СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Российский патент 2013 года по МПК A61M16/00 

Описание патента на изобретение RU2482884C2

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и может найти применение при коррекции речевых расстройств различной этиологии у детей старшего дошкольного возраста.

Известен способ коррекции речевых нарушений у дошкольников, включающий подгрупповые, фронтальные и индивидуальные логопедические занятия с детьми [Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001]. Коррекционная работа предусматривает тесное взаимодействие невролога, логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, инструктора ЛФК, воспитателей. При этом комплекс исключительно педагогических мероприятий коррекционного обучения направлен на развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа, обучение элементам грамоты, развитие связной речи и речевого общения, познавательное развитие, креативное развитие, физическое здоровье и развитие, нравственное воспитание, трудовое воспитание.

Известны способы развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием компьютерных технологий. Наиболее известный из них - программно-методический комплекс «Игры для Тигры», включающий более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, каждый из которых представляет основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Игры включают красочные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий [Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, №5 (14), с.285-287].

Недостатком известных способов коррекции недоразвития речи у старших дошкольников является их невысокая эффективность, так как они не учитывают функционального состояния структур головного мозга, в том числе и речеобразующих. Положительные результаты логокоррекционной работы достигаются в течение длительного времени (не менее 1 года).

Наиболее близким к предлагаемому способу является способ коррекции и развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающий проведение ежедневных фронтальных и индивидуальных логопедических занятий по формированию связной речи; развитию лексико-грамматической стороны речи, формированию произношения, а также проведение воспитательных и музыкальных занятий с детьми [Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. - М.: Альфа, 1993]. Известный способ осуществляет преемственность в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя, работающих со старшими дошкольниками с нарушениями речи, однако недостаточно эффективен, поскольку, как и другие известные способы, не предусматривает в ходе логопедических занятий применения воздействий, направленных на оптимизацию нейродинамических процессов и функционирования мозговых центров. Положительные результаты логокоррекционной работы достигаются в течение длительного времени (не менее 1 года).

Технический результат заявляемого изобретения:

- повышение эффективности корригирующих и речеразвивающих технологий за счет положительных изменений в функциональной активности и энергообмене мозга;

- достижение положительных результатов в логокоррекционной работе за курс 28 дней;

- общий укрепляющий эффект.

Задачей изобретения является создание эффективного способа коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задача достигается тем, что способ коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста сочетает проведение ежедневных логокоррекционных занятий с детьми и проведение ежедневных дыхательных гипоксически-гиперкапнических тренировок с помощью дыхательного тренажера. Гипоксически-гиперкапнические тренировки проводят в течение 28 дней в одно и то же время один раз в день в два подхода по 7 минут с трехминутным перерывом. Концентрация газов в альвеолярном воздухе составляет: СО2 - около 5%, O2 - около 17%.

Гипоксически-гиперкапническая тренировка - метод, основанный на стимулирующем и адаптирующем действии дыхания воздухом с повышенным содержанием углекислого газа и уменьшенным содержанием кислорода (путем повышенного сопротивления дыханию, дыхания через дополнительное «мертвое» пространство, произвольной гиповентиляции, дыхания гипоксическими газовыми смесями и др.). Известно применение гипоксически-гиперкапнических тренировок в медицинской практике в лечебных и профилактических целях [Агаджанян Н.А., Ефимов А.И. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии. - М.: Медицина, 1986. - 269 с.; Куликов В.П., Беспалов А.Г., Якушев Н.Н. Эффективность тренировок с гиперкапнической гипоксией в реабилитации ишемического повреждения головного мозга в эксперименте // Вестник восстановительной медицины, 2008. - №2. - С.59-61 и др.]. Гипоксически-гиперкапнические тренировки используются при: различных патологиях нервной системы (транзиторные ишемические атаки, восстановительный период после перенесенного ишемического инсульта, профилактика инсульта, астенические и депрессивные состояния, неврозы, снижение памяти); сердечно-сосудистых заболеваниях; болезнях органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, профессиональные заболевания легких); заболеваниях желудочно-кишечного тракта в стадии ремиссии; вторичных иммунодефицитных состояниях, в частности, сопровождающихся частыми простудными заболеваниями; подготовке к беременности женщин с отягощенным акушерским анамнезом за 1-3 месяца до предполагаемой беременности. В профилактических целях проводят тренировки практически здоровых людей и спортсменов для улучшения адаптационных возможностей организма, повышения устойчивости к неблагоприятным факторам и психоэмоциональным стрессам, для повышения физической и умственной работоспособности [Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС. - 1983. - 176 с.; Мясникова Е.Ф., Головихин Е.В. Применение методов интервальной гиперкапнической гипоксической тренировки в ациклических видах спорта. // научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2009. - №2 (48). С.59-63; Куликов В.П., Беспалов А.Г., Якушев Н.Н. Состояние мозговой гемодинамики при долговременной адаптации к гиперкапнической гипоксии. // Российский физиологический журнал им. И.М.Сеченова, 2008. - №2. - С.191-197].

