Заявляемое изобретение относится к устройствам для технического обслуживания, очистке лобовых стекол, смотровых окон транспортных средств, в частности к конструкции тяг скребкового параллелограммного стеклоочистителя.
За прототип принят скребковый параллелограммный стеклоочиститель, содержащий ведущую и ведомую тяги, состоящие из расположенных на концах этих тяг шарнирных участков, и, соединяющих их средних частей этих тяг. См., например, скребковый параллелограммный стеклоочиститель, установленный на Российском городском автобусе «ЛиА3-5256», производства Ликинского автобусного завода, расположенного в г.Ликино-Дулево Московской области.
Существенными признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками заявляемого параллелограммного стеклоочистителя, являются следующие, заявляемый параллелограммный стеклоочиститель содержит ведущую и ведомую тяги, состоящие из расположенных на концах этих тяг шарнирных участков, и соединяющих их средних частей этих тяг.
Недостатком известного устройства является затенение стекла в свету от элементов конструкции средних частей тяг стеклоочистителя на всей длине рабочего хода стеклоочистителя.
Технической задачей, на решение которой направлен заявляемый стеклоочиститель, является уменьшение затенения стекла в свету от элементов конструкции средних частей тяг в среднем положении рабочего хода стеклоочистителя,
Для достижения названного технического результата, в заявляемом стеклоочистителе средняя часть одной или обеих тяг выполнена с изгибами на концах ее шарнирных участков, смещенными в одну сторону от плоскости расположения осей шарниров данной тяги в сторону противоположной тяги, и средние части обеих тяг размещены в двух разных, параллельных качанию плоскостях и симметрично в одной, перпендикулярной качанию, плоскости, в среднем положении рабочего хода стеклоочистителя, с постоянным зазором между ними на всей длине рабочего хода стеклоочистителя.
Отличительными признаками заявляемого стеклоочистителя является то, что средняя часть одной или обеих тяг выполнена с изгибами на концах ее шарнирных участков, смещенными в одну сторону от плоскости расположения осей шарниров данной тяги в сторону противоположной тяги, и средние части обеих тяг размещены в двух разных, параллельных качанию плоскостях и симметрично в одной, перпендикулярной качанию, плоскости, в среднем положении рабочего хода стеклоочистителя, с постоянным зазором между ними на всей длине рабочего хода стеклоочистителя.
Заявляемый стеклоочиститель может найти применение на любых транспортных средствах, где требуется очищать лобовые стекла или смотровые стекла от загрязнений. Его работа не зависит от места расположения стеклоочистителя относительно очищаемого стекла: снизу, сверху или сбоку последнего, она зависит только от работоспособности самого параллелограммного механизма.
Сущность заявляемого стеклоочистителя поясняется прилагаемыми чертежами.:
на фиг.1 изображена кинематическая схема предлагаемого параллелограммного стеклоочистителя, в изометрии;
на фиг.2 изображена кинематическая схема варианта исполнения предлагаемого параллелограммного стеклоочистителя по фиг.1, в изометрии.
