КОВШОВЫЙ ЦЕПНОЙ ЭЛЕВАТОР С УВЕЛИЧЕННОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВШЕЙ Российский патент 2013 года по МПК B65G17/36 

Описание патента на изобретение RU2485040C1

Изобретение относится к транспортным машинам непрерывного действия для кусковых грузов, а именно к ковшовым цепным элеваторам, и может быть использовано для транспортирования грузов с увеличенной крупностью кусков при увеличенной производительности элеватора и его высоте с повышением долговечности цепного тягового органа и приводного блока.

Известен принятый за прототип цепной ковшовый элеватор, содержащий бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на приводных и натяжных звездочках двухцепной тяговый орган с ковшами, прикрепленными с одинаковым шагом к звеньям пластинчатых цепей и размещенных между цепями двухцепного тягового органа (Спиваковский А.О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины. М., Машиностроение, 1968, с.343-344, рис.244 в).

Недостатками известного элеватора являются ограничение размеров и вместимости ковшей и крупности кусков транспортируемого груза при увеличенных динамических нагрузках на цепи тягового органа и зубья приводных звездочек при увеличенных размерах ковшей и соответственно увеличенного шага пластинчатых цепей при огибании ковшами приводных звездочек, что уменьшает срок службы цепей тягового органа и приводного блока и надежность эксплуатации элеватора при увеличенной вместимости ковшей.

Техническим результатом изобретения является возможность увеличения вместимости ковшей элеватора с двухцепным тяговым органом с повышением его производительности, высоты подъема транспортируемого груза, долговечности цепного тягового органа и приводных звездочек с повышением надежности работы элеватора при транспортировании крупнокускового груза за счет существенного повышения прочности крепления ковшей к цепям тягового органа.

Технический результат достигается тем, что в ковшовом цепном элеваторе с увеличенной вместимостью ковшей, содержащем бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на приводных и натяжных звездочках двухцепной тяговый орган с ковшами, прикрепленными с одинаковым шагом к звеньям пластинчатых цепей, каждый ковш увеличенной высоты прикреплен к обеим пластинчатым цепям двухцепного тягового органа с помощью двух шарнирных узлов, оси которых закреплены на ковше, а втулки - на пластинчатых звеньях цепи в средней их части, размещенных на расстоянии друг от друга, соответствующем высоте ковша, при этом превышение h осей шарниров над верхними кромками звеньев цепи определяется по формуле

h=0,5 l/  sin [(n+1) arc sin (0,5 a/R)] ,

где l - расстояние между осями шарнирных узлов, а - шаг звеньев цепи, R - радиус описанной окружности внешних кромок звеньев цепи от оси приводной звездочки при ее огибании цепным тяговым органом с ковшами, n - число звеньев цепи между звеньями с закрепленными на них втулками шарнирных узлов. Оси шарнирных узлов могут быть закреплены на боковых стенках ковша или его днище.

Ковшовый цепной элеватор представлен на фиг.1 - вид сбоку в зоне набегания двухцепного тягового органа с ковшами на приводные звездочки, на фиг.2 - разрез А-А по фиг.1 при закреплении осей шарнирных узлов на боковых стенках ковша, на фиг.3 - то же, при их закреплении на днище ковша.

Ковшовый цепной элеватор с увеличенной вместимостью ковшей содержит бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на приводных 1 и натяжных (не показаны) звездочках двухцепной тяговый орган с ковшами 2, прикрепленными с одинаковым шагом к звеньям пластинчатых цепей 3 и 4. Каждый ковш 2 увеличенной высоты прикреплен к обеим пластинчатым цепям 3 и 4 двухцепного тягового органа с помощью двух шарнирных узлов 5 и 6, оси 7 и 8 которых закреплены на ковше 2, а втулки 9 и 10 - на пластинчатых звеньях 11 и 12 цепи в средней их части. Втулки 9 и 10 размещены на расстоянии l друг от друга, соответствующем высоте ковша 2. При этом превышение h осей шарниров над верхними кромками звеньев цепи определяется по формуле

h=0,5 l /  sin [(n+1) arc sin (0,5 a/R)] ,

где l - расстояние между осями 7 и 8 шарнирных узлов, а - шаг звеньев цепи 3 и 4, R - радиус описанной окружности внешних кромок звеньев цепей 3, 4 от оси 13 приводной звездочки при ее огибании цепным тяговым органом 3, 4 с ковшами 2, n - число звеньев цепи между звеньями 11 и 12 с закрепленными на них втулками 9 и 10 шарнирных узлов 5 и 6.

