Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано на транспорте, в химической технологии и других отраслях техники.
Известна теплообменная труба (канал «е»), в которой в качестве интенсификатора теплообмена (ИТО) служат узкие (L<<t) кольцевые канавки на внутренней поверхности трубы. В этом канале взаимодействие потока и стенки полностью определяется теплообменом и трением в пристенных внутренних пограничных слоях (ВПС) ВПС1 и ВПС2, турбулизацию которых обеспечивает рециркуляционная зона (РЗ) [Гортышов Ю.Ф., Олимпиев В.В., Абдрахманов А.Р. Расчет турбулентной теплоотдачи и сопротивления в каналах с поперечными кольцевыми канавками // Изв. вузов. Авиационная техника. 1997. №3. С.56-68]. Механизм ИТО заключается в том, что РЗ размещена в канавке, что позволяет сократить размеры РЗ. Опыты с кольцевыми канавками проведены только для наружной поверхности труб в межтрубном потоке теплообменного аппарата (ТА) в ограниченном диапазоне характеристических параметров -
Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является теплообменная труба (канал «б»), для которой характерны большой шаг
Недостатком известных теплообменных труб является высокое гидросопротивление и низкая эффективность.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение энергетической эффективности за счет снижения гидросопротивления.
Технический результат достигается тем, что в теплообменной трубе, канал которой выполнен с выступами и канавками, согласно заявляемому изобретению канал выполнен с геометрическими соотношениями:
h/Д=0,03, l1=(90-100)/h, l2=(90-100)h, где
h - высота выступа, мм;
Д - внутренний диаметр теплообменной трубы, мм;
l1 - длина выступа, мм;
l2 - длина канавки, мм.
Сущность изобретения поясняется чертежами и таблицей, где на фиг.1 изображен канал предлагаемой теплообменной трубы, на фиг.2, 3, 4, табл.1 показаны результаты расчетов эффективности (интенсивность теплоотдачи, коэффициент гидравлического сопротивления, относительный энергетический коэффициент) каналов «е», «б» и «в».
Таким образом, для достижения технического результата предложена заявляемая конструкция теплообменной трубы (канал «в»). Канал «в» является последовательностью широких канавок l2=(90-100)h и широких выступов l1=(90-100)/h. Модель течения (и механизм ИТО) в этом канале основывается на тонких (обновленных) ВПС1; 2; 3, которые турбулизируются (внешняя турбулентность) вихревыми возмущениями от РЗ1, образующейся за обратным уступом при входе потока в канавку, и возмущениями, возникающими на прямом уступе при натекании потока на выступ.
Отрезок t канала «в» - типовой. При h/Д<0,05 происходит быстрая релаксация ВГТС1; 3 к состоянию «стандартного» ВПС на гладкой стенке. Соотношения толщин ВПС1 и ВПС3 - δ1; δ3 «Д» - позволяют отождествлять течение в трубе с течением на плоской стенке и для расчета ВПС воспользоваться теорией переноса на пластине. Целесообразно использовать интенсифицирующие процесс теплообмена элементы с размерами, не более толщины пограничного слоя. Это резко уменьшит гидравлическое сопротивление.
Основная часть термического сопротивления в потоке газов и жидкостей приходиться на пристенную область. Для чисел Прандтля Pr от 0,72 до 20 основная часть термического сопротивления потока приходится на вязкостный подслой и промежуточную область пограничного слоя (от 84% до 99%) (N.H.Afgan, FundamentalHeatandMassTransferResearchInTheDevelopmentOfNewHeatExchangersConcepts // 1993CHMTInternationalSymposiumOnNewDevelopmentInHeatExchangers.Lisbon. Portugal. PaperL.l). Поэтому интенсификация конвективной теплоотдачи должна осуществляться в вязкостном подслое и переходной области развитой турбулентности, что полностью подтверждает допущение о том, что высота элементов, интенсифицирующих процесс теплообмена, должна быть сравнима по размеру с суммарной толщиной вязкостного подслоя и промежуточной области пограничного слоя.
