Изобретение относится к элеваторостроению, а именно к ковшовым элеваторам с цепным тяговым органом и улавливающим устройством.
Известен ковшовый наклонный элеватор (прототип), содержащий приводную и натяжную звездочки, бесконечно замкнутый на звездочках двухцепной тяговый орган с закрепленными на пластинчатых цепях и размещенных между ними ковшами. Шахту элеватора, размещенные на восходящей ветви тягового органа и установленные с возможностью вращения опорные ролики, улавливающие устройства, выполненные в виде двуплечих рычагов с возможностью постоянного взаимодействия с цепями восходящей ветви (Спиваковский А.О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины, М., Машиностроение, 1968, с.331-333, 346, рис.236).
Однако известный элеватор имеет следующие недостатки: при обрыве цепей улавливается лишь восходящая (грузонесущая) ветвь тягового органа с ковшами. Для одновременного улавливания холостой ветви привод элеватора должен быть оборудован помимо останова еще и тормозом, а также датчиком его включения, реагирующим на обрыв цепей тягового органа, что усложняет и удорожает конструкцию, снижает надежность работы элеватора.
Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции привода элеватора и повышение надежности его работы.
Технический результат достигается тем, что в ковшовом элеваторе, содержащем шахту, приводную и натяжную звездочки, бесконечно замкнутый на звездочках двухцепной тяговый орган с закрепленными на его пластинчатых цепях и размещенных между ними ковшами, опорные ролики, установленные внутри шахты с возможностью взаимодействия с цепями восходящей ветви тягового органа неподвижные направляющие, согласно изобретению опорные ролики выполнены в виде сдвоенных звездочек с возможностью взаимодействия их зубьев с втулками пластинчатых цепей как восходящей, так и нисходящей ветвей тягового органа, при этом на оси сдвоенной звездочки установлена обгонная муфта, а на уровне упомянутых сдвоенных звездочек с внешних сторон двухцепного тягового органа и с зазором по отношению к цепям на шахте закреплены неподвижные направляющие, при этом расстояние l между окружностью, описываемой наружными кромками зубьев сдвоенной звездочки, и неподвижными направляющими принято из условия
0<l<0,3(b+d),
где b - высота звена пластинчатой цепи;
d - наружный диаметр втулки пластинчатой цепи.
Ковшовый элеватор представлен на фиг.1 - вид сбоку, на фиг.2 - установка сдвоенной звездочки относительно цепи и неподвижной направляющей.
Ковшовый элеватор состоит из шахты 1, приводной 2 и натяжной 3 звездочек с возможностью их огибания бесконечно замкнутым двухцепным тяговым органом с закрепленными на его пластинчатых цепях 4 и размещенными между ними ковшами 5. Внутри шахты 1 с возможностью взаимодействия с цепями восходящей 11 ветви тягового органа (движется в направлении 6) установлены на оси 7 сдвоенные звездочки 8 с возможностью вращения и взаимодействия их зубьев 9 с втулками 10 пластинчатых цепей 4 как на восходящей 11, так и на нисходящей 12 ветвях тягового органа. На уровне сдвоенных звездочек 8 с внешних сторон двухцепного тягового органа и с зазорами 13 и 14 по отношению к цепям 4 на шахте 1 закреплены неподвижные направляющие 15 и 16. При этом расстояние l (фиг.2) между окружностью 17, описываемой наружными кромками зубьев 9 сдвоенных звездочек 8, и неподвижными направляющими 15 и 16 принято из условия
0<l<0,3(b+d),
где b - высота звена пластинчатой цепи 4;
d - наружный диаметр втулки 10 пластинчатой цепи 4.
На оси 7 сдвоенной звездочки установлена обгонная муфта 18.
Ковшовый элеватор действует следующим образом. При нормальной работе элеватора тяговый орган, выполненный из двух параллельных пластинчатых цепей 4 с прикрепленным к ним ковшами 5, движется в направлении 6, а сдвоенная звездочка 8 (одна или несколько, с размещением их по высоте элеватора), взаимодействуя своими зубьями 9 с втулками 10 пластинчатых цепей на восходящей 11 и нисходящей 12 ветвях, вращается по часовой стрелке. При этом обгонная муфта 18 не препятствует вращению сдвоенной звездочки 8. При обрыве цепей 4 на восходящей ветви 11 (что наиболее вероятно) нижняя часть (от места обрыва) восходящей ветви 11 под действием веса цепей 4, ковшей 5 с транспортируемым грузом начинает двигаться вниз до встречи ближайшей втулки 10 с зубом 9 сдвоенной звездочки 8.