Оси 7 и 8 шарнирных узлов 5 и 6 могут быть закреплены на боковых стенках 15 и 16 ковша 2 (фиг.2) или на его днище 14 (фиг.3). При этом при закреплении осей 7 и 8 шарнирных улов 5 и 6 на боковых стенках 15 и 16 ковша 2 возможны два варианта. По одному варианту (фиг.2) оси шарнирных узлов могут быть закреплены с помощью кронштейнов, ориентированных в сторону цепей 3 и 4. В этом случае ковши 2 размещаются над цепями 3 и 4. По другому варианту (не показан) оси шарнирных узлов непосредственно закреплены на боковых стенках 15 и 16 и соединены со втулками 9 и 10. В этом случае ковши 2 размещены с зазорами между цепями 3 и 4 при уменьшенной ширине В ковша 2. 17 - Направление движения грузонесущей ветви двухцепного 3, 4 тягового органа.

Элеватор действует следующим образом. При вращении приводных звездочек 1 и движении цепей 3 и 4 с закрепленными на них ковшами 2 в направлении 17 их вес с весом размещенного в них транспортируемого груза передается на цепи 3, 4 с распределением нагрузки каждой цепи на два смещенные друг относительно друга по длине цепи звена 11 и 12. Благодаря этому вдвое уменьшается нагрузка, приходящаяся на каждый узел 5 и 6 крепления ковша 2 к цепям 3 и 4 тягового органа. За счет размещения шарнирных узлов 5 и 6 крепления ковша 2 к цепям 3 и 4 на удалении l друг от друга возможно не только увеличение высоты ковша 2 и соответствующей его вместимости, но и использование в качестве тягового органа цепей 3 и 4 с ограниченным шагом а звеньев. А это, в свою очередь, существенно снижает динамические нагрузки, действующие на цепи 3 и 4 и приводные звездочки 1. Кроме того, при уменьшенном шаге а снижаются линейная масса и стоимость цепей 3 и 4. При этом благодаря выбору рекомендуемой величины h превышения осей 7 и 8 шарнирных узлов 5 и 6 над звеньями 11 и 12 обеспечивается необходимая компенсация уменьшения расстояния между звеньями 11 и 12 при огибании цепями 3 и 4 приводных звездочек 1 за счет смещения осей 7 и 8 в противоположных направлениях относительно друг друга при сохранении постоянного расстояния l между ними.

Крепление осей шарнирных узлов 5 и 6 на днище 14 ковшей 2 позволяет дополнительно повысить вместимость ковшей 2 за счет увеличения их ширины В с возможностью размещения его боковых стенок 15 и 16 за пределами цепей 3 и 4 двухцепного тягового органа по его ширине (фиг.3).

Таким образом, отличительные признаки изобретения обеспечивают возможность увеличения вместимости ковшей элеватора с двухцепным тяговым органом с повышением его производительности, высоты подъема транспортируемого груза, увеличением долговечности цепного тягового органа и приводных звездочек с повышением надежности работы элеватора при транспортировании крупнокускового груза за счет существенного повышения прочности крепления ковшей к цепям тягового органа, снижения статических и динамических нагрузок на узлы крепления ковшей к цепям тягового органа и приводные звездочки.

