ТРЕХФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С МИНИМАЛЬНЫМИ ШУМАМИ, ВИБРАЦИЯМИ И ПУЛЬСАЦИЯМИ МОМЕНТА, СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ Российский патент 2013 года по МПК H02K19/10 H02K29/06 H02P25/08 H02P6/08 H02P6/16 

Описание патента на изобретение RU2482590C1

Предлагаемое изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в электроприводах различных механизмов и исполнительных устройствах автоматических систем.

Известны многофазные вентильно-индукторные двигатели с прямыми полюсами ротора и статора и сосредоточенными обмотками, расположенными на полюсах статора [Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003., с.62]. В таких двигателях Z2=Z1±2, где Z2 - число полюсов ротора; Z1 - число полюсов статора, поэтому ротор вентильно-индукторного двигателя вращается с частотой, меньшей, чем частота первой гармоники токов фаз

где Ω - частота вращения ротора;

ω - частота первой гармоники токов фаз.

Фазы этих двигателей коммутируются напряжением при помощи полумостовых схем. В результате чего токи фаз становятся существенно нелинейными, в общем случае несинусоидальными и при разложении в ряд Фурье имеют в своем составе нулевую, первую и высшие гармоники [Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003., с.10-19].

Основным недостатком этого технического решения является повышенный уровень шумов и вибраций, возникающих из-за резонансных явлений частей вентильно-индукторных двигателей при частотах первой и высших гармоник тока фаз [Шабаев В.А. Анализ источников шума вентильно-индукторного двигателя // Электротехника. 2005, №5. С.62]. Вторым источником шумов и вибраций являются ударные колебания частей вентильно-индукторных двигателей, возникающие благодаря наличию разрывов производных токов фаз и производных индуктивностей фаз по углу поворота ротора, если в этот момент токи фаз не равны нулю. Особенно сильно это проявляется, если эти разрывы совпадают по времени [Wu. С., Pollock С. Analysis and reduction of vibration and acoustic noise in the switches reluctance drive // IEEE transaction on industry application. - V.31. - 1995. - №1. - P.91-98].

Вторым недостатком этого технического решения являются высокие пульсации момента [Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003., с.19-21.].

Целями предлагаемого изобретения является уменьшение уровня шумов, вибраций и пульсаций момента.

Поставленные цели достигается тем, что в известных трехфазных вентильно-индукторных двигателях, содержащих явнополюсные симметричные статор и ротор, с Z1=(2×3)p; Z2=(2×3±2)p, где Z1 - число полюсов статора; Z2, - число полюсов ротора; p - число пар полюсов статора, p=1, 2, 4, 8……, угловая ширина полюсов ротора равна угловой ширине межполюсного расстояния полюсов ротора и угловой ширине полюсов статора αпрмрпс, а обмотки полюсов статора управляются тремя токами

, при 0°<θ<60°, iA=Imax, при 60°<θ<120°,

, при 120°<θ<180°, iA=0, при 180°<θ<360,

, при 120°<θ<180°, iB=Imax, при 180°<θ<240°,

, при 240°<θ<300°, iB=0, при 300°<θ<420°,

, при 240°<θ<300°, iC=Imax, при 300°<θ<360°,

, при 0°<θ<60°, iC=0, при 60°<θ<240°,

где iA, iB, iC - текущее значение токов соответствующих фаз; Imax - максимальное значение токов фаз; θ - угловое положение ротора в электрических градусах, которые формируются за счет датчиков токов фаз, датчика положения тока ротора при помощи релейно-токового способа управления.

По сравнению с наиболее близким аналогичным техническим решением предлагаемое устройство имеет следующие новые признаки:

- угловая ширина полюсов ротора равна угловой ширине межполюсного расстояния полюсов ротора и угловой ширине полюсов статора;

- обмотки полюсов статора управляются тремя токами,

, при 0°<θ<60°, iA=Imax, при 60°<θ<120°,

, при 120°<θ<180°, iA=0, при 180°<θ<360°,

, при 120°<θ<180° iB=Imax, при 180°<θ<240°,

, при 240°<θ<300°, iB=0, при 300°<θ<420°,

, при 240°<θ<300° iC=Imax, при 300°<θ<360°,

, при 0°<θ<60°, iC=0 при 60°<θ<240°;

- текущие значения токов фаз формируются за счет датчиков токов фаз, датчика положения тока ротора при помощи релейно-токового способа управления.

