Изобретение относится к измерениям, а точнее - к измерению силы, действующей на железнодорожный рельс, уложенный в пути.
Известны тензометрические системы измерения механических напряжений, воздействующих на рельс, например, патент ЕР 1793211, в которых измерение напряжений в рельсах производится с использованием тензорезистивных датчиков, наклеенных на рельс или шпалы. Недостатком метода является то, что датчики должны быть наклеены на ненапряженный рельс до укладки его в шпальную решетку, а количество датчиков должно быть достаточно большим.
Известны системы измерения механических напряжений, действующих на рельс, например, патент UK 1336311, заключающийся в том, что в рельсе выполняется отверстие, закрепляется датчик с использованием тензорезисторов, реагирующий на изменение геометрических размеров отверстия. Недостатком метода является то, что снижается механическая прочность рельса, а также то, что датчик реагирует только на изменение усилий.
Наиболее близким аналогом (прототипом) является система измерения усилий (патент US 5386727), действующих на рельс с использованием зависимости скорости распространения ультразвука в рельсе в зависимости от действующих на рельс напряжений. Недостатком системы является слабая зависимость скорости распространения ультразвуковых колебаний от внутренних напряжений рельса, что делает метод недостаточно чувствительным к внутренним напряжениям при изменении геометрических параметров рельса (при износе), температуры и т.п.
Суть предлагаемого способа измерения усилий заключается в следующем (Фиг.1): если рельс 1, растягиваемый силой F, закрепить в двух или более точках 3, на рельс между этими точками установить груз 2 достаточно большой массы М, то полученная система будет обладать свойствами маятника с сосредоточенными параметрами. Частота собственных колебаний такого маятника (груза) в направлениях, перпендикулярных рельсу, будет зависеть от величины растягивающей силы F. Эта частота может являться параметром, по которому можно измерять растягивающую силу.
Также сигналом, зависящим от растягивающей силы, является амплитудно-частотная характеристика колебаний такой системы.
Предлагаемое устройство (Фиг.2) состоит из массивной рамы 4, закрепляемой на рельсах 9 с помощью двух или более захватов 5, одного или более грузов 7, устанавливаемых на рельсах между захватами. Для возбуждения колебаний грузов устанавливается одно или более устройство возбуждения колебаний 6, для регистрации амплитуды и частоты вибрации на грузы устанавливаются датчики вибрации 8.
Датчиками вибрации грузов могут являться пьезоэлектрические датчики вибрации или контактные датчики измерения перемещений, установленные между массивной рамой и грузами.
Устройство может быть установлено на электровоз, тепловоз, мотовоз, самоходную машину для ремонта путей или вагон-лабораторию.
Работает устройство следующим образом. Рама устанавливается на рельсы и с помощью захватов жестко фиксируется на них, тем самым фиксирует рельсы. Также на рельсы устанавливаются грузы и фиксируются на рельсах. Устройство для возбуждения колебаний выдает импульс колебаний, близкий к удару, после которого с помощью датчика вибрации снимается характеристика колебательного процесса. Частота возникших колебаний пересчитывается в растягивающее усилие.
Также устройство для возбуждения вибрации может выдавать синусоидальные колебания, при этом в качестве параметра, связанного с растягивающим усилием, может являться амплитудно-частотная характеристика возникшей колебательной системы.
Технический результат заключается в возможности измерения растягивающих усилий, действующих на рельс, без установки на рельс тензорезистивных или аналогичных датчиков.
Список источников
1. Патент ЕР 1793211.
2. Патент UK 1336311.
3. Патент US 5386727.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОДОЛЬНО-НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ | 2014 |
|
RU2555070C1 |
Устройство для определения внутреннего трения материалов в процессе одноосного растяжения | 1982 |
|
SU1067405A1 |
Способ безразборной диагностики изменений технического состояния судовых рулевых устройств в результате воздействия ледовых нагрузок и устройство для его реализации | 2017 |
|
RU2655611C2 |
Способ обнаружения боксования и юза колес транспортного средства с электрической передачей | 2016 |
|
RU2657157C1 |
Способ экспериментального определения динамических характеристик гибких протяженных конструкций | 2021 |
|
RU2775360C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАГРУЗКИ ВАГОНОВ ОДНОРЕЛЬСОВОЙ НАВЕСНОЙ ДОРОГИ | 1935 |
|
SU47934A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ТЕПЛОВОЗА С РЕЛЬСАМИ | 2007 |
|
RU2340491C1 |
Стенд для исследования напряженного состояния рельсов, дефектов рельсов и колес подвижного состава | 2021 |
|
RU2755595C1 |
Способ оценки динамической жёсткости рельсового пути и устройство для его реализации | 2019 |
|
RU2731163C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ СТРУННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2258230C1 |
Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к средствам и методам измерения растягивающих усилий, действующих на рельсы. Согласно одному способу измерение растягивающих усилий, действующих на рельс, может реализовываться следующим образом. Рельс закрепляется в двух или более точках, на рельс между точками закрепления навешивается груз большой массы, а сигналом, зависящим от растягивающего усилия, является частота собственных колебаний полученной системы, образованной указанным рельсом и подвешенным к нему грузом. Согласно второму способу производится измерение амплитудно-частотной характеристики аналогичной системы из рельса и подвешенного к нему груза. Устройство состоит из массивной рамы, содержащей два и более захватов рельсов, устройства возбуждения колебаний грузов, одного или более грузов, устанавливаемых на рельс, содержащих датчики вибрации. Устройство может устанавливаться на электровоз, тепловоз, мотовоз, путеремонтную машину или вагон-лабораторию. Технический результат заключается в возможности измерения растягивающих усилий, действующих на рельс, без установки на рельс датчиков. 3 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ измерения растягивающих усилий, действующих на рельс, отличающийся тем, что рельс закрепляется в двух или более точках, на рельс между точками закрепления навешивается груз большой массы, а сигналом, зависящим от растягивающего усилия, является частота собственных колебаний полученной системы, образованной указанным рельсом и подвешенным к нему грузом.
2. Способ измерения растягивающих усилий, действующих на рельс, заключающийся в том, что рельс закрепляется в двух или более точках, на рельс между точками закрепления навешивается груз большой массы, отличающийся тем, что сигналом, зависящим от растягивающего усилия, является амплитудно-частотная характеристика получившейся колебательной системы, образованной указанным рельсом и подвешенным к нему грузом.
3. Устройство для измерения растягивающих усилий, действующих на рельс, отличающееся тем, что состоит из массивной рамы, содержащей два и более захвата рельсов, устройство возбуждения колебаний грузов, одного или более груза, устанавливаемых на рельс, содержащих датчики вибрации.
4. Устройство для измерения растягивающих усилий по п.3, действующих на рельс, отличающееся тем, что датчиками вибрации грузов являются пьезоэлектрические датчики вибрации.
5. Устройство для измерения растягивающих усилий по п.3, действующих на рельс, отличающееся тем, что датчиками вибрации грузов являются контактные датчики измерения перемещений, установленные между массивной рамой и грузами.
6. Устройство для измерения растягивающих усилий по любому из пп.3-5, действующих на рельс, отличающееся тем, что установлено на электровоз, тепловоз, мотовоз, самоходную машину для ремонта путей или вагон-лабораторию.
US 5386727 А, 07.02.1995 | |||
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ КОНСОЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ ПРИ ДИНАМИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ | 2005 |
|
RU2301413C1 |
GB 1336311 A, 07.11.1973. |
Авторы
Даты
2013-07-10—Публикация
2010-05-26—Подача