ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Российский патент 2019 года по МПК F16H39/00 

Описание патента на изобретение RU2696901C1

Описание изобретения.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к коробкам передач автомобилей, гусеничных транспортно-тяговых машин, двухзвенных гусеничных машин, гусеничных шасси лесопромышленных машин и др. Гидромеханическая передача содержит первичный 1 и передаточный 6 валы, четыре гидромеханические передачи. Технический результат - упрощение конструкции.

Из научно-технической литературы известна схема гидромеханической передачи транспортного средства грузового автомобиля, имеющая шесть передач переднего хода и одну заднего, содержащая входной и выходной валы, три дифференциальных механизма, каждый из которых имеет водило, сателлиты, солнечную и эпициклическую шестерни, и шесть фрикционных элементов управления в виде муфт и тормозов. Два дифференциальных механизма образуют основную планетарную коробку передач: водило второго дифференциального механизма и эпициклическая шестерня первого соединены между собой и с выходным валом, водило первого дифференциального механизма связано с тормозом, солнечные шестерни первого и второго дифференциальных механизмов связаны между собой и с тормозом. Третий дифференциальный механизм является замедляющим делителем на входе, эпициклическая шестерня которого связана с входным валом, солнечная шестерня связана с тормозом и через муфту с входным валом, а водило через муфту связано с солнечными шестернями первого и второго дифференциальных механизмов и, кроме того, через другую муфту с эпициклической шестерней второго дифференциального механизма (см. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник / Под общ. ред. А.И. Гришкевича. - М.: Машиностроение, 1984, - 272 с., стр. 205, табл. 8.4).

Однако недостатком схемы такой гидромеханической передачи является сложность соединения водила второго дифференциального механизма с эпициклической шестерней первого дифференциального механизма, соосное расположение вала солнечных шестерен первого и второго дифференциальных механизмов, а также получение каждой передачи происходит при одновременном включении трех фрикционных элементов.

Установленный на входе замедляющий делитель увеличивает крутящий момент на входе в основную коробку передач по сравнению с крутящим моментом двигателя, что вызывает возрастание нагрузок на зубья и фрикционные элементы, кроме того, гидромеханическая передача может применяться лишь на тех транспортных средствах, где требуется прямая высшая передача.

Наиболее близка к предлагаемой и принята за прототип схема гидромеханической передачи Allison CLBT 5860, имеющая шесть передач переднего хода и одну заднего, содержащая входной и выходной валы, четыре дифференциальных механизма, каждый из которых имеет водило, сателлиты, солнечную и эпициклическую шестерни, и шесть фрикционных элементов управления в виде муфт и тормозов. Три дифференциальных механизма образуют основную планетарную коробку передач: водило первого дифференциального механизма соединено с выходным валом и с водилом второго дифференциального механизма, эпициклическая шестерня связана с тормозом, солнечная шестерня связана с эпициклом второго и водилом третьего дифференциальных механизмов; солнечные шестерни второго и третьего дифференциальных механизмов связаны между собой и через муфту с эпициклической шестерней третьего дифференциального механизма. Четвертый дифференциальный механизм является ускоряющим делителем на входе, водило которого связано с входным валом, солнечная шестерня связана с тормозом и через муфту с входным валом, а эпициклическая шестерня - с солнечными шестернями второго и третьего дифференциальных механизмов (см. Нарбут А.Н., Нарбут Н.И. Новое поколение ГМП фирмы Allison // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 1995, №4, с. 25-29, рис. 2б).

Однако конструктивным недостатком схемы такой гидромеханической передачи является сложность соединений между дифференциальными механизмами, к ним относятся соединения водил первого и второго дифференциальных механизмов, соединения солнечной шестерни первого, эпициклической шестерни второго и водила третьего дифференциальных механизмов, что обуславливает расположение второго дифференциального механизма внутри соединительных звеньев, сложность конструкции опор и увеличение габаритов.

Установленный на входе ускоряющий делитель увеличивает частоту вращения на входе в основную коробку передач по сравнению с частотой вращения двигателя и, как следствие, частоту вращения звеньев дифференциальных механизмов и фрикционных элементов, что вызывает возрастание потерь на холостое вращение и динамической составляющей нагрузок на зубья, кроме того, гидромеханическая передача может применяться лишь на тех транспортных средствах, где требуется ускоряющая высшая передача.