Следовательно, заявленное техническое решение соответствует требованию «новизна».

При реализации предлагаемого изобретения уменьшаются шумы и вибрации вентильно-индукторного двигателя за счет отсутствия разрывов производных токов при текущих значениях токов, не равных нулю, и уменьшаются пульсации момента за счет того, что при такой форме тока и соотношениях угловой ширины полюсов и межполюсных расстояний ротора и статора, определяющих производные индуктивностей фаз по углу поворота ротора, вращающий момент на валу постоянный и не зависит от углового положения ротора.

Следовательно, заявленное техническое решение соответствует требованию «положительный эффект».

По каждому отличительному признаку проведен поиск известных технических решений в области электротехники, электропривода и электродвигателей.

Трехфазных вентильно-индукторных двигателей, содержащих явнополюсные симметричные статор и ротор с Z1=(2×3)p; Z2=(2×3±2)p, угловая ширина полюсов ротора которых равна угловой ширине межполюсного расстояния полюсов ротора и угловой ширине полюсов статора, а обмотки полюсов статора управляются тремя токами,

, при 0°<θ<60°, iA=Imax, при 60°<θ<120°,

, при 120°<θ<180°, iA=0, при 180°<θ<360°,

, при 120°<θ<180°, iB=Imax, при 180°<θ<240°,

, при 240°<θ<300°, iB=0, при 300°<θ<420°,

, при 240°<θ<300°, iC=Imax, при 300°<θ<360°,

, при 0°<θ<60°, iC=0 при 60°<θ<240°, которые формируются за счет датчиков токов фаз, датчика положения тока ротора при помощи релейно-токового способа управления в известных технических решениях не обнаружено.

Таким образом, указанные признаки обеспечивают заявленному техническому решению соответствие требованию «существенные отличия».

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 приведен трехфазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, с 6 полюсами статора и 4 полюсами ротора. На фиг.1 обозначено: 1 - полюс статора; 2 - полюс ротора; 3 - обмотка полюса статора; 4 - вал; А-С - полюса статора, оснащенные обмотками соответствующих фаз; αnp - угловой размер полюса ротора; αnc - угловой размер полюса статора; αмр - угловой размер межполюсного расстояния ротора. В данном двигателе αnpncмр=45°.

На фиг.2 приведен трехфазный вентильно-индукторный двигатель с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента, с 6 полюсами статора и 8 полюсами ротора. На фиг.2 обозначено: 1 - полюс статора; 2 - полюс ротора; 3 - обмотка полюса статора; 4 - вал; A-C - полюса статора, оснащенные обмотками соответствующих фаз; αnp - угловой размер полюса ротора; αnc - угловой размер полюса статора; αмр - угловой размер межполюсного расстояния ротора. В данном двигателе αnpncмр=22,5°.

На фиг.3 приведены диаграммы работы трехфазного вентильно-индукторного двигателя с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента. На фиг.3 обозначено: θ=0°……360° - угловое положение ротора относительно статора в электрических градусах; iA, iB, iC - текущие значения токов соответствующих фаз; (iA)2, (iB)2, (iC)2 - текущие значения токов соответствующих фаз в квадрате; LA, LB, LC - индуктивности соответствующих фаз в зависимости от углового положения ротора; Lmax, Lmin - максимальные и минимальные значения индуктивностей фаз; , , - производные индуктивностей фаз по углу поворота ротора; MA(t):=dLA(t)0,5(IA(t))2 - вращающий момент на валу двигателя, создаваемый фазой А; МА+MB+МС - суммарный вращающий момент на валу двигателя, создаваемый фазами А, В С.

