с источником сжатого воздуха, предназначенного для перемещения смазывающего стержня и смазывающего вещества по продольным каналам последнего.

Вышеописанная система смазки обеспечивает постоянную подачу жидкого смазывающего вещества на смазываемую поверхность, при этом сохраняя постоянство расхода смазывающего вещества, и создает возможность гибко управлять расходом смазывающего вещества путем изменения величины давления от источника сжатого воздуха, которое контролируется оператором или отдельным устройством управления. Она имеет высокую эффективность эксплуатации при обслуживании закрытых узлов трения, например широко известных в машиностроении тяжелонагруженных подшипников скольжения.

Однако практика эксплуатации таких систем для нанесения смазочного вещества показала, что они абсолютно не применимы в том случае, если необходимо нанести на смазываемую поверхность полифазные смазывающие вещества, т.е. вещества, которые в процессе нанесения имеют твердопластичное состояние, а в процессе эксплуатации переходят в твердосухое состояние, при этом в результате нанесения принимая форму тонкой фрикционной или антифрикционной пленки. Другими словами, конструкция устройства не позволяет пройти полифазным твердопластичным смазывающим веществам по продольным каналам до смазываемой поверхности из-за того, что полифазное твердопластичное смазывающее вещество по истечении некоторого времени эксплуатации и под воздействием тепла трения переходит во вторую свою твердую фазу.

Кроме того, способ не имеет какой-либо обратной связи от смазываемой поверхности к органу подачи смазки и продолжает бесконтрольный процесс нанесения смазывающего вещества на смазываемую поверхность даже при наличии на последней достаточного количества смазочного вещества. Это приводит к неоправданному расходу смазочных веществ, к нанесению смазочных веществ на поверхность трения даже в том случае, когда в этом нет никакой необходимости.

Известна система смазки поверхности трения, осуществляющая нанесение смазки на смазываемую поверхность, путем прижатия кромки смазывающего стаканообразного элемента к указанной смазываемой поверхности трения с помощью пружины, один конец которой контактирует с дном указанного стаканообразного элемента, а второй конец контактирует со стенкой корпуса, в котором она установлена [4].

Известен также ротапринтно-контактный способ модифицирования тяговых поверхностей колеса и рельса [5], который осуществляется системой модифицирования поверхностей трения, состоящей из корпуса, привода подачи смазочного стержня и смазочного стержня в виде брикета модификатора трения. По мере износа оболочки брикета модификатора трения, совершающего поступательное перемещение в сторону модифицируемой поверхности трения, происходит нанесение смазочного материала на модифицируемую поверхность. Система настроена таким образом, что происходит дозирование нанесения смазочного материала путем изменения коэффициента трения, а соответственно и износа, при взаимодействии оболочки смазочного стержня со смазываемой поверхностью в случае наличия или отсутствия смазочного материала на этой смазываемой поверхности. Соответственно меняется интенсивность изнашивания оболочки брикета модификатора трения, т.е. при наличии смазочного материала на смазываемой поверхности величина коэффициента трения падает и интенсивность износа оболочки смазочного стержня стремится к нулю, соответственно и объем подаваемого смазочного материала стремится к нулю, а в случае отсутствия смазочного материала на смазываемой поверхности происходит увеличение коэффициента трения и увеличение интенсивности износа оболочки смазочного стержня, соответственно увеличивается объем подаваемого смазочного материала.

Недостатком данного способа является тот факт, что смазочный материал, когда находится в нерабочем состоянии, не защищен герметичной оболочкой и контактирует с внешними факторами окружающей среды, а по истечении определенного времени происходит его высыхание, окисление и т.д., т.е. изменяются его состояние, состав и свойства.

В основу настоящего изобретения положена задача создания способа организации системы, обеспечивающей стабильность состава и состояния модификаторов трения, применяемых для повышения величины и стабильности коэффициента сцепления колеса с рельсом, а также для снижения сил трения гребня колеса о боковую поверхность головки рельса.