Техническая задача изобретения состоит в упрощении конструкции, снижении частоты вращения звеньев дифференциальных механизмов и фрикционных элементов, в достижении универсальности гидромеханической передачи. Поставленная задача достигается за счет того, что гидромеханическая коробка передач состоит из верхнего и нижнего корпусов в верхнем корпусе расположен первичный вал и набор ведущих и ведомых шестерен, причем заключенных попарно в своем корпусе, завихрения, создаваемые ведущей шестерней, заставляют вращаться ведомую шестерню, которая в свою очередь вращает передаточный вал с напрессованными на нем шестернями, который расположен в нижнем корпусе(картере), причем в коробке передач отсутствует вторичный вал, а также отсутствуют синхронизаторы, роль которых выполняет жидкость, подаваемая под давлением в верхний корпус.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлена кинематическая схема гидромеханической коробки передач, на фиг. 2 представлена схема гидромеханической передачи.

Гидромеханическая коробка передач содержит первичный 1 (фиг 1) и передаточный 6 (фиг 1) валы, ведущие 3 (фиг 1) и ведомые 4 (фиг 1) шестерни расположенные попарно каждая пара в своем корпусе 2 (фиг 1). На передаточный вал напрессованы передаточные шестерни 5 (фиг 1).

Гидромеханическая передача представляет собой корпус 2 (фиг 2) в котором расположены ведущая 3 (фиг 2) и ведомая 4 (фиг 2) шестерни расположенные на первичном валу 1 (фиг 2), причем ведущая шестерня 3 (фиг 2) установлена на первичный вал 1 (фиг 2) на шлицы первичного вала, а ведомая шестерня 4 (фиг 2) установлена на втулку 5 (фиг. 2) которая установлена на шлицы первичного вала 1 (фиг 2).

На первичный вал 1 фиг. 1 подается крутящий момент, первичный вал 1 (фиг 1) передает крутящий момент на ведущие шестерни 3 (фиг 1) которые расположены на первичном валу на шлицах. При подаче жидкости в корпус передачи 2 (фиг. 1), в корпусе происходит завихрение жидкости которая приводит в движение ведомую шестерню 4 (фиг 1). Ведомая шестерня 4 (фиг. 1) передает крутящий момент на передаточную шестерню 5 (фиг. 1) которая в свою очередь вращает передаточный вал 6 (фиг 1). На выходе передаточного вала 6 (фиг. 1) устанавливается потребитель крутящего момента.

При необходимости подачи крутящего момента с передаточного вала 6 (фиг. 3) на потребитель крутящего момента под углом на выходе передаточного вала 6 (фиг. 3) устанавливается коническая передача которая состоит из ведущей шестерни конической передачи 7 (фиг 3) и ведомой шестерни конической передачи 8 (фиг 3) посаженной на вал 9 (фиг. 3). В этом случае потребитель крутящего момента устанавливается на вал 9 (фиг. 3) ведомой ведомой шестерни конической передачи 8 (фиг. 3).

Сущность изобретения заключается в следующем. На первичный вал коробки 1 (фиг 1) подается крутящий момент, так как все ведущие шестерни 3 (фиг 1) посажены на шлицы первичного вала 1 (фиг 1) то они тоже постоянно вращаются. Верхний корпус коробки представляет собой набор корпусов передач 2 (фиг 1), в каждом корпусе расположена ведущая 3 (фиг 1) и ведомая 4 (фиг 1) шестерни, ведомая шестерня 4 (фиг 2) установлена на втулку 5 (фиг 2) и жесткого сцепления с первичным валом не имеет и при выключенной передаче скользит по втулке. Сама втулка 5 (фиг 2) установлена на шлицы первичного вала 1 (фиг 2). Включая передачу мы подаем масло под давлением в корпус выбранной передачи 2 (фиг 1). В корпусе создается давление, так как ведущая шестерня 3 (фиг 1) постоянно вращается то в корпусе создается завихрение масла и по инерции масло тянет за собой ведомую шестерню 4 (фиг 1). На ведущей и ведомой шестернях расположены зубья благодаря которым эффект завихрения усиливается и передается с ведущей 3 (фиг 1) шестерни на ведомую 4 (фиг 1). Ведомая шестерня 4 (фиг 1) передает крутящий момент через зубья на шестерню передаточного вала 5 (фиг 1). Шестерни передаточного вала 5 (фиг 1) передают крутящий момент на передаточный вал 6 (фиг 1), так как шестерни на передаточном валу находятся в жестком зацеплении с передаточным валом. В результате на выходе передаточного вала получаем устойчивый крутящий момент.

