ДВУХСРЕДНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС С СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОЧНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ПРИВЯЗКИ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ Российский патент 2013 года по МПК G01C21/00 G01W1/02 

Описание патента на изобретение RU2485447C1

Изобретение относится к области автоматизированного мониторинга окружающей среды, а именно состояния атмосферы и льда с одновременным определением координат собственного местонахождения комплекса и передачей полученной информации по радиоканалу, и может быть использовано в качестве средства мониторинга окружающей среды в зоне движения льда для безопасной проводки судов по северному морскому пути и обеспечения безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе дрейфующего. Кроме того, комплекс выполняет функцию элемента подводной навигационной системы.

Известен (US, патент 3449950) комплекс мониторинга окружающей среды, содержащий набор датчиков физических величин (температура воды и воздуха, сила и направление ветра и т.д.), установленных на заякоренном буе.

Недостатком известного комплекса следует признать отсутствие возможности контроля состояния льда, неподвижность расположения буя, а также непредусмотренность возможности использования его в качестве средства подводной навигации.

Известен (RU, патент 2196347) комплекс экологического контроля окружающей среды, который содержит теплоизоляционный корпус с крышкой, внутри которого размещены системы контроля, измерения с приборами и агрегатами, водосборная емкость, система сбора и отвода конденсата влаги, выполненная в виде сетки из влагопоглощающего материала.

Известен (RU, патент 2197743) комплекс экологического контроля окружающей среды, содержащий герметичный корпус с крышкой обтекаемой формы, причем внутри корпуса размещены измерительные приборы, а на корпусе закреплена метеомачта в виде трубы с датчиковой метеоаппаратурой.

Недостатками известных комплексов экологического контроля окружающей среды являются высокие массогабаритные параметры, невозможность удаленного мониторинга, недостаточный объем получаемой информации о состоянии окружающей среды, а также непригодность к определению характеристик льда и автономной работе. Известные комплексы не предназначены для использования в качестве элементов подводной навигации.

В ходе проведения патентного - информационного поиска не выявлено техническое решение, которое по конструкции и по назначению может быть использовано в качестве ближайшего аналога разработанного комплекса.

Техническая задача, решаемая посредством разработанного устройства, состоит в обеспечении возможности мониторинга состояния (толщины) льда и окружающей среды при одновременном определении координат расположения комплекса и использовании его в качестве элемента системы подводной навигации.

Технический результат, получаемый при реализации разработанного устройства, состоит в повышении безопасности проводки судов, в том числе и подводных технических средств во льдах и обеспечении безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе дрейфующего.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанный двухсредный исследовательский и навигационный комплекс с системой обеспечения точной навигационной привязки для подводных подвижных технических объектов. Разработанный комплекс содержит надводную и подводную секции, соединенные штангой, причем надводная часть содержит блок управления, блок определения координат по системе спутниковой навигации, блок определения толщины ледового покрова, блок определения состояния атмосферы, подключенные к приемопередающему устройству, блок электропитания, подключенный к энергопотребляющим блокам, а подводная часть содержит подводный навигационный маяк.

Предпочтительно в составе комплекса используют блок электропитания, выполненный с возможностью подзарядки. В этом случае комплекс дополнительно содержит генератор электрической энергии, подключенный к входу блока электропитания. В качестве указанного генератора может быть использован ветрогенератор или генератор, использующий термопару.

В некоторых вариантах реализации блок определения состояния атмосферы выполнен с возможностью определения скорости ветра, температуры и влажности воздуха.

Предпочтительно блок управления выполнен с возможностью включения блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства и подводного навигационного маяка по получению управляющего сигнала.

Блок управления может быть выполнен на базе микропроцессора. Блок определения координат по системе спутниковой навигации может быть выполнен на базе систем спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Блок измерения толщины ледового покрова может быть выполнен на базе ультразвукового толщиномера. В качестве блока измерения состояния атмосферы может быть использован измерительный блок метеозонда. В качестве блока электропитания может быть использована аккумуляторная батарея, предпочтительно выполненная с возможностью подзарядки. Корпус комплекса преимущественно выполнен с возможностью установки с борта летательного аппарата или плавсредства. Штанга, на которой закреплен подводный навигационный маяк, может быть использована в качестве средства измерения толщины льда. Кроме того, на штанге может быть закреплен один из элементов термопары (второй элемент расположен над поверхностью льда), при этом генерированный термопарой электрический заряд поступает в аккумуляторную батарею. Мачта ветрогенератора может быть дополнительно использована в качестве антенны приемопередающих устройств.

