СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Российский патент 2013 года по МПК A61M16/10 A61G10/02 

Описание патента на изобретение RU2492879C1

Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, и может быть использовано для коллективной профилактики утомления у обучающихся в средних и высших учебных заведениях.

Известен способ снижения утомления с включением в учебный процесс физкультурных и музыкальных пауз (Белозерова Л.М. Умственная работоспособность: монография. - Пермь, 2007. - С.39-46).

Недостатки: физкультурные паузы должны проводиться в хорошо проветриваемых помещениях достаточного объема. Необходима разработка специально подобранных программ физических упражнений и музыкального сопровождения, специальная аппаратура.

Технический результат: повышение эффективности способа.

Указанный результат достигается путем применения учебной комнаты, оборудованной соляными экранами, размещенными на стенах вблизи учебных столов.

Соляные экраны смонтированы из природных сильвинитовых блоков Верхнекамского калийного месторождения, содержащих до 40% хлористого калия, 57% хлористого натрия, 0,95% сернокислого кальция, 0,2% хлористого магния. Входящий в состав сильвинита радиоактивный элемент К40 (0,01%)'"создает радиационный" фон, равный 0,16±0,002 мкЗв/ч и поддерживает в воздухе около экранов среднее содержание легких отрицательных аэроионов на уровне 1544,5±110 ион/см3 (Русанова Е.А., Сидорова Д.А., Кириченко Л.В., Баранников В.Г. // Материалы научной сессии 2012 года. Пермь: ПГМА им. ак. Е.А.Вагнера, 2012.- С.109-111).

Оптимальная площадь данного соляного сооружения в расчете на один учебный стол должна составлять не менее 1,97 м2 (например, 1,4×1,5 м), при площади помещения на одного обучающегося 4,72 м2.

В помещении, оборудованном учебными столами и стульями, за 15 минут до начала занятий открывают специально оборудованную фрамугу, через которую наружный атмосферный воздух поступает в учебную комнату, затем с помощью побудителя движения воздуха он направляется в соляные фильтры через воздуховоды. Стены соляного фильтра выполнены из натурального материала, его внутренний объем заполнен деревянными пластинами с наклеенными на них осколками сильвинита. Воздух, прошедший через соляной фильтр, направляется на поверхность соляного экрана через патрубки. В результате в зону дыхания обучающихся поступает воздух, насыщенный легкими, электрически заряженными аэроионами и частицами соли, который смешивается с воздухом комнаты, ионизированным за счет радиоактивного излучения соляных поверхностей сильвинита и естественных процессов, связанных с диффузионным и динамическим отрывом легких заряженных соляных частиц с поверхностей экранов.

Для поддержания оптимальных параметров воздушной среды в соляной комнате использовалась система вентиляции, обеспечивающая скорость воздушного потока в воздуховодах - 2,16 м/с, производительность - 103,4 м3/ч и кратность воздухообмена по притоку - 3 раза/ч, при этом количество кубических метров воздуха, приходящееся на одного человека, составило 10-12 м3.

Дополнительное насыщение воздуха учебной комнаты мелкодисперсным соляным аэрозолем проводилось с помощью устройства для распыления аэрозоля (патент РФ №44500 от 23.11.04), концентрация которого в воздухе комнаты составила 0,08±0,004 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.

Способ осуществляют следующим образом: обучающиеся проходят профилактический курс 18 дней, по 5 часов ежедневно в комнате, оборудованной двумя экранами из натурального сильвинита, размещенными на стенах комнаты на уровне учебных столов обучающихся.

Данный способ может быть применен для сохранения работоспособности обучающихся в средних и высших учебных заведениях.

Примеры конкретного выполнения.

Пример 1.

Обучающийся М., 22 года.

До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 72 удара в минуту; артериальное давление 99/66 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 16 в минуту; проба Генча 23 секунды; проба Штанге 35 секунд, температура кожи лба 35,4°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 184, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 5,0; активность - 7,0; настроение - 6,5.

Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,084 мг/м с размером частиц - 0,4 мкм.

После цикла обучения: частота сердечных сокращений 65 ударов в минуту; артериальное давление 104/90 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 14 в минуту; проба Генча 28 секунды; проба Штанге 40 секунд, температура кожи лба 36,7°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 254, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 5,6; активность - 6,0; настроение - 6,4.

Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.

Пример 2.

Обучающийся Г., 22 года.

До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 82 удара в минуту; артериальное давление 122/78 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 15 в минуту; пробы Генча 27 секунд; проба Штанге 44 секунды, температура кожи лба 35,0°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 262, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 4,6; активность - 5,3; настроение - 4,3.

Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,076 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.

После цикла обучения: частота сердечных сокращений 70 ударов в минуту; артериальное давление 120/71 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 12 в минуту; проба Генча 35 секунд; проба Штанге 52 секунды, температура кожи лба 36,5°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 322, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 4,8; активность - 5,4; настроение - 5,4.

Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.

Пример 3.

Обучающийся М., 23 года.

До начала цикла обучения: частота сердечных сокращений 80 ударов в минуту; артериальное давление 107/74 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 14 в минуту; проба Генча 38 секунд; проба Штанге 46 секунды, температура кожи лба 36,0°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 223, количество допущенных ошибок 0. По тесту «САН»: самочувствие - 4,8; активность - 5,4; настроение - 5,4.

Профилактика. Во время цикла обучения в течение 18 дней по 5 часов ежедневно обучающийся находился в комнате с двумя экранами из натурального сильвинита размером 1,97 м2, размещенными на стене комнаты на уровне учебных столов обучающихся. Фильтр-насытитель и система

вентиляции обеспечивали концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,084 мг/м с размером частиц - 0,4 мкм.