Похожие патенты RU2485040C1

название год авторы номер документа
КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР 2004
  • Тарасов Ю.Д.
  • Коптев В.Ю.
RU2264968C1
КОВШОВЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ ЭЛЕВАТОР С УВЕЛИЧЕННОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВШЕЙ 2011
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
  • Исрафилов Рамал Габилович
RU2478550C1
МАШИНА ДЛЯ РАЗГРУЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ ИЗ ПОЛУВАГОНОВ 2005
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2279396C1
ЭЛЕВАТОР ДЛЯ КУСКОВЫХ ГРУЗОВ 2004
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2272770C1
ГРУНТОЭЛЕВАТОР 2019
  • Илиев Бен Цион Зарахович
RU2713045C1
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН КОВШОВОГО ЭЛЕВАТОРА 1998
  • Артемкин А.А.
  • Лифтман И.Б.
RU2149129C1
КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР ДЛЯ КУСКОВЫХ ГРУЗОВ 2008
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2406673C2
МАШИНА ДЛЯ РАЗГРУЗКИ СЫПУЧЕГО ГРУЗА ИЗ ПОЛУВАГОНОВ 2006
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2318717C2
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ЭЛЕВАТОР ДЛЯ КУСКОВЫХ ГРУЗОВ 2004
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2272771C1
КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР С ДВУХКАНАТНЫМ ТЯГОВЫМ ОРГАНОМ 2013
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2540295C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 485 040 C1

Реферат патента 2013 года КОВШОВЫЙ ЦЕПНОЙ ЭЛЕВАТОР С УВЕЛИЧЕННОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВШЕЙ

Элеватор содержит замкнутый на приводных (1) и натяжных звездочках тяговый орган с ковшами (2). Каждый ковш прикреплен к пластинчатым цепям (3, 4) тягового органа с помощью двух шарнирных узлов (5, 6). Оси (7, 8) шарнирных узлов закреплены на ковше, а втулки (9, 10) закреплены на пластинчатых звеньях (11, 12) цепи в средней их части и размещены на расстоянии друг от друга, соответствующем высоте ковша. Увеличиваются вместимость ковшей и высота подъема груза, повышаются производительность и надежность элеватора. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 485 040 C1

1. Ковшовый цепной элеватор с увеличенной вместимостью ковшей, содержащий бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на приводных и натяжных звездочках двухцепной тяговый орган с ковшами, прикрепленными с одинаковым шагом к звеньям пластинчатых цепей, отличающийся тем, что каждый ковш увеличенной высоты прикреплен к обеим пластинчатым цепям двухцепного тягового органа с помощью двух шарнирных узлов, оси которых закреплены на ковше, а втулки - на пластинчатых звеньях цепи в средней их части, размещенных на расстоянии друг от друга, соответствующем высоте ковша, при этом превышение h осей шарниров над верхними кромками звеньев цепи определяется по формуле:
h=0,5 l/sin [(n+1) arcsin (0,5 a/R)] ,
где l - расстояние между осями шарнирных узлов; а - шаг звеньев цепи; R - радиус описанной окружности внешних кромок звеньев цепи от оси приводной звездочки при ее огибании цепным тяговым органом с ковшами; n - число звеньев цепи между звеньями с закрепленными на них втулками шарнирных узлов.

2. Элеватор по п.1, отличающийся тем, что оси шарнирных узлов закреплены на днище ковша.

3. Элеватор по п.1, отличающийся тем, что оси шарнирных узлов закреплены на боковых стенках ковша.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2485040C1

КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР ДЛЯ КУСКОВЫХ ГРУЗОВ 2008
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2406673C2
Грузонесущий орган ковшового элеватора 1989
  • Дмитрук Евгений Адамович
  • Гапонюк Олег Иванович
  • Василишин Михаил Владимирович
SU1744007A1
Ковшевой элеватор с канатным тяговым органом 1958
  • Тарасов Ю.Д.
SU117906A1
DE 20015552 U1, 01.02.2001
US 4770288 A, 13.09.1988.

RU 2 485 040 C1

Авторы

Тарасов Юрий Дмитриевич

Даты

2013-06-20Публикация

2012-01-23Подача