Поставленная задача осуществляется тем, что в известной системе модифицирования поверхностей трения, содержащей корпус, привод подачи смазочного стержня, смазочный стержень, согласно изобретению последний выполнен в виде пористого тела, герметичные поры (капсулы) которого заполнены смазочным материалом (фрикционным или антифрикционным модификатором). Материал пористого тела может быть различного состава в зависимости от того, какой смазочный материал заключен в его матрице. Материал матрицы пористого тела для модифицирования поверхности трения антифрикционным модификатором может быть исполнен из вспененного полиэтилена, капрона, поливинилхлорида и др. Материал матрицы пористого тела для модифицирования поверхности трения фрикционным модификатором может быть исполнен из пеностекла, пенобетона, содержащего портландцемент, газопенобетона и др.

Процесс модифицирования осуществляется путем прижатия смазочного стрежня к смазываемой поверхности, приводящего данный стержень к нормированному износу и соответственно к подаче расчетного количества модификатора. Интенсивность подачи смазочного материала регулируется путем варьирования усилия прижатия смазочного стержня к смазываемой поверхности и средней величины размера единичной капсулы пористого тела. Обеспечение стабильности состава и состояния модификатора трения происходит за счет того, что смазочные стержни модификатора трения представляют собой герметичную пористую основу, герметичные поры (капсулы) которой заполнены фрикционным или антифрикционным модификатором, который таким образом оказывается изолированным от факторов внешней среды.

Заявленное изобретение поясняется графически. Изображены модифицируемая поверхность 1, модификатор трения в виде смазочного стержня 2, герметичные поры (капсулы) 3 со смазочным материалом. При относительном движении модифицируемой поверхности 1 происходит разрушение стенок герметичных капсул 3, контакт антифрикционного или фрикционного смазочного материала, заключенного в них, с модифицируемой поверхностью 1 и нанесение этих смазочных материалов на модифицируемую поверхность 1.

Литература

1. Reiff Richard P., Clayton Paul. Wheel/rail lubrication update. Press-releaze of Association of American Railroad (AAR), 1998.

2. Оптимизация технологических режимов нанесения смазочных материалов на головку рельса с использованием АРС. Технические и технологические решения при нанесении смазочных материалов на головку рельса при низких температурах. Отчет ВНИИЖТ, рег. №01910014653, авторы Гочуа Б.В., Колесов Ю.В., Козлов В.В., Васильев А.С., 1991, 103 с.

3. А.с. СССР №486183, М. кл. F16 N7/12, 1975, Б.И. №36.

4. Патент РФ №2197677 В.В.Шаповалов. F16 N11/00, В61К 3/02.

5. Патент РФ №2293677 В.В.Шаповалов. В61К 3/02, С10 N50/02.