Предпочтительно блок определения состояния атмосферы выполнен с возможностью определения скорости ветра, температуры и влажности воздуха.

В зависимости от условий эксплуатации и назначения комплекса блок управления может быть выполнен с возможностью включения блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства по получению управляющего сигнала. Но возможен вариант реализации блока управления, когда включение блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства происходит по заранее заданной программе.

Каждый используемый комплекс имеет свой индивидуальный код (идентификационный номер - ID), который приведен во всех радиограммах, отправляемых комплексом.

Блок управления предпочтительно выбран с возможностью приема управляющих сигналов от стационарного поста мониторинга и передачи их блокам определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающему устройству. Кроме того, блок управления предпочтительно содержит плату конвертора сигнала для дальнейшей ретрансляции данных навигации в подводный гидроакустический маяк.

Совместное использование, по меньшей мере, трех разработанных комплексов обеспечивает ориентирование в пространстве подводного аппарата любого типа.

Желательно, чтобы блок управления мог контролировать и состояние аккумуляторной батареи с передачей информации о ее состоянии на стационарный пост мониторинга.

Разработанный комплекс обеспечивает выполнение следующих функций:

- подача сигналов подводной навигации;

- прием сигналов от навигационных спутниковых группировок;

- параллельное проведение измерений толщины льда;

- передача в эфир (по каналам спутниковой связи) собираемых данных в режиме он-лайн (в заданное время):

- о собственной координате в настоящее время;

- о толщине льда, на котором он находится в текущее время;

- о скорости ветра, давлении и влажности воздуха и температуре (по необходимости).

Установка и использование комплексов на заданном расстоянии обеспечивает возможность создания сети информационных комплексов в системе контроля движения льда и его состояния, для безопасной проводки судов по северному морскому пути и обеспечения безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе дрейфующего. Кроме того, установка и использование комплексов на заданном расстоянии обеспечивает возможность создания сети подводной навигации.

Основной особенностью системы, создаваемой при использовании устанавливаемых на лед комплексов, является возможность обеспечивать точный технический контроль состояния льда, его толщины, что позволяет при использовании специальных программных продуктов делать точный прогноз времени и качества формирования торосов, смещения льда и образования непроходимых для ледокольного флота ледовых условий. Кроме того, система указанных комплексов обеспечивает подводную навигацию.

В базовом варианте разработанный комплекс работает следующим образом.

Сформированный комплекс с заряженной аккумуляторной батареей требует индивидуальной установки с учетом необходимости сквозного пробуривания льда для установки подводного гидроакустического навигационного маяка. Одновременно с использованием системы спутниковой навигации происходит определение географических координат нахождения комплекса и определение толщины льда. Полученная информация в блоке управления переводится в числовой код и посредством приемопередатчика направляется на стационарный пост мониторинга. Одновременно в блоке управления происходит конвертирование сигнала, характеризующего место нахождения комплекса, в форму, пригодную для транслирования подводным навигационным маяком. В последующем периодически по программе, заложенной в блок управления, или по управляющему сигналу от стационарного поста мониторинга повторяют операцию измерения параметров и передачу сигналов. Система подзарядки аккумуляторной батареи работает постоянно.

Таким образом, использование разработанного комплекса позволяет обеспечить повышение уровня безопасной проводки судов во льдах и обеспечение безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в прибрежной зоне в ледовитых морях и в условиях ледяного покрова, в том числе дрейфующего.