Сведения об использовании гипоксически-гиперкапнических тренировок при коррекции задержек развития речи нами не выявлены.

Режим проведения гипоксически-гиперкапнических тренировок определен опытным путем с учетом возраста детей и с учетом рекомендаций других исследователей. Общие принципы построения тренировок: принцип минимальной достаточности - тренировки начинают с минимальной нагрузки и минимальной продолжительности (без неприятных ощущений); принцип дозирования гиперкапнической гипоксии во время каждой тренировки - постепенное увеличение дыхательного объема «мертвого» пространства (ДОМП) в начале тренировки и постепенное снижении ДОМП в конце тренировки.

Гипоксически-гиперкапнические тренировки проводились с помощью дыхательного тренажера «Карбоник», выпускаемого ООО НПК «Карбоник» (г.Барнаул).

Продолжительность курса гипоксически-гиперкапнических тренировок составляет 28 дней, так как проведенные исследования показали, что при таком количестве тренировок эффект сохраняется дольше всего, а увеличение количества тренировок не приводит к существенному нарастанию положительного эффекта.

Применение гипоксически-гиперкапнических дыхательных нагрузок создает адекватную нейрофизиологическую основу для развития речи вследствие улучшения кровообращения мозга и его метаболизма за счет падения тонуса артерий, раскрытия резервных капилляров, усиления синаптогенеза и роста митохондриальной массы. Проведение тренировок способствует развитию нейропротекторных эффектов.

Способ осуществляется следующим образом.

Первый этап - тщательное логопедическое обследование ребенка, находящегося в логопедической группе дошкольного учреждения в начале учебного года, анализ медицинской документации ребенка, осмотр терапевта с целью исключения у ребенка противопоказаний к дыхательным тренировкам. Проводят оценку активности центров головного мозга по уровню устойчивых сверхмедленных потенциалов (регистрация омега-потенциала) и нейроэнергометаболизма (нейроэнергокартирование).

Второй этап - обучение дыханию с помощью дыхательного тренажера «Карбоник». У детей регистрируют частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД), проводят опрос родителей относительно самочувствия ребенка и опрос самого ребенка. Ребенку предлагают дышать ртом через дыхательный тренажер «Карбоник», поместив загубник в рот, и закрыв носовой проход специальной прищепкой. Ребенка инструктируют о том, что дыхание должно быть плавным, ритмичным, вдох и выдох должны осуществляться ртом без задержки дыхания. Во время тренировок дети сидят в отдельном кабинете и держат дыхательный тренажер на коленях. Логопед (в присутствии медицинской сестры) следит за правильностью дыхания и самочувствием ребенка.

После первых пяти минут тренировки у ребенка повторно измеряют АД и ЧСС, сравнивают показатели с теми, которые были до тренировки. В норме артериальное давление в процессе тренировки должно увеличиваться не более чем на 20% и не превышать 150/100 мм рт.ст., а ЧСС - не более чем на 30% и не превышать 110 уд/мин.

Затем продолжительность тренировки увеличивают до 14 минут. Тренировки проводят ежедневно в 2 подхода по 7 минут с 3-минутным перерывом в одно и то же время дня. Курс - 28 дней.

