ВЕЗДЕХОД Российский патент 2013 года по МПК B62D55/08 F16H3/44 

Описание патента на изобретение RU2484998C2

Изобретение относится к тракторному и транспортному машиностроению и может найти применение в сельскохозяйственном производстве и в безрельсовых транспортных средствах.

Известен вездеход, содержащий приводные от двигателя и механизма перемены передач планетарный механизм поворота с бортовыми тормозами, колесную ходовую систему (см. кн. "Argo Avenger & Avenger EFI", Parts Manual, Ontario Drive & Gear Limited, Printed in Canada, c.1-12).

Недостатком вездехода являются большие механические потери при повороте.

Известен также вездеход, содержащий приводные от двигателя и механизма перемены передач двухступенчатый планетарный механизм поворота с фрикционами блокировки солнечных и эпициклических шестерен, тормозами солнечных шестерен и бортовыми тормозами, гусеничную ходовую систему (см. кн. "Гусеничный тяжелый транспортер-тягач ГТ-Т и седельный тягач ГТ-ТС", инструкция по эксплуатации, под ред. Горячева В.Т., Ордена Трудового Красного Знамени военное издательство министерства обороны СССР, М., 1971, с.34-46 (прототип)).

Недостатком вездехода являются большие потери мощности при повороте и сложность конструкции.

Задачей изобретения является снижение потерь мощности при повороте. Это достигается тем, что двухступенчатый планетарный механизм поворота содержит инерционные синхронизаторы, каждый из которых имеет подвижное шлицевое соединение с солнечной шестерней планетарного ряда и возможность взаимодействия с коническими поверхностями трения и зубчатыми венцами выступов корпуса и эпициклической шестерни.

На фиг.1 изображен вездеход с гусеничной ходовой системой, имеющий двухступенчатый планетарный механизм поворота и механизм перемены передач с приводом от двигателя, вид слева; на фиг.2 - двухступенчатый планетарный механизм поворота, вид сверху в разрезе.

Вездеход содержит корпус 1, внутри которого расположен двухступенчатый планетарный механизм поворота 2, связанный посредством механизма перемены передач 3 с двигателем 4.

Двухступенчатый планетарный механизм поворота включает два планетарных ряда 5, каждый из которых состоит из водила 6 с установленными на нем сателлитами 7, связанного с бортовым ленточным тормозом 8, солнечной шестерни 9, имеющей шлицевое подвижное соединение с инерционным синхронизатором 10, эпициклической шестерни 11, содержащей зубчатый венец 12, наружная грань которого выполнена в виде конической поверхности трения и приводимой во вращение конической парой 13. Двухступенчатый планетарный механизм поворота 2 размещен в собственном корпусе 14 с внутренней стороны стенок которого выполнены выступы в виде зубчатых венцов 15, наружные грани которых выполнены в виде конических поверхностей трения для взаимодействия с инерционными синхронизаторами 10. С внешней стороны корпуса 1 установлены бортовые передачи 16, связанные с ведущими колесами 17.

Вездеход работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя 4 посредством механизма перемены передач 3 передается на коническую пару 13 и связанные с ней эпициклические шестерни 11, сблокированные посредством инерционных синхронизаторов 10 с солнечными шестернями 9, при этом сателлиты 7, не имея возможности вращаться, передают усилие от эпициклических шестерен 11 и солнечных шестерен 9, водилам 6, передавая крутящий момент посредством бортовых передач 16 ведущим колесам 17, обеспечивая прямолинейное движение вездехода.

Перемещение инерционных синхронизаторов 10 в положение блокировки солнечных шестерен 9 с корпусом 14 останавливает их, уменьшая частоту вращения водил и увеличивая крутящий момент на них, обеспечивает замедленное прямолинейное движение. Перемещение лишь одного инерционного синхронизатора 10 в положение блокировки солнечной шестерни 9 с корпусом 14 обеспечивает поворот вездехода в сторону перемещенного инерционного синхронизатора 10 с фиксированным радиусом.

Нейтральное положение инерционных синхронизаторов 10 не обеспечивает передачу крутящего момента планетарными рядами 5, делая невозможным самостоятельное передвижение вездехода. Нейтральное положение одного из инерционных синхронизаторов 10 вызывает неконтролируемый поворот вездехода с радиусом, зависящим от силы сопротивления внешней среды.