Стеклоочиститель состоит из ведущей 1 и ведомой 2 тяг с шарнирами 3, 4 и 5, 6 на их концах и соединяющих шарниры 3, 5 и 4, 6 планок 7 и 8 соответственно. Эти элементы конструкции стеклоочистителя все вместе образуют подвижный параллелограмм, т.е. линии, соединяющие центры шарниров 3, 4 и 5, 6 равны и параллельны между собой, как и линии, соединяющие центры шарниров 3, 5 и 4, 6, при всех поворотах тяг 1 и 2 в шарнирах 3, 4 и 5, 6. Шарниры 3, 4 и 5, 6 соединены параллельно расположенными средними частями 9 и 10 тяг 1 и 2 соответственно, смещенными от плоскостей расположения осей шарниров 3, 4 и 5, 6 за счет изгибов шарнирных участков 11, 12 и 13, 14, являющихся продолжениями средних частей 9, 10 тяг 1 и 2, соответственно. Смещение средней части 9 ведущей тяги 1 в одну сторону от плоскости расположения осей шарниров 3, 4 за счет изгибов ее шарнирных участков 11 и 12 придает ей «С»-образную форму, как и смещение средней части 10 ведомой тяги 2 в одну сторону от плоскости расположения осей шарниров 5, 6 за счет изгибов ее шарнирных участков 13,14. Изгибы шарнирных участков 11, 13 и 12, 14 тяг 1 и 2 направлены навстречу друг другу и позволяют расстояние между средними частями 9 и 10 сделать меньшими, чем расстояния между центрами шарниров 3, 5 и 4, 6 тяг 1 и 2, соответственно, (чего нет у прототипа), работа параллелограммного механизма при этом не нарушается. Дополнительный односторонний попарный изгиб шарнирных участков 11, 12 и 13, 14 тяг 1 и 2 в плоскостях, перпендикулярных плоскости качания стеклоочистителя, позволяет размещать средние части 9 и 10 тяг 1 и 2 в двух разных, параллельных качанию, плоскостях с постоянным зазором между ними на всей длине рабочего хода стеклоочистителя, и симметрично в одной плоскости, перпендикулярной плоскости качания, в среднем положении рабочего хода стеклоочистителя. Такое размещение устраняет касание средних частей 9 и 10 между собой при работе стеклоочистителя. Оси шарниров 3, 5 неподвижно закреплены на подвижной планке 7, с которой жестко связан держатель 15 со щеткой 16, лежащей на очищаемом стекле 17 транспортного средства. Оси шарниров 4, 6 неподвижно закреплены на неподвижной планке 8, жестко закрепленной на корпусе 18 транспортного средства, в котором помещен привод стеклоочистителя с редуктором 19, обеспечивающим, например, через вилку 20 и поводок 21, жестко связанный с поворотной частью шарнира 4 ведущей тяги 1, качательные движения ведущей тяге 1, а значит, и всему стеклоочистителю.
При включении привода с редуктором 19, он, например, через вилку 20, поводок 21, жестко связанный с ведущей тягой 1, через поворотную часть шарнира 4, ось которого неподвижно закреплена на неподвижной планке 8, жестко закрепленной на корпусе 18 транспортного средства, изгиб шарнирного участка 12 среднюю часть 9, изгиб шарнирного участка 11 ведущей тяги 1 передаст качательные движения шарниру 3, ось которого закреплена на подвижной планке 7. Через подвижную планку 7 качательные движения передадутся оси шарнира 5, закрепленной на подвижной планке 7, и самому шарниру 5. Через шарнир 5 качательное движение перейдет к изгибу шарнирного участка 13, среднюю часть 10 и изгиб шарнирного участка 14 ведомой тяги 2, к шарниру 6, ось которого неподвижно закреплена на неподвижной планке 8, жестко закрепленной на корпусе 18 транспортного средства, параллелограммный механизм начнет работать. Подвижная планка 7 при этом начнет совершать плоско-параллельное движение по дуге с радиусом, равным кратчайшему расстоянию между шарнирами 3 и 4 ведущей тяги 1, или кратчайшему расстоянию между шарнирами 5 и 6 ведомой тяги 2. Плоскопараллельное движение подвижной планки 7, и, через жестко связанный с нею держатель 15, перейдет к щетке 16, лежащей на очищаемом стекле 17 транспортного средства. Щетка 17 начнет двигаться, очищая стекло 17 от загрязнений, улучшая обзор водителю через очищенное стекло.
