Изобретение относится к погрузочно-транспортным машинам и может быть использовано в угольной промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов и т.п.
Известны элеваторы ковшовые, где тяговым (исполнительным) элементом служит лента или цепь (одна или две). Цепи применяют чаще всего пластинчато-втулочные, втулочно-роликовые и втулочно-катковые. Ковши в таких исполнительных органах крепятся к цепям при помощи уголков или фасонных звеньев на болтах или заклепках (Элеваторы ковшовые, полочные и люлечные. - Спиваковский А. О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины.- М.: Машиностроение, 1968, с. 343-344).
Недостатком таких элеваторов является невысокая долговечность и частые ремонтные работы вследствие разрушения сварных швов в конструкции исполнительного органа элеваторов.
Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является цепь ковшового транспортера, состоящая из двух тяговых пластинчато-втулочных цепей, звенья которых 4 и 4' жестко соединены с боковыми стенками 9 и 9' ковшей, размещенных между цепями. При этом концевые проушины 5 и 6 звеньев 3 и 4 цепей снабжены втулками и соединены осями 7 и 8, причем ось 8 проходит по всей ширине цепи ковшового транспортера и соединяет противоположные шарниры цепи. (DE N 2733489 A1, кл. В 65 G 17/12, 08.02.79) - прототип.
Такой исполнительный орган ковшового элеватора применяют при большой производительности, значительной высоте подъема, для транспортирования тяжелых кусковых материалов.
Однако он имеет невысокую долговечность из-за разрушения сварных швов крепления ковшей к пластинам цепей и сварных швов самих ковшей. Кроме этого, наблюдается износ направляющих элеватора и боковых граней пластин цепей, которые опираются на направляющие:
- в процессе эксплуатации происходит износ шарниров цепей, приводной звездочки элеватора и неравномерная вытяжка цепей, что приводит к взаимному циклическому смещению пластин противоположных цепей с жестко приваренными к ним ковшами. На величину смещения большое влияние оказывает также погрешность шага звеньев цепей (шага пластин цепей). В результате этого происходит циклическая деформация ковшей и разрушение сварных швов как самих ковшей, так и мест крепления ковшей к пластинам цепей;
- скольжение цепей по направляющим элеватора в абразивной среде вызывает повышенный износ направляющих и самих пластин цепей, а также повышает нагрузку на привод элеватора.
Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в создании надежного ковшового элеватора.
Технический результат, который может быть достигнут от использования данного изобретения, позволит увеличить долговечность исполнительного органа ковшового элеватора.
Технический результат достигается тем, что в исполнительном органе ковшового элеватора, включающем две тяговые пластинчато-втулочные цепи, состоящие из пластин цепей, осей и втулок, и установленные между ветвями цепей ковши, последние снабжены парами тянущих и поддерживающих проушин, шарнирно закрепленных на осях цепей.
Причем для повышения технологичности конструкции все противоположные оси шарниров выполнены едиными.
Отверстия поддерживающих проушин выполнены превышающими суммарную величину погрешности шага пластин цепей и допуска на межцентровое расстояние между шарнирами тянущих и поддерживающих проушин. Втулки с пластинами цепей соединены посадкой с натягом.
Для исключения трения пластин цепей о направляющие элеватора втулки цепей снабжены катками.
Сущность изобретения заключается в конструктивном выполнении мест крепления ковшей к пластинам цепей исполнительного органа ковшового элеватора.
Снабжение ковшей тянущими и поддерживающими парами проушин, шарнирно крепящихся к осям цепей, обеспечивает наиболее благоприятную силовую схему нагружения ковшей только полезной нагрузкой от веса транспортируемого груза, позволяет им самоустанавливаться по оси, на которой закреплены тянущие проушины ковша и полностью исключает дополнительное нагружение сварных швов ковшей при взаимном смещении пластин цепей. Кроме этого, компенсирует погрешность шага пластин (звеньев) цепей и не требует высокой точности изготовления ковшей. В результате вышеизложенного увеличивается долговечность исполнительного органа ковшового элеватора.
Выполнение отверстий поддерживающих проушин большими, чем диаметр оси шарнира на сумму погрешности шага звеньев цепи ( ΔT ) и допуска на межцентровые расстояния между шарнирами тянущих и поддерживающих проушин ( ΔA ), снижает нагрузку на них за счет свободной самоустановки ковшей относительно осей шарниров, приводя тем самым к увеличению долговечности исполнительного органа в целом.