Третий этап - повторное обследование ребенка после проведенного курса тренировок (омегаметрия и нейроэнергокартирование). Логопедическое обследование проводят в конце учебного года.

Пример 1. Ребенок Д., 2004 г.р. Общее недоразвитие речи II уровня, моторная алалия. Анамнез: родился от второй беременности, осложненной гестозом. Раннее психомоторное развитие соответствовало возрасту. После 3-х лет - жалобы на нарушенное речевое развитие. Ребенок поступил в речевой детский сад в сентябре 2009 года. В сентябре 2010 года результаты логопедического обследования показали нарушение звукопроизношения: звуки [Р], [Р], [Л], [Л] - отсутствуют, звуки [Ш] и [С] - смешение. Нарушение фонематического восприятия и лексикограмматической структуры речи. Речь недостаточно выразительна, интонационно бедно окрашена. По результатам нейроэнергокартирования (НЭК) и омегаметрии выявлено, что ребенок имеет выраженные изменения церебрального энергетического метаболизма, проявляющиеся выраженной депрессией.

07.02.11 - начались дыхательные гипоксически-гиперкапнические тренировки, согласно предлагаемому способу. Логопедические занятия с ребенком проводились по программе детского сада Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной с той же периодичностью, что и с остальными детьми.

После 28 тренировок контрольные измерения омега-потенциала значительно отличались от фоновых. Показатели свидетельствовали о значимом улучшении мозговой активности, снижении психоэмоционального напряжения, росте уровня работоспособности, улучшении межполушарного взаимодействия.

Результаты НЭК в течение 10 минут после дыхательной нагрузки свидетельствовали о быстрой реакции сосудов мозга, приводящей к вымыванию кислых продуктов, смещению pH в щелочную сторону, оптимизации нейроэнергообмена, в том числе и в речевых зонах.

Логопедическое обследование в конце года показало, что активный словарь прирос на 22% больше, чем у детей, не проходивших гипоксически-гиперкапнических тренировок, ребенок точнее использовал его в речи (на 14% меньше ошибок), реже допускал грамматические ошибки (на 27% меньше ошибок). Задания на определение уровня развития связной речи были пройдены на 17% успешнее.

Пример 2. Ребенок А., 2004 г.р. Логопедическое заключение: ОНР I-II уровня, моторная алалия. Анамнез: родился от 3-ей беременности, в результате кесарева сечения. В анамнезе присутствуют остаточные явления перинатального поражения центральной нервной системы, задержка раннего психомоторного развития. Поступил в речевой детский сад в сентябре 2010 г. При поступлении выявлялось смешение звуков по глухости-звонкости, отсутствие 6 звуков, лексико-грамматическое недоразвитие.

По результатам НЭК и омегаметрии выявлено: границы вариативности уровней локальной активации мозговых систем сужены, что свидетельствует о снижении пластичности нервных процессов и ограничении спектра их возможного участия в реализации мозговых функций.

07.02.11 - начались дыхательные гипоксически-гиперкапнические тренировки, согласно предлагаемому способу. Логопедические занятия с ребенком проводили по программе детского сада Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной с той же периодичностью, что и с остальными детьми.

После 28 тренировок результаты омегаметрии свидетельствовали о нивелировании межполушарной асимметрии, увеличении вариабельности омега-потенциала в границах оптимального уровня активизации (20-40 мВ), а следовательно, об улучшении работоспособности, психоэмоциональном равновесии.

Результаты НЭК свидетельствовали о быстрой реакции сосудов, оптимизации нейроэнергообмена.

Логопедическое обследование в конце года показало: прирост активного словаря на 14% больше, чем у детей, не проходивших гипоксически-гиперкапнических тренировок, повышение точности использования его в речи (на 16% меньше ошибок), снижение грамматических ошибок (на 30% меньше ошибок), успешное выполнение задания на определение уровня развития связной речи (на 21% успешнее).

Способ разработан в ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева и прошел апробацию в муниципальном ДОУ «Детский сад №33», муниципальном ДОУ «Детский сад №53 компенсирующего вида» г.Красноярска, а также используется в деятельности лаборатории психофизиологической диагностики и коррекции ООО «Институт развития человека».