Внешняя форма средних частей 9, 10 тяг 1 и 2 с шарнирами 3, 4 и 5, 6 на их концах, (прямолинейные они, криволинейные, или прямолинейные с изломами), для работы параллелограммного стеклоочистителя не имеет значения, как и расстояние между средними частями 9, 10 этих тяг. Лишь бы расстояния между шарнирами 3, 4, 5, 6 и 3, 5, 4, 6 не менялись при работе параллелограммного механизма. Применяя односторонне направленные загибы продолжений в каждой из средних частей 9 и 10, в виде изгибов шарнирных участков 11, 12 и 13, 14 и, направляя изгибы шарнирных участков 11 и 12 ведущей тяги 1 навстречу изгибам шарнирных участков 13 и 14 ведомой тяги 2, можно значительно сократить расстояние между средними частями 9, 10 тяг 1 и 2. Углы между изгибами шарнирных участков 11 и 12 и соединяющих их средней части 9 ведущей тяги 1, как и углы между изгибами шарнирных участков 13 и 14 ведомой тяги 2 и соединяющих их средней части 10 выбираются конструктивно. Они могут быть прямыми, тупыми или острыми, (на фиг.1 и фиг.2 они изображены прямыми), одинаковыми или разными на одной или обеих тягах, (на фиг.1 они изображены одинаковыми у обеих тяг 1 и 2, а на фиг.2 они изображены одинаковыми у одной ведомой тяги 2). Эти углы выбирают, исходя из условий работы и минимальной площади затенения очищаемого стекла 17 от изгибов шарнирных участков 11, 12, 13 и 14, при работе стеклоочистителя. Применяя дополнительный изгиб шарнирных участков 11 и 12 ведущей тяги 1 в одном направлении от очищаемого стекла 17, а изгибы шарнирных участков 13 и 14 ведомой тяги 2 в противоположном направлении изгибу тяги 1, получают дополнительные перемещения средних частей 9 и 10 тяг 1 и 2 в две разные параллельные плоскости качания, с постоянным зазором между ними на всей длине рабочего хода стеклоочистителя.
В варианте исполнения стеклоочистителя, изображенного на фиг.2, только одна ведомая тяга 2 выполнена «С»-образной формы. Отсутствие изгибов на средней части 9 у ведущей тяги 1, как и поводка, (качательные движения от привода с редуктором 19 через вилку 20 передаются непосредственно на среднюю часть 9 ведущей тяги 1), не влияют на работу стеклоочистителя. Конструкция тяг стеклоочистителя по фиг.1 применима к вновь изготавливаемым стеклоочистителям, а конструкция тяг стеклоочистителя, изображенного на фиг.2, относится к модернизируемым, ранее изготовленным стеклоочистителям, не требующим значительных конструктивных изменений при изготовлении и замене только одной детали стеклоочистителя - его ведомой тяги 2.
У этих стеклоочистителей, изображенных на фиг.1, и варианта его исполнения, изображенного на фиг.2, изменяя длины изгибов в двух взаимно перпендикулярных плоскостях шарнирных участков 11, 12, 13, 14 тяг 1 и 2, как и положение места закрепления держателя 15 щетки 16 на подвижной планке 7, можно добиться размещения параллельно расположенных средних частей 9 и 10 тяг 1 и 2 одной над другой и над держателем 15 щетки 16 симметрично в одной плоскости, перпендикулярной плоскости качания в среднем положении стеклоочистителя. При таком расположении элементов конструкции стеклоочистителя средние части 9 и 10 тяг 1 и 2, и держатель 15, щетки 16 спроектируются на очищаемое стекло 17 в виде одной прямой линии и займут наименьшую площадь очищаемого стекла 17 в свету, увеличивая площадь обзора водителю.
Наибольшую часть времени управления транспортным средством водитель проводит, глядя перед собой, иногда, и через работающий стеклоочиститель, и тогда направление его взгляда совпадает со средним положением рабочего хода стеклоочистителя. Увеличение площади обзора в таком положении деталей заявляемой конструкции стеклоочистителя будет меньше утомлять водителя. Чем меньше ширина средних частей тяг, величина постоянного зазора между ними, и расстояние между шарнирами 3, 5 и 4, 6, и, чем больше расстояние от глаз водителя до стеклоочистителя, тем больше появляется сектор переменного затенения стекла в свету от элементов конструкций средних частей его тяг. При работающем стеклоочистителе в этом секторе, проекции средних частей тяг на стекло из двух проекций сливаются в одну, в среднем положении рабочего хода стеклоочистителя, и вновь расходятся до двух проекций и в таком виде двигаются до крайних положений его рабочего хода. У прототипа нет такого сектора переменного затенения с зоной минимального затенения стекла в свету от элементов конструкций тяг стеклоочистителя в среднем положении его рабочего хода, когда водитель видит за стеклом только одну среднюю часть тяги вместо двух. Заявляемая конструкция стеклоочистителя улучшает обзор водителю и уменьшает одну из возможных причин возникновения транспортных происшествий, повышая условия безопасности движения на транспорте.