Оптимальная высота hопт выступов, шероховатостей и т.п. в трубах при течении газов и жидкостей определяется формулой:
ε - коэффициент гидравлического сопротивления в трубе, который зависит от числа Рейнольдса Re (для турбулентного режима течения в трубе рассчитывается по формуле Блазиуса: ε=0,3164/Re0,25);
R - радиус трубы по гладкой части;
n - коэффициент, для газов n=30, для жидкостей n=5 (Мигай В.К. Повышение эффективности современных теплообменников. М.: Энергия, 1980).
Повышение теплоотдачи в трубе посредством кольцевых поперечных выступов αи/αгл (αи - коэффициент теплоотдачи в теплообменной трубе с кольцевыми поперечными выступами, αгл - коэффициент теплоотдачи в гладкой пустой трубе) позволяет получать более выгодное соотношение между количеством тепла Q, снятого со стенки трубы, и мощностью прокачивания теплоносителя через трубу N (Калинин Э.К. и др. Интенсификация теплообмена в каналах. М.: Машиностроение, 1972). Оптимальная высота выступов hопт в теплообменной трубе, позволяющая обеспечивать максимум соотношения αи/αгл при возможно наибольшей величине Q/N, зависит от параметров потока в трубе: чисел Прандтля Pr и Рейнольдса Re, которые связаны с типом и расходом теплоносителя, его температурой. Оптимальная высота выступов hопт уменьшается при увеличении чисел Pr и Re турбулентного режима.
Расчет канала строится следующим образом.
Вычисляются местные коэффициенты αx для ВПС1 на отрезке от хk до l2
Nux=αx·х/λ; Rex=w·x/v;
w - среднерасходная скорость в канале ⌀Д; λ, ν - коэффициенты теплопроводности и кинематической вязкости. Вносится поправка на влияние внешней турбулентности (Tu) на теплоотдачу ВПС 1
αхи/αx=1+[0,41·th(0,2Tu)].
n1=3,71·10-3·Tumax 1,41.
αхи - местное истинное значение; Tu - локальная величина; Tumax=10%. Местные касательное напряжение трения и коэффициент сопротивления для ВПС1
;
Расчет ВПС3 аналогичен.
Расчет локальной теплоотдачи для ВПС2 проводится с помощью универсальной функции для обратного уступа αx2/αxk=f(х/xk), где αxk вычисляется для ВПС1. Одинаковым образом рассчитывается трение ВПС2. Осреднение местных параметров ВПС1; 2; 3 позволяет получить средние величины α; τw на участке t (и во всем канале).
Суммарные потери давления на отрезке t
ΔρΣ=Δpm+Δpp+Δpc;
Δpm =Rm/(πД2/4):Rm=πДtτw;
Δpm - потери на трение; Rm - сила трения; Δрр; Δpc - местные потери на внезапные расширение и сужение при обтекании канавки. Коэффициент ε на участке t (и во всем канале) находится из формулы Дарси
.
Модель универсальна по числам Re и Pr.
При сравнении характеристик каналов условия их расчета одинаковы. h=0,03 принята из рекомендованного диапазона, Re=104-106. Проведены многовариантные расчеты с различными сочетаниями геометрических параметров ИТО для каждого канала. Например, в расчетах канала «в» размеры канавки и выступа изменялись (в различных комбинациях) в пределах
В качестве критерия эффективности канала и оптимального варианта размеров ИТО служил относительный энергетический коэффициент
. При сопоставлении вариантов одного канала (при каждом Re) показателем наиболее высокой эффективности канала и оптимальных размеров ИТО являлся случай
Некоторые результаты расчетов эффективности для всех каналов даны в табл.1 и на фиг.2-4.