Похожие патенты RU2485447C1

название год авторы номер документа
НАДВОДНЫЙ ПРИЕМНИК/ПЕРЕДАТЧИК С КОНВЕРТЕРОМ ДАННЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОЧНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ПРИВЯЗКИ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 2011
  • Есаулов Евгений Игоревич
RU2485445C1
Компьютерная система дистанционного управления навигационными комплексами для автоматизированного мониторинга окружающей среды в условиях Арктики 2017
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Гурьянов Андрей Владимирович
  • Ефимов Владимир Васильевич
  • Мельников Владимир Александрович
RU2681671C1
ИЗМЕРИТЕЛЬНО-НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, УСТАНАВЛИВАЕМЫЙ НА ЛЕД 2011
  • Есаулов Евгений Игоревич
RU2486471C1
Компьютерная система дистанционного управления навигационными комплексами для автоматизированного мониторинга окружающей среды в условиях Арктики 2019
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Берлик Сергей Анатольевич
  • Ефимов Владимир Васильевич
  • Скворцов Андрей Геннадьевич
RU2723928C1
Компьютерная система дистанционного управления навигационными комплексами для автоматизированного мониторинга окружающей среды в условиях Арктики 2019
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Ефимов Владимир Васильевич
  • Мельников Владимир Александрович
RU2732318C1
АРКТИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ВОЖДЕНИЯ И НАВИГАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДВОДНЫХ И ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НАВИГАЦИИ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПЛАВАНИЯ 2015
  • Кочаров Ованес Меликсетович
  • Кочаров Карен Ованесович
  • Кочаров Армен Ованесович
  • Кочаров Александр Арменович
RU2596244C1
Система мониторинга состояния льда и окружающей среды 2019
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Гурьянов Андрей Владимирович
  • Куркова Ольга Петровна
RU2715845C1
Система дистанционного контроля состояния атмосферы и ледяного покрова в северных районах 2017
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Скворцов Андрей Геннадьевич
  • Ефимов Владимир Васильевич
  • Паршин Сергей Михайлович
RU2658123C1
Способ навигационного оборудования морского района и самоходный подводный аппарат для его осуществления и арктическая подводная навигационная система для вождения и навигационного обеспечения надводных и подводных объектов навигации в стесненных условиях плавания 2021
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2773538C1
Система дистанционного контроля состояния атмосферы и ледяного покрова в северных районах 2019
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Ефимов Владимир Васильевич
  • Гурьянов Андрей Владимирович
RU2712794C1

Реферат патента 2013 года ДВУХСРЕДНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС С СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОЧНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ ПРИВЯЗКИ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. Сущность: комплекс включает надводную и подводную секции, соединенные кабелем. Надводная часть содержит блок управления, блок определения координат по системе спутниковой навигации, блок определения толщины ледового покрова, блок определения состояния атмосферы, подключенные к приемопередающему устройству, а также блок электропитания, подключенный к энергопотребляющим блокам. Подводная часть содержит подводный навигационный маяк. При этом блок управления выполнен с возможностью включения блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства и подводного навигационного маяка по получению управляющего сигнала. Технический результат: возможность проведения мониторинга состояния льда и окружающей среды с одновременным определением координат расположения комплекса, повышение безопасности при проводке судов во льдах. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 485 447 C1

1. Двухсредный исследовательский и навигационный комплекс с системой обеспечения точной навигационной привязки для подводных подвижных технических объектов, характеризуемый наличием надводной и подводной секции, соединенных кабелем, причем надводная часть содержит блок управления, блок определения координат по системе спутниковой навигации, блок определения толщины ледового покрова, блок определения состояния атмосферы, подключенные к приемопередающему устройству, блок электропитания, подключенный к энергопотребляющим блокам, а подводная часть содержит подводный навигационный маяк, причем блок управления выполнен с возможностью включения блоков определения координат по системе спутниковой навигации, определения толщины ледового покрова и определения состояния атмосферы, а также приемопередающего устройства и подводного навигационного маяка по получению управляющего сигнала.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что он дополнительно содержит генератор электрической энергии, подключенный к входу блока электропитания.

3. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что блок определения состояния атмосферы выполнен с возможностью определения скорости ветра, температуры и влажности воздуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2485447C1

Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2007A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2007A1
ААНИИ
- СПб., 2008, с.1-234
US 2009141591 A1, 04.06.2009
Башилов И.П
и др
Донные геофизические обсерватории: методы конструирования и области применения / Научное приборостроение, 2008, т
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей 1921
  • Меньщиков В.Е.
SU18A1
Торцефрезный станок для обработки длинномерных деталей 1949
  • Анопов Г.А.
SU86321A1
US

RU 2 485 447 C1

Авторы

Есаулов Евгений Игоревич

Даты

2013-06-20Публикация

2011-11-07Подача