Заявляемая конструкция устройства может найти применение в работающих параллелограммных механизмах с другой целью. Например, требуется защитить близко расположенные, но все же сходящиеся и расходящиеся при работе механизма средние участки тяг, от попадания между ними окружающих, посторонних предметов. В этом случае средний участок у одной из тяг выполняют в виде открытого желоба, или замкнутой трубы произвольного профиля, со свободно размещенным внутри ее средним участком другой тяги, с зазором между ней и внутренней стенкой средней части «ограждающей» тяги на всей длине рабочего хода параллелограммного механизма. Размеры внутреннего поперечного сечения этого «ограждения» будут тем меньше, чем меньше будет угол рабочего хода параллелограммного механизма.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕВЕРСИВНЫХ ПЕРЕДАЧ С ГИБКОЙ СВЯЗЬЮ | 2012 |
|
RU2517273C2 |
РЕВЕРСИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВОДНОЛЫЖНИКОВ | 2017 |
|
RU2651419C1 |
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2016 |
|
RU2629476C1 |
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2013 |
|
RU2538505C1 |
РУКОЯТКА УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ | 2011 |
|
RU2467276C1 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, РАЗМЕЩЕННАЯ НА БРОНИРОВАННОМ БОРТУ КОРПУСА ТАНКА | 2011 |
|
RU2468330C1 |
ШАРНИРНЫЙ ЧЕТЫРЕХЗВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА НЕСУЩЕГО ЩЕТКУ РЫЧАГА СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2259289C2 |
Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства | 1990 |
|
SU1721462A1 |
РЕЗИНОВАЯ ЛЕНТА ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2269439C2 |
Затылок приклада автоматического стрелкового оружия | 2019 |
|
RU2728378C1 |
Изобретение относится к устройствам для технического обслуживания, очистке лобовых стекол, смотровых окон транспортных средств, в частности, к конструкции тяг скребкового параллелограммного стеклоочистителя. В стеклоочистителе средняя часть одной или обеих тяг выполнена с изгибами на концах ее шарнирных участков, смещенными в одну сторону от плоскости расположения осей шарниров данной тяги в сторону противоположной тяги. Средние части одной или обеих тяг разнесены одна от другой за счет дополнительных изгибов их шарнирных участков и размещены в двух разных, параллельных качанию, плоскостях и симметрично в одной, перпендикулярной качанию плоскости, в среднем положении рабочего хода стеклоочистителя, с постоянным зазором между ними на всей длине рабочего хода стеклоочистителя. Достигается уменьшение затенения стекла в свету от элементов конструкции средних частей тяг в среднем положении рабочего хода стеклоочистителя. 2 ил.
Параллелограммный стеклоочиститель транспортного средства, содержащий ведущую и ведомую тяги, состоящие из расположенных на концах этих тяг шарнирных участков, и соединяющих их средних частей этих тяг, отличающийся тем, что средняя часть одной или обеих тяг выполнена с изгибами на концах ее шарнирных участков, смещенными в одну сторону от плоскости расположения осей шарниров данной тяги в сторону противоположной тяги, и средние части обеих тяг размещены в двух разных, параллельных качанию плоскостях и симметрично в одной, перпендикулярной качанию, плоскости, в среднем положении рабочего хода стеклоочистителя, с постоянным зазором между ними на всей длине рабочего хода стеклоочистителя.
JP 2008189158 А, 21.08.2008 | |||
DE 19914123 A1, 28.09.2000 | |||
Стеклоочиститель транспортного средства | 1980 |
|
SU943038A1 |
US 5157314 A, 20.10.1992. |
Авторы
Даты
2013-04-27—Публикация
2011-11-17—Подача