Похожие патенты RU2376184C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2019
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Харламов Павел Викторович
  • Озябкин Андрей Львович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Рябыш Денис Алексеевич
  • Арешян Гарри Александрович
  • Сангин Джасур Якубович
RU2740465C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2001
  • Шаповалов В.В.
  • Майба И.А.
  • Щербак П.Н.
  • Выщепан А.Л.
  • Сопельник А.Ю.
  • Деркачев С.Г.
  • Андреевский А.П.
  • Костенко Г.В.
RU2197677C2
СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ СИСТЕМ ТЕРМОПЛАКИРОВАНИЯ СТАЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ 2020
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Мищиненко Василий Борисович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Корниенко Роман Андреевич
  • Шестаков Михаил Михайлович
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Харламов Павел Викторович
  • Санамян Георгий Валерьевич
  • Сивак Артём Александрович
  • Леванов Родион Сергеевич
  • Кутелев Никита Сергеевич
  • Поцебин Даниил Андреевич
  • Петрик Андрей Михайлович
RU2750585C1
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2008
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Кирюшкин Александр Викторович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Данилейко Дмитрий Александрович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2388635C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА ОТКРЫТЫЙ УЗЕЛ ТРЕНИЯ 2011
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Коробейников Тимур Алексеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Александрова Елена Александровна
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Коваленко Любовь Ивановна
RU2525499C2
СПОСОБ РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ 2011
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Павлов Александр Павлович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Майба Игорь Альбертович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Вялов Сергей Алифтинович
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Александрова Елена Александровна
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Фейзова Валентина Александровна
  • Старунов Александр Сергеевич
  • Щепановский Константин Игоревич
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Мирошников Павел Александрович
  • Маркарян Евгений Ашотович
  • Кутняхов Виктор Михайлович
  • Мудрецов Дмитрий Александрович
  • Семенов Роман Юрьевич
  • Заржевский Эдуард Владимирович
  • Каншев Владислав Олегович
RU2479455C2
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ ЕГО ПОДАЧИ 2005
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Заковоротный Вилор Лаврентьевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Минаенко Александр Иванович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Бутов Эдуард Соломонович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Зеленский Дмитрий Валентинович
  • Щеголева Оксана Борисовна
  • Грузин Георгий Сергеевич
  • Кульбикаян Рубен Вагинакович
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Иванов Дмитрий Игоревич
  • Александров Анатолий Александрович
RU2293677C2
БОРТОВОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ЛУБРИКАТОР 1993
  • Шаповалов В.В.
  • Фендриков А.И.
  • Богданов В.М.
  • Клим Я.Я.
  • Щербак П.Н.
  • Озябкин А.Л.
RU2067939C1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЛУБРИКАТОР 1993
  • Шаповалов В.В.
  • Фендриков А.И.
  • Богданов В.М.
  • Клим Я.Я.
  • Щербак П.Н.
  • Озябкин А.Л.
RU2082639C1
ЛУБРИКАТОР 1991
  • Шаповалов В.В.
  • Киселев И.В.
  • Фендриков А.И.
RU2011586C1

Реферат патента 2009 года СИСТЕМА МОДИФИЦИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ

Изобретение относится к системам модифицирования поверхностей трения. Система модифицирования поверхностей трения содержит корпус, смазочный стержень и привод подачи смазочного стержня. Смазочный стержень выполнен в виде пористого тела, герметичные поры (капсулы) которого заполнены фрикционным или антифрикционным смазочным материалом. В результате смазочный материал защищен герметичной оболочкой от окружающей среды, что обеспечивает стабильность его состава. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 376 184 C1

Система модифицирования поверхностей трения, содержащая корпус, смазочный стержень и привод подачи смазочного стержня, отличающаяся тем, что смазочный стержень выполнен в виде пористого тела, герметичные поры (капсулы) которого заполнены фрикционным или антифрикционным смазочным материалом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2376184C1

МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ ЕГО ПОДАЧИ 2005
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Заковоротный Вилор Лаврентьевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Минаенко Александр Иванович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Могилевский Виктор Анатольевич
  • Бутов Эдуард Соломонович
  • Коновалов Дмитрий Сергеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Кикичев Шамиль Владимирович
  • Зеленский Дмитрий Валентинович
  • Щеголева Оксана Борисовна
  • Грузин Георгий Сергеевич
  • Кульбикаян Рубен Вагинакович
  • Родин Александр Евгеньевич
  • Иванов Дмитрий Игоревич
  • Александров Анатолий Александрович
RU2293677C2
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды 1921
  • Каминский П.И.
SU58A1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ МАТЕРИАЛ 0
  • В. Д. Белогорский, И. Г. Кузин, И. Н. Самохин В. В. Шашло
SU388014A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2007A1

RU 2 376 184 C1

Авторы

Шаповалов Владимир Владимирович

Фейзов Эмин Эльдарович

Окулова Екатерина Станиславовна

Могилевский Виктор Анатольевич

Александров Анатолий Александрович

Александрова Елена Александровна

Кикичев Шамиль Владимирович

Коновалов Дмитрий Сергеевич

Старунов Александр Сергеевич

Щепановский Константин Игоревич

Казинцев Игорь Юрьевич

Вялов Сергей Алифтинович

Даты

2009-12-20Публикация

2008-04-16Подача