Соединение противоположных (противолежащих) втулок цепей единой осью обеспечивает устойчивое положение ковшей между ветвями цепей. Циклическое смещение пластин противоположных цепей в процессе работы исполнительного органа вызывает упругий изгиб осей и не приводит к их разрушению, что также дополнительно повышает долговечность исполнительного органа элеватора.
Соединение втулки с пластинами цепей за счет посадки с натягом обеспечивает надежную фиксацию положения втулки относительно пластин цепей при их переходе через приводную звездочку элеватора, блокирует усилие, пытающееся провернуть втулку относительно пластин цепей. Это приводит к уменьшению износа (разбивания) соединений исполнительного органа. А круглые отверстия такого соединения позволяют уменьшить погрешность шага пластин (звеньев) цепей, что при их парном расположении в исполнительном органе приводит также к повышению его долговечности.
Наличие катков на втулках цепей снижает износ направляющих элеватора, пластин цепей, нагрузку на привод элеватора за счет уменьшения силы трения исполнительного органа о направляющие элеватора.
Из анализа научно-технической и патентной литературы заявляемая совокупность признаков не выявлена, что позволяет сделать вывод о соответствии данного технического решения критерию "изобретательский уровень".
Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 изображен исполнительный орган ковшового элеватора в продольном разрезе;
на фиг. 2 - то же самое, вид А с фиг. 1;
на фиг. 3 - вид ковша сверху;
на фиг. 4 - разрез Б -Б с фиг. 1;
на фиг. 5 - соединение втулки с пластиной цепи.
Исполнительный орган ковшового элеватора содержит две тяговые пластинчато-втулочные цепи 1 и установленные между ними ковши 6. Пластинчато-втулочные цепи 1 состоят из наружных 2 и внутренних 3 пластин и шарнира, образованного осью 4 и втулкой 5. Каждый из ковшей снабжен парой тянущих 7 и парой поддерживающих 8 проушин, имеющих соответственно отверстия "а" и "б". Причем отверстие "б" под цилиндрический шарнир (на черт. не показан) в поддерживающих проушинах 8 выполнено большим, чем диаметр оси 4, на величину "с", превышающую сумму погрешности шага пластин (звеньев) цепи ( ΔT ) и допуска на межцентровое расстояние между шарнирами тянущих и поддерживающих проушин ( ΔA ), т.е. c>ΔT+ΔA (фиг. 3, 4), где
Т - номинальный размер шага пластин цепи;
А - номинальное расстояние между отверстиями тянущих и поддерживающих проушин;
T±ΔT - шаг пластин цепи;
( A±ΔA ) - расстояние между отверстиями "а" тянущих и "б" поддерживающих проушин.
На втулках 5 установлены катки 9, а на концах осей 4 приварены упоры 10, определяющие поперечный габарит исполнительного органа. Упоры 10 относительно наружных пластин 2 цепи жестко зафиксированы стопорными планками 11 (фиг. 4).
Изобретение осуществляется следующим образом.
Исполнительный орган приводят в действие от привода ковшового элеватора (на черт. не показан). Вращаясь, приводная звездочка привода взаимодействует своими гранями с пластинами 2, 3 цепей 1. Тянущее усилие от этих пластин передается на последующие через оси 4 и втулки 5. Обе ветви цепей 1 синхронно приходят в поступательное движение относительно направляющих элеватора (на черт. не показаны). Перемещение исполнительного органа по направляющим осуществляется при помощи катков 9, вращающихся относительно втулок 5.
Оси 4 воздействуют на цилиндрические отверстия "а" тянущих проушин 7 (фиг. 3) и приводят в движение ковши 6.
С другой стороны ковши 6 зафиксированы от опрокидывания относительно цепей 1 за счет взаимодействия отверстий "б" поддерживающих проушин 8 с осями 4. Цилиндрические шарниры поддерживающих проушин установлены на осях 4 с зазором "c". Это обеспечивается тем, что отверстие "б" поддерживающих проушин 8 выполнено заведомо больше суммы ΔT и ΔA .