После цикла обучения: частота сердечных сокращений 67 ударов в минуту; артериальное давление 101/73 мм рт.ст.; частота дыхательных движений 12 в минуту; проба Генча 40 секунд; проба Штанге 53 секунды, температура кожи лба 36,6°С. По результатам корректурного теста Анфимова количество просмотренных знаков 322, количество допущенных ошибок 1. По тесту «САН»: самочувствие - 5,9; активность - 5,6; настроение - 6,0.

Результаты. С 5 по 14 день цикловых занятий уровень работоспособности обучающегося сохранялся. Увеличивались устойчивость и концентрация внимания, отмечались высокие показатели самочувствия и настроения.

Похожие патенты RU2492879C1

название год авторы номер документа
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ 2013
  • Блохин Борис Моисеевич
  • Королева Юлия Вячеславовна
  • Шурыгина Светлана Вячеславовна
  • Кабишева Екатерина Викторовна
  • Королев Александр Владимирович
  • Овчаренко Евгений Юрьевич
  • Гаврютина Ирина Валерьевна
RU2526945C1
СОЛЯНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 2011
  • Кириченко Лариса Викторовна
  • Баранников Владимир Григорьевич
  • Русанова Елизавета Андреевна
  • Дементьев Сергей Васильевич
RU2462218C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ 2004
  • Кучма Владислав Ремирович
  • Храмцов Петр Иванович
  • Краковский Максим Михайлович
  • Федоров Виктор Александрович
  • Гребенко Юрий Александрович
RU2319445C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ 1995
  • Одинцов С.Б.
  • Жданова Л.А.
  • Филькина О.М.
  • Шанина Т.Г.
  • Воробьева Е.А.
  • Пыхтина Л.А.
  • Нежкина Н.Н.
RU2125833C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1994
  • Нежкина Н.Н.
  • Шиляев Р.Р.
  • Русова Т.В.
RU2107462C1
Климатическая камера 1991
  • Коничев Алексей Викторович
  • Коничев Сергей Алексеевич
  • Богданович Анатолий Степанович
SU1837900A3
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛЕТЧИКА 2015
  • Никифоров Даниил Анатольевич
  • Ворона Александр Александрович
  • Кукушкин Юрий Александрович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Пономаренко Владимир Александрович
  • Филатов Владимир Николаевич
RU2614939C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ 2008
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Миклашевич Ирина Александровна
RU2369318C1
ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО И СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ, СИНДРОМА ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА И КИНЕТОЗОВ 2010
  • Эпштейн Олег Ильич
RU2542453C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВОДОЛАЗОВ К ТОКСИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ АЗОТА 2018
  • Зверев Дмитрий Павлович
  • Бобров Юрий Михайлович
  • Поликарпочкин Александр Николаевич
  • Шитов Арсений Юрьевич
RU2688788C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Изобретение относится к медицине, а именно к профилактике. Ежедневно в течение 18 дней осуществляют проведение занятий. Занятия проводят по 5 часов в комнате, оборудованной двумя экранами, фильтром-насытителем и системой вентиляции. Экраны выполнены из натурального сильвинита. Площадь каждого экрана не менее 1,97 м2 . Фильтр-насытитель и система вентиляции обеспечивают в комнате концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,08±0,004 мг/м3, с размером частиц - 0,4 мкм. Способ повышает эффективность профилактики утомления за счет увеличения устойчивости концентрации внимания. 3 пр.

Формула изобретения RU 2 492 879 C1

Способ профилактики утомления обучающихся, заключающийся в том, что обучающиеся в течение 18 дней по 5 часов ежедневно занимаются в комнате, оборудованной двумя экранами из натурального сильвинита площадью не менее 1,97 м2 каждый, фильтром-насытителем и системой вентиляции, обеспечивающими концентрацию соляного аэрозоля на уровне 0,08±0,004 мг/м3 с размером частиц - 0,4 мкм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2492879C1

СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 2000
  • Баскакова Г.Н.
  • Мокшанцева А.К.
RU2219827C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Файнбург Г.З.
  • Папулов Л.М.
  • Файнбург Л.З.
  • Трифонов В.М.
RU2096029C1
Устройство для испытания полых предметов сжатым воздухом на герметичность 1939
  • Шилов С.Н.
SU58032A1
СПОСОБ АЭРОИОНОТЕРАПИИ 2000
  • Белкин В.В.
  • Николаев А.С.
  • Папулов Л.М.
RU2198696C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АТОПИЧЕСКИХ ДЕРМАТИТОВ 2008
  • Елькин Владимир Дмитриевич
  • Баранников Владимир Григорьевич
  • Шарышева Ольга Васильевна
  • Киреенко Людмила Дорофеевна
  • Бахтина Мария Сергеевна
  • Дементьев Сергей Васильевич
  • Коломойцев Александр Владимирович
RU2363440C1
WO 2010126390 A1, 04.11.2010
КИРИЧЕНКО Л.В
и др
Физиолого-гигиенические исследования психоэмоционального статуса пациента при солелечении
- Сибирский медицинский журнал, 2011, №8, с.70-72
БОХАН А.Н
и др.

RU 2 492 879 C1

Авторы

Баранников Владимир Григорьевич

Кириченко Лариса Викторовна

Сидорова Дарья Александровна

Братчикова Оксана Николаевна

Дементьев Сергей Васильевич

Даты

2013-09-20Публикация

2012-07-13Подача