На фиг.4 приведена структурная схема регулятора момента трехфазного вентильно-индукторного двигателя с минимальными шумами, вибрациями и пульсациями момента. На фиг.4 обозначено: R - резистор, задающий амплитуду и направление вращения вектора заданного тока; +U, -U - напряжения питания резистора, задающего амплитуду и направление вращения вектора заданного тока; Iз - заданный вектор тока; БИП - блок изменения полярности; БВМ - блок выделения модуля (линейный выпрямитель); ЦАПА, ЦАПВ, ЦАПС - цифроаналоговые преобразователи соответствующих фаз; ПЗУА, ПЗУВ, ПЗУС - постоянные запоминающие устройства соответствующих фаз; ДП - датчик положения ротора вентильно-индукторного двигателя; БСА, БСВ, БСС - блоки сравнения текущих значений заданных токов и токов обмоток соответствующих фаз; iA, iB, iC - текущие значения токов обмоток соответствующих фаз; K1-K6 - компараторы с гистерезисом; VT1-VT6 - силовые транзисторы; компаратор направления момента; VD1-VD6 - силовые диоды; ДТ1-ДТ4 - датчики тока; Е - источник постоянного напряжения; С - конденсатор источника постоянного напряжения; LA-LC - индуктивности соответствующих фаз; БВМ - блок выделения модуля.

Регулятор момента трехфазного вентильно-индукторного двигателя работает следующим образом. Резистором R задается амплитуда и полярность вектора тока Iз. Сигнал, пропорциональный Iз, подается на вход БВМ, с выхода которого сигналы подаются на аналоговые входы ЦАПА, ЦАПВ и ЦАПС. Сигнал, пропорциональный Iз, подается и на вход K7, который определяет направление вращающего момента в зависимости от полярности Iз, на вторые входы ЦАПА, ЦАПВ и ЦАПС подаются коды с выходов ПЗУА, ПЗУВ, ПЗУС, входы которых соединены с выходами датчика положения ротора ДП и выходом компаратора K7. На выходах ЦАПА, ЦАПВ и ЦАПС формируются сигналы, пропорциональные заданным токам фаз (в соответствии с фиг.3). Эти сигналы подаются на входы БСА, БСВ и БСС, на другие входы которых подаются сигналы, пропорциональные текущим значениям токов iA, iB, iC, а разности сигналов, пропорциональных заданным токам и текущим значениям токов фаз, подаются на входы компараторов, выходы которых подсоединены к базам соответствующих транзисторов и включают и выключают их, регулируя среднее значение токов iA, iB, iC в соответствии с заданными значениями.

Момент, который развивает каждая фаза при конфигурациях вентильно-индукторных двигателей, показанных на фиг.1 и фиг.2, показан на фиг.3. Индуктивность каждой фазы двигателя в процессе вращения увеличивается и уменьшается линейно пропорционально углу поворота ротора с периодом 360 электрических градусов и со сдвигом 120 электрических градусов (как показано на фиг.3), поэтому функция постоянна по амплитуде, но периодически меняет свой знак через 180 электрических градусов, а периоды производных индуктивностей фаз сдвинуты на 120 электрических градусов. Ток фазы А, квадрат тока фазы А и , при 120°>θ>60° - постоянны и имеют положительный знак, поэтому и момент, развиваемый этой фазой постоянен, имеет положительный знак и . При 60°>θ>0° , а , так как , то , аналогичные вычисления можно провести для 360°>θ>0° и везде момент будет иметь постоянное значение, а уменьшение шумов и вибраций обеспечивается тем, что разрыв производных индуктивностей фаз по углу поворота ротора происходит при токах этих фаз, равных нулю.

Похожие патенты RU2482590C1

название год авторы номер документа
ТРЕХФАЗНЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С МИНИМАЛЬНЫМИ ШУМАМИ, ВИБРАЦИЯМИ И ПУЛЬСАЦИЯМИ МОМЕНТА, СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2482591C1
ШЕСТИФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ТРЕХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2012
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2494518C1
ШЕСТИФАЗНЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОНЦЕНТРИЧЕСКИМИ ОБМОТКАМИ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ТРЕХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2013
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2540104C1
ШЕСТИФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОНЦЕНТРИЧЕСКИМИ ОБМОТКАМИ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ТРЕХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2013
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2540957C1
ШЕСТИФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С МИНИМАЛЬНЫМИ ШУМАМИ, ВИБРАЦИЯМИ И ПУЛЬСАЦИЯМИ МОМЕНТА, СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ 2011
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2483416C1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОНЦЕНТРИЧЕСКИМИ ОБМОТКАМИ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ДВУХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2014
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2559811C1
НИЗКОСКОРОСТНОЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОНЦЕНТРИЧЕСКИМИ ОБМОТКАМИ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ДВУХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2014
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2559810C1
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОНЦЕНТРИЧЕСКИМИ ОБМОТКАМИ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ДВУХФАЗНЫМ ТОКОМ СИНУСОИДАЛЬНОЙ ФОРМЫ 2014
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
RU2559814C1
МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА С ЧЕТЫРЕХФАЗНЫМ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Шабаев Владимир Алексеевич
  • Кругликов Олег Валерьевич
  • Тубис Яков Борисович
  • Чернигов Владислав Михайлович
RU2439769C1
ДВУХФАЗНЫЙ НЕРЕВЕРСИВНЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Малафеев С.И.
  • Захаров А.В.
RU2266604C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 482 590 C1