Предложенный способ, сочетающий логокоррекционную работу и гипоксически-гиперкапнические тренировки, позволяет повысить эффективность логопедической и развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, ускорить коррекцию их дефектов.

Похожие патенты RU2482884C2

название год авторы номер документа
Способ реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста с когнитивными нарушениями после инфаркта головного мозга 2023
  • Шилов Сергей Николаевич
  • Черенева Елена Александровна
  • Дутова Светлана Вячеславовна
  • Никифорова Надежда Владимировна
RU2821780C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ 2020
  • Панченко-Миль Инна Ивановна
  • Сурат Лев Игоревич
RU2741863C1
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2023
  • Сударикова Елена Владимировна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Колтунова Анна Алексеевна
RU2822659C1
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений 2021
  • Андреев Дмитрий Олегович
  • Григорьев Игорь Ильич
RU2788132C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ 1998
  • Сараев С.Я.
  • Степанова Г.М.
  • Григорьева И.Ф.
  • Соловьева Т.А.
RU2147447C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1997
  • Григорьева И.Ф.
  • Шабут И.Г.
  • Герасимова А.С.
  • Гарбарук В.И.
  • Жукова О.С.
RU2125864C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1998
  • Сметанкин А.А.
  • Вовк О.Н.
  • Бурмистров А.С.
RU2128944C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 2019
  • Сахаровская Ольга Павловна
RU2723221C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2016
  • Галашева Лялия Сабировна
RU2640392C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изобретение относится к медицине, а именно к логопедии, и может быть использовано при необходимости коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Для этого ежедневно проводят логокоррекционные занятия. Дополнительно ежедневно осуществляют дыхательные гипоксически-гиперкапнические тренировки с помощью дыхательного тренажера. Тренировки проводят в течение 28 дней в одно и то же время один раз в день в два подхода по 7 минут с трехминутным перерывом. Способ позволяет обеспечить прирост и точность использованиям активного словаря детей за счет подобранного комплекса воздействий, оказывающих стимулирующее действие на функциональную активность и энергообмен мозга. 2 пр.

Формула изобретения RU 2 482 884 C2

Способ коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, включающий проведение ежедневных логокоррекционных занятий, отличающийся тем, что дополнительно включает проведение ежедневных дыхательных гипоксически-гиперкапнических тренировок с помощью дыхательного тренажера, причем тренировки проводят в течение 28 дней в одно и то же время один раз в день в два подхода по 7 мин с трехминутным перерывом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2482884C2

ФИЛИЧЕВА Т.Б
и др
Основы логопедии
- М., 1989, с.134-141
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 1996
  • Доскин В.А.
  • Буланова О.Е.
  • Шипелина Л.В.
  • Шипелин А.В.
RU2100017C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 2009
  • Куликов Владимир Павлович
  • Беспалов Андрей Григорьевич
  • Якушев Николай Николаевич
  • Федюнина Наталия Григорьевна
  • Тарабаев Николай Иосифович
  • Седов Анатолий Федорович
RU2401096C1
СПОСОБ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ 2008
  • Головихин Евгений Васильевич
  • Степанов Сергей Владимирович
  • Капник Лев Аронович
  • Зорина Татьяна Борисовна
RU2396987C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СЕНСОРНЫХ И МОТОРНЫХ АЛАЛИЙ У ДЕТЕЙ 2008
  • Пинчук Дмитрий Юрьевич
  • Бекшаев Сергей Степанович
  • Бумакова Светлана Анатольевна
RU2381817C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ТЕМПОВОЙ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2001
  • Илюхина В.А.
  • Шайтор В.М.
  • Матвеев Ю.К.
  • Кожушко Н.Ю.
  • Пономарева Е.А.
  • Федорова М.А.
RU2180245C1
Способ получения соединений тория и редких земель из монацита 1939
  • Александров Г.П.
SU57668A1
MAXOBA H.A
Психофизиологические и функциональные изменения у детей с отклонениями интеллектуального развития при физических и

RU 2 482 884 C2

Авторы

Шилов Сергей Николаевич

Миронова Екатерина Викторовна

Игнатова Ирина Акимовна

Даты

2013-05-27Публикация

2011-07-15Подача