Изобретение относится к способам испытания и конструкции оборудования для испытания прочности асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог.
Технический результат - повышение несущей способности автомобильных дорог за счет улучшения качества асфальтобетонного покрытия путем оценки качества технологии приготовления и укладки асфальтобетона.
Для испытаний прочности асфальтобетонных покрытий дорог по ГОСТ используется пресс и образец испытывается только на сжатие.
Однако поверхность асфальтобетона на дороге испытывает не только циклическое давление от колеса автомобиля, но и сдвиговые усилия.
Поэтому для циклических испытаний долговечности асфальтобетонного покрытия предлагается приспособление, у которого шток имеет возвратно-поступательное движение с установленным на нем кулачком и пружиной, регулирующей усилие сдвигового воздействия на асфальтобетонное покрытие дорог. Пружина может быть заменена гидравлическим или пневматическим поршневым устройством.
Способ и конструкция приспособления для испытания долговечности асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог от усилий сжатия с одновременным сдвигом.
Известны согласно ГОСТ 9128-2008 и ГОСТ 12801-2008 методы контроля и испытаний образцов асфальтобетонных покрытий дорог. Однако все испытания производятся на сжатие без имитации поперечного сдвига, которые возникают от колес автомобильного транспорта.
Цель изобретения - повышение несущей способности автомобильных дорог за счет повышения качества изготовления и укладки асфальтобетонного покрытия.
Приспособление может быть использовано как для лабораторных испытаний, так и на дорогах при установке его на автомобиль - измерительную лабораторию.
Предложенное приспособление содержит закрепленный на станине пульсатор (пневматический, электрический или другой), сообщающий вертикальному штоку возвратно-поступательное движение, на конце которого на шарнире закреплен кулачок, поджимаемый в заданное наклонное положение пружиной (или пневматикой), зажатой между кулачком и кронштейном, прикрепленным к штоку и надетой на штырь кулачка. Штырь вторым концом входит в отверстие кронштейна, выход из которого ограничен законтренной гайкой. Гайка служит для регулировки поджатия пружины, от которой зависит усилие сдвига в месте контакта кулачка о поверхность асфальтобетонного покрытия.
При возвратно-поступательном движении штока кулачок скользит по поверхности асфальтобетона, совершая возвратно-поступательное движение, и за счет трения передает усилие сдвига поверхности, истирая ее. По глубине выработки, образующейся в асфальтобетоне, оценивают его качество. Для обеспечения качества сцепления трущихся поверхностей поверхность кулачка покрыта резиной типа протектора шины и выполнена выпуклой по кривой второго порядка, обеспечивающей местное прилегание кулачка к асфальтобетону. Сущность изобретения поясняется фиг.1, где на штоке 3 размещен на оси 4 кулачок 5, который поддерживается в наклонном положении прижатием пружины 6, опирающейся на кронштейн 7 штока 3. Внутри пружины 6 расположен штырь 8, закрепленный на кулачке 5. Штырь 8 проходит через отверстие в кронштейне 7, и на его конце установлена законтренная гайка 9. С помощью гайки 9 регулируется наклон кулачка 5 и усилие пружины 6, которой кулачок 5 прижимается к поверхности асфальтобетонного покрытия 11. Рабочая поверхность кулачка, прилегающая к поверхности асфальтобетонного покрытия дороги, покрыта резиной 10 типа протектора шины. При возвратно-поступательном движении штока 3, вызываемом пульсатором 2, закрепленным на раме 1, кулачок 5 скользит по поверхности асфальтобетона в положение «а», вызывая одновременно сжатие и сдвиг. Вертикальное положение штока 3 поддерживается направляющими роликами 12. На штоке 3 может устанавливаться два, три или большее количество кулачков.
Изобретение относится к способам испытания и конструкции оборудования для испытания прочности асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Сущность: прочность поверхности асфальтобетонного покрытия оценивается по глубине выработки - углубления в покрытии от пульсирующего воздействия подпружиненного наклонного кулачка, который своей обрезиненной поверхностью совершает возвратно-поступательное скольжение по асфальтобетону под воздействием прижимающего его к последнему с заданным усилием штока, совершающего возвратно-поступательное движение, которое преобразуется при повороте кулачка на оси, закрепленной в штоке, в возвратно-поступательное движение кулачка, прижатого к поверхности асфальтобетона пружиной и штоком. Конструкция состоит из штока, криволинейного обрезиненного кулачка, поджимающей пружины, расположенной между кулачком и кронштейном штока, и удерживаемой от смещения штырем, закрепленным на кулачке и проходящем через отверстие в кронштейне, а также законтренной гайки, расположенной на конце штыря за кронштейном, служащей для регулировки усилия поджатия кулачка к поверхности асфальтобетонного покрытия. Технический результат: повышение несущей способности автомобильных дорог за счет повышения качества изготовления и укладки асфальтобетонного покрытия. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ испытания прочности асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог, отличающийся тем, что прочность поверхности асфальтобетонного покрытия оценивается по глубине выработки-углубления в покрытии от пульсирующего воздействия подпружиненного наклонного кулачка, который своей обрезиненной поверхностью совершает возвратно-поступательное скольжение по асфальтобетону под воздействием прижимающего его к последнему с заданным усилием штоком, совершающим возвратно-поступательное движение, которое преобразуется при повороте кулачка на оси, закрепленной в штоке, в возвратно-поступательное движение кулачка, прижатого к поверхности асфальтобетона пружиной и штоком.
2. Способ испытания прочности асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог по п.1, отличающийся тем, что на поверхность асфальтобетона воздействуют одновременно несколько кулачков: два, три или большее количество.
3. Конструкция приспособления для испытания прочности асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог, отличающаяся тем, что оно состоит из штока, совершающего возвратно-поступательное движение, криволинейного обрезиненного кулачка, поджимающей пружины (или другого поджимающего устройства), расположенной между кулачком и кронштейном штока и удерживаемой от смещения штырем, закрепленным на кулачке и проходящем через отверстие в кронштейне, а также законтренной гайки, расположенной на конце штыря за кронштейном, служащей для регулировки усилия поджатия кулачка к поверхности асфальтобетонного покрытия.
4. Конструкция приспособления для испытания прочности асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог по п.3, отличающаяся тем, что на штоке, совершающем возвратно-поступательное движение, закреплено несколько кулачков: два, три или большее количество.
СТЕНД ИССЛЕДОВАНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИМИТАЦИЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ, КЛИМАТИЧЕСКИХ И ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ | 2007 |
|
RU2349891C2 |
Узкополосный усилитель | 1948 |
|
SU78944A1 |
Устройство для динамических испытаний грунтов и дорожных покрытий | 1981 |
|
SU954853A1 |
KR 2004009189 A, 31.01.2004. |
Авторы
Даты
2013-05-27—Публикация
2011-08-12—Подача