Приведенные в движение цепи 1 подают ковши 6 к загрузочному окну элеватора под загрузку углем. Поочередно заполняемые таким образом ковши 6 перемещаются одновременно с тяговыми пластинчато-втулочными цепями 1 к разгрузочному окну элеватора. Нагрузка от веса груза в ковшах 6 через тянущие проушины 7 и втулки 5 передается на оси 4 и за счет зазора "с" ковши свободно самоустанавливаются на осях 4. При переходе наружных 2 и внутренних 3 пластин цепей 1 через приводную звездочку элеватора происходит их поворот, а также поворот осей 4 и ковшей 6 относительно этой приводной звездочки, что приводит к взаимному повороту втулок 5 относительно осей 4. Возникающий момент трения между осями 4 и втулками 5, стремящийся повернуть последние относительно взаимодействующих с ними внутренних пластин 3 цепей 1, блокируется за счет их взаимной посадки с натягом. Поворот осей 4 относительно наружных пластин 2 блокируется за счет взаимодействия упоров 10 и стопорных планок 11, жестко закрепленных на пластинах 2. В результате чего уменьшается износ соединений исполнительного органа. По мере поворота каждого из ковшей вокруг приводной звездочки элеватора происходит самовысыпание груза (угля) в разгрузочное окно элеватора.
В случае применения исполнительного органа для обезвоживания транспортируемого материала в ковшах 6 выполняются сквозные отверстия 12, через которые вытекает вода во время подъема ковшей. Для лучшего обезвоживания материала ковши снабжены водоотводящими листами 13, которые исключают дождевание на ниже расположенные ковши.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕВАТОР | 1998 |
|
RU2149130C1 |
КОВШОВЫЙ ЦЕПНОЙ ЭЛЕВАТОР С УВЕЛИЧЕННОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВШЕЙ | 2012 |
|
RU2485040C1 |
ПЛАСТИНЧАТЫЙ КОНВЕЙЕР | 2001 |
|
RU2209754C2 |
ТЯГОВО-ГРУЗОНЕСУЩЕЕ ПОЛОТНО ПЛАСТИНЧАТОГО КОНВЕЙЕРА | 1997 |
|
RU2121953C1 |
РЕЖУЩАЯ ЦЕПЬ МАШИНЫ ДЛЯ ПОГРУЗКИ РУДЫ И ГОТОВОГО ПРОДУКТА | 1999 |
|
RU2152484C1 |
САМОХОДНАЯ МАШИНА ДЛЯ ЗАГРУЗКИ АНОДНОЙ МАССЫ В АНОД АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА | 1973 |
|
SU386029A1 |
ПЛАСТИНА ЗВЕНА ПРИВОДНОЙ РОЛИКОВОЙ ИЛИ ВТУЛОЧНОЙ ЦЕПИ | 2014 |
|
RU2550788C1 |
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТКРЫТЫЕ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ЭЛЕМЕНТА ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2472049C2 |
КОВШОВЫЙ ЭЛЕВАТОР | 2004 |
|
RU2264968C1 |
Ковшовый элеватор | 1986 |
|
SU1379193A1 |
Изобретение относится к погрузочно-транспортным машинам и может быть использовано в угольной промышленности, металлургии, промышленности строительных материалов и т.п. Исполнительный орган включает две тяговые пластинчато-втулочные цепи, состоящие из наружных и внутренних пластин, осей, втулок и установленные между цепями ковши. Последние снабжены тянущими и поддерживающими проушинами, шарнирно закрепленными на осях. Противоположные втулки цепей посажены на единую ось и соединены с пластинами цепей посадкой с натягом. На втулках установлены катки, позволяющие снизить износ направляющих ковшового элеватора. Отверстия поддерживающих проушин превышают диаметр оси на суммарную величину погрешности шага пластин цепей и допуска на межцентровое расстояние между шарнирами тянущих и поддерживающих проушин. Увеличивается долговечность исполнительного органа ковшового элеватора. 3 з. п. ф-лы, 5 ил.
Способ осуществления гидроакустической связи с быстроходным подводным объектом | 2020 |
|
RU2733489C1 |
Узел крепления грузонесущего элемента к пластинчатой цепи конвейера | 1987 |
|
SU1490034A1 |
Цепной трансформатор | 1975 |
|
SU583730A3 |
Ковшовый транспортер | 1984 |
|
SU1162387A1 |
US 3659698 A, 02.05.72. |
Авторы
Даты
2000-05-20—Публикация
1998-02-10—Подача