Реферат патента 2013 года ТРЕХФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С МИНИМАЛЬНЫМИ ШУМАМИ, ВИБРАЦИЯМИ И ПУЛЬСАЦИЯМИ МОМЕНТА, СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводах различных механизмов и исполнительных устройствах автоматических систем. Техническим результатом является уменьшение шумов, вибраций и увеличение равномерности вращающего момента. В трехфазном вентильно-индукторном двигателе магнитопровод двигателя имеет такую конфигурацию ротора и статора, которая обеспечивает постоянную величину производных индуктивностей обмоток фаз по углу поворота ротора, знак которой меняется периодически с периодом 360 электрических градусов, а период производных индуктивностей обмоток фаз по углу поворота ротора сдвинут на 120 электрических градусов, фазы двигателя коммутируются токами специальной формы, которая не имеет разрывов производных при токах, не равных нулю, и обеспечивает отсутствие тока в точках, где происходит разрыв производных индуктивностей фаз по углу поворота ротора, форма этих токов обеспечивается схемой управления при помощи релейно-токового способа управления. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 482 590 C1

Трехфазный вентильно-индукторный двигатель, содержащий явнополюсные симметричные статор и ротор с Z1=(2×3)p, Z2=(2×3±2)p, где Z1 - число полюсов статора; Z2 - число полюсов ротора; р - число пар полюсов ротора и статора, р=1, 2, 4, 8……, отличающийся тем, что угловая ширина полюсов ротора равна угловой ширине межполюсного расстояния полюсов ротора и угловой ширине полюсов статора αпрмрпс, а обмотки полюсов статора управляются тремя токами, , при 0°<θ<60°, iA=Imax, при 60°<θ<120°, , при 120°<θ<180°, iA=0, при 180°<θ<360°, , при 120°<θ<180°, iB=Imax, при 180°<θ<240°, , при 240°<θ<300°, iB=0, при 300°<θ<420°, , при 240°<θ<300°, iC=Imax, при 300°<θ<360°, , при 0°<θ<60° iC=0, при 60°<θ<240°,
где iA, iB, iC - текущее значение токов соответствующих фаз; Imax - максимальное значение токов фаз; θ - угловое положение ротора в электрических градусах, которые формируются за счет датчиков токов фаз, датчика положения тока ротора при помощи релейно-токового способа управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2482590C1

ВЕНТИЛЬНЫЙ ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Калужский Дмитрий Леонидович
  • Казадаев Андрей Владимирович
RU2084070C1
МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА 2009
  • Малафеев Сергей Иванович
  • Салов Семен Александрович
  • Серебренников Николай Александрович
RU2404503C1
Машина для квадратной посадки рассады в торфоперегнойных горшочках 1953
  • Недашковский А.Н.
SU99663A1
СПОСОБ КИСЛОРОДНОЙ ОЧИСТКИ И ПАССИВАЦИИ ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОТЕЛЬНЫХ ТРУБ 2006
  • Манькина Надежда Наумовна
  • Гольдин Александр Алексеевич
RU2303745C1
US 6479953 B2, 12.11.2002
Сверхвысокочастотное устройство связи 1976
  • Малхозов Магомет Фуадович
  • Батура Владимир Гаврилович
SU720694A1
Способ изготовления оболочковых форм,получаемых по выплавляемым моделям 1983
  • Писарев Игорь Евгеньевич
  • Рогожкин Василий Михайлович
  • Писарев Олег Игоревич
SU1139560A1
WO 199001823 A1, 22.02.1990
KR 1020060105828 A, 11.10.2006.

RU 2 482 590 C1

Авторы

Шабаев Владимир Алексеевич

Кругликов Олег Валерьевич

Тубис Яков Борисович

Даты

2013-05-20Публикация

2011-12-02Подача