При нейтральном положении одного из инерционных синхронизаторов 10 и при включении ленточного тормоза 8 того же борта осуществляется поворот в ту же сторону с радиусом, зависящим от силы трения ленточного тормоза 8, но не менее колеи вездехода.

Данный вездеход имеет простую конструкцию, надежен в эксплуатации и обеспечивает меньшие потери мощности при повороте.

С целью уменьшения потерь мощности при повороте, фрикционы блокировки солнечных и эпициклических шестерен и тормоза солнечных шестерен выполнены в виде инерционных синхронизаторов, каждый из которых связан с солнечной шестерней соответствующего планетарного ряда и имеет возможность ее блокировки с эпициклической шестерней или с корпусом.

Похожие патенты RU2484998C2

название год авторы номер документа
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР 2004
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Русанов Александр Иванович
  • Мироненко Вячеслав Петрович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2267432C2
Трансмиссия машины с бортовым способом поворота 2024
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2824226C1
СИЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Косиченко Д.Ю.
  • Ханакин В.В.
  • Суворов Ф.Н.
  • Крыхтин Ю.И.
  • Прытков Г.К.
  • Григорьев Ю.П.
RU2261815C2
Трансмиссия гусеничной машины 1988
  • Володин Александр Николаевич
  • Карпов Владимир Юрьевич
  • Кувшинов Виктор Владимирович
  • Павлов Владимир Викторович
  • Стребко Олег Александрович
  • Шумилин Александр Викторович
SU1527072A1
Трансмиссия транспортного средства 1987
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1495149A1
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1998
  • Степанов Ю.А.
RU2137960C1
ТРАНСМИССИЯ БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Филичкин Николай Васильевич
RU2307758C1
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2002
  • Гусев Михаил Николаевич
  • Ширшов Юрий Иванович
RU2298505C2
Реверс-редуктор самоходной машины 1987
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1458255A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2018
  • Турумкулов Марат Турарович
RU2696901C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 484 998 C2

Реферат патента 2013 года ВЕЗДЕХОД

Изобретение относится к тракторному и транспортному машиностроению и может быть применено в сельскохозяйственном производстве и в безрельсовых транспортных средствах. Вездеход содержит корпус (1), внутри которого расположен двухступенчатый планетарный механизм поворота (2), связанный посредством механизма перемены передач (3) с двигателем (4). Двухступенчатый планетарный механизм поворота (2) включает два планетарных ряда (5). Планетарный ряд (5) состоит из водила (6) с установленными на нем сателлитами (7), связанного с бортовым тормозом (8), с солнечной шестерней (9) и с эпициклической шестерней (11). Фрикционы блокировки солнечных и эпициклических шестерен и тормоза солнечных шестерен выполнены в виде инерционных синхронизаторов, каждый из которых связан с солнечной шестерней соответствующего планетарного ряда и имеет возможность ее блокировки с эпициклической шестерней или с корпусом механизма поворота. Преимуществом изобретения является надежность в эксплуатации и обеспечение потерь мощности при повороте. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 484 998 C2

Вездеход, содержащий приводные от двигателя и механизма перемены передач двухступенчатый планетарный механизм поворота с фрикционами блокировки солнечных и эпициклических шестерен и тормозами солнечных шестерен и бортовые тормоза, гусеничную или колесную ходовую систему, отличающийся тем, что фрикционы блокировки солнечных и эпициклических шестерен и тормоза солнечных шестерен выполнены в виде инерционных синхронизаторов, каждый из которых связан с солнечной шестерней соответствующего планетарного ряда и имеет возможность ее блокировки с эпициклической шестерней или с корпусом механизма поворота.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2484998C2

Гусеничный тяжелый транспортер-тягач ГТ-Т и гусеничный седельный тягач ГТ-ТС, 1978
ПЛАНЕТАРНАЯ СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Филичкин Николай Васильевич
  • Дуюн Владимир Иванович
  • Барановский Константин Александрович
  • Зайончик Антон Борисович
RU2380596C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1997
  • Городецкий К.И.
  • Коробейников И.Т.
  • Тимофиевский А.А.
  • Щельцын Н.А.
RU2183295C2

RU 2 484 998 C2

Авторы

Сардаров Сардар Сардович

Даты

2013-06-20Публикация

2011-02-17Подача