Теплофизическое существо механизмов ИТО в этих каналах принципиально аналогичное, поэтому интенсивность теплоотдачи в них почти одинакова (см. табл.1, фиг.2). При детальной оценке можно отметить, что
Относительная теплоотдача не зависит от числа Re (
Размерные коэффициенты ε для всех каналов автомодельны относительно числа Re-ε≠f/(Re), что свойственно дискретной и песчано-зернистой шероховатости Никурадзе в режиме полного проявления шероховатости.
На большей части диапазона чисел Re сопротивление канала «в» заметно ниже величины (до 20%), (см. фиг.3), что связано с меньшим количеством РЗ на единицу длины в канале «в». Улучшенная теплоотдача и пониженное сопротивление привели к повышенной эффективности канала «в» по сравнению с другими (см. табл.1, фиг.4). В равных условиях эффективность канала «в» выше, чем показатель проверенного практикой высокоэффективного канала «б» (см. фиг.4).
Согласно расчетам предлагаемая теплообменная труба (интенсифицированный канал «в») при Re>2·105 обладает высокой теплогидравлической эффективностью.
Особое позитивное качество предлагаемой теплообменной трубы типа «в»: в широкой области чисел Re максимальная эффективность
Использование предлагаемой теплообменной трубы позволит повысить энергетическую эффективность за счет снижения гидросопротивления.
Следовательно, открывается возможность реализации высокоэффективного варианта теплообменного аппарата (ТА) и значительной экономии электроэнергии и конструкционных материалов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛООБМЕННАЯ ТРУБА | 2013 |
|
RU2511859C1 |
ТЕПЛООБМЕННАЯ ТРУБА | 2012 |
|
RU2508516C1 |
ТЕПЛООБМЕННАЯ ТРУБА | 1995 |
|
RU2096716C1 |
ТЕПЛООБМЕННАЯ ТРУБА | 2002 |
|
RU2231007C2 |
ТЕПЛООБМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ | 1999 |
|
RU2178132C2 |
Теплообменная поверхность | 2018 |
|
RU2684303C1 |
Теплообменная поверхность для интенсификации теплоотдачи | 2022 |
|
RU2777179C1 |
КОЖУХОТРУБНЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК | 2008 |
|
RU2391613C1 |
ТЕПЛООБМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2279618C2 |
ТЕПЛООБМЕННАЯ ТРУБА | 1992 |
|
RU2039335C1 |
Изобретение относится к энергетике. Теплообменная труба, у которой канал выполнен с выступами и канавками, причем канал выполнен с геометрическими соотношениями: h/Д=0,03, l1=(90-100)/h, l2=(90-100)h, где h - высота выступа, мм, Д - внутренний диаметр теплообменной трубы, мм, l1 - длина выступа, мм, l2 - длина канавки, мм. Изобретение позволяет повысить энергетическую эффективность за счет снижения гидросопротивления. 4 ил., 1 табл.
Теплообменная труба, канал которой выполнен с выступами и канавками, отличающаяся тем, что канал выполнен с геометрическими соотношениями:
h/Д=0,03, l1=(90-100)h, l2=(90-100)h, где
h - высота выступа, мм
Д - внутренний диаметр теплообменной трубы, мм
l1 - длина выступа, мм
l2 - длина канавки, мм
ЛЕОНТЬЕВ А.И., ОЛИМПИЕВ В.В | |||
Влияние интенсификаторов теплообмена на теплогидравлические свойства каналов (обзор) // Теплофизика высоких температур, 2007, номер 6, c.925-953 | |||
ГОРТЫШОВ Ю.Ф., ОЛИМПИЕВ В.В., АБДРАХМАНОВ А.Р | |||
Расчет турбулентной теплоотдачи и сопротивления в каналах с поперечными кольцевыми канавками // Изв | |||
Вузов, Авиационная техника, |
Авторы
Даты
2013-10-20—Публикация
2012-05-17—Подача