Использование предлагаемой схемы гидромеханической коробки передач по сравнению с прототипом позволяет упростить конструкцию, достичь универсальности коробки передач за счет использования гидромеханической передачи для получения прямой или ускоряющей высшей передачи.

Похожие патенты RU2696901C1

название год авторы номер документа
КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ 2018
  • Турумкулов Марат Турарович
RU2708117C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2018
  • Турумкулов Марат Турарович
RU2699452C1
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2018
  • Турумкулов Марат Турарович
RU2699591C1
БЛОК РЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕПУСКНЫХ КЛАПАНОВ 2021
  • Турумкулов Марат Турарович
RU2753012C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2019
  • Турумкулов Марат Турарович
RU2726763C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1992
  • Чапыгин Игорь Ильич
RU2068516C1
Бесступенчатая коробка передач 2023
  • Долматов Игорь Александрович
RU2806843C1
ОБЪЕМНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Шарипов Валерий Мирхитович
  • Кожевников Владимир Сергеевич
  • Жебелев Константин Сергеевич
  • Кеменов Алексей Владимирович
  • Печенкин Виктор Алексеевич
  • Платонов Владимир Федорович
  • Сухоруков Александр Калистратович
  • Шарипова Наталья Николаевна
  • Шелест Людмила Анатольевна
  • Зенин Артем Сергеевич
  • Маланин Иван Александрович
RU2444660C1
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ 2011
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Голофаст Сергей Леонидович
RU2478045C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2002
  • Захаров Юрий Анатольевич
  • Кожевников Владимир Сергеевич
  • Никонов Александр Иванович
  • Печенкин Виктор Алексеевич
  • Сухоруков Александр Калистратович
  • Шелест Людмила Анатольевна
RU2294848C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 696 901 C1

Реферат патента 2019 года ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к гидромеханическим коробкам передач. Гидромеханическая коробка передач содержит первичный и передаточный валы, гидромеханические передачи. В верхнем корпусе расположен первичный вал и набор ведущих и ведомых шестерен, заключенных попарно в своем корпусе. Завихрения жидкости, создаваемые ведущей шестерней, заставляют вращаться ведомую шестерню, которая, в свою очередь, вращает передаточный вал, расположенный в нижнем корпусе. Достигается упрощение конструкции. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 696 901 C1

Гидромеханическая коробка передач, содержащая первичный и передаточный валы, гидромеханические передачи, отличающаяся тем, что в верхнем корпусе расположен первичный вал и набор ведущих и ведомых шестерен, заключенных попарно в своем корпусе, завихрения, создаваемые ведущей шестерней, заставляют вращаться ведомую шестерню, которая, в свою очередь, вращает передаточный вал, расположенный в нижнем корпусе (картере), причем в коробке передач отсутствует вторичный вал, а также отсутствуют синхронизаторы, роль которых выполняет жидкость, подаваемая под давлением в верхний корпус.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2696901C1

Гидромеханическая коробка передач 1974
  • Кичжи А.С.
  • Баранов В.В
  • Гапоян Д.Т.
  • Рымар В.С.
  • Пыткин А.Ю.
  • Орехов М.Е.
SU493104A1
Гидромеханическая коробка передач 1978
  • Керро Валерий Рихардович
  • Бейвель Аркадий Георгиевич
  • Косов Владимир Петрович
SU701843A1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ С БЕССТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ 2011
  • Одинцов Николай Иванович
RU2548232C2
ОБЪЕМНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 1992
  • Бородастов Н.И.
RU2014531C1

RU 2 696 901 C1

Авторы

Турумкулов Марат Турарович

Даты

2019-08-07Публикация

2018-07-06Подача