Улавливание оборвавшегося тягового органа происходит одновременно как на восходящей 11, так и нисходящей 12 ветвях тягового органа, т.к. вес восходящей ветви 11 больше (или равен при отсутствии транспортируемого груза в ковшах 5) веса нисходящей ветви 12, а обгонная муфта препятствует вращению сдвоенной звездочки 8 против часовой стрелки. Поэтому обе ветви 11 и 12 зависают в шахте 1 при взаимодействии втулок 10 цепей 4 и зубьев 9 сдвоенной звездочки 8.
Отличительные признаки изобретения позволяют упростить конструкцию привода элеватора, повысить надежность его работы за счет одновременного улавливания обеих ветвей тягового органа с ковшами, исключения возможности раскачивания ветвей тягового органа вертикального элеватора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОВШОВЫЙ ЦЕПНОЙ ЭЛЕВАТОР С УВЕЛИЧЕННОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВШЕЙ | 2012 |
|
RU2485040C1 |
ГРУНТОЭЛЕВАТОР | 2019 |
|
RU2713045C1 |
МАШИНА ДЛЯ РАЗГРУЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ ИЗ ПОЛУВАГОНОВ | 2005 |
|
RU2279396C1 |
Ковшовый элеватор | 1981 |
|
SU975513A1 |
Ковшовый элеватор | 1986 |
|
SU1330048A1 |
Ковшовый элеватор | 1979 |
|
SU1167118A1 |
ЭЛЕВАТОР ДЛЯ КУСКОВЫХ ГРУЗОВ | 2004 |
|
RU2272770C1 |
ЛЮЛЕЧНЫЙ ВЫСТУПОДВУЛЕНТОЧНЫЙ ЭЛЕВАТОР | 1993 |
|
RU2079424C1 |
ЭЛЕВАТОР ДЛЯ ДОСОК | 1969 |
|
SU250723A1 |
Ковшовый элеватор | 1990 |
|
SU1785977A1 |
Изобретение относится к элеваторостроению, а именно к ковшовым элеваторам с цепным тяговым органом и улавливающим устройствам. Ковшовый элеватор содержит шахту, приводную и натяжную звездочки, бесконечно замкнутый на звездочках двухцепной тяговый орган с закрепленными на его пластинчатых цепях и размещенных между ними ковшами, опорные ролики, установленные внутри шахты с возможностью взаимодействия с цепями восходящей ветви тягового органа, - неподвижные направляющие. Опорные ролики выполнены в виде сдвоенных звездочек с возможностью взаимодействия их зубьев с втулками пластинчатых цепей как восходящей, так и нисходящей ветвей тягового органа, при этом на оси сдвоенной звездочки установлена обгонная муфта, а на уровне упомянутых сдвоенных звездочек с внешних сторон двухцепного тягового органа и с зазором по отношению к цепям на шахте закреплены неподвижные направляющие, при этом расстояние l между окружностью, описываемой наружными кромками зубьев сдвоенной звездочки, и неподвижными направляющими принято из условия
0<1<0,3(b+d),
где b - высота звена пластинчатой цепи;
d - наружный диаметр втулки пластинчатой цепи.
Технический результат заключается в упрощении конструкции привода элеватора и повышении надежности его работы. 2 ил.
Ковшовый элеватор, содержащий шахту, приводную и натяжную звездочки, бесконечно замкнутый на звездочках двухцепной тяговый орган с закрепленными на его пластинчатых цепях и размещенных между ними ковшами, опорные ролики, установленные внутри шахты с возможностью взаимодействия с цепями восходящей ветви тягового органа неподвижные направляющие, отличающийся тем, что опорные ролики выполнены в виде сдвоенных звездочек с возможностью взаимодействия их зубьев с втулками пластинчатых цепей как восходящей, так и нисходящей ветвей тягового органа, при этом на оси сдвоенной звездочки установлена обгонная муфта, а на уровне упомянутых сдвоенных звездочек с внешних сторон двухцепного тягового органа и с зазором по отношению к цепям на шахте закреплены неподвижные направляющие, при этом расстояние l между окружностью, описываемой наружными кромками зубьев сдвоенной звездочки, и неподвижными направляющими принято из условия
0<1<0,3(b+d),
где b - высота звена пластинчатой цепи;
d - наружный диаметр втулки пластинчатой цепи.
Спиваковский А.О., Дьячков В.К | |||
Транспортирующие машины | |||
- М.: Машгиз, 1955, с.189, фиг.144 | |||
Ковшовый элеватор | 1981 |
|
SU975513A1 |
Устройство для улавливания цепей конвейера | 1977 |
|
SU961278A1 |
US 3294217, 27.12.1966 | |||
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ГАЗЛИФТНЫХ СКВАЖИН | 1993 |
|
RU2081301C1 |
Авторы
Даты
2005-11-27—Публикация